Опыт работы

Кадырова Ирина Александровна

С целью реализации задачи по привлечению родителей к образовательной деятельности, помимо традиционных форм по работе с родителями, в составе творческой группы с 2012 года в рамках экспериментальной деятельности я реализую технологию «Детский календарь», разработанную отделом дошкольного образования ФГАУ ФИРО. Кроме развития интеллектуальных и мотивационных сторон личности ребенка, посредством его участия в различных формах деятельности, использование «ДК» позволяет решать задачу иного характера. Она заключается в том, чтобы в условиях семейного образования «запустить» механизмы культурной трансляции. «Детский Календарь» должен показать взрослым ценность кажущейся с первого взгляда незамысловатой детской деятельности и значимость достигнутых в ней результатов. Итогом занятия становится конкретный игровой предмет,  который дополняет и обновляет предметно-пространственную среду, что является требованием ФГОС ДО.  Уверенна, что реализуемая технология позволит нам решить задачи, обозначенные в ФГОС ДО, а главное, развивать наших детей в соответствии с требованием времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад  №31 «Берёзка»

Муниципального образования город- курорт Геленджик

КОНСУЛЬТАЦИЯ:

«Формы работы с родителями в рамках экспериментальной деятельности с использованием технологии «Детский календарь»

Воспитатель: Кадырова И.А..

2013г.

С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым:

- дошкольное  образование становится первым уровнем общего образования;

- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся получают преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.

Детский сад существует для оказания помощи семье. Но, детский сад не в состоянии выполнить требования закона в полном объеме, потому что полноценное личностное развитие ребенка-дошкольника может быть осуществлено лишь в процессе совместной партнерской деятельности его со взрослым. Это возможно только при участии семьи в образовании ребенка.

- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста  в семье;

- повышение качества дошкольного образования за счёт организации взаимодействия с учреждениями социальной сферы по вопросам развития детей дошкольного возраста.

Общеизвестно, что для родителей  систематическое участие в развитии   своего ребёнка непростое и достаточно утомительное дело. Родителям трудно найти  для этого время, подобрать развивающее содержание, т.е. определить, чем и как  надо  заниматься с ребёнком, чтобы он получил своевременное развитие, потому что для  маленьких детей не подходят школьные методы обучения.

Для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей от 3-х до 7-ми лет,  было разработано  оригинальное пособие, которое называется «Детский календарь».

Жанр календаря для развивающего пособия был выбран не случайно. В первую очередь это связано с тем, что принцип действия календаря, который предполагает ежедневные действия с ним, наиболее подходит для маленького ребёнка, который  охотно будет выполнять простейшее действие, связанное с отрыванием страницы.

На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребёнком задание. При этом не надо искать сопутствующие материалы – они находятся на данной странице.

        Предлагаемое в календаре содержание для развития ребёнка имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом.

Календарь богато иллюстрирован. В состав иллюстраций включены  произведения книжной графики и народного декоративно прикладного искусства, фотографии овощей, фруктов, ягод, животных, что способствует познавательному и эстетическому развитию детей.

Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям заранее продуманы учёными и представлены в тексте календаря. Взрослые только  читают текст, адресованный ребёнку, и действуют в соответствии рекомендации, которые даны для взрослых.

Для ребёнка действия с календарём так же являются достаточно привлекательными, потому что  он получает возможность для проявления собственной активности: ежедневно  отрывает страничку и участвует в новом и интересном деле. Листков в календаре  – много! Значит, у малыша  есть надежда на повторное ежедневное содержательное общение с родными и близкими и получение пусть очень скромных, но привлекательных для него вещей. При этом, авторы календаря предупреждают  родителей о том, что предлагаемые задания, целью которых является развитие ребёнка, ни в коем случае не являются аналогом школьных домашних заданий  и не допускают какого-либо принуждения по отношению к ребёнку.

Общеизвестно, что в дошкольном детстве для  детей каждого возраста существует  своё особое образовательное содержание, наиболее для него сенситивное. Поэтому  «Детский календарь» будет постепенно  разрабатываться для детей от 3-х до 7-ми лет.

Всем участникам образовательного процесса – педагогам и родителям очень важно понимать,  что основная цель использования «Детского календаря» заключается  не в стремлении дать ребенку какие-либо факультативные знания, и не для того, чтобы переложить часть образовательной нагрузки на родителей. Основной  целью этой работы является создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих важнейших образовательных институтов.

Вместе с тем, можно предположить, что родители представляют собой очень разнородную социальную группу. Поэтому при работе с «Детским календарём»  у родителей  может возникнуть множество трудностей, которые  послужат причиной для того, чтобы отказаться от систематической работы по образованию своего ребёнка, несмотря на то, что предлагаемые в календаре занятия рассчитаны на минимальную затрату сил и времени родителей и составляют ежедневно не более 5 минут.

Для того, чтобы  сделать включение родителей в предложенную систему более осознанным и постоянным, а следовательно, и эффективным, необходимо решить ряд частных задач, которые заключаются в следующем:

- установление сотрудниками детского сада доверительных отношений с родителями и разъяснение значения их  участия в работе по развитию ребёнка;

- убеждение родителей  в необходимости проведения систематической работы с ребёнком, несмотря на возникающие трудности;

- разработку системы  публичной и индивидуальной оценки и поощрения совместной деятельности родителей с ребёнком  с демонстрацией достижений детей.

Во-первых, родители должны  понимать, что  их взаимодействие с детским садом с использованием «Детского календаря» - это не очередное мероприятие (провели и забыли). Это долгосрочный проект, положительный результат которого будет оцениваться по тому, насколько успешным  будет  ребёнок при переходе из системы дошкольного образования в школу.  Для того, чтобы родители поняли это и осознали личную ответственность  за развитие ребёнка, требуется серьёзная разъяснительная работа.

        Во-вторых, воспитателям важно ежедневно демонстрировать родителям, что они  очень заинтересованы  в занятиях  с ребёнком в семье  на основе «Детского календаря», потому что они позволяют повысить качество решения образовательных задач в детском саду, что  положительно  влияет  на развитие их  малыша. Для убедительности можно познакомить родителей с содержанием календарного планирования, которое строится с опорой на работу с ребёнком в семье. В противном случае может возникнуть ситуация, при которой родители решат, что их участие  в работе с календарём организовано только для того, чтобы снять часть нагрузки с воспитателей. Следовательно, при взаимодействии с родителями  их надо убедить в том, что  использование календаря в семье не облегчает жизнь воспитателей, а, наоборот, усложняет её, потому что они должны обеспечить преемственность в решении образовательных задач. При этом воспитатели  в работе с детьми не должны дублировать то содержание, которое уже освоено детьми в семье, а  закреплять, обогащать и развивать его.

