Разное

Даниленко Ирина Валентиновна

Много интересного и позновательного! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst._na_konfer._ot_18_-11-18.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

                            Даниленко Ирина Валентиновна

БДОУ Г. ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД №116 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

тема выступления «РОЛЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Современная ситуация свидетельствует о том, что помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. В частности, утрачиваются традиции, которые крепко связывали старшее и младшее поколение. Недостаточное внимание к проблемам возрождения русской традиционной культуры в воспитании детей может привести к  без духовности, к утрате у детей желания проявлять себя творчески. Поэтому так важно, начиная с дошкольного возраста передать детям те духовно-нравственные ценности и устои, патриотические настроения, которые еще живы в людях старшего поколения, воспитывать чувство любви к Отечеству, к своему народу, к своей малой родине.

 На современном этапе главная задача духовно-нравственного воспитания дошкольников – приобщение к фольклору, к традиционному народному искусству, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются умения, навыки и способности.

Сегодня в дошкольной педагогике делаются последовательные шаги в этом направлении. Музыкальные руководители, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, строят музыкально-воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания и опыт, педагоги-практики предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы приобщения детей к народным играм, танцам, применяют их в разных группах детского сада.

В частности, одно из направлений русского народного творчества – игра.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон  веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

 По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Олени и пастухи» и т.д. ).  

 Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной  сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации, ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

 Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка»  коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: « Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.

 В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.  

Если мы будем наблюдать детство, мы увидим, что первыми источниками незаинтересованной радости ребенка являются – сначала песня, а потом игра.

 Раньше всего на утеху и радость человеку является музыка, сопровождающая и утешающая его в минуты печали, облагораживающая все его существо и приближающая его ко всему человечеству, говоря общим для всех, не переводимым на слова и в то же время общепонятным для всех языком.

 За песней идет второй спутник ребенка - игра. Как только он начинает яснее сознавать все, что его окружает, у него является желание все, что он видит и слышит, воспроизводить, он начинает играть почти беспрерывно, игра является неисчерпаемым источником его радости. В игре он постоянно перевоплощается, живо переживая все это своей творческой фантазией.

Сплетая игру с песней, ребенок находит свою стихию. Для игры ребенок берет материал из окружающей его среды. Если материал этот красив, интересен, то и игры будут хороши, если же кругом одни будни жизни, то и игры будут малоинтересными.

Самое же естественное, специально для того созданное сочетание игры с песней, представляют собой хороводные народные песни, имеющие большую художественную ценность и по своей простоте и наивности как нельзя более подходящие к детскому пониманию.

 Народные песни с хороводами являются богатым материалом для музыкальных инсценировок, представляя собой естественное сочетание игры с песней. Русские хороводы представляют собой плясовые игры-песни, в них музыка и драматизация к ней связаны между собой неразрывно.

И игра, и музыка приучат ребенка создавать общий порядок, стройную согласованность действий, причем музыка требует внесения в этот порядок красоты, но опять-таки, красоту туда внесет лишь художественная музыка.

 Итак, проводя правильно музыкальные игры, мы не столько развлекаем детей, сколько закладываем фундамент развития таких высоких чувств, как эстетическое и социальное.