Дистанционное обучение.

В помощь юным скрипачам будут предложены видео-уроки, презентации и комментарии к освоению школьной программы дистанционно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня приступим к разучиванию пьесы «Цирковые собачки». Почему автор дал этой пьесе такое название? Наверное, образно можно представить себе, как дрессировщик на арене цирка дает команду выступающей собачке пройтись по лесенке вверх, затем спустится. Мой юный друг, ты уже представил себе это? В перерыве можно раскрасить картинку цирковой собачки, которая есть у тебя в нотах.

По сути, это гамма Ре мажор, обращаем внимание, что при ключе стоят два диеза и мы видим поступенное движение нот вверх, затем вниз. В работе над данной пьесой необходимо добросовестно отнестись к ведению смычка и не пропускать ни одной фальшивой ноты. В нотках мы видим, что пьеса написана четвертными длительностями в размере 2/4. Вспомним, что основной ритм, это четвертная нота, которая равна одной доле.

Шаг первый: в медленном темпе со счетом вслух на «раз и, два и», каждую четверть проводим целым смычком от колодки до самого конца, обращая особое внимание на интонацию, чередуя тоны и полутоны. «ДЕТАШЕ» – это основа всех штрихов. Что такое штрих?  Это различные приемы ведения смычка. Штрихи делятся на три группы: 1.– плавные (деташе, легато); 2.– отрывистые (мартле, стаккато); 3.– прыгающие (спиккато, соттийе). Гамму играем штрихом деташе, когда каждой ноте отдаем отдельное движение смычка. Как на струне «Ре», так и на струне «Ля» - расположение пальчиков на грифе одинаково. Усаживаем скрипочку на «стульчик», как мы отрабатывали на упражнениях, ощущая порожек. Если рука стоит правильно, первый пальчик упадет на нужную нам ноту. Далее между 1-ым и 2-ым пальчиками образуется тон, поэтому пальчики ставим на расстоянии друг от друга, и наоборот, между 2-ым и 3-им пальчиками образуется полутон, поэтому пальчики ставим рядышком. Если полутоны недостаточно близки друг к другу, интонация будет сомнительной.

Так отрабатываем пьесу, проиграв её, минимум 4 раза. Хорошо будет, если в помощь используется метроном, чтобы не ускоряться во время игры. Также очень важно слушать себя во время игры, добиваясь красивого и ровного звука, плавно переходя от одной нотки к другой, не продергивая и не останавливая смычок. Должно быть ощущение непрерывности звучания. Представь себе, что намазываешь масло на хлеб, когда нож погружается в масло, каждая нотка сыграна с отношением. Медленно тянем смычок, целеустремленно продвигаясь к «Ре» второй октавы, и таким же способом возвращаемся обратно в «Ре» первой октавы.

Шаг второй: в нотах ниже предложены 4 различных варианта исполнения этой пьесы. По порядку рассмотрим каждый из них. Первый вариант записан восьмыми длительностями, где каждая нота повторяется дважды. Такой штрих называется дубль штрих. Штрихи нужны для того, чтобы передать музыкальное содержание произведения. Они делают музыку красочной и живой, потому что у каждого штриха свой образ. В левой руке отрабатываем четкое, активное падение и отскок пальчиков.  В правой руке добиваемся очень свободных и плавных движений. Желательно поработать вначале раздельными руками, потом их объединяя. Отрабатывать данный штрих вначале в средней части смычка, потом в верхней части смычка и, затем в нижней части смычка.

Шаг третий: Второй вариант предложен шестнадцатыми длительностями. Это подготовка к штриху «СОТИЙЕ». Играем его в средней части смычка кисточкой правой руки. Можно представить себе, как будто просеиваем песочек, или ластиком стираем точку. Используем короткий отрезок смычка в средней его части. Как и в предыдущем варианте - в левой руке отрабатываем четкое, активное падение и отскок пальчиков, в правой руке добиваемся очень свободных и плавных движений. Желательно поработать вначале раздельными руками, потом объединяя руки.