 В соответствии с новым Законом «Об образовании» детские сады становятся первой ступенью образования и в проекте федеральной целевой программе развития образования готовятся стандарты по дошкольному образованию. В такой ситуации  воспитателям без участия родителей  будет сложно обеспечить высокий уровень качества дошкольного образования и  подготовки детей к школе. В  тех случаях, когда социальное партнёрство ДОУ  с родителями на основе «Детского календаря» по тем или иным причинам не состоится, педагогический коллектив  будет вынужден искать или разрабатывать другие  технологии,  направленные на повышение качества образования, что является очень непростым делом. Поэтому в настоящее время  желательно не допускать ситуации, которая согласно народной мудрости звучит так:  «Что имеем – не храним,  а потерявши – плачем»

Какова роль семьи и детского сада в образовании детей?

Сравним семью и детский сад.

В семье ребенок….

В детском саду ребенок….

Образование ребенка происходит стихийно и разнообразно. Он знакомится с широким кругом жизненных ситуаций

получает целенаправленное образование в соответствии с Программой ограниченное пространством детского сада

Содержание образования индивидуально

получает единое для всех содержание образования

Общение со сверстниками ограничено

Общается со значительным количеством сверстников

Имеет возможность реализовать свою индивидуальность и действовать самостоятельно

Подвергается общему руководству со стороны воспитателя и вынужден действовать «как все»

Может быть вовлечён в  сферу творческих интересов семьи и получить дополнительное стимулирование творческой активности

Получает на научной основе целенаправленное стимулирование творческих проявлений, привычку к творчеству и навыки творческой работы

Вывод: Семья и детский сад представляют собой два  образовательных института, которые осуществляют образование ребенка параллельно, не пересекаясь друг с другом.

Содержание «ДК» делает образование в семье организованным и целенаправленным, не лишая семью своих специфических образовательных возможностей.

Образование в семьях становится единым для всех детей группы детского сада. В результате этого, у родителей, воспитателей и детей появляется единое смысловое поле. Образование детей выстраивается на взаимодополняющих действиях родителей и педагогов. Каждый из участников образовательного процесса имеет возможность  постоянно дополнять и расширять образовательное содержание, начатое другим. Подобное взаимодействие открывает широкие возможности для повышения качества образования:

– обеспечить необходимую длительность  и повторяемость упражнений;

– своевременно определять и преодолевать трудности, которые возникают у ребенка;

– адекватно оценивать возможности ребенка, его достижения и неудачи.

Благодаря единому содержанию «ДК» (известные всем детям художественные произведения, общие поделки, общие правила игры  и др.) создаются благоприятные условия для совместной деятельности детей друг с другом.

Каковы особенности  «Детского календаря»?

1) Содержание календаря ориентировано на минимальные трудозатраты при его использовании. Среднее время занятия с ребенком составляет 5-10 минут в день.

2) Использование «ДК» не требует от родителей дополнительных материалов, кроме ножниц, клея и цветных карандашей или фломастеров.

3) Количество предлагаемых занятий (30 занятий в месяц) рассчитано на ежедневное использование, что содействует формированию привычки родителей и детей к систематическим занятиям.

Какова структура содержания «Детского календаря»?

Специфика выбранного жанра не позволяет осуществлять разностороннее развитие ребенка, а ограничено основными культурными видами деятельности, на которых традиционно строилось воспитание ребенка в семье:

– сюжетная игра и игра с правилами;

– продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, конструирование из бумаги);

– познавательно-исследовательская деятельность;

– чтение художественной литературы.

По замыслу авторов, другие направления, связанные с развитием ребенка, реализуются в детском саду, на основе Программы и при участии специалистов – музыкального работника и других.

Может ли структура «Детского календаря» меняться?

Содержание «Детского календаря» будет меняться с возрастом детей и запросами родителями. Так, например, в «ДК» для детей 4-5 лет будет включено два новых направления познавательно-исследовательской деятельности, направленных на развитие элементарных математических представлений и подготовку к грамоте. Также содержание «ДК» для всех возрастных групп будет изменяться в соответствии с пожеланиями родителей и проводимыми экспериментальными исследованиями.

        Таким образом, крепкий союз взаимодействия семьи и детского сада дает нам возможность воспитать – современного дошкольника. И создает единое образовательное пространство

Формы работы с родителями в рамках экспериментальной деятельности с использованием технологии

 «Детский календарь»

  • Родительское собрание, на котором был избран актив группы. Представлено пособие «Детский календарь»
  • Собрание для пап, на котором была обозначена роль папы в воспитании ребёнка.
  • Семейные праздники, цель которых: совместное творчество родителей и детей.
  • Фотоотчёт родителей о работе с «Детским календарём»
  • Продолжение работы в группе.



Предварительный просмотр:

ТЕКСТ К ПРЕЗЕНТАЦИИ «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ»

      Авторы пособия «Детский календарь» - доктора педагогических наук…  предоставили нам ответы на вопросы, возникающие у родителей, которые начинают работу с «Детским календарем».

СЛАЙД №1.

     Почему родители обязательно должны участвовать в образовании детей дошкольного возраста?

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым:

- дошкольное  образование становится первым уровнем общего образования;

- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся получают преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.

Детский сад существует для оказания помощи семье. Но, детский сад не в состоянии выполнить требования закона в полном объеме, потому что полноценное личностное развитие ребенка-дошкольника может быть осуществлено лишь в процессе совместной партнерской деятельности его со взрослым. Это возможно только при участии семьи в образовании ребенка.

СЛАЙД №2.

Какова роль семьи и детского сада в образовании детей?

В семье ребенок….

В детском саду ребенок….

Образование ребенка происходит стихийно и разнообразно. Он знакомится с широким кругом жизненных ситуаций

получает целенаправленное образование в соответствии с Программой ограниченное пространством детского сада

Содержание образования индивидуально

получает единое для всех содержание образования

Общение со сверстниками ограничено

Общается со значительным количеством сверстников

Имеет возможность реализовать свою индивидуальность и действовать самостоятельно

Подвергается общему руководству со стороны воспитателя и вынужден действовать «как все»

Может быть вовлечён в  сферу творческих интересов семьи и получить дополнительное стимулирование творческой активности

Получает на научной основе целенаправленное стимулирование творческих проявлений, привычку к творчеству и навыки творческой работы

СЛАЙД №3.

