статья "Постановка танца в коллективе детей с ограниченными возможностями здоровья"

Ненашева Алла Викторовна
Композиция и постановка танца в коллективе детей с ограниченными возможностями по слуху.
Ненашева А. В.
ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Тамбовская область, деревня Красненькая.
         Танцы способствуют гармоничному развитию личности ребенка с ОВЗ, а также компенсируют нехватку двигательной активности. Движения танца помогают выразить себя на сцене, передать чувства, настроение, мысли, раскрывают индивидуальность и творческий потенциал детей. Через танец у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, вырабатывается тактильно-вибрационное восприятие, прививается хороший эстетический вкус. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие способности.
      Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития: улучшается осанка и координация, укрепляются мышцы, связки, становятся подвижными суставы, совершенствуется внутренней темпо-ритм. Ученики становятся эмоционально открытыми, проходит внутренний зажим, жест и мимика становятся раскованными и непринужденными. Воспитанники знакомятся с разными видами танцев, начинают различать их особенности.
Хореограф – это писатель только вместо слов у него движения тела.
      Постановка танца- это творческий процесс, состоящий из нескольких разделов. В самом начале нужно придумать идею будущей постановки, затем выбрать тему, где эта идея будет проявлена,  написать сценарий на тему, следующий этап это- перевести текст сценария в рисунок танца, и в завершении придумать лексику и непосредственно развести танец.
     Как зарождается танец? Иногда я ставлю по программе праздничных концертов или тематических мероприятий, но чаще всего это порыв вдохновения, который приходит из услышанной музыки или посещенного спектакля или выставки, увиденной постановки других коллективов или просто тема, которая волнует. Все случается по-разному: один танец ты вынашиваешь много месяцев в своей голове, не можешь подобрать соответствующую музыку, долго не решаешься воплотить задуманное или драматургия номера не находит отклик в тексе танца. Другие постановки рождаются за один миг, ты ставишь их на одном дыхании. Не всегда то что придумано из начально остается до показа зрителю. Заменять приходится и лексику и перестроения, но в случае с глухими детьми, которые не опираются на музыку-это сделать очень сложно. Заученные па я редактирую только в крайнем случае, все учится на пальцевый счет и поэтому изменить значит стереть из памяти прошлую комбинацию и на это место наложить новую. 
    В самом начале дети повторяют движения за педагогом, многое зависит от личного показа, мы учим только комбинации отдельно друг от друга, прорабатывая каждое движение по много раз, уточняя движение рук и положение стоп.  Затем я делю их на группы и они исполняют их без меня тренируют память и отрабатывают синхронность в группах, затем снова все вместе но уже под музыку, и здесь уже акцент на четкое попадание в такт. Я всегда помогаю детям пальцевым счетом даже во время выступлений, но за много лет работ я заметила, что глухие дети чувствуют друг друга и без моей помощи, вырабатывая свой внутренний общий темпо-ритм. 
    Я думаю, какой рисунок танца предположительно будет, то есть этапы продумывания состава участников и будущего рисунка танца тесно переплетаются между собой, и один может предшествовать другому. Главная задача при постановке учесть физические возможности учеников, правильно подобрать лексический материал, чтоб одновременно дети смогли его выполнить, и в тоже время в ней был исполнительский рост. Постепенно стоит вводить трюковые элементы. 
     На своих занятиях я стараюсь охватить все танцевальные стили и направления, познакомить с разными национальными культурами, путем постановки целых танцев, маленьких этюдов или просто просмотра композиций именитых хореографов. Все это находит отклик в душах и сердцах воспитанников, я часто замечаю, как они обсуждают и демонстрируют друг другу пройденный материал. 
      Постановочные работы в коллективе идут в нескольких направлениях.
1. Обучая народным танцам, хороводам, стараюсь привить детям уважение и любовь именно к своей национальной культуре, русскому колориту, самобытному фольклору и ярким исконно русским костюмам.
2. Через обучение танцам различных национальностей (танцы народов мира) дети познают многогранность мира и обилие стран населяющих нашу планету. Стараюсь донести, что каждая нация имеет свой колорит, люди наделе разным темпераментом, который они и вкладывают в свой танец, хореография включает особенность их жизни, привычек, расположения страны, имеет свой костюм и манеру исполнения. Постановка национальных танцев воспитывает в детях толерантность и уважение к традициям других народов.
3. Современная хореография акцентирует внимание на физических способностях и эмоциональном состоянии детей. Современные танцы сближают ребят, они близки им по духу, позволяют раскрыть свои способности вне коллектива. Умение двигаться в современном стиле, духе раскрепощает детей и позволяет избавиться от многих комплексов.
4. Историко-бытовой и бальный танец учит детей работе в паре, именно мальчик и девочка, галантному отношению к партнерше и правилам этикета, а также посвящает детей в прошлое, помогает увидеть, как танцевали на балах разных эпох, какую носили одежду и прически, как менялась мода и танец со временем.
   Не мало важная часть для любой постановки- это выбор музыки, для особенных детей, это залог успеха, поэтому в ней должны быть четкий ритм и хорошие ударные, воспитанники имеющие остатки слуха обязательно будут опирать на нее во время исполнения постановки.
    Каждый танец должен пополнять копилку знаний воспитанников об окружающем  мире, его истории и народе, костюме. Нужно прививать детям  через хореографию эстетический вкус и манеру общения, культуру поведения и самое главное позитивное мышление и эмоциональное отношение не только на сцене, но и в повседневной жизни. Хореография является частью социализации детей с ОВЗ.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_postanovka_tantsa.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Композиция и постановка танца в коллективе детей с ограниченными возможностями по слуху.

