Методические разработки

Сучкова Нина Викторовна

Представлены разработки занятий  по учебным дисциплинам "Математика", "Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания", "Теория и методика математического развития" и "Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности" для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах,  44.02.01 «Дошкольное образование»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие (2ч.)

Тема 2.2. Программное обеспечение компьютера применяемое в профессиональной деятельности

Тема:  Программное обеспечение для поддержки учебного процесса. Обучающие программы для начальных классов

Выполнив задания данной работы вы научитесь: применять программное обеспечение для проведения уроков в начальных классах

Ход занятия:

Задание 1. Изучив программное обеспечение компьютера, за которым Вы работаете, заполните список:

Перечень программ Microsoft Office

Перечень стандартных программ


 

Задание 2  Найти в Интернете обучающие программы, применяемые в начальных классах. Заполнить таблицу.

Адрес программы

Название

Назначение

 

Задание 3. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое программное обеспечение компьютера?

  1. Какие программы являются условно бесплатными?

  1. Какие программные средства относят к свободно распространяемым программам?

  1. В чем преимущества лицензионного программного обеспечения?

  1. Какие проблемы могут возникнуть при использовании нелицензионного программного продукта?

  1. Какие аппаратные средства можно применять на уроках в начальной школе

  1. Какие обучающие программы можно применить на уроках в начальных классах

Задание №4. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе:

Задание 5.

  1. Рассмотреть коллекцию программных средств  для проведения уроков в начальных классах.
  2.  Найти данные программы в Интернет
  3. Найти учебник нужного класса и соотнести тему с заданиями программы.
  4. Составить фрагмент урока по выбранной теме. Описать цель применения программы и работу с ней на конкретном этапе урока.
  5. Описать деятельность учителя на этапе подготовки к проведению учебного занятия;
  6. Описать деятельность учителя и учащегося в ходе проведения учебного занятия

Домашнее задание

СР. №3 Разработка проекта учебного занятия в начальных классах с использованием программного обеспечения

Пример разработки фрагмента урока с использованием ЦОР 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №1

Cтилевое оформление текста

Цель: Продолжить ознакомление с технологией оформления текстов. Начать выработку навыка по стилевому оформлению текстовых документов. Познакомиться с понятием стиля. Узнать о правилах стилевого форматирования. Научиться применять стилевое форматирование при создании брошюры. Научиться изменять формат рисунка

Раздаточный материал: Задания для практической работы

Стиль – это заранее определённый и сохранённый с некоторым именем набор значений параметров текста (описание свойств шрифта, тип выравнивания текста, отступы и т.д.)

Одним из самых важных правил дизайна является правило единства стиля. По отношению к документу это означает, что задуманный способ форматирования не должен меняться от страницы к странице.

Задание стилей позволяет обеспечить единство оформления документа практически до его создания. Сначала задаём стили, потом наполняем документ текстом и картинками.

Если в дальнейшем возникнет необходимость изменить внешний вид документа, то это можно будет сделать, не «прикасаясь» к нему: достаточно переделать описание стилей, и документ изменится автоматически.

Задание 1

Создайте первую страницу брошюры.

Порядок работы.

  1. Откройте Word.
  2. Создайте макет для написания брошюры.

                              Рис.1                       

Разметка страницы→поля→настраиваемые поля. В окне параметры страницы настройте поля как показано на рис.1, страницы→брошюра, ориентация → альбомная              

  1. Установите стиль “Заголовок 1”(Главная →    Стили)
  2. Наберите с клавиатуры заголовок рассказа:

    Собор Парижской     Богоматери

  1. Запишите текст в новый файл Достопримечательности Парижа (в своей папке) в папке Мои документы
  2. Отредактируйте стиль “Заголовок 1”. Установите рубленый шрифт Arial размером в 16 пунктов, полужирный (Главная→  Шрифт), выравнивание по центру, вывод с новой страницы  (Главная     Абзац, вкладка Положение на странице).                  

                                           

  1. Скопируйте в Word текст о соборе Парижской Богоматери. Мои документы → папка

 Париж   → тексты о достопримечательностях Парижа 

  1. Отредактируйте стиль записанных абзацев (“Обычный”). Установите шрифт Times New Roman размером в 12 пунктов, обычный (Главная  Шрифт), выравнивание по ширине, красную строку с отступом в 1,27 см. (Главная  Абзац, первая строка, отступ на  1,27 см.) Установите для стиля следующего абзаца стиль “Заголовок1” Рис.2

                                                                                                                                                 

Установите режим автоматической расстановки переносов:
Разметка страницыrarrРасстановка переносов           Авто

  1. Вставьте картинку после заголовка (файл 1.bmp, папка Париж):
    Вставка rarrРисунок rarrИз файла 

  1.   Это интересно знать:

При вставке картинки в документ она автоматически имеет положение «в тексте». Для изменения положения:

  1. выделить рисунок щелчком ПКМ;

(Или Главная →Работа с рисунками→ Формат→ обтекание текстом→по контуру→ок)

  1. в контекстном меню выбрать строчку Формат рисунка.
  2. В открывшемся окне Формат рисунка перейти на вкладку Положение.
  3. Выбрать вид обтекание текстом по контуру, Ok. Рис.3                            
  4. Переместите рисунок так, как вам кажется удобным, и измените его размеры
  5. Результат покажите   преподавателю и сохраните                                                                    

Рис.3

Замечание

При оформлении страницы с иллюстрациями следует придерживаться следующих правил:

  1. Для более компактного размещения рисунков использовать положение «вокруг рамки».
  2. Не следует размещать рисунок посередине текста. Это затрудняет восприятие, так как строчки начинаются с одной стороны рисунка, а заканчиваются с другой. Лучше сдвинуть рисунок к правой или левой границе лиса.
  3. Необходимо следить, чтобы внешние границы рисунка совпадали с внутренними границами полей листа.
  4. Если рисунок занимает более ¾ ширины текста, то лучше выбрать расположение текста сверху и снизу. В этом случае можно установить для рисунка положение «в тексте» и поместить его в пустом абзаце.
  5. Рисунки должны быть соразмерны количеству изображенных на них элементов. Чем больше на рисунке информационных элементов, тем он должен быть крупнее.

  1. Выведите на экран изображение страницы в том виде, в котором она будет отпечатана на бумаге (Файл  Печать  Предварительный просмотр)
  2. Результат покажите преподавателю.

