Конспект урока по теме "Пропорция" 6 класс

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Пропорция

Тип урока: урок закрепления и применения полученных знаний, умений и навыков.    

Цели урока:                                                                                                                                               Образовательные: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Пропорция».

Развивающие: развивать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание, математическую речь, самостоятельность, активную мыслительную деятельность.                                                                                                                          Воспитательные: воспитывать интерес к математике, активность, дисциплину ума.    

Ход урока:

Перед уроком на перемене ребята вешают листочки на «Дерево Настроения»

(красные листочки – настроение хорошее; зелёные – настроение неплохое; чёрные – настроение плохое).

  1. Организационный момент (5 мин)

- Здравствуйте! Начнём урок с нашего любимого упражнения.

Упражнение «Бодрячок» (для снятия психоэмоциональной нагрузки, установки позитивного психологического климата).

1. Ваше настроение в начале урока мы видим по «Дереву Настроения». Для того, чтобы оно улучшилось постараемся хорошо поработать, узнать что-то новое, интересное.

2. А теперь разгадайте ребус. (Слайд 1).

3. Итак, мы сегодня на уроке мы повторим и систематизируем материал по теме «Пропорции». (Слайд 2).

Проверим свои знания и умения при решении упражнений. Познакомимся с «Божественной пропорцией». Но в начале проведём технику вычислений.

4. Техника вычислений (по тетрадям Зайцева). Самопроверка.

 - Кто сосчитал на «2», «3», «4», «5»?

Выставим результаты в дневники и запишем домашнее задание. Аналогичные задания мы будем решать в классе.

II. Актуализация опорных знаний.

Девиз «Повторенье – мать ученья». (Слайд 3)

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души!            

1) Из чего составляется отношение? (Слайд 4)                          

После ответа на слайде появляются карточки:

- Что показывает отношение? (Слайд 5)

  2) Прочитайте отношения и ответьте на вопрос:  - Что оно показывает?

   - На этом слайде есть равные отношения. Найдите их.

Соединяются стрелками прямоугольники, в которых записаны равные отношения.

В пустой прямоугольник какое можно вписать отношение, равное тому, которое не соединено стрелкой.

На доске запись:                        10:2

                                          5:1 =  15:3

                                                    20:4

- Что можно составить, используя эти отношения?

- Каким знаком надо соединить отношения, чтобы получилась пропорция?        (Слайд 5)

 - Сколько чисел участвует в записи пропорции? (Слайд 5)

- Какое название они имеют? (Слайд 5)

- Прочитайте полученные пропорции. Назовите крайние и средние члены.

3) (Слайд 6)

- Ещё раз хочу напомнить, как записать отношение и, соответственно, в каком виде можно записать пропорцию.  

4) Какие из равенств являются пропорциями? (Слайд 7)

- Почему первое равенство не является пропорцией?

  • Как проверить, верна ли  эта пропорция? (Два способа)
  • Проговорите основное свойство пропорции.
  • Назовите крайние и средние члены данной пропорции.

ИТОГ:

 Мы повторили определения отношения, пропорции, основное свойство пропорции.

- А сейчас проведём небольшой графический диктант, который покажет, как вы понимаете теоретический материал по данной теме.

У каждого листы с заготовленной таблицей ответов. (Слайд 9)

(Подписать листы и собрать после взаимопроверки).

Девиз: «Торопись, да не ошибись».

Графический диктант.

Верно ли высказывание? Ответьте «да» или «нет».

«ДА»  ^  ; «НЕТ» - .  

Вариант 1

  1. Отношение 5 к 45 равно 1/9.
  2. Отношение 15 к 0,7 показывает, какую часть первое число составляет от второго?
  3. (Слайд 10). Данная пропорция составлена верно: 3 : 5 = 6 : 10.
  4. Пропорция останется верной, если поменять местами какой-нибудь её средний член с одним из крайних.
  5. Из любых четырёх натуральных чисел можно составить пропорцию.

Ответ:

1

2

3

4

5

^

-

^

-

^

Девиз: «Торопись, да не ошибись».

Графический диктант.

Верно ли высказывание? Ответьте «да» или «нет».

«ДА»  ^  ; «НЕТ» - .

Вариант 2

  1. Отношение 24 к 6 равно 1/4.
  2. Отношение 48 к 1,7 показывает, во сколько раз первое число больше второго?
  3. (Слайд 10). Данная пропорция составлена верно: 36 : 9 = 50 : 10.
  4. Пропорция останется верной, если оба средних члена поменять местами с крайними.
  5. Из любых четырёх натуральных чисел можно составить верную пропорцию.

Ответ:

1

2

3

4

5

-

^

-

^

-

 

Ф.И.____________________

Девиз: «Торопись, да не ошибись».          