Шаг четвертый: В третьем варианте предложен штрих «ЛЕГАТО». Связываем две ноты на смычок. Зрительно делим смычок на две части, как бы погружаемся на первой ноте, на второй нотке легко и активно бросаем пальчик на струну. Добиваемся ощущения непрерывности звучания, красивого и ровного звука.

Шаг пятый: Пунктирный ритм. Этот ритм пройден вами на уроке сольфеджио. Мы его закрепим. Протянуть четверть с точкой насчет «раз и два», отдав 2/3 от длины смычка, остановить смычок. Во время остановки перед восьмой, проверить состояние свободы в плечах. На счет «и» связываем восьмую со следующей четвертью с точкой. Аналогично возвращаем смычок обратно, протягивая 2/3 смычка и опять остановиться перед восьмой.



Предварительный просмотр:

Одному из наиболее известных представителей русской скрипичной школы, Давиду Федоровичу Ойстраху, приписывается фраза: "Есть три великих музыкальных произведения в си миноре: месса Баха, соната Листа и концерт Ридинга".

В 1999 году известный скрипач Ицхак Перльман записал концерт си минор (1-3 части), Op.35, Оскара Ридинга в составе своего альбома «Концерты из моего детства». Компакт-диск содержит пять концертов, которые каждый скрипач играет в начальных классах своего обучения.            

Немного информации можно найти об Оскаре Ридинге. Известно, что он был скрипачом, педагогом и композитором. Жил он в 1840 – 1918гг., родился в Германии. Образование получал в Академии музыкальных искусств в Берлине и в Лейпцигской консерватории, после окончания которой переехал в Вену. Там, в центре музыкальной культуры, он был приглашён на пост концертмейстера оркестра Будапештской оперы. Словенский Cilli город, который сейчас называется Целе, во времена жизни и деятельности Ридинга был частью Венгрии, теперь это Словения.

         В ряде произведений для скрипки и фортепиано, несущих педагогический характер, используются венгерские народные мотивы. Концерт для скрипки и фортепиано си-минор, Op. 35 является наиболее известным среди них.

Попытаемся проанализировать, что за музыка скрывается за нотным текстом данного концерта. «Анализ» с греческого - «разделение на составные части», такой способ называется анализом музыкальной формы.

Уже сам заголовок нам дает информацию о таком музыкальном жанре, как концерт. Что же вообще такое слово «Концерт»? Концерт (итал. concerto, от лат. concertus – буквально состязание (голосов)) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам показать виртуозность исполнения. Как правило, инструментальные концерты состоят из трех частей:

1 часть – активная, действенная, героическая;                                                                           2 часть – медленная, лирическая;                                                                                                                    3 часть – финал - жизнерадостная, стремительная и блестящая.

Нам уже известны такие жанры, как марш, танец, песня – это произведения малой формы. Существуют пьесы и этюды, в которых раскрывается какой – то конкретный образ: «Весной», «Вперегонки», «Мяч», «Колыбельная» и другие; но есть произведения более объёмные, в которых много частей, и рассказывается в них про разных героев, и про то, что с ними происходит. Такие произведения могут иметь названия: «Вариации», «Концерт». Несмотря на то, что в инструментальных произведениях нет слов, они могут быть очень красноречивыми и могут о многом нам рассказать. Важно научиться понимать язык музыки, читать и слышать.

Необходимо научиться играть мелодию как последовательность осмысленных фраз, а не как набор звуков. Фразы в музыке – это как разговор людей. Вопрос и ответ, или вопрос и повторение вопроса, а может быть и вопрос без ответа, рассказ одного человека. Наша задача – разгадать то, что композитор вложил в нотный текст своего произведения.

