Новые возможности для творчества в образовательном процессе

Амельченко Татьяна Александровна

 

 

Амельченко Татьяна Александровна,

учитель биологии    Муниципального

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной

школы №3 с. Китаевского

Новоселицкого района

Ставропольского края

 

 

Новые возможности для творчества в образовательном процессе

 

                                                                                                                             Творчество – занятие трудное, но увлекательнейшее                                

                                                                  Л. Амбарцумян

 

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал:  «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это учителя».

Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя — из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, свой гражданский долг. А главное — словом своим преподает самую трудную на свете науку — быть людьми.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся информационном мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считалась и считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету, как заинтересовать современного ученика? Как организовать обучение через желание? Как активизировать обучающегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Ведь современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Здесь нужен творческий подход, нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, проблемные, рефлексивные и другие формы и методы обучения. Одним из методов повышения интереса к

 

обучению является вовлеченность обучающихся в совместную творческую деятельность учителя и ученика.

В числе приоритетных задач современной системы образования особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижению информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее изобилия, усваивать ее в виде новых знаний. Для решения этой проблемы необходимо применение новых педагогических подходов и информационно-коммуникацилнных технологий в образовательном процессе.

            Всё в жизни начинается со школы, в школе же всё начинается с учителя. Вот почему рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего замечательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, по праву стоит имя учителя, который помог им открыть своё призвание, научил любить труд, Родину, сформулировал черты мужественных и честных людей.

Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя высоко оцениваются учащимися. Большое уважение, любовь проявляют ученики очень часто именно к мастерам своего дела. Это обязывает  каждого учителя держаться на уровне современной науки. Путь учителя – всегда вперёд, остановившегося непременно обгонит время – и молодость – самый точный хронометр века – сразу засечёт отставание. Работа над усовершенствованием себя всегда тяжела – это знает каждый. Есть службы, которые заставляют человека подниматься над своими слабостями. Избравший профессию учителя, сам себя назначает на такую службу.

Я – учитель… Пусть у меня небольшой опыт работы, но я стараюсь  делать  все для того, чтобы помочь ученику познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности, поверить в свои возможности, поверить в себя. И только тогда, когда мои ученики становятся уверенными в себе, они  с интересом и увлечением относятся  к  получению новых знаний.

Работая с детьми, я пересмотрела, проанализировала требования времени и свои возможности, и поняла, что творчество, вне всякого сомнения, является жизнеутверждающей внутренней энергией каждого человека.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Не творческий учитель не может воспитать творческого ученика. Совершенно ясно одно: на смену традиционной педагогике приходит новая, нацеленная на конкретного ребенка, для которого учеба должна быть не мукой, а увлекательным, желанным занятием. Педагогика вдохновляющая, внимательная, поддерживающая.

Наша школа имеет хорошее материально-техническое оснащение. Критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном процессе является наличие единого информационного образовательного пространства, степень использования информационных технологий в урочное и внеурочное время.

Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают моих учеников к заинтересованности, активизации познавательной деятельности, углублению межпредметных связей. Хочу выделить лишь некоторые  основные направления внедрения ИКТ в образовании:

  •          использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;
  •        использование компьютерных технологий  в качестве инструментов обучения, развития творческого потенциала обучающихся через участие в различных дистанционных играх-конкурсах: «Пятёрочка», Инфоурок.ру, Эрудиты Планеты  и другие;  олимпиадах СКФУ по общеобразовательным предметам учебного плана.
  •        использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого: даёт возможность размещать исследовательские и творческие работы детей в сети Интернет на портале www.nsportal.ru в разделе «Алые паруса»; в электронном журнале «Педагогический мир» (www.pedmir.ru); на портале www.konferenz-zal.ru и другие.
  • Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования.

Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют мне как учителю  иметь возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, участвовать в работе многочисленных сетевых сообществ учителей: www.intergu.ruhttp://zavuch.info.ru,   www.it-n.ruhttp://kopilkaurokov.net   и многие другие.

Считаю, что использование информационных и компьютерных технологий  является способом  саморазвития, удобства в получении информации, способом заявить о себе и своем опыте, возможности поделиться опытом с другими учителями. Имею возможность участвовать в работе образовательных проектов Издательского дома «Первое сентября» (www.1september.ru ): 

-  Педагогический университет – курсы повышения квалификации работников образования;

 -  «Открытый урок» - учительский фестиваль педагогических идей;

-  «Портфолио» - фестиваль исследовательских и творческих работ обучающихся;

-  «Педагогический марафон» - каждый день – предметная конференция;

-  Участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века»

Учитель – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии.           Учитель - профессия особая. Ее величие в том, что она служит развитию человека бу­дущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формиру­ется ум его питомцев, убеждения учителя определяют убеждения его воспитанников, трудом учителя создается величайшая цен­ность на Земле - Человек.

Для меня жизненно важно начинать каждый урок со слов, с одной стороны простых, но вместе с тем приводящих в какой-то трепет, слов, которые должны произноситься в полной тишине: «Здравствуйте, я рада вас видеть». Иметь возможность разговаривать с детьми. Улыбаться им и получать их улыбки в ответ. Важно понимать, что в школе учитель не для того, чтобы «научить», а чтобы «учить и учиться» быть с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при моём  непосредственном участии. Это мое глубокое убеждение.

Уроки... Они помогают мне ярче раскрыться и раскрыть учеников. Я человек. Мне свойственно ошибаться. Дети чувствуют фальшь, поэтому я стараюсь признавать свои ошибки. Главное для меня – быть уверенной в том, что я знаю, что надо делать. Это мой дар. Я – учитель. Считаю, что учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Я живу тем, что каждый день иду в школу для того, чтобы научить, помочь найти себя в этом сложном мире каждому ребенку. Я стараюсь быть доброй и строгой, открытой и понимающей.

Я люблю свою профессию и чувствую радость от того, что могу расти профессионально, раскрывая заложенный педагогический потенциал.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     На кружке «Основы исследовательской деятельности» обучающиеся знакомятся с особенностями проектной деятельности, со структурой написания проекта. А также сами являются непосредственными участниками исследовательских работ и проектов.

C:\Users\ученик\Desktop\IMG_3870.jpg

C:\Users\ученик\Desktop\IMG_3866.jpg