           

Графический диктант.

Верно ли высказывание? Ответьте «да» или «нет».

«ДА»  ^  

 «НЕТ» -  

Вариант 1

Ответ:

1

2

3

4

5

Ф.И.____________________

Девиз: «Торопись, да не ошибись».      

               

Графический диктант.

Верно ли высказывание? Ответьте «да» или «нет».

«ДА»  ^  

 «НЕТ» -  

Вариант 1

Ответ:

1

2

3

4

5

Взаимопроверка. (Слайд 11)

5 правильных ответов – оценка «5»

4 правильных ответа – оценка «4»

3 правильных ответа – оценка «3»

2 правильных ответа – оценка «2» (Собрать)

- Кто получил «5», «4», «3», «2»?

ИТОГ: 

Большинство из вас справились, значит, вы хорошо усвоили понятия «отношения» , «пропорция», «основное свойство пропорции».

III. 

Девиз «Победа приходит к настойчивым». (Слайд 12)

- Запишите в тетрадях число, тему урока  “Пропорции”.

1) Откройте учебники. Выполняем № 765. (Ученик у доски)

Используя верное равенство 4 * 9 = 0,2 * 180, составьте четыре верные пропорции.

- На основании чего мы можем составить пропорции?

- Числа 4 и 9 какими членами пропорции могут быть?

- Если 4 и 9 – крайние, то 0,2 и 180 – средние.

  Если 4 и 9 – средние, то 0,2 и 180 – крайние.

- Какие перестановки членов пропорции приводят к верным пропорциям?

- Составьте все варианты пропорции.

- Откуда ещё могут появиться новые пропорции?

2)                                     «Математическая зарядка»

- Как называются записи? (Слайд13)

 -  Когда уравненье решаешь, дружок,

    Ты должен найти у него корешок…

- Является ли данное число корнем уравнения?

Если «да», то поднимите обе руки вверх, если «нет», то поднимите одну руку вверх.

- Мы выполнили с вами «Математическую зарядку».

3)  А теперь выполним физминутку для глаз.

Напишите глазами на стене свою фамилию, имя и рядом ту оценку, которую вы хотели бы получить сегодня на уроке.

4) Продолжаем работу. Решим № 763 (д, ж)

У доски один ученик. Остальные в тетрадях.

Одновременно у доски решает уравнение  по карточке ещё один ученик.

ИТОГ:

Мы повторили,  как применяется основное свойство пропорции при решении уравнений.

Девиз «Уменье везде найдёт применение».  (Слайд 14)

Сейчас мы выполним самостоятельную работу (под копирку):

Самостоятельная работа

Собрать листы с копиркой. Самопроверка. (Слайд 15)

Ответы:

Напротив каждого правильного ответа ставим «+», если ответ неверный, то ставим «-».

Оценки выставляются по следующему принципу:

4 правильных ответов – оценка «5»

3 правильных ответа – оценка «4»

2 правильных ответа – оценка «3»

1 правильных ответа – оценка «2»

- Кто получил «5», «4», «3», «2»?

ИТОГ: 

Большинство из вас справились, значит, вы хорошо усвоили тему «Пропорции».

Ф.И.______________________

Девиз : «Уменье везде найдёт примененье»

                                              Самостоятельная работа

Вариант 1

Бланк ответов:

1

2

3

4

5

_________________________________________________

Ф.И.______________________

Девиз : «Уменье везде найдёт примененье»

                                              Самостоятельная работа

Вариант 2

Бланк ответов:

1

2

3

4

5

Девиз: «Не зная прошлого, трудно понять настоящее».  (Слайд 16)

Выступления, подготовленные  учениками с помощью учителя по теме «Золотое сечение».

Вывод.

  • Пропорция играет огромную роль в скульптуре, живописи, природе, музыке. С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке.
  • Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике, природе.

 - Наш урок подошёл к концу.

ИТОГ:

Сегодня на уроке мы познакомились с “золотой пропорцией”.

Повторили, что называется отношением, что оно показывает, определение  пропорции, основное свойство пропорции. Проверили свои знания и умения при решении упражнений и уравнений. (Оценки за математический диктант и самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке).      

- Что нового узнали? - Поднимите руку, кто ответил на уроке хотя бы раз.

- Поднимиhttp://festival.1september.ru/articles/501127/Image54.gifте руку, кто достиг желаемого.

- Поаплодируйте себе.                                                   

Если у вас изменилось настроение в течении урока, то после звонка подойдите к дереву настроений и поменяйте цвет своего листочка. Приклейте листочек, который соответствует  вашему настроению в конце урока.

Слайд:

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

С. Маршак