Ненашева А. В.

ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Тамбовская область, деревня Красненькая.

alla-nenasheva-86@mail.ru

         Танцы способствуют гармоничному развитию личности ребенка с ОВЗ, а также компенсируют нехватку двигательной активности. Движения танца помогают выразить себя на сцене, передать чувства, настроение, мысли, раскрывают индивидуальность и творческий потенциал детей. Через танец у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, вырабатывается тактильно-вибрационное восприятие, прививается хороший эстетический вкус. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие способности.

      Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития: улучшается осанка и координация, укрепляются мышцы, связки, становятся подвижными суставы, совершенствуется внутренней темпо-ритм. Ученики становятся эмоционально открытыми, проходит внутренний зажим, жест и мимика становятся раскованными и непринужденными. Воспитанники знакомятся с разными видами танцев, начинают различать их особенности.

Хореограф – это писатель только вместо слов у него движения тела.

      Постановка танца- это творческий процесс, состоящий из нескольких разделов. В самом начале нужно придумать идею будущей постановки, затем выбрать тему, где эта идея будет проявлена,  написать сценарий на тему, следующий этап это- перевести текст сценария в рисунок танца, и в завершении придумать лексику и непосредственно развести танец.

     Как зарождается танец? Иногда я ставлю по программе праздничных концертов или тематических мероприятий, но чаще всего это порыв вдохновения, который приходит из услышанной музыки или посещенного спектакля или выставки, увиденной постановки других коллективов или просто тема, которая волнует. Все случается по-разному: один танец ты вынашиваешь много месяцев в своей голове, не можешь подобрать соответствующую музыку, долго не решаешься воплотить задуманное или драматургия номера не находит отклик в тексе танца. Другие постановки рождаются за один миг, ты ставишь их на одном дыхании. Не всегда то что придумано из начально остается до показа зрителю. Заменять приходится и лексику и перестроения, но в случае с глухими детьми, которые не опираются на музыку-это сделать очень сложно. Заученные па я редактирую только в крайнем случае, все учится на пальцевый счет и поэтому изменить значит стереть из памяти прошлую комбинацию и на это место наложить новую.

    В самом начале дети повторяют движения за педагогом, многое зависит от личного показа, мы учим только комбинации отдельно друг от друга, прорабатывая каждое движение по много раз, уточняя движение рук и положение стоп.  Затем я делю их на группы и они исполняют их без меня тренируют память и отрабатывают синхронность в группах, затем снова все вместе но уже под музыку, и здесь уже акцент на четкое попадание в такт. Я всегда помогаю детям пальцевым счетом даже во время выступлений, но за много лет работ я заметила, что глухие дети чувствуют друг друга и без моей помощи, вырабатывая свой внутренний общий темпо-ритм.

    Я думаю, какой рисунок танца предположительно будет, то есть этапы продумывания состава участников и будущего рисунка танца тесно переплетаются между собой, и один может предшествовать другому. Главная задача при постановке учесть физические возможности учеников, правильно подобрать лексический материал, чтоб одновременно дети смогли его выполнить, и в тоже время в ней был исполнительский рост. Постепенно стоит вводить трюковые элементы.

     На своих занятиях я стараюсь охватить все танцевальные стили и направления, познакомить с разными национальными культурами, путем постановки целых танцев, маленьких этюдов или просто просмотра композиций именитых хореографов. Все это находит отклик в душах и сердцах воспитанников, я часто замечаю, как они обсуждают и демонстрируют друг другу пройденный материал.

      Постановочные работы в коллективе идут в нескольких направлениях.

1. Обучая народным танцам, хороводам, стараюсь привить детям уважение и любовь именно к своей национальной культуре, русскому колориту, самобытному фольклору и ярким исконно русским костюмам.

2. Через обучение танцам различных национальностей (танцы народов мира) дети познают многогранность мира и обилие стран населяющих нашу планету. Стараюсь донести, что каждая нация имеет свой колорит, люди наделе разным темпераментом, который они и вкладывают в свой танец, хореография включает особенность их жизни, привычек, расположения страны, имеет свой костюм и манеру исполнения. Постановка национальных танцев воспитывает в детях толерантность и уважение к традициям других народов.

3. Современная хореография акцентирует внимание на физических способностях и эмоциональном состоянии детей. Современные танцы сближают ребят, они близки им по духу, позволяют раскрыть свои способности вне коллектива. Умение двигаться в современном стиле, духе раскрепощает детей и позволяет избавиться от многих комплексов.

4. Историко-бытовой и бальный танец учит детей работе в паре, именно мальчик и девочка, галантному отношению к партнерше и правилам этикета, а также посвящает детей в прошлое, помогает увидеть, как танцевали на балах разных эпох, какую носили одежду и прически, как менялась мода и танец со временем.

   Не мало важная часть для любой постановки- это выбор музыки, для особенных детей, это залог успеха, поэтому в ней должны быть четкий ритм и хорошие ударные, воспитанники имеющие остатки слуха обязательно будут опирать на нее во время исполнения постановки.

    Каждый танец должен пополнять копилку знаний воспитанников об окружающем  мире, его истории и народе, костюме. Нужно прививать детям  через хореографию эстетический вкус и манеру общения, культуру поведения и самое главное позитивное мышление и эмоциональное отношение не только на сцене, но и в повседневной жизни. Хореография является частью социализации детей с ОВЗ.