Вывод: Семья и детский сад представляют собой два  образовательных института, которые осуществляют образование ребенка параллельно, не пересекаясь друг с другом, они  имеют общие цели, но разные возможности.

СЛАЙД №4.

Почему детский сад и семья должны осуществлять образование ребенка совместно?

       И если семья и детский сад будут находиться в едином образовательном пространстве, а их усилия будут распределены в соответствии со специфическими возможностями каждого, то образование станет более эффективным. И благодаря такому сотрудничеству мы достигнем нашей общей цели – полноценное личностное развитие ребенка.

СЛАЙД №5.

Какова роль «Детского календаря» в создании единого образовательного пространства, включающего семью и детский сад?

Содержание «ДК» делает образование в семье организованным и целенаправленным, не лишая семью своих специфических образовательных возможностей.

СЛАЙД №6.

Образование в семьях становится единым для всех детей группы детского сада. В результате этого, у родителей, воспитателей и детей появляется единое смысловое поле. Образование детей выстраивается на взаимодополняющих действиях родителей и педагогов. Каждый из участников образовательного процесса имеет возможность  постоянно дополнять и расширять образовательное содержание, начатое другим.

СЛАЙД №7.

 Благодаря единому содержанию «ДК» (известные всем детям художественные произведения, общие поделки, общие правила игры  и др.) создаются благоприятные условия для совместной деятельности детей друг с другом.

СЛАЙД №8.

Каковы особенности  «Детского календаря»?

1) Содержание календаря ориентировано на минимальные трудозатраты при его использовании. Среднее время занятия с ребенком составляет 5-10 минут в день.

2) Использование «ДК» не требует от родителей дополнительных материалов, кроме ножниц, клея и цветных карандашей или фломастеров.

3) Количество предлагаемых занятий (30 занятий в месяц) рассчитано на ежедневное использование, что содействует формированию привычки родителей и детей к систематическим занятиям.

СЛАЙД №9.

Какова структура содержания «Детского календаря»?

          Специфика выбранного жанра не позволяет осуществлять разностороннее развитие ребенка, а ограничено основными культурными видами деятельности, на которых традиционно строилось воспитание ребенка в семье:

          По замыслу авторов, другие направления, связанные с развитием ребенка, реализуются в детском саду, на основе Программы и при участии специалистов – музыкального работника и других.

СЛАЙД №10.

Может ли структура «Детского календаря» меняться?

          Содержание «Детского календаря» будет меняться с возрастом детей и запросами родителями. Так, например, в «ДК» для детей 4-5 лет будет включено два новых направления познавательно-исследовательской деятельности, направленных на развитие элементарных математических представлений и подготовку к грамоте. Также содержание «ДК» для всех возрастных групп будет изменяться в соответствии с пожеланиями родителей и проводимыми экспериментальными исследованиями.

СЛАЙД №12.

        Т.о. крепкий союз взаимодействия семьи и детского сада дает нам возможность воспитать – современного дошкольника. И создает единое образовательное пространство:

Современный дошкольник- крепкий союз взаимодействия семьи и ДОУ»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему родители обязательно должны участвовать в образовании детей дошкольного возраста?

Слайд 2

Какова роль семьи и детского сада в образовании детей? В семье ребенок…. В детском саду ребенок…. Образование ребенка происходит стихийно и разнообразно. Он знакомится с широким кругом жизненных ситуаций Получает целенаправленное образование в соответствии с Программой ограниченное пространством детского сада Содержание образования индивидуально Получает единое для всех содержание образования Общение со сверстниками ограничено Общается со значительным количеством сверстников Имеет возможность реализовать свою индивидуальность и действовать самостоятельно Подвергается общему руководству со стороны воспитателя и вынужден действовать «как все» Может быть вовлечён в сферу творческих интересов семьи и получить дополнительное стимулирование творческой активности Получает на научной основе целенаправленное стимулирование творческих проявлений, привычку к творчеству и навыки творческой работы

Слайд 4

Почему детский сад и семья должны осуществлять образование ребенка совместно?

Слайд 5

Какова роль «Детского календаря» в создании единого образовательного пространства, включающего семью и детский сад?

Слайд 7

Подобное взаимодействие открывает широкие возможности для повышения качества образования:

Слайд 8

Каковы особенности «Детского календаря»?

Слайд 9

Какова структура содержания «Детского календаря»?

Слайд 10

Может ли структура «Детского календаря» меняться? Содержание «Детского календаря» будет меняться с возрастом детей и запросами родителей. Подготовка к грамоте РЭМП

Слайд 11

Каковы действия воспитателей при использовании в образовании детей их группы «Детского календаря»? Знакомятся с содержанием «Детского календаря» ещё до начала его использования в семье. Определяют те направления работы, которые могут вызвать у родителей и детей непонимание или трудности . Информируют родителей о том, какое дальнейшее развитие получит, начатая в семье работа с детьми, в процессе образовательной деятельности детского сада. Обсуждают с родителями результаты их совместной деятельности с ребёнком по использованию материалов «Детского календаря» и по мере необходимости оказывают им содействие в проведении этой работы.



Предварительный просмотр:

Тема нетрадиционного родительского собрания: «Проблемы воспитания детей раннего возраста глазами родителей»

Продолжительность нетрадиционного родительского собрания: 1,5 часа.

Цель:  Помочь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.

Задачи: - способствовать становлению потребности родителя в реализации воспитательной функции;

- содействовать активному и осознанному овладению родителями умения анализировать ситуации взаимодействия взрослого с ребенком;

-способствовать обогащению коммуникативных умений, обеспечивающих эффективность взаимодействия родителя с ребенком раннего возраста

Подготовка к проведению родительского собрания в 1 младшей группе. Необходимы карточки со строчками из четверостиший (на каждого участника); 10-20 воздушных шаров, доска , маркер, стикеры разных цветов.

Ход родительского собрания:

I. Вступительное слово воспитателя

 - Здравствуйте, дорогие родители!

Наши дети сейчас находятся в периоде интенсивного развития психики и физиологии.