Практическое занятие №2

Создание брошюр

Цель: Продолжить ознакомление с технологией создания брошюры. Повторить методику создания страниц брошюры. Научиться создавать оглавление,  обложку. Развить навык в форматировании рисунков и стилевого оформления текстов. Повторить основные правила работы с рисунками.

Раздаточный материал: Задания для практической работы

Задание 2

  1. Откройте Word.
  2. Загрузите документ Достопримечательности Парижа из папки Мои документы (в нем содержится страничка с первым рассказом).
  3. Создайте самостоятельно 3 страницы брошюры с названиями «Лувр», «Сорбонна» и «Триумфальная арка».

Текст и картинки  в папке Мои документы →  Париж

  1. Выполните обрезку лишней части картинки «Лувр» Формат  обрезка

Рис.1

                                                                 Рис.1

  1. Аналогично выполните обрезку картинки «Сорбонна».

Задание 3.  Вставьте страничку «Интернет ресурсы»

  1.  Мои документы     папка Париж      тексты о достопримечательностях Парижа 

                   Сделайте нумерованный список

Задание 4.   Установите номера страниц

  1. Вставка     Номер страницы   Формат номеров страниц     начать с 1 ок

Рис.2

Задание 5.  Сделайте оглавление

  1. Вставьте пустую страницу перед первым рассказом (Установить курсор в начало первого заголовка и нажать  Enter)
  2. Пропустите абзац, а на следующем вызовите окно Ссылки    оглавление   оглавление  и  ок
  3. Установите интервал после первого абзаца в 50 пунктов.

Рис.2

  1. Напишите на первой строке Содержание.

Задание 6. Сделать обложку к брошюре

  1. Вставить новую страницу перед оглавлением и набрать в самом её верху имя автора стилем “Заголовок 1”:
  2. В следующем абзаце вставить  картинку файл 2.bmp, папка Париж
  3. В следующем  абзаце написать город и год:
  4. В  последнем абзаце в позиции Шрифт установить рубленый шрифт Arial, размер 14 пунктов, а в позиции Абзац — выравнивание по центру без красной строки

  1. Для создания рамки на странице, вызвать окно Разметка страницы → Границы страниц…:
    На вкладке Страница установить нужные параметры:

  1. Для вставки рисованного названия книги воспользовались услугами WordArt:
    Вставка  
       WordArt:

Выбрать внешний вид надписи: Задать шрифт и написать текст: Мышкой переместить надпись в нужное место страницы:

Вопросы для контроля знаний по теме «Стилевое оформление текста»

  1. Что обозначает слово “стиль”?
  2. Что такое стиль в терминах программы Word?
  3. Почему работу над документом надо начинать с задания стилей?
  4. Опишите стили, которые использовались в данной брошюре.
  5. Что произойдёт с документом, если изменить стиль?
  6. Как изменить стиль?
  7. Как изменить формат картинки?
  8. Как задать автоматическую нумерацию страниц?
  9. Как вставить на страницу автоматическое оглавление?
  10. Как Word строит оглавление?

Домашнее задание:

Создать брошюру, с целью дальнейшего использования на уроках в начальной школе

Требования к созданию брошюры:

  • Не менее 6 страниц, включающих обложку, оглавление, список используемых ресурсов;
  • Должен быть текст, рисунок (могут быть графики или таблицы);
  • Должно быть соблюдено смысловое содержание;
  • Соблюдено правило единства стиля;
  • Брошюра должна иметь методическую значимость.

Примечание: На защите студенты получают 2 оценки

  • По информатике
  • По методике преподавания

План защиты:

  1. Указать цель;
  2. Зачитывается содержание;
  3. Какие стилевые приёмы были использованы;
  4. Назначение брошюры;
  5. Источники;
  6. Встретившиеся затруднения.



Предварительный просмотр:

Практическое занятие

Тема:  «Создание, редактирование, форматирование, структурирование  текстовой информации» 

Цель: Закрепить навыки работы в  MS Word.

Задание №1.

  1. Открыть приложение MS Word.
  2. Сохранить созданный документ под своей фамилией на рабочем столе с помощью команды: кнопка «Office»→Сохранить как→Документ Word→Выбрать Рабочий стол→Задать имя файла→Нажать кнопку Сохранить.
  3. Установить следующие параметры страницы для своего документа. Для этого необходимо воспользоваться командой: вкладка Разметка страницы→Поля→Обычное.

Поля

верхнее

нижнее

левое

правое

2 см

2 см

2,5 см

2,5 см

Задание №2

Цель задания: ввести понятие абзацный отступ. Обратите внимание, что в раскладке продуктов левый край ровный, но текст отодвинут от левого края.

Абзацные отступы и интервалы

Различие понятий «красная строка» и «отступы»: установленный размер красной (или висячей) строки распространяется только на первую строку абзаца. Отступ же действует на все строки абзаца и размер красной (или висячей) строки отсчитывается от установленного отступа. Перед тем, как начать выполнять каждое задание, тщательно проанализируйте его, обратите особое внимание на расположение концов абзацев.

Задание: Набрать следующий текст:

Тесто рассыпчатое

400 г муки

200 г масла

0,5 стакана воды

Растереть масло, добавить муку, воду, всыпать 0,5 чайной ложки соли и замесить тесто. Использовать для пирожков, ватрушек, пирогов.

Порядок выполнения задания №2:

  1. Заголовок выровнять по центру с помощью элемента  вкладки Главная, шрифт полужирный  вкладки Главная, разрядка 3 пт (Команда: Контекстное меню→Шрифт→Вкладка «Интервал»→«Разреженный» →на 3 пт). Для заголовка также установить Видоизменение– Все прописные с помощью команды Контекстное меню→Шрифт.

Эти же команды можно выполнить с помощью элемента вкладки Главная

  1. Основной текст выровнять по ширине, красная строка (Команда: Контекстное меню→Абзац→Отступ→Первая строка→Отступ).
  2. Раскладка продуктов– шрифт полужирный, в конце каждой строки отбит абзац (нажатие клавиши Enter). Выравнивание влево. Задать отступ слева. Для этого выделите абзацы, которые нужно «отодвинуть», выполните команду Контекстное меню→Абзац→Вкладка «Отступы и интервалы»→«Отступ слева» задайте размер отступа в см. (Эту операцию можно выполнить, передвигая мышью по горизантальной линейке треугольники и прямоугольник . Верхний треугольник соответствует положению начала первой строки абзаца, нижний – величине отступа слева. Если схватить и переместить мышью нижний прямоугольник, то верхний и нижний треугольники переместяться вместе, то есть будет выполняться отступ с учетом первой строки. В правой части линейки имеется только один треугольник, соответствующий отступу справа.) Для словесного определения отступа никогда не употребляйте характеристику «куда отодвинуть текст» (вправо, влево), используйте только формулировку «откуда» (слева, справа) иначе не избежать путаницы.

