Методическая копилка

Шаповалова Людмила Евгеньевна

Конспекты образовательной деятельности, проекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района Хабаровского края

«В поисках календаря»

Методическая разработка занятия

Шаповалова Людмила Евгеньевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Светлячок»

р.п.Солнечный

2023 г.

Пояснительная записка

Цель:

формирование представления дошкольников о календаре.

Задачи:

  • закрепить знания о цикличности временных эталонов (времен года, дней недели, последовательности месяцев в году);
  • систематизировать умение моделировать отношения между тремя множествами объектов с помощью кругов Эйлера и блоков Дьенеша, используя модель пересекающихся кругов;
  • развивать представление о множестве, операции над множествами -  классификация,  использовать отрицание как признак предмета;
  • развивать логические приемы мышления, умение кодировать и декодировать информацию;
  •  совершенствовать умение моделировать и составлять арифметические задачи, используя предложенный материал и решать их;
  • закреплять умение записывать решение задачи соответствующим математическим выражением;
  •  воспитывать стремление планировать свою жизнь по календарю;
  • воспитывать желание работать вместе, сотрудничать друг с другом.

Актуальность

В ходе бесед и опроса детей в нашей группе выяснилось, что большинство детей усвоило названия дней недели, их количество и последовательность. Но понятие «год», следование месяцев один за другим дети путали, не знали количество дней в месяце, дату своего рождения, текущее число дня. Для решения этой проблемы, мы решили реализовать проект, в ходе которого мы планировали не только закрепить эти понятия, но и познакомить детей с разновидностью и назначением календаря.

Знакомство с календарем интегрирует различные области знаний дошкольников. Это, прежде всего математическое, речевое, социально-эстетическое развитие, знакомство с окружающим миром и т. д. В старшем дошкольном возрасте развивается, и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6 - 7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.

Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Методы проводимой ОД

Практические (продуктивная деятельность), проблемно-поисковые (экспериментальная деятельность), словесные (беседа, опрос), игровые (игровая проблемная ситуация).

Возраст детей

6 лет

Условия проведения

Образовательная деятельность построена с соблюдением санитарно-гигиенических условий проведения занятий:

-необходимое оборудование установлено и размещено с учетом полной безопасности и устойчивости, исключающей возможного падения;

-предлагаемые материалы и инвентарь, используемые детьми, расположены на высоте, не превышающей уровня их груди;

-форма одежды свободная, удобная для детей;

-температурный режим и освещенность группы соответствуют нормам.

Материалы, оборудование, оформление, необходимые для проведения ОД:

  • Кнопки – подсказки с аудиозапсью;
  • рюкзачок;
  • блоки Дьенеша;
  • обручи – 3 шт. (синий, желтый, металлический);
  • корзинки – 3 шт.;
  • снежки;
  • снежинки – наклейки с числами от 1 до 31;
  • молоток;
  • сугроб из фатина;
  • угощение-конфеты (не менее 31 шт.);
  • планшеты из фетра – 2 шт;
  • металлические лотки – 3 шт.;
  • емкость с горячей водой;
  • столы – 9 шт.;
  • стульчики (по количеству детей);
  • телевизор;
  • видеозапись Снеговика.
  • карточки – символы («квадрат», «красный», «не тонкий»);
  • пазлы-подсказки (3);
  • мольберты – 3 шт.;
  • рамка календаря с разноцветными прищепками;
  • конвертики – 31 шт;
  • картинки к задачам.
  • карточки-подсказки – 3 шт.;
  • карточки с цифрами и математическими знаками на магнитах.

Ход образовательной деятельности

Этапы

Описание

Методические рекомендации и советы

Вводно – организационный

Собрались ребята в круг, ты мой друг и я той друг.

Нужно «Здравствуй» всем сказать, никого не обижать.

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

(дети выполняют движения и жесты согласно тексту)

Создание атмосферы психологической безопасности

Видеозвонок от снеговика

Снеговик: Приветствую вас, ребята. Это я вам звоню, Снеговик – помощник Деда Мороза. Спешу к вам на новогодний праздник. Вы елку нарядили? Костюмы новогодние надели? Ждите! Через час я  буду  в вашем детском саду. Повеселимся сегодня.

Дети возмущаются…. (если нет спросить)

Воспитатель Ребята, а почему Снеговик к нам сегодня придет? Он ничего не перепутал? Назовите месяц когда мы встречаем Новый год. А сейчас какой месяц?  Какое у нас сейчас время года? А Новый год в какое время года мы празднуем?