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно у детей до 3 лет. психологи считают, что ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает до 70% информации об окружающем мире.

какие они наши дети?  Слишком эмоциональны, слишком  впечатлительны, слишком внушаемы.

Кроха из 1 младшей  группы - уникальная личность, и наша задача - ценить, поддерживать и развивать ее.

Важно наблюдать за развитием и поведением ребенка, и не только наблюдать, но и направлять, помогать, учить, т.е. воспитывать.

Эффективно решать возникающие трудности в воспитании и общении с детьми, способствовать гармоничному развитию ребенка могут только компетентные родители.

Сегодня, на нашем нетрадиционном родительском собрании, мы предлагаем вам проявить максимальную активность, поделиться своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, что будет являться для вас гарантом дальнейшего использования приобретенных знаний и навыков в повседневной жизни.

II. Этап проведения родительского собрания

Мы, вам предлагаем поиграть в игру «Уронили мишку на пол...»

1. Игра «Уронили мишку на пол».

До начала упражнения вспомним различные четверостишия детских писателей. Затем раздаются карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А.Барто.

Уронили мишку на пол,

Все равно его не брошу,

Оторвали мишке лапу.

Потому что он хороший.

По сигналу все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух свою строчку. Задача участников — объединиться в подгруппы, после чего команда открывает глаза и произносит хором стихотворение. Обсуждение проводится по кругу:

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? Легко ли было отыскать участников своей команды?

Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения? Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить задание успешно?

Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам своей команды?

2. Игра «Непослушные шарики»

Я предлагаю разделиться на четыре подгруппы. Участники каждой подгруппы берутся за руки, образуя круг. Каждой команде выдается воздушный шарик. Нужно любыми способами, но не расцепляя рук, удерживать шарик в воздухе как можно дольше. В процессе игры постепенно добавляется командам по 1 шарику, пока в каждой команде не будет 4-5 шариков. Это активизирует каждого участника и оживляет игру. Побеждает та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.

По окончании игры проводится обсуждение.

Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?

Во время обсуждения родители называют игры для детей раннего возраста, похожие по содержанию на данную игру («Пушинка», «Снежинка»). Например, в игре «Пушинка» дуют на кусочек ватки и удерживают его в воздухе как можно дольше. С 2,5—3 лет можно использовать коллективную форму игры, когда дети уже не поодиночке, а вдвоем, втроем удерживают снежинку.

В: А теперь, уважаемые родители, переходим к самому интересному. Нам нужно разделиться на подгруппы,

Перед началом собрания попросить родителей методом жеребьёвки.  Разделиться на две команды. каждая из которых в течение 10 (5) минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем,  с которыми сталкиваются взрослые, воспитывая детей раннего возраста.

Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили внимание

Подгруппам выдается по 10 стикеров, каждый из которых имеет «стоимость» — 1 балл. Затем посредством обсуждения (5-10 минут) члены подгруппы определяют уровень сложности каждой проблемы, зафиксированной в общем списке. Чем более трудной они считают какую-либо проблему, тем большее количество баллов они ей присваивают.

Например, подгруппа может оценить проблему нежелания ходить в детский сад в 4 балла. Тогда на остальные проблемы, заявленные участниками, останется только 6 баллов. Возможно, какая-либо команда оценит, например, проблему «детские укусы» в 10 баллов. В таком случае отпадет необходимость оценивать другие проблемы, так как в арсенале каждой подгруппы всего 10 баллов — 10 стикеров.

Затем каждая команда приклеивает стикеры на доске рядом с указанными проблемами,

В. - подсчитаем количество баллов, присвоенных каждой проблеме, и выделяется 2 - 4 проблемы (по количеству групп), получившие наибольшее количество баллов.

   Каждая из групп сейчас получит задание: описать основные направления и определенные методы работы, способствующие решению одной из четырех самых актуальных проблем воспитания детей раннего возраста.

Затем представители каждой команды сообщают результаты подгрупповой работы, зачитывая свои рекомендации.

На заключительном этапе выполнения упражнения проводится групповое обсуждение предложенных методов и приемов работы. Результатом групповой работы может стать сводная таблица (схема) «рецептов», предложенных участниками тренинга по всем проблемам.

III. Подведение итогов родительского собрания.

На нашем нетрадиционном родительском собрании мы с вами выявили, проговорили, осознали что возникающие трудности свойственны и другим родителям, и не являются следствием неправильного воспитания. По сути мы все вместе искали рецепт счастья. Ведь найти решение насущных вопросов по воспитанию ребёнка, которые волнуют и приносят неприятности - это и есть путь к счастливому взаимодействию с ребёнком. Теперь дело осталось за малым: так-же легко воплощать на практике наши сегодняшние игры.

Мне очень важно услышать ваше мнение о сегодняшнем нетрадиционном родительском собрании. Возможно, кто -то захочет свои наблюдения высказать сразу - все мы будем рады выслушать вас, а возможно, кто-то предпочтёт ответить письменно на несколько вопросов. Такие ответы будут очень нужны для улучшения взаимодействия между ДОУ и родителями, что в конечном итоге сказывается на детках. Давайте сделаем пребывание наших деток в саду ещё лучше!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка»

Здравствуйте уважаемые родители !

Сегодня на нашем родительском собрании, хотелось поговорить на тему:

«Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка».

Что такое «семья»? Каково Ваше мнение?

(Ответы родителей.)

-Да, семья – это, прежде всего, любовь.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

- Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

Недаром восточная мудрость гласит:

Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека..

А как Вы думаете, что такое «воспитание»?

(Ответы родителей).

Воспитание - это целенаправленное воздействие субъекта на объект.

Целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

За воспитание детей несут ответственность родители, все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Важное место в воспитании детей имеют семейные традиции. Хорошая семейная традиция сплачивает семью, делает всех, проживающих в одном доме или в одной квартире, семьей, а не соседями. Она дает ребенку неискоренимое ощущение единства с отцом и матерью, близости с братьями и сестрами, уверенности в том, что он не один, его всегда поддержат, поймут и защитят. Это с детства заложенное ощущение каких-то гарантий останется с ребенком на всю жизнь. И во многом ему поможет! Формирование семейных традиций создают в целом позитивный образ будущего. Ребенок знает, что впереди его ожидает что-то хорошее: поездка в лес в марте-месяце, игра в снежки первым снегом, поход в театр в воскресенье, совместное семейное рисование стенгазеты в канун праздника. Из таких детей вырастают оптимисты, а, как известно, только оптимист может добиться успеха в жизни. 