Если линейка не отображена в рабочем окне редактора, ее можно установить:

  1. Поместить текст в рамку. Для этого сначала выделить весь текст и с помощью команды вкладка Разметка страницы→Границы страниц→Граница→Рамка→Тип рамка установить нужный тип рамки.
  2. Залить текст цветом с помощью команды вкладка Разметка страницы→Границы страниц→Заливка→На вкладке Заливка выбрать необходимый цвет.
  3. В результате получится следующий отформатированный текст.

ТЕСТО РАССЫПЧАТОЕ

400 г муки

200 г масла

0,5 стакана воды

Растереть масло, добавить муку, воду, всыпать 0,5 чайной ложки соли и замесить тесто. Использовать для пирожков, ватрушек, пирогов.


Задание №3.

Цель: закрепить навыки выравнивания абзацев и установки красной строки. Новым в этом упражнении является создание «водяных знаков». Вы можете создавать любые «водяные знаки», но лучше состоящие из нескольких одинаковых элементов.

ПРИГЛАШЕНИЕ

Дорогие друзья!

Приглашаю Вас на чаепитие

по случаю моего совершеннолетия.

Буду ждать в субботу,

7 января 2007г. в 14 часов.

Отличное настроение обязательно!

Оксана

Порядок выполнения задания №3:

  1. Заголовок и основной текст выровнены по центру, подпись вправо. Текстовый эффект достигается за счет использования различных шрифтов, размеров, курсива, полужирного.
  2. Для создания «водяных знаков» необходимо использовать вкладку Вставка.
  3. Выполните следующие действия:
  • Используя полосы прокрутки, расположите свой текст в верхней части экрана таким образом, чтобы в нижней его части осталось свободное место для рисунка.
  • Перейдите на вкладку Вставка.
  • С помощью команды Фигуры выберите скругленный прямоугольник и, при помощи мыши, зажав клавишу Shift, растяните ее на листе ниже набранного текста приглашения. (Желательно чтобы на экране одновременно были видны и текст, и рисунок).
  • Выделив фигуру, воспользуйтесь командой Контур фигуры. Выберите Цвет, Толщину и Штрихи.
  • Для тиражирования фигуры выделите ее, скопируйте необходимое число раз. Новая фигура может при вставке поместиться поверх первоначальной, и создается впечатление, что ничего не вставилось. В этом случае подведите указатель мыши к верхней (выделенной) фигуре, нажмите левую клавишу мыши и, не отпуская ее, перетащите на новое место.
  • Чтобы создать орнамент, нужно расположить все его элементы в определенном порядке. Графические объекты перемещаются по листу с помощью мыши.
  1. Когда Ваш узор готов, остается поместить его под текст. Для этого:
  • выделите весь рисунок (удерживая клавишу Shift, щелкните по каждому элементу орнамента);
  • сгруппируйте элементы орнамента для того, чтобы весь рисунок воспринимался как единый графический объект (команда Контекстное меню→Группировка→Группировать или с помощью элемента);
  • переместите узор и поместите его поверх текста;
  • затем поместите весь текст в рамку с помощью команды Формат→Границы и заливка и на вкладке «Заливка» в раскрывающемся списке «Тип» выберите — Рамка.

Задание №4. Оформить текст следующего содержания.

Цель задания: отработать навыки редактирования текста; ввести понятия маркированный список и принудительный конец строки и продемонстрировать возможности их применения.

Вставка рисунка из библиотеки рисунков ClipArt в текст документа B.

  • Вызвать на экран окно документа В и установить курсор в позицию вставки рисунка.
  • Выполнить /Вставка/Рисунок: на экране ДП, подобная ДП «Открыть» (вызов файла на экран).
  • Найти, используя список «Каталог», в папке редактора WORD папку ClipArt и раскрыть её; в списке «Тип» установить «*.wmf»; в списке «Файл» выделить имя некоторого файла: в окне «Просмотр» появляется рисунок– «ОК»: рисунок включен в текст.

Порядок выполнения задания №4

  1. Набрать предложенный текст, выровнять его по ширине с помощью элемента , а заголовок по центру– .
  2. Для заголовка установить размер шрифта 20, для текста– 14, используя инструмент .
  3. Для заголовка установить шрифт Monotype Corsiva, для текста– Times New Roman, используя инструмент .
  4. Для текста установить маркированный список с помощью команды Формат→Список, выбрать нужный вид маркера.
  5. В заголовке между словами вставить символ  с помощью команды Вставка→Символ.
  6. В последнем пункте все буквы «о» заменить на буквы «п». Перед набором текста последнего абзаца выполнить команду Сервис→Параметры автозамены. В поле Заменить ввести «о», в поле На– «п».

Задание №5. Оформить бланк следующего содержания.

Цель задания: закрепить навыки установки отступа для абзаца; ввести понятия нерастяжимый пробел и принудительный конец строки и продемонстрировать возможности их применения.

Содержание бланка

«Бизнес-Сервис»

113244, Москва,

Новая ул., 3

тел. 123-4567

факс 123-4566

Уважаемый Василий Никифорович!

Акционерное общество «Бизнес-Сервис» приглашает Вас 15 ноября 2006г. в 20 часов на традиционное осеннее заседание Клуба московских джентльменов.

Президент клуба А. М. Ростокин

Порядок выполнения задания №5

  1. Текст реквизитов бланка выравнивается по центру (элемент ), задан отступ справа (элемент линейки ). Символ  - это символ шрифта Wingdings, выбирается с помощью команды Вставка →Символ на вкладке Символы выбрать шрифт- Wingdings, размер шрифта увеличен до 22 пт.
  2. Заполнение бланка. Обращение выровнено по центру, основной текст и подпись— по ширине. Подпись форматируется с помощью нерастяжимого пробела, сочетаний клавиш Shift+Ctrl+ «пробел», и принудительного конца строки, сочетаний клавиш Shift+Enter. Нерастяжимый пробел устанавливается между словами «Президент» и «клуба», «А.» и «М.» и «Ростокин», между словами «клуба» и «А.»- устанавливается обычный пробел. Принудительный конец строки – после слова «Ростокин».
  3. Увеличение расстояния между абзацами (для реквизитов) достигнуто не пустыми абзацами, а интервалами перед абзацем Формат→Абзац..., на вкладке Отступы и интервалы в поле ввода Интервал перед установлен размер интервала в 6 пт.
  4. Задать параметры страницы. Делать это удобнее до установки абзацных отступов.