Воспитатель: Снеговик, НГ еще не наступил. Даже зима еще не началась. Придется тебе попозже прийти.

Снеговик: А как мне узнать, когда приходить на новогодний праздник?

Дети: посмотреть по календарю

Снеговик: Нет у меня календаря. Ледяной колдун Морозяка мой календарь на снежки, снежинки да льдинки рассыпал. И теперь я не знаю, когда к вам в детский сад приходить.

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Снеговику?

Дети Да

Воспитатель: А как мы можем помочь?

Дети собрать календарь.

Воспитатель: Не огорчайся, Снеговик, мы тебе календарь собрать поможем и он ещё лучше прежнего будет.

Воспитатель: Тогда отправляемся на поиски частей календаря, чтобы собрать их все вместе. А где же нам искать части календаря?

Снеговик: Знаю, кажется этой ночью Морозяка потерял свой волшебный рюкзачок у вас в группе, вижу его на столе, а рядом рамочка от моего календаря.

Создание проблемной ситуации, придание личной значимости предстоящей деятельности, внутренняя мотивация на деятельность.

Закрепление знаний о цикличности временных эталонов (времен года, дней недели, последовательности месяцев в году).

Восприятие и усвоение нового

Дети находят рюкзачок, а в нем кнопки-подсказки.

Первая подсказка:

Где погоду отмечаем,

День меняется числом

Там задание найдем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Морозяка перемешал льдинки из разных озер, нам нужно каждую льдинку поместить в свое озеро. Для этого нужно  внимательно рассмотреть свойства льдинок каждого озера  и побыстрее приниматься за работу пока льдинки не растаяли.

Дети раскладывают блоки Дьенеша

Воспитатель: Молодцы. Быстро справились, давайте проверим.

Воспитатель: Ребята, а под льдинками ничего не было?

Дети Конверт

Воспитатель читает: «Снежки разгребите, снежинки найдите»

Дети в корзинке находят снежки.

Воспитатель: А что в корзинке нашли?

Дети: Снежинки.

Воспитатель: Здорово, забираем корзинку с собой.

Забирают корзинку с собой.

Воспитатель: С первым заданием справились, а где Морозяка спрятал второе задание – я не знаю.

Дети: нужно прослушать вторую кнопку.

2 подсказка

  Где математика в группе живет,

 Мешочки с подсказкой участник найдет.

Воспитатель: И так ребята, вы догадались, где надо искать подсказку?

Дети: В математическом уголке. (дети находят три мешочка, замороженных в лед)

Воспитатель: Ребята, Морозяка заморозил подсказку, я не знаю что делать, Снеговик расстроится, что мы ему не помогли. Может вы знаете как нам достать подсказку?

Дети предлагают варианты, как можно разморозить лед. Рассматривать любой вариант.

Воспитатель: Первый стол  - каким способом вы размораживали мешочек? Второй стол? Третий стол, а вы как разморозили подсказку? Ребята, чей вариант помогает очень быстро избавиться от льда? Давайте все три мешочка разморозим таким способом.

Дети находят подсказку на фоамиране

Воспитатель: Алена, прочитай, что здесь написано?

«Сугроб разгребите – конвертики найдите»

Дети находят корзинку с конвертиками

Воспитатель: А что в корзинке нашли?

Дети: Конвертики.

Воспитатель: Замечательно, забираем корзинку с собой.

Воспитатель: Ребята, а с другой стороны тоже, что то написано. Интересно, что тут. Вера прочитай нам.

Слово – ЗАДАЧИ.

Воспитатель: И всё? Мне пока ничего не понятно. Какие сложные задания придумал Морозяка, предлагаю отдохнуть.

Овладение способами познавательной деятельности, способность самостоятельно действовать.

Систематизирование умений моделировать отношения между тремя множествами объектов с помощью кругов Эйлера и блоков Дьенеша, используя модель пересекающихся кругов.

Развитие представления о множестве, операции над множествами -  классификация,  использование отрицания как признака предмета.

Развитие логических приемов мышления, умения кодировать и декодировать информацию.

Физминутка

«Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.

 (Идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком.)
Он превратится в толстый ком,
 

(«Рисуют» обеими руками большой круг.)
И станет ком снеговиком.
 

9«Рисуют» снеговика из трех комков.)
Его улыбка так светла!
 

(Широко улыбаются.)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
 

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держа воображаемую метлу.)

Но солнце припечет слегка — 

(Медленно приседают.)
Увы! — и нет снеговика.
 

(Разводят руками, пожимают плечами.)