А как важно быть достойными хорошими родителями! Ведь каждый ребенок любит маму и папу и гордится ими независимо ни от чего. Но если при этом он будет знать, что вы и вправду самые лучшие, ему будет так легко и приятно! И во дворе   из-за хвастливого   «а мне папа купил машину»,    у вашего ребенка не будут наворачиваться слезы на глаза, он будет знать: его папа все равно лучше, он берет его с собой на рыбалку!  

Существование хороших семейных традиций помогает понять ребенку свою особенность, индивидуальность, раскрыть способности и таланты. Ведь знание того, что ты отличаешься от кого-то (именно тем, что в твоей семье существует такая славная традиция), помогает самоутвердиться и самореализоваться.

(пример семейных традиций)

 Традиции формируют в наших детях множество других положительных черт: общительность, ответственность, любовь и понимание, искренность, умение прощать, инициативность и так далее.  Это ваши семейные традиции. Вы их создали. И они влияют на ваших детей. В первую очередь — показывают модель поведения, которую они заберут с собой во взрослую жизнь.

А сейчас. Я вам предлагаю поиграть в игру -  «Вопрос – ответ».

- У меня в руках цветок – ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения.

(Родители по очереди  отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).

Вопросы на лепестках ромашки

-Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
-Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
-Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
-Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
-Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
-Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
-Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
-Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
-Какие подарки Вы дарите детям?
-Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Мы сейчас с вами немного отвлеклись,  поиграли в игру, обсуждали вроде бы  с такой лёгкостью, такие серьёзные ситуации, которые могут возникнуть, а может быть,  и уже возникали в каждой семье, и я надеюсь, что примеры  решения  таких ситуаций вам пригодятся в жизни. И,  хочется добавить, что  детские праздники   очень значимы в жизни каждого ребёнка, и то с каким настроением он будет встречать праздник, как будет себя чувствовать на нём, может отложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, ведь характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше в нем радости, тем счастливее наш ребенок в дальнейшем.

 Ещё одной семейной традицией может стать работа с детским календарём. Эта работа ведётся уже в других группах нашего детского сада, а сегодня мы предлагаем Вам познакомиться с детским календарём.

 Детский календарь — это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. Выглядит он следующим образом: (демонстрация образцов)

В нём столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребёнка, имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами.

При этом взрослому нет нужды готовиться к совместной деятельности вместе с малышом. Всё что ему понадобиться, кроме календаря, это — двое ножниц (для ребенка и для взрослого), клей (желательно жидкий, типа ПВА и клеящий карандаш), степлер под большие скобы. Мы не упоминаем такие материалы, как краски (акварельные и гуашь), карандаши, мелки и др. По нашему мнению, они должны быть в любой семье, где есть ребенок.

Издание планируется к выпуску последовательно, начиная с календаря для детей 3—4 лет. Возможно, для детей старшего дошкольного  возраста его форма изменится.

Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала.  Это традиционные для  ребёнка дошкольного возраста культурные практики — сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность и, разумеется, художественная литература.  

Детский календарь преимущественно ориентирован на детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и, по замыслу авторов, именно в детском саду малыш должен «добрать» остальное. Таким образом, семья и детский сад должны дополнить друг друга.

Идея «Детского календаря» и его создание принадлежит ученым, посвятившим свою жизнь созданию материалов для общественных институтов дошкольного образования. Отдельно среди авторов следует отметить Доронову Татьяну Николаевну,  руководителя авторских коллективов, создавших программы дошкольного образования «Радуга» и «Из детства — в отрочество», получивших очень большое распространение. В то же время, Доронова Т. Н. выступила с инициативой по созданию данного материала, предназначенного  не для детского сада, а для семьи. И семья, и детский сад одинаково нужны ребенку. И, мы будем очень рады, если , благодаря Детскому календарю у вас появится ещё одна семейная традиция.

 Вообще можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если  в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и  детство ваших детей намного богаче. Мы предлагаем вам памятку, которая надеемся вам поможет увеличить число семейных традиций (памятка родителям, приложение №1).

 И ещё раз хочется сказать, что благополучного воспитания можно достигнуть только при взаимодействии семьи и других социальных институтов (школ, детских садов и др.).

Взаимодействие семьи и детского сада оказывает большое внимание на развитие личности детей. Все лица причастны к воспитанию,  должны действовать сообща, прийти к единым требованиям. А если воспитательные усилия противодействуют, то дети испытывают огромные психологические перегрузки, так как не знают кому верить, за кем идти.   И тогда получается, как в басни Крылова «Рак, Лебедь и Щука», которые, как известно, тянули воз в разные стороны.

 И в заключении  хотелось бы сказать, что основной целью  нашего взаимодействия является создание единого пространства “Семья – детский сад”, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

                                                             Памятка

                                      Основные семейные традиции

  1. Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.
  2. Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.
  3. Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.
  4. Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.
  5. Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
  6. Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.).
  7. Сказка на ночь;
  8. Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: « Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им.»



Предварительный просмотр:

На берегу чёрного моря, у подножья высоких хребтов, стоит небольшой городок Геленджик. В Геленджике 250 дней в году светит яркое солнце, ласково манит морской прибой, город утопает в большом количестве уникальной растительности, которая благоухает  круглый год, а живописные горы делают это место очень красивым.  В  нашем городе приятно не только отдыхать, но и работать и учиться. На территории муниципального образования город – курорт Геленджик, осуществляют деятельность 55 муниципальных образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются  около 12 тысяч детей.  Дошкольные образовательные услуги оказывают 33 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, охват составляет более 4315 детей. 

Нам посчастливилось работать в одном из дошкольных учреждений, в МБДОУ «ЦРР д\с № 31 «Берёзка». В нашем детском саду работает сплоченный коллектив единомышленников, который  с 2009 года тесно сотрудничает с ФИРО.

         В 2012 году, мы были рады возобновить работу в режиме Федеральной экспериментальной площадки, по теме «Социальное партнерство семьи и ДОУ, как ресурс социокультурного развития ребенка», руководителями эксперимента родителям было предложено пособие для развития детей «Детский календарь», которое предполагает выполнение заданий дома детьми вместе с родителями.  Больше всего нас  заинтересовало  привлечение родителей и детей к совместной  деятельности. Особое внимание привлек  материал, данный в календаре, который охватывает основные образовательные области и хорошо подобран для данного возраста детей.  Самое главное, что все разнообразие заданий находится в одном пособии. Для нас это была новая готовая  форма сотрудничества с родителями в области развития детей.