Задание №6. Начертить обычный параллелепипед.

Цель задания: научиться пользоваться панелью Рисование редактора MS Word, познакомиться с инструментами, научиться менять тип линии, вставлять рамку текста, установив для нее цвет линии и заполнения.

Порядок выполнения задания №6

Можно предложить следующий порядок построения (все используемые кнопки с панели Рисование).

  1. Нарисовать прямоугольник ABB1А1 .
  2. Провести одну из наклонных линий, например, A1D1 .
  3. Скопировать A1D1 и вставить три раза ВС, В1С1, и AD.
  4. Провести линии СС1 DD1, DC и D1C1.
  5. Выделяя соответствующие отрезки, выбрать Тип штриха – пунктирный .
  6. Дорисовать координатные оси, выбрав инструмент Стрелка .
  7. Самый трудоемкий процесс в этом упражнении - обозначение вершин. Для того чтобы расположить букву в нужном месте, включите кнопку Надпись на панели Рисование  и растяните рамку, пользуясь мышью, до требуемого размера.
  8. Вызвав контекстное меню на выделенной рамке, выберите пункт Формат объекта. На вкладке Цвета и линии цвет заливки выберите Нет заливки, цвет линии – нет линии. Ваша рамка стала прозрачной. В ней можно помещать текст (нам нужна одна буква - обозначение вершины). Выделите свою рамку, скопируйте и затем вставьте 10 раз (перед вставкой снимите выделение с исходной рамки). Новая рамка может, после вставки, поместиться поверх предыдущей. В этом случае кажется, что вставки не произошло, а на самом деле достаточно переместить верхнюю рамку в сторону.
  9. Нижний индекс получается при помощи команды Формат→Шрифт..., Видоизменение - подстрочный. Перемещаются рамки по листу при помощи мыши.
  10. Чертеж готов. Желательно представить его в виде единого графического объекта. Для этого, включив кнопку  растяните пунктирную рамку вокруг всего рисунка (выделите рисунок) и выполните команду Действия→Группировать . Теперь можно перемещать чертеж целиком по листу. Мало того, можно изменять его пропорции, если, выделив рисунок, потянуть мышью за узелки (квадратики на рамке выделения).

Задание №6.1.

Цель задания: научиться создавать таблицу, вносить в нее текстовую информацию и выполнять обрамление таблицы.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1

Математика

Чтение

Математика

Русский язык

Физическая культура

2

Труд

Музыка

Чтение

Этика

Математика

3

Чтение

Русский язык

Русский язык

Математика

Чтение

4

Физическая культура

Математика

Труд

ОБЖ

ИЗО

Порядок выполнения задания №6.1

  1. Вставьте таблицу с требуемым числом ячеек.
  2. Покажите, что для выделения строки (столбца) целиком нужно подвести указатель мыши левее (выше) и щелкнуть в тот момент, когда указатель имеет форму стрелки, указывающий на строку (столбец).
  3. Столбец с нумерацией уроков выровняйте влево и при помощи мыши установите необходимую ширину. Все остальные ячейки выровняйте по центру. Дни недели и номера уроков выделите полужирным шрифтом. Форматирование шрифта можно произвести и после набора текста.
  4. Заполните остальные ячейки, придерживаясь следующего требования: на первом уроке должны быть «короткие» названия уроков, вписывающиеся в одну строчку (например, чтение). И «длинные» — в две строчки (например, физическая культура), на втором уроке все предметы должны помещаться в одну строчку, остальные уроки произвольно.
  5. Выполните просмотр с помощью команды Файл→Предварительный просмотр. Видно, что таблица не разлинована. Закройте просмотр (соответствующая кнопка).
  6. Выделите таблицу и выполните обрамление Формат→Границы и заливка... на вкладке Граница выберите тип границы — Сетка. Выделяя таблицу, следите за тем, чтобы в выделение не попал маркер абзаца, следующего за таблицей, иначе тип границы — Сетка не будет Вам предложен.
  7. Выполните просмотр.
  8. На данном примере можно показать способы вставки и удаления строк и столбцов. Выделив строку (столбец), воспользуйтесь командой Таблица→Вставить (Удалить) строки (столбцы).

Обязательно сохраните файл, содержащий таблицу, так как работа с ним продолжается.

Задание №6.2 (дополнительное).

Цель задания: закрепить навык создания таблицы. Показать, каким образом можно изменить тип линий границы, выполнить фоновое заполнение и как разместить в «высоких» строчках текст вертикально посередине.

В таблице произошли следующие изменения:

  • обрамление всей таблицы выполнено линиями одной толщины;
  • предметы, помещающиеся в одну строчку, выровнены по вертикали в ячейке (больше не "подпрыгивают" вверх);
  • все строки одинаковы по высоте;
  • выполнено фоновое оформление.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1

Математика

Чтение

Математика

Русский

язык

Физическая

культура

2

Труд

Музыка

Чтение

Этика

Математика

3

Чтение

Русский

язык

Русский

язык

Математика

Чтение

4

Физическая

культура

Математика

Труд

ОБЖ

ИЗО

Порядок выполнения задания №4.2

  1. Чтобы сравнять толщину линий нужно, выделив таблицу, выполнить команду Формат→Границы и заливка... на вкладке Граница выберите тип границы — Все, ширину – 1,5 пт.
  2. Все названия уроков поместить в центре ячеек с помощью команды контекстного меню Выравнивание в ячейке…
  3. Узкие строки (например, 2 урок) можно «расширить» за счет задания одинаковых интервалов перед и после абзаца. Для этого выполните команду Формат→Абзац и установите интервал «перед» и «после» – 12 пт.
  4. Для фонового оформления выделите нужные ячейки и воспользуйтесь командой Формат→Границы и заливка... на вкладке Заливка выберите Тип узора – 10 %
  5. Выполните просмотр, чтобы остаться довольными результатами своей работы


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПРИМЕНЕНИЮ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ SMART NOTEBOOK В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н.В. Сучкова, преподаватель информатики

ГБОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж»

Нижегородская обл., г. Лукоянов, e-mail: ninavah@mail.ru

Выпускникам нашего колледжа  предстоит работать в новых условиях, в условиях перехода к информационному обществу, когда к каждому учителю предъявляются новые требования,  и вы должны быть готовы к организации и сопровождению образовательного процесса средствами информационно-коммуникационных технологий, этого требуют и новые Федеральные государственные образовательные стандарты.