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка, получение нового игрового опыта.

Расширение имеющихся представлений

Воспитатель: Друзья, давайте посмотрим вокруг, может где то есть это слово. Смотрим внимательно.

Воспитатель: Вспомним, из чего состоит любая задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

Воспитатель: Ребята, для выполнения задания нужно разделиться на 2 команды. Каждой команде необходимо составить интересную задачу используя картинки и решить ее, затем капитан команды представит задачу и ее решение и ответ.

Дети составляют и решают задачи

Воспитатель: Сейчас капитан команды представит свою задачу, решение и ее ответ.

Воспитатель: Верно решил задачу ваш капитан?

В коробочке с цифрами находят подсказку

Воспитатель: «за пенечек загляните – угощение найдите»

Находят корзину с конфетами.

Воспитатель: А что в корзинке нашли?

Дети: Конфеты.

Способность самостоятельно составлять и решать задачи, адекватные возрасту.

Любознательность, активность.

Совершенствование умения моделировать и составлять арифметические задачи, используя предложенный материал и решать их.

Закрепление умения записывать решение задачи соответствующим математическим выражением.

Практическая часть

Воспитатель: Ребята, мы все части календаря собрали?

Дети: Нет

Воспитатель: Из каких частей состоит календарь?

Дети : месяц, год, день недели, число.

Воспитатель: И правда, у нас есть лишние части для календаря – конверты, угощение. А я знаю как из этих частей можно собрать интересный календарь.

Присаживайтесь за столы.

Для того, чтобы собрать календарь, нужно в каждый конвертик положить 1 угощение и заклеить конверт снежинкой.  Ребята, новогодний утренник у нас будет 28 декабря. У нас есть один конверт – красный, предлагаю на этот конверт наклеить снежинку с числом 28.

Дети работают с конвертами, в это время воспитатель задает вопросы:

- Сколько времен года вы знаете?

-Сколько месяцев в одном времени года?

- Сколько всего месяцев в году?

-Назовите зимние месяцы.

Воспитатель: Теперь необходимо закрепить конверты на рамке с помощью разноцветных прищепок. Как вы думаете почему в каждом ряду прищепки разного цвета?

Дети: Это дни недели.

Воспитатель: В этом году декабрь начинается с четверга, значит конвертик с цифрой один  закрепим с помощью прищепки какого цвета?

Дети: Зеленого

Дети собирают календарь, сидя за столом передают воспитателю по очереди конвертики

Овладение объемом практических навыков и умений при сборке календаря.

Овладение умением работать по правилу и образцу, слушать воспитателя и выполнять его инструкции.

Заключительный этап. Рефлексия

Воспитатель задает вопросы:  

- Назовите число, с которого началась вторая неделя декабря.

- Почему у нас на календаре только один красный конвертик?

- Назовите день недели, который будет 28 декабря.

- Каким днем недели заканчивается декабрь?

Когда календарь будет готов

Воспитатель: Ребята, а как Снеговик будет пользоваться таким календарем? (один раз в день вскрывает конверт, съедает конфету и по оставшимся конвертикам он будет видеть, сколько дней осталось до праздника)

Воспитатель: Посмотри Снеговик какой календарь мы с ребятами  сделали.

Теперь ты сможешь узнать, когда тебе нужно идти на новогодний праздник и Деду Морозу напомни, чтобы он не забыл. А календарь тебе отправят по почте.

Снеговик: Большое спасибо, до скорой встречи.

Воспитатель: Ребята, я уверена, что теперь Снеговик к нам на праздник придет вовремя. Вы сегодня очень старались, выполняли разные задания

- Какое задание было самое трудное?

- Кому бы вы хотели подарить такой календарь?

-Думаю, что все кому  вы подарите такой календарь, будут вам благодарны.

А сейчас, отнесем календарь к нашей заведующей детским садом  Светлане Ивановне, а она его сегодня обязательно отправит Снеговику.

Подведение итогов ОД, обобщение полученного детьми опыта, формирование элементарных навыков самооценки.

Список литературы

  1. Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
  2. М.Ю.Финогенова «Математика в движении: планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Подготовительная к школе группа». – Волгоград: «Учитель», 2014г.
  3. Изучаем календарь / авт.-сост. И.А. Андреева. – М.: Современная школа, 2008. – 32 с.
  4. Макарова В.Н., Фандеева Т.А. Формирование у старших дошкольников пространственных и временных представлений и языковых средств их выражения // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №1 (74). – С. 52-58.

Приложения (электронная папка)