      Первой нашей задачей стало правильно донести до родителей информацию о «Детском календаре», т.е. прорекламировать без образца, используя только информацию и изображения с интернет сайта, что было не просто,  многие предпочитают «один раз увидеть, чем сто раз услышать», родители  положились на наш опыт и профессионализм,  и началась работа с календарем. Начали с энтузиазмом, но тут родители поняли, что у них не получается делать это в системе из-за нехватки времени, а кто-то просто шел на поводу у своих детей выполняя задания хаотично (начинали с конца переходили в середину, не объясняя детям, что день идет за днем по порядку). А ведь работа с детским календарём обязывает детей и родителей к самодисциплине и ответственности. Уже нельзя сказать ребёнку: «а давай завтра  поиграем, или почитаем», потому что завтра ждёт уже новое интересное  задание или встреча с новым сказочным героем. В этом заключалась главная трудность, поэтому на следующий месяц заказ сократился.

      Но, помогло календарное планирование, которое приходит нам вместе с календарем. Воспитатели в группе продолжают работу  с заданиями из детского календаря, и при рассказывании о сказках работают те дети, которые читали сказку дома, а другие заинтересованно смотрят, так же происходило с другими заданиями.  Дети часто приносили из дома поделки из календаря, другим тоже хотелось изготовить такие же поделки  и, естественно, дети начали просить у родителей  приобрести «Детский календарь». Родители стояли на распутье, с одной стороны они понимают как это нужно ребенку, с другой стороны их удерживает собственная нехватка времени для игры с ребенком.

      Поэтому перед нами встала задача  поддержать желание родителей работать с детским календарём, и при возможности привлечь и других членов семьи к совместной деятельности. Мы объяснили родителям, что работать с «Детским календарем» необходимо в системе. Что невозможно сегодня сделать задание, а следующее выполнить через день или два, или не заниматься неделю и на выходных выполнить сразу все задания - терялся весь смысл занятий с календарём, который предполагал систематизацию и ответственность выполнения заданий.

      Со своей стороны, чтобы поддерживать интерес детей к календарю в группе мы проигрывали сказку, которую они прочитали дома, с героями, которых они делали дома сами. Еще  использовали  этих же героев в реализации своей общей образовательной программы, создавая игровые мотивационные моменты в непосредственной  образовательной деятельности. Лото, которое дети изготовляли дома, а затем приносили в группу, пригодилось для закрепления материла ООП. Медальки оказались хороши для поощрения детей в группе, что намного ускорило процесс: одевания и раздевания; складывания игрушек и наведения порядка в группе; соблюдение правил поведения за столом. Также устраивали мини - выставки  поделок, рисунков, из «Детского календаря» и дети самостоятельно выбирали лучшую работу. Создали детскую мини - библиотеку из книжек-малюток. На одном из родительских собраний инициативной группой родителей был проведён мастер - класс по изготовлению кормушек для птиц, увлеченные родители изготовили кормушки и подарили их в другие группы. Изменилось и мнение родителей о работе с детским календарём. Вот, некоторые высказывания родителей: «Очень понравились книжки - поделки, ребёнок стал более ответственным» «Календарь  даёт возможность ежедневного совместного творчества. Не сразу, но со временем, ребёнок привык к тому, что у него есть ежедневное "дело", которое необходимо сделать. Также, с каждым заданием, навыки ребёнка (вырезать, раскрашивать) заметно улучшались». « Календарь способствует не только развитию ребёнка, но ещё и сближает нас с ребёнком. Способствует развитию взаимопонимания, приходиться дисциплинировать себя и планировать дела так, чтобы полчаса были свободны для занятий и общения с ребёнком».  «Календарь развивает мышление у моего ребёнка и сближает всех членов семьи». « Стало более тесное сотрудничество с воспитателем и другими родителями. Увлеклась вся семья. Работа с календарём  стала семейной традицией».  

      Заинтересованные работой с календарём в группе дети, несут всю информацию домой родителям, тем самым  привлекая их к совместным занятиям.

      Результатом работы с детским календарём стало тесное сотрудничество семьи и ДОУ. Детский календарь помог стать самостоятельными, ответственными, развивает воображение и творческие способности детей. Родителей же он дисциплинирует и привлекает их к ежедневной совместной деятельности со своими детьми, вовлекая в работу всех членов семьи, тем самым способствует их сближению и развитию взаимопонимания.

    Подводя итоги работы с «Детским календарём» в этом учебном году, мы можем отметить, что цель,  поставленная авторами, а именно - формирование  чувства ответственности у родителей за своевременное развитие детей 3-4 лет, была достигнута. И все родители, занимающиеся дома с детьми с использованием материалов «Детского календаря», выразили своё желание продолжить работу с календарём в следующем году.

   



Предварительный просмотр:

  1. Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

  1. Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.
  2. Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.

 

  1. Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.

  1. Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

  1. Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.).

  1. Сказка на ночь;

  1. Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: « Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им.»

          Памятка                

« Основные семейные традиции»



Предварительный просмотр:

Тема:  «Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством  парциальной программы «Азбука духовности»

И.А. Кадырова, воспитатель

МБДОУ «ЦРР д/с №31 «Берёзка»

Меняются времена, эпохи, люди.

Но вечным остается стремление человека

к добру, любви, свету, красоте, истине.

Добрый день уважаемые коллеги!        Я работаю с детьми подготовительной к школе группы, использую в своей работе программу «Азбука духовности», которую наш детский сад включил в  образовательную программу в качестве парциальной для детей подготовительной к школе группы в 2014-2015 учебном году. Тьюторская позиция позволяет мне,  при реализации этой программы выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры.

Нравственность и духовность не рождаются сами собой, их воспитывают с раннего возраста. И именно поэтому  крайне важно создать такую систему нравственно-духовного воспитания, которая бы отвечала потребностям развития полноценной личности дошкольника, построенную на ценностях традиционной духовной культуры.