Изменилась роль учителя в современном обществе. Учитель – это не просто носитель определенных знаний, это прежде всего инициатор новых форм взаимодействия, организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время. В связи с этим меняется и сам процесс обучения. Необходимы новые формы и средства обучения. В этом нам могут помочь информационно-коммуникационные технологии.

В Педагогическом колледже большое внимание уделяется подготовке студентов в области ИКТ. Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов   в программу учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ) в профессиональной деятельности включены практические задания, нацеленные на формирование профессиональных компетенций будущего учителя в зависимости от получаемой специальности.

Сегодня невозможно провести урок без использования информационных технологий, тем более что школы района хорошо оснащены технически, в том числе и мультимедийным оборудованием: проекторами, интерактивными досками. Уроки с использованием интерактивных досок могут донести до учащихся более широкие диапазоны информации. Многие из ресурсов, доступные для демонстрации на интерактивной доске (цвет, анимация, движение, звук) просто невозможно использовать на традиционном уроке без применения современных технологий.

Преподаватели используют как готовые образовательные модули, так и собственные разработки, выполненные с учетом возможностей программного обеспечения интерактивной доски.

Интерактивные доски предоставляют учителю и учащимся уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью можно реализовать различные приемы индивидуальной и коллективной, публичной (ответ у доски) работы учащихся. Однако для того чтобы грамотно и полноценно использовать на уроке интерактивную доску, учителю необходимо знать возможности программного обеспечения SMART Notebook.

Начальное знакомство с программой у студентов Лукояновского педагогического колледжа происходит на 2-м курсе при изучении темы: «Аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности», где студенты знакомятся с характеристиками интерактивной доски, порядком подключения, основными возможностями. Количество часов на изучение данной темы недостаточно, поэтому работа по знакомству с  программным обеспечением SMART Notebook продолжается при изучении темы: «Прикладное программное обеспечение общего назначения и его использование в сфере профессиональной деятельности». Студенты сами создают интерактивные презентации к урокам в начальных классах по предложенным темам учебника, а также находят готовые из коллекции в интернете и учатся с ними работать.  Полученные знания студенты применяют при прохождении практики пробных уроков в школе. Кроме того в колледже организованы консультации по оказанию помощи в разработке конспектов уроков с использованием интерактивной доски. После занятий студенты  3 –го курса специальности 050146 Преподавание в начальных классах совместно с преподавателем информатики и методистом имеют возможность апробировать свои интерактивные презентации и получить рекомендации по их использованию.

Особенность организации учебного процесса в начальных классах позволяет говорить о том, что в этом звене обучения интерактивная доска может использоваться максимально эффективно. Так как младшие школьники большую часть уроков занимаются в одном кабинете с одним учителем, освоение доски учениками и педагогом может происходить постепенно от урока к уроку. На выставках и развлекательных мероприятиях дети без всяких объяснений методом тыка исследуют возможности интерактивных досок. Обычно им так нравится работать на доске, что они не хотят уходить, особенно если запускается игра или иное интерактивное приложение.

На современном этапе развития российского образования одной из основных задач образовательного учреждения является создание условий для раскрытия способностей обучающегося, обеспечение возможности достижения им максимального результата обучения. Сегодня изменяется и сама парадигма образовательного процесса: необходимо помочь обучающемуся получить знания, создать условия для активной мыслительной деятельности. Использование на уроках интерактивного оборудования значительно облегчает этот процесс.

Подготовленный в области ИКТ выпускник педагогического колледжа, пришедший работать в школу, с первых дней своей профессиональной деятельности может эффективно решать профессиональные задачи в условиях информатизации образования, гибко реагировать на инновационные изменения в образовательной сфере, реализовывать основные направления информатизации школы, оказывать консультационную, партнерскую помощь коллегам.

Мы надеемся, что такая планомерная работа даст свои результаты и наши студенты выйдут  из стен колледжа подготовленными специалистами, востребованными на рынке труда.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"

(ГБОУ СПО ЛПК)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Подготовка студентов педагогического колледжа к применению программного обеспечения SMART Notebook в начальной школе

Подготовила: Сучкова Нина Викторовна

преподаватель информатики

г. Лукоянов                                                                    


Содержание: В данной статье изложен опыт применения программного обеспечения SMART Notebook студентами специальности 050146  Преподавание в начальных классах

Выпускникам нашего колледжа  предстоит работать в новых условиях, в условиях перехода к информационному обществу, когда к каждому учителю предъявляются новые требования  и вы должны быть готовы к организации и сопровождению образовательного процесса средствами информационно-коммуникационных технологий, этого требуют и новые Федеральные государственные образовательные стандарты.

Изменилась роль учителя в современном обществе. Учитель – это не просто носитель определенных знаний, это прежде всего инициатор новых форм взаимодействия, организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время. В связи с этим меняется и сам процесс обучения. Необходимы новые формы и средства обучения. В этом нам могут помочь информационно-коммуникационные технологии.

В Педагогическом колледже большое внимание уделяется подготовке студентов в области ИКТ. Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов   в программу учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ) в профессиональной деятельности включены практические задания, нацеленные на формирование профессиональных компетенций будущего учителя в зависимости от получаемой специальности.

Сегодня невозможно провести урок без использования информационных технологий, тем более что школы района хорошо оснащены технически, в том числе и мультимедийным оборудованием: проекторами, интерактивными досками. Уроки с использованием интерактивных досок могут донести до учащихся более широкие диапазоны информации. Многие из ресурсов, доступные для демонстрации на интерактивной доске (цвет, анимация, движение, звук) просто невозможно использовать на традиционном уроке без применения современных технологий.

Преподаватели используют как готовые образовательные модули, так и собственные разработки, выполненные с учетом возможностей программного обеспечения интерактивной доски.

Интерактивные доски предоставляют учителю и учащимся уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью можно реализовать различные приемы индивидуальной и коллективной, публичной (ответ у доски) работы учащихся. Однако для того чтобы грамотно и полноценно использовать на уроке интерактивную доску, учителю необходимо знать возможности программного обеспечения SMART Notebook.

Начальное знакомство с программой у студентов Лукояновского педагогического колледжа происходит на 2-м курсе при изучении темы: «Аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности», где студенты знакомятся с характеристиками интерактивной доски, порядком подключения, основными возможностями. Количество часов на изучение данной темы недостаточно, поэтому работа по знакомству с  программным обеспечением SMART Notebook продолжается при изучении темы: «Прикладное программное обеспечение общего назначения и его использование в сфере профессиональной деятельности». Студенты сами создают интерактивные презентации к урокам в начальных классах по предложенным темам учебника, а также находят готовые из коллекции в интернете и учатся с ними работать.  Полученные знания студенты применяют при прохождении практики пробных уроков в школе. Кроме того в колледже организованы консультации по оказанию помощи в разработке конспектов уроков с использованием интерактивной доски. После занятий студенты  3 –го курса специальности 050146 Преподавание в начальных классах совместно с преподавателем информатики и методистом имеют возможность апробировать свои интерактивные презентации и получить рекомендации по их использованию.

Особенность организации учебного процесса в начальных классах позволяет говорить о том, что в этом звене обучения интерактивная доска может использоваться максимально эффективно. Так как младшие школьники большую часть уроков занимаются в одном кабинете с одним учителем, освоение доски учениками и педагогом может происходить постепенно от урока к уроку. На выставках и развлекательных мероприятиях дети без всяких объяснений методом тыка исследуют возможности интерактивных досок. Обычно им так нравится работать на доске, что они не хотят уходить, особенно если запускается игра или иное интерактивное приложение.

На современном этапе развития российского образования одной из основных задач образовательного учреждения является создание условий для раскрытия способностей обучающегося, обеспечение возможности достижения им максимального результата обучения. Сегодня изменяется и сама парадигма образовательного процесса: необходимо помочь обучающемуся получить знания, создать условия для активной мыслительной деятельности. Использование на уроках интерактивного оборудования значительно облегчает этот процесс.

Подготовленный в области ИКТ выпускник педагогического колледжа, пришедший работать в школу, с первых дней своей профессиональной деятельности может эффективно решать профессиональные задачи в условиях информатизации образования, гибко реагировать на инновационные изменения в образовательной сфере, реализовывать основные направления информатизации школы, оказывать консультационную, партнерскую помощь коллегам.

Мы надеемся, что такая планомерная работа даст свои результаты и наши студенты выйдут  из стен колледжа подготовленными специалистами, востребованными на рынке труда.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"

(ГБОУ СПО ЛПК)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ  НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Подготовила: Сучкова Нина Викторовна

преподаватель информатики

г. Лукоянов  2013 г.                                                                  


В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.

В связи с объективно изменившимися условиями миссия учреждения СПО педагогического профиля заключается в удовлетворении образовательных потребностей личности в соответствии с требованиями ФГОС и подготовке конкурентоспособных, квалифицированных специалистов, способных продуктивно и творчески участвовать в реализации национального проекта «наша новая школа», формировании ключевых компетенций школьников. Чтобы выполнить свою миссию, добиться качественных результатов, необходимо правильно выстроить траекторию развития образовательного учреждения

ФГОС СПО вводит новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. [4]

Сегодня деятельность педагогического колледжа направлена на тесную связь со школой в плане подготовки специалиста. Учреждения СПО работают над выполнением социального заказа, т.е. подготовки такого учителя начальных классов, который нужен современному обществу.

Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н начинает работать с 1 января 2015 г. В нём приоритетное значение отводится овладению преподавателем ИКТ-компетентностью.

Для реализации государственных стандартов среднего профессионального образования на специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» разработана, успешно внедренная в учебный процесс, модель подготовки будущего учителя начальных классов в области информатики. В основу модели положен принцип непрерывного и комплексного освоения теоретических знаний и практических навыков использования современной вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий с использованием технологии сотрудничества.

 Одним из путей реализации этой идеи является сотрудничество преподавателей и методистов колледжа с учителями начальных классов, которое проявляется в процессе преподавания информатики и педагогической практики.

В процессе обучения студентов специальности   активно используются следующие методы:

  • Метод портфолио;
  • Метод проектов;

Рассмотрим некоторые аспекты изучения учебной дисциплины ЕН.02. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ) в профессиональной деятельности».

В ходе изучения темы «Прикладное программное обеспечение общего назначения и его использование в сфере профессиональной деятельности» идёт работа над созданием портфолио студента.

Портфолио позволяет: объективно и максимально полно выявить актуальные и перспективные возможности, способности обучающегося, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, раскрыть его профессиональный и творческий потенциал; сформировать у будущего специалиста навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки. Важно, что в методике портфолио акцент смещается не на то, что студент знает, а на то, что студент способен сделать, т.е. на его компетенции. [2, c.69] Впоследствии портфолио используется студентами на практике пробных уроков, при прохождении преддипломной практики, а также в учебном процессе.

В портфолио студента ЛПК помещаются следующие работы: комплексный информационный объект в виде учебной публикации; методические брошюры и мультимедийные презентации для проведения урока и внеурочного занятия в начальных классах; классный уголок для начальных классов, наглядные пособия. Изучение  баз данных Microsoft Access,  позволяет студентам специальности,  пробовать свои силы в создании  каталога учебно-методической литературы и построении базы данных класса, в котором обучающиеся проходят практику; при изучении Microsoft Excel  выполняют задания по анализу успеваемости учащихся закреплённого класса по четвертям (по заданным предметам) с использованием различных типов диаграмм; в ходе изучения системы программ MyTest создают компьютерные тесты по предметам, собирают и анализируют их результаты. Тем самым студенты оказывают помощь учителям начальных классов.

В результате овладения данного раздела происходит углубленное изучение современных информационных технологий. Именно здесь студенты видят значимость изучения информатики  по использованию методов и средств в педагогической деятельности. Такой эффект достигается путем использования задач с профессионально-педагогическим содержанием. Использование в обучении таких задач формирует положительную мотивацию у будущих учителей при изучении курса информатики.

Нельзя не сказать о популярном сегодня методе проектов, который используется для овладения теоретическими и практическими знаниями по учебной дисциплине как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.  [1, с.34].

Цели проектной деятельности:

  • использование информационных технологий с целью формирования умения использовать вычислительную технику и программное обеспечение применительно к профессиональной деятельности, разработка и изучение учебной проблемы;
  • приобретение навыков представления работы перед аудиторией как вид социальной адаптации студентов. [3, c.90]

Метод проектов направлен на овладение профессиональными компетенциями через сотрудничество с начальной школой.