У детского сада есть своя миссия: растить счастливых и здоровых детей. Чтобы каждый день пребывания малышей в нашем детском саду   прибавлял  им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили.  Мы, педагоги детского сада, поддерживаем детскую инициативу во всех ее проявлениях. Мы работаем в ситуации «здесь и сейчас». При этом  работаем в той  активности, которая есть у ребенка в данный момент, в данной ситуации,   в максимальной мере учитывая интерес ребёнка и предоставляя возможность выбора.

И сегодня хочу поделиться с вами, как знание основ тьюторского сопровождения помогает мне в работе, и рассказать о двух образовательных событиях.

А началось все с простого детского вопроса Наташи, так зовут главную героиню первого  образовательного события, «Что такое Рождество?».

        Уже который год Новый Год и Рождество приходятся на каникулярные дни, поэтому данные праздники проходят в, основном, в семье. И придя, после каникул в детский сад,  дети, конечно же, делятся друг с другом и с нами самими яркими впечатлениями.

Ребенок – великий наблюдатель и подражатель, но не всегда все, что он делает или видит ему понятно, и тогда у него возникает масса вопросов.

Мы помогаем  детям не просто удержать  интерес и найти ответы на свои вопросы, а выстроить свои образовательные перспективы, научить  детей  определять свои цели и находить средства для их достижения.

В поисках ответа на вопрос «Что такое Рождество? Мы вместе нарисовали карту, где про что-то нужно и можно узнать и как это сделать. (Слайд рисование карты).

На этом этапе  я провела  беседу с родителями, и выяснила их отношение к интересу ребенка. Родители одобрили интерес ребенка, и мы совместно начали доработку карты – маршрута, (на слайде карта) который бы в полной мере отвечал запросам ребенка.

Итак, отправной точкой на нашей карте стало само событие, вызвавшее интерес у ребенка Рождество. И я рассказала Наташе, притчу о рождении  Иисуса Христа. Притча ребенка заинтересовала, и последовали новые вопросы. Были задействованы все доступные ресурсы: (слайд на экране не озвучивать)

Наташа живет в с. Дивноморское,  и поэтому, следующей точкой на нашей карте  стало посещение  Храма  Сергея Радонежского,  и воскресной школы при храме. Они вместе с мамой встретились с настоятелем Храма отцом Олегом.

Перед походом  в Храм, мы с Наташей выяснили, что храм  - это не только особый дом, посвященный Богу, в который люди приходят, чтобы молиться, получить помощь, защиту, но храм – это еще и памятник нашей культуры.  Глядя на его архитектуру,  мы можем  представить себе, как раньше строили, как жили.  Храм – это культурное наследие нашей страны. Что в нашей стране много Храмов, и все они отличаются друг от друга.

Наташе  понравилось рассматривать фотографии Храмов. Я это поняла, когда увидела, что она их рисует. В процессе творчества  она решила использовать ещё и пластилин,  и вот какая картина у нее получилась в итоге (слайд).

Посещение Храма Сергея Радонежского вызвало появление новых вопросов: у всех храмов золотые купола? Когда звонят колокола? Зачем зажигают свечи? И т.д.  И мы решили, что следующим будет посещение Свято-Преображенского  Храма,  чтобы сравнить архитектуру,  внутреннее убранство, узнать об истории храма.

Надо сказать, что в процессе работы с этим образовательным событием и родные и близкие стали отмечать, что Наташа стала спокойнее, сдержаннее, добрее.

Отправной точкой второго образовательного события, стал результат  продуктивной деятельности – раскрашенное яйцо, и детский вопрос: зачем расписывают яйца?

Леру, так зовут героиню второго образовательного события, заинтересовала история о том, как обычное яйцо превратилось в красное. И что до наших дней сохранилась традиция - дарить друг другу крашенные яйца на Пасху. Эта чудесная традиция приносит в дом праздник, объединяет семью, способствует общению друзей, приятелей, соседей и просто знакомых.  У Леры возникли новые вопросы, и мы решили подключить родителей, которые с удовольствием приняли участие в нашей работе, и появилась карта (на слайд). Как видно на карте Леру интересовало и разнообразие росписи яиц (крашенки и писанки), и традиции празднования Пасхи, и пасхальные угощения. Одним из результатов этого образовательного маршрута стало рисование пасхальных угощений (фото на слайде).

Светлый праздник Пасхи у нас еще впереди, и мы будем с нетерпением ждать рассказа  Леры,  как она готовилась к этому празднику, и как его встретила, и конечно же новых вопросов и новых маршрутов.

Вот так незаметно,  сопровождая ребенка, развивая его интерес,  мы знакомим детей с духовно-нравственными ценностями. Нам взрослым, необходимо использовать драгоценное время детства так, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям,  приобщился к делам милосердия, любви  и сострадания к ближним.

И сегодня, я могу сказать о том, что атмосфера  в группе изменилась, что дети меняются, стало меньше конфликтов, стараются больше проявлять терпение, сдержанность, заботу, внимание  по отношению друг к другу, учатся прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других.

И мы надеемся, что наша тьюторская позиция при реализации программы «Азбука духовности» позволит заложить основу воспитания у детей вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка -  детский сад № 31 «Берёзка»

муниципальное образование город – курорт Геленджик Краснодарский край

Проект

 «Детский календарь – семейная традиция».

Воспитатель:   И.А. Кадырова

г. Геленджик

2015 год

Описание проекта

        Предлагаемый проект представляет собой систему   работы с родителями с целью  создания  условий, мотивирующих родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

В проекте представлены традиционные и инновационные методы работы с родителями.

Проект  адресован работникам дошкольных образовательных учреждений, может быть использован родителями в условиях семейного воспитания.

Автор проекта:

Кадырова И.А. – воспитатель первой категории.

Актуальность проекта

        В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

        В Требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в  п 3.2.1 ФГОС ДО указаны требования к психолого-педагогическим условиям: «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность»).

        В  соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.При этом воспитатель в детском саду  не в состоянии максимально учесть интересы каждого ребёнка и решить образовательные задачи в полном объеме. Образовательная деятельность должна осуществляться не только в ДОУ, но и в семье.

        Традиционно каждое дошкольное образовательное учреждение имеет план по работе с родителями. В его содержании родительские собрания, тематические мероприятии, конкурсы, выставки и т.д.  Но, несмотря на усилия педагогов, работа с родителями не может обеспечивать полностью  требования ФГОС ДО.

        Сцелью реализации  задачи по привлечению родителей к образовательной деятельности, помимо традиционных форм по работе с родителями,  в своей педагогической деятельности я реализую технологию «Детский календарь», разработанную отделом дошкольного образования ФГАУ ФИРО.