Учебная дисциплина ЕН.02. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии  (ИКТ) в профессиональной деятельности» даёт возможности использования метода проектов.

Вначале изучения каждой темы дисциплины  перед студентами ставится задача - создать коллективный или индивидуальный проект и защитить его по окончании изучения темы. Приведём несколько тем: групповой проект создания методической брошюры для проведения урока и внеурочного занятия по предмету в начальных классах; групповой проект «Создание презентаций для использования на уроках различных типов по заданной теме»; индивидуальный проект создания презентации внеклассного занятия с дидактическим материалом.

Студентам даются примерные темы проектов. Они должны самостоятельно определить проблему, алгоритм выполнения, наметить пути реализации проекта. Преподаватель и учителя начальной школы выполняют роль консультантов, корректируя ход выполнения, предоставляют необходимые источники. Творческие работы выполняются в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов и используются в дальнейшем в своей профессиональной деятельности. При защите присутствует учитель начальных классов и оценивает с точки зрения методической значимости. Таким образом, студентам с самого начала ясна цель изучения темы, они осознанно подходят к изучению программного материала, у них сформирована высокая мотивация.

Знания, полученные студентами на теоретических занятиях по  информатике, при таком подходе, проверяются практически на материалах разрабатываемых проектов. Студенты имеют возможность обмена опытом. Возникающие вопросы решаются совместно, стремление найти ответы на вопросы приводят к более детальному изучению возможностей  MS WORD, MS EXCEL, MS PowerPoint, MS Access. В результате выполнения проекта студенты глубоко погружаются в изучаемую программу, в решение рассматриваемой проблемы, т.е. пополняют свои знания по информатике и методике преподавания.

 Качество успеваемости при таком подходе заметно повышается, повышается интерес и к изученному предмету и к возможностям компьютерных технологий.

Таким образом применяя  технологию сотрудничества студенты Лукояновского педагогического колледжа  не только отрабатывают практические навыки использования современных Интернет-технологий и компьютера в профессиональной деятельности, но и формируют профессиональную компетентность будущего учителя.

Список литературы

  1. Девисилов В. А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно-ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. – 2009. – №2. – с.29-35.
  2. Кныш И.А., Пастухова И.П. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство. //Среднее профессиональное образование. – 2008. - №1[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/portfel-individualnyh-dostizheniy-kak-kontrolno-otsenochnoe-pedagogicheskoe-sredstvo.
  3. Плугина Н.А. Структурно-интегративный подход в реализации диалога научных культур//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – №8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-integrativnyy-podhod-v-realizatsii-dialoga-nauchnyh-kultur 
  4.  Раимкулова А.С. Компетентностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего учителя как один из кардинальных путей модернизации современного образования // Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2010. – № 29. – С. 37–42



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ  НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

Сучкова Нина Викторовна, преподаватель математики

 

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.

В связи с объективно изменившимися условиями миссия учреждения СПО педагогического профиля заключается в удовлетворении образовательных потребностей личности в соответствии с требованиями ФГОС и подготовке конкурентоспособных, квалифицированных специалистов, способных продуктивно и творчески участвовать в реализации национального проекта «наша новая школа», формировании ключевых компетенций школьников. Чтобы выполнить свою миссию, добиться качественных результатов, необходимо правильно выстроить траекторию развития образовательного учреждения

ФГОС СПО вводит новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.

Сегодня деятельность педагогического колледжа направлена на тесную связь со школой в плане подготовки специалиста. Учреждения СПО работают над выполнением социального заказа, т.е. подготовки такого учителя начальных классов, который нужен современному обществу.

Для реализации государственных стандартов среднего профессионального образования на специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» разработана, успешно внедренная в учебный процесс, модель подготовки будущего учителя начальных классов в области математики. В основу модели положен принцип непрерывного и комплексного освоения теоретических знаний и практических навыков, а также использования современной вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий с использованием технологии сотрудничества.

 Одним из путей реализации этой идеи является сотрудничество преподавателей и методистов колледжа с учителями начальных классов, которое проявляется в процессе преподавания математики и педагогической практики.

В процессе обучения студентов специальности   активно используются следующие методы:

  • Метод портфолио;
  • Метод проектов;

Рассмотрим некоторые аспекты изучения междисциплинарного курса «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания». Начиная со второго курса идёт работа над созданием портфолио студента.

Портфолио позволяет: объективно и максимально полно выявить актуальные и перспективные возможности, способности обучающегося, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, раскрыть его профессиональный и творческий потенциал; сформировать у будущего специалиста навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки. Важно, что в методике портфолио акцент смещается не на то, что студент знает, а на то, что студент способен сделать, т.е. на его компетенции. Впоследствии портфолио используется студентами на практике пробных уроков, при прохождении преддипломной практики, а также в учебном процессе.

В портфолио студента ЛПК помещаются следующие работы: методические брошюры и мультимедийные презентации для проведения урока и внеурочного занятия в начальных классах; демонстрационный и раздаточный материал, учебные пособия. Изучение  баз данных Microsoft Access,  позволяет студентам специальности,  пробовать свои силы в создании  каталога учебно-методической литературы и построении базы данных класса, в котором обучающиеся проходят практику; при изучении Microsoft Excel  выполняют задания по анализу успеваемости учащихся закреплённого класса по четвертям (по заданным предметам) с использованием различных типов диаграмм; в ходе изучения системы программ MyTest создают компьютерные тесты по математике, собирают и анализируют их результаты. Тем самым студенты оказывают помощь учителям начальных классов.

Нельзя не сказать о популярном сегодня методе проектов, который используется для овладения теоретическими и практическими знаниями по учебной дисциплине как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.  

Метод проектов направлен на овладение профессиональными компетенциями через сотрудничество с начальной школой.

Вначале изучения каждой темы курса  перед студентами ставится задача - создать коллективный или индивидуальный проект и защитить его по окончании изучения темы. Приведём несколько тем: групповой проект создания методической брошюры для проведения урока и внеурочного занятия по математике в начальных классах; групповой проект «Создание интерактивных презентаций для использования на уроках математики различных типов по заданной теме»; индивидуальный проект создания презентации внеклассного занятия по математике с дидактическим материалом и групповой проект создания технологической карты урока по данной теме.