«Детский  календарь» (далее «ДК»)  представляет собой печатный материал, который содержит разнообразные типы  ежедневных занятий для детей от трех лет в условиях семейного воспитания. ( Приложение 1.) Он может служить фундаментом образовательной деятельности в семье. Представленный в нем дидактический материал позволяет наладить совместную деятельность взрослых и детей во всем многообразии ее форм.  

Кроме развития интеллектуальных и мотивационных сторон личности ребенка посредством его участия в различных формах деятельности, использование «ДК» позволяет решать задачу иного характера. Она заключается в том, чтобы в условиях семейного образования «запустить» механизмы культурной трансляции. По замыслу авторов, «ДК» должен показать взрослым ценность кажущейся с первого взгляда незамысловатой детской деятельности и значимость достигнутых в ней результатов.

        Учреждение, в котором я работаю, с 2012 года является   экспериментальнойплощадкойФГАУ ФИРО. Одно из направлений этой работы - апробация технологии «Детский календарь» Сегодня, имея положительные результаты по работе с детьми и родителями, считаю эту технологию результативной.

Однако опыт показывает, что не все родители понимают значение совместной деятельности с ребёнком, недооценивают важность «ДК» для развития детей. Поиск способов и форм работы  по максимальному привлечению родителей к образовательной деятельности детей посредством технологии «Детский календарь» натолкнуло на мысль разработать проект «Детский календарь – семейная традиция».

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Цель проекта:организация воспитательно-образовательного процесса «дети-родители-педагоги» через использование технологии «Детский календарь».

Задачи проекта:

  • определить уровень родительской компетентности в вопросах развития своего ребёнка;
  • активизировать роль семьи, как основного субъекта в воспитании детей;
  • разработать механизмы взаимодействия детского сада с родителями,  с целью поддержания интереса у родителей в систематическом занятии с детьми с использованием «ДК»;
  • способствовать просвещению родителей, самостоятельности в оценке развития ребёнка и его будущих перспектив;
  • реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье;
  • использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их авторитета;
  • установить партнерские отношения с семьей ребенка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки;
  • сформировать традицию мастер - классов, мастерских.

Участники проекта: воспитанники и их родители, педагоги ДОУ.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей в регулярной и систематической работе с пособием «ДК».

Новизна проекта:вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность,создание единого образовательного поля «родитель - ребенок – воспитатель» посредством технологии «Детский календарь».

        Проблема: включение всех родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом с применением технологии «ДК».

        Риски: нежелание родителей вследствие занятости, педагогической некомпетентности  участвовать в организации воспитательно-образовательного процесса посредством технологии «Детский календарь».

Гипотеза: применение технологии «ДК» в различных формах позволит  включить родителей в образовательный процесс и обеспечить взаимодействие семьи и детского сада на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ, сформировать педагогическую компетентность родителей в вопросах  воспитания и образования детей.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование
  • консультации
  • беседы
  • информационные стенды, памятки, рекомендации
  • почтовый ящик
  • папки-передвижки
  • круглый стол
  • мини-библиотека для детей и родителей
  • мастер-классы
  • совместные игры – практикумы
  • совместные мероприятия

Ожидаемый результат:

  • увеличение количества заинтересованных родителей занятиями дома с детьми с использованием «ДК»;
  • формирование в группе и  семье  благоприятной предметно – пространственной развивающей  среды для детей;
  •  регулярное участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности;
  • повышение авторитета педагогови доверия родителей к детскому саду;
  • сформированные в детском саду традиции, которые способствуют осознанию родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса ДОУ, дальнейшему повышению родительской компетентности, вовлеченности каждого родителя в процесс воспитания и развития своего ребенка;
  • разработка и апробирование материалов индивидуального развития ребенка «Портфолио дошкольника».

Этапы реализации проекта:        

Этапы

задачи

мероприятия

сроки

Подготовительный

Знакомство родителей с  «Детским календарем»

Формирование актива группы

Педагогическое просвещение родителей

Родительские собрания: «Возрастные особенности детей 4-5лет»;«Знакомство с Детским календарем»;

 Анкетирование родителей.

Беседы: «Игра – как практика общения, на основе материалов ДК»

Консультации:

«Какой вы родитель?», «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка»

Наблюдение.

сентябрь-октябрь

Основной

Педагогическое просвещение  родителей

Обогащение предметно-пространственной среды.

Реализация поставленных задач.

Родительские собрания:

«Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье»;

«Семейные традиции. Детский календарь – семейная традиция нового времени»;

«Папа может»

Беседы:

«ДК – развиваем познавательно – исследовательскую деятельность детей»; «Культура речи»

Папки-передвижки:

«Секретный мир детей»

«Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг»

Консультации:

«Художественное творчество, как способ формирования эстетического отношения к миру»;

«Развитие речи в кругу семьи»

Мини-библиотека для родителей

«Как приучить детей к чтению», «Ребенок – знаки зодиака», « Шесть советов, чтобы вас внимательно слушали», «Портфолио дошкольника», «Мальчики и девочки», «75 вещей счастливого детства», «Развиваем чувство юмора», «Учим ребенка общаться», «Воспитание дружеских отношений в игре»

Информационные стенды:

«Роль семьи в воспитании ребенка», «Мышление дошкольника»,«Почему дети разные»

Мастер-класс:

«Как сделать ребенка успешным»;

«Совместная деятельность детей и родителей - как средство развития творческой

 активности детей»

Круглый стол

«Интеграция интересов семьи и ДОУ»;

«Совместное творчество родителей и детей»

Памятки:

по оборудованию   уголка  творчества;

«Развиваемся,  играя»;

«Семейные традиции»;

«Игры в кругу семьи»;

«10 заповедей для родителей»;

«Права ребенка»;

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Оформление развивающей предметно-пространственной среды совместного творчества детей и родителейиз материалов ДК.

Совместные мероприятия:

Разработка конспектов совместных мероприятий с участием родителей: •«Праздник Урожая»

•«Мама, милая моя»

•«По дорогам сказок» - НГ утренник

•«Праздник бантиков»

•Праздник в конце года «Ура, каникулы»

Октябрь - май

Итоговый

Предварительная оценка результатов

Подведение промежуточных итогов работы.

Пособие родителям для игр с детьми

« Развиваем играя»

май