Студентам даются примерные темы проектов. Они должны самостоятельно определить проблему, алгоритм выполнения, наметить пути реализации проекта. Преподаватель и учителя начальной школы выполняют роль консультантов, корректируя ход выполнения, предоставляют необходимые источники. Творческие работы выполняются в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов и используются в дальнейшем в своей профессиональной деятельности. При защите присутствует учитель начальных классов и оценивает с точки зрения методической значимости. Таким образом, студентам с самого начала ясна цель изучения темы, они осознанно подходят к изучению программного материала, у них сформирована высокая мотивация.

Знания, полученные студентами на теоретических занятиях по  информатике, при таком подходе, проверяются практически на материалах разрабатываемых проектов. Студенты имеют возможность обмена опытом. Возникающие вопросы решаются совместно, стремление найти ответы на вопросы приводят к более детальному изучению возможностей  MS WORD, MS EXCEL, MS PowerPoint, MS Access. В результате выполнения проекта студенты глубоко погружаются в изучаемую программу, в решение рассматриваемой проблемы, т.е. пополняют свои знания методике преподавания математики и по информатике.

 Качество успеваемости при таком подходе заметно повышается, повышается интерес и к изучаемому курсу и к возможностям компьютерных технологий.

Таким образом применяя  технологию сотрудничества студенты Лукояновского педагогического колледжа  не только отрабатывают практические навыки использования современных Интернет-технологий и компьютера в профессиональной деятельности, но и формируют профессиональную компетентность учителя.



Предварительный просмотр:

Сучкова Н.В.
Использование программы 0Cam для создания видеолекций

Сучкова Нина Викторовна,

преподаватель

ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»,

г. Лукоянов Нижегородской области.

Аннотация: В данной статье описан опыт  обучения студентов с помощью использования программы 0Cam. Обучающие видео лекции, записанные в программе 0Cam, нацелены на то, чтобы студент мог продвигаться по изучаемой теме в удобном для него темпе: останавливать не понятные моменты, пересматривать важные, пропускать части, материал по которым уже знаком и так далее. Данное преимущество поставит в равные условия и даст больше возможностей для образования студентам с физическими недостатками и тем, кто пропускает занятия по разным причинам.

В настоящее время довольно значимая роль отводится проблеме формирования мотивации учащихся к освоению дисциплин. Развитие технологий приводит к частичному снижению интереса современных студентов к обучению, в связи с чем, педагог сталкивается с необходимостью конкуренции с многообразием мобильных и мультимедийных средств и, следовательно, продумывания стратегии объединения стремительно развивающихся технологий и процесса обучения.

Изучение лекций студентами происходит посредством просмотра обучающих видеороликов, онлайн лекций, презентаций со схемами, таблицами и рисунками, предназначенным для быстрого восприятия информации. Такие лекции создаются преподавателем и размещаются в интернете или передаются студентам с помощью любого онлайн файлообменника.

На лекциях традиционного формата обучения, велика вероятность упустить мысль лектора или не расслышать сказанное им. Обучающие видео лекции нацелены на то, чтобы студент мог продвигаться по изучаемой теме в удобном для него темпе: останавливать не понятные моменты, пересматривать важные, пропускать части, материал по которым уже знаком и так далее. Данное преимущество поставит в равные условия и даст больше возможностей для образования студентам с физическими недостатками и тем, кто пропускает занятия по разным причинам.

Использование образовательных возможностей Интернет пространства, а также общение между студентами способствует формированию критического мышления, ответственности за собственное обучение, других интеллектуальных способностей и ключевых компетенций

Несомненно, внедрение данной модели обучения требует тщательной подготовки, усилий и времени со стороны преподавателя. Если преподаватель не сможет организовать классное и внеклассное обучение в единое целое, то суть перевернутого обучения будет потеряна. К недостаткам модели можно отнести и то, что не все студенты добросовестно выполняют домашнее задание, но они знают, что если не посмотрели обучающий фильм, то не смогут полноценно работать на занятии. К недостаткам данной модели можно отнести и то, что у студента всегда должен быть доступ к сети Интернет. Но в настоящее время в этом нет проблем, так как смартфоны, планшеты и ноутбуки имеются почти у всех.

Видеолекции можно брать как готовые с интернета и отправлять ссылку студентам для просмотра, так и создавать самим.

Так для создания видеолекций я в своей работе использую бесплатную, простую и удобную программу oCam.

Перед вами интерфейс данной программы.

Зелёный прямоугольник с маркерами является ограничителем для захвата нужной области экрана.

Открыв созданную или найденную в интернете и отредактированную презентацию, открываем программу 0Cam, область захвата экрана делаем по размеру слайда и включаем запись. Для запуска готовой видеолекции нужно нажать пиктограмму с папкой Открыть.

Созданный видеофайл можно перенести в удобное место, в нужную папку.

При  организации модели «Перевёрнутый класс» нужно учитывать, что:

1) Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы нужно сопровождать четкими учебными целями и поэтапной инструкцией.

2) Обязательно сопровождать каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложить студентам составить несколько вопросов к видео.

3) Привлекать студентов к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.

Так, при изучении темы: «Методика решения задач на пропорциональные величины» 3 курс МДК 01.04 «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания» вначале видеолекции записываю инструкцию:

1. Просмотреть видеолекцию.

2. Определить виды задач на первом слайде, показать методику их решения.

3. Ответить письменно на вопросы:

1) Какие виды задач на пропорциональное деление вы знаете?

2) Чем они характеризуются?

Затем идёт видеолекция с объяснением слайдов.

На занятии обговариваются непонятные вопросы, идёт работа в группах, а затем выполняются и обсуждаются проекты по методике решения задач каждого вида.

Модель обучения с использованием видеолекций позволит преподавателю освободить себя от лекционных занятий, больше уделять времени практическим вещам и нововведениям в области, которую он преподает, повысит активность преподавателя как IT-пользователя, тем самым преодолеется информационный, языковой и технологический барьер между студентами и преподавателями, который, к сожалению, зачастую имеет место быть.

Список литературы

1. Арнаут, М.Н. Модель «перевернутый класс» как инструмент образовательных услуг университета [Электронный ресурс]: аналитическая статья / Владивостоцкий гос. универ. экономики и сервиса – электрон.журнал – Владивосток: ВГУЭС, 2016. – Режим доступа: http://mgt.vvsu.ru/science/analytics/details/article/2145204749.– Загл.  с экрана.