Приступим к разбору текста. Первая часть «Концерта «си минор» написана в форме сонатного аллегро. Сонатное аллегро – это музыкальная форма, состоящая из трех основных разделов: первая часть - экспозиция, вторая часть – разработка, третья часть - реприза. Концерт начинается со вступления фортепиано (4 такта), затем в экспозиции прослеживаются три основных партии: главная, связующая, побочная. Главная партия имеет характер лиричной, певучей темы, она состоит из двух предложений. В первой фразе (4 такта), образно можно представить себе утреннюю зарю, когда важно восходит солнце. Перед началом игры, необходимо внутренним голосом чисто проинтонировать квартовый скачок. В третьем такте обращаем внимание на смешанный ритм, сочетание четвертной длительности и двух восьмых. Чтобы получилось ритмично, обязательно считать вслух. При смене струн обратить внимание, чтобы переход со струны на струну был плавным, для чего необходимо максимально приближать смычок к соседней струне и плавно «перекатиться». В следующей фразе можно представить ответное пробуждение живых существ на земле. Начинают раскрываться цветы, пробуждаются птицы, звери. В этой части концерта неоднократно встречаются залигованные четверть с точкой и восьмая. Важно обратить внимание на то, чтобы восьмая не продёргивалась, для этого правильно распределить смычок. Предложение повторяется, с небольшим изменением в окончании, характер исполнения будет ярче, чем в первый раз, солнышко поднялось выше, и жизнедеятельность живых существ стала активнее. Далее звучит второй эпизод главной партии, где появляется соль диез, в этой партии звучит мажорная тональность Ля мажора. Здесь встречается комбинированный штрих, где тоже очень важно все просчитать. Переход к связующей партии составляет небольшая каденция из двух тактов, где квартоли залигованы. Надо обратить внимание на верное распределение смычка, быть более экономными в начале смычка, то есть, на первые ноты отдавать меньше смычка, но с весом, чем на следующие две ноты. В этих двух тактах можно представить себе дуновение ветра перед грозой, когда издалека надвигаются тучи. Далее звучит тема связующей партии. Здесь образно можно представить, как засверкала первая молния вдалеке, затем второй раз ближе, третий раз она прозвучит ярче. Четвертные ноты в начале каждого такта необходимо провести с движением, стремительно. Но учитывая постепенное приближение молнии, первый такт играть у конца смычка, во втором такте проводим смычком до середины, а за третьим разом обязательно провести смычок к колодке, учитывая, что дальше надо сыграть на крещендо залигованные четверть с точкой и восьмую. И вот опять залигованные квартоли в двух тактах, которые передают некоторую подвижность в мелодической линии, которую можно связать с началом ливня. Далее звучит побочная партия. У нее активное начало. Все половинные ноты необходимо провести смычком вначале очень стремительно и активно до середины смычка, затем медленно и степенно. Затем идет гаммообразное движение Соль мажора и его арпеджио, которое сменяется таким же движением в тональности Ре мажора. После чего, затруднение представляет ритмичное исполнение залигованной восьмой ноты с четвертной с точкой. Переход на легато со слабой доли на сильную. Обязательно просчитать: единожды будет счет на «раз и два» на четверть с точкой. Затем счет будет на «раз и» четыре раза, после чего идет гаммообразное движение, которое сменяется опять спокойной умиротворенной темой. Ливень прошёл, в тишине на чистом небе засветило солнце. Стараться играть музыкально. Далее, начинается реприза, но она является неточной. Как обычно бывает после дождя, природа постепенно пробуждается. Мелодическая линия проходит по устойчивым ступеням чередующихся тональностей си минора, Соль мажора, ми минора, си минора и заканчивается доминантой. После чего звучит главная партия из экспозиции, которая плавно переходит в коду. В коде обратить внимание на смешанные ритм и штрихи. Важно верное распределение смычка: Оказавшись у колодки, играть восьмые нижней частью смычка, оказавшись у конца – восьмые играть верхней частью смычка. В заключении торжественный конец, звучащий на устойчивых ступенях тонического трезвучия, с утверждающей тоникой. На протяжении всего концерта стараться быть внимательным к интонации.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Они должны быть ежедневными. Кроме того, желательно, чтобы ежедневные домашние занятия были четко распланированы следующим образом:

  1. Работа над техническим материалом (гаммы, этюды);
  2. Работа над пьесами и произведениями крупной формы;
  3. Проработка наиболее трудных эпизодов в изучаемых произведениях;
  4. Самостоятельный разбор нового музыкального материала;
  5. Посещение концертов, или прослушивание концертов на интернет ресурсах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

https://youtu.be/ZolGUFi_ruc https://youtu.be/dhvIiXonxzI Ицхак Перльман записал концерт Op.35 в составе своего альбома «Концерты из моего детства».

Слайд 2

Д. Ф. Ойстраху (одному из наиболее известных представителей русской скрипичной школы) приписывается фраза: "Есть три великих музыкальных произведения в си миноре: месса Баха, соната Листа и концерт Ридинга " В 1999 году известный скрипач Ицхак Перльман записал концерт Op.35 в составе своего альбома «Концерты из моего детства». Компакт-диск содержит пять концертов, которые каждый скрипач играет в начальных классах своего обучения, одним из этих концертов - Скрипичный концерт си минор (1-3) Оскара Ридинга . 4 января 2000 года Ицхак Перльман исполнил Концерт Ридинга вместе с пианистом Роханом де Сильва и симфоническим оркестром в Линкольн-центре. Lincoln Center Plaza является одним из самых оживленных зданий на Манхэттене и в нем выступали многие великие исполнители.

Слайд 3

Немного информации можно найти об Оскаре Ридинге . Известно, что он был скрипачом, педагогом и композитором. Жил он в 1840 – 1918гг., родился в Германии. Образование получал в Академии музыкальных искусств в Берлине и в Лейпцигской консерватории, после окончания которой переехал в Вену. Там, в центре музыкальной культуры, он был приглашён на пост концертмейстера оркестра Будапештской оперы. Словенский Cilli город, который сейчас называется Целе , во времена жизни и деятельности Ридинга был частью Венгрии, теперь это Словения. В ряде произведений для скрипки и фортепиано, несущих педагогический характер, используются венгерские народные мотивы. Концерт для скрипки и фортепиано си-минор, Op . 35 является наиболее известным среди них.

Слайд 4

Попытаемся проанализировать, что за музыка скрывается за нотным текстом данного концерта. «Анализ» с греческого - «разделение на составные части», такой способ называется анализом музыкальной формы. Уже сам заголовок нам дает информацию о таком музыкальном жанре, как концерт. Что же вообще такое слово «Концерт»? Концерт (итал. concerto , от лат. concertus – буквально состязание (голосов)) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам показать виртуозность исполнения. Как правило, инструментальные концерты состоят из трех частей: 1 часть – активная, действенная, героическая; 2 часть – медленная, лирическая; 3 часть – финал - жизнерадостная, стремительная и блестящая.

Слайд 5

Нам уже известны такие жанры, как марш, танец, песня – это произведения малой формы. Существуют пьесы и этюды, в которых раскрывается какой – то конкретный образ: «Весной», «Вперегонки», «Мяч», «Колыбельная» и другие; но есть произведения более объёмные, в которых много частей, и рассказывается в них про разных героев, и про то, что с ними происходит. Такие произведения могут иметь названия: «Вариации», «Концерт». Несмотря на то, что в инструментальных произведениях нет слов, они могут быть очень красноречивыми и могут о многом нам рассказать. Важно научиться понимать язык музыки, читать и слышать.

Слайд 6

Необходимо научиться играть мелодию как последовательность осмысленных фраз, а не как набор звуков. Фразы в музыке – это как разговор людей. Вопрос и ответ, или вопрос и повторение вопроса, а может быть и вопрос без ответа, рассказ одного человека. Наша задача – разгадать то, что композитор вложил в нотный текст своего произведения.

Слайд 7

Приступим к разбору текста. Первая часть «Концерта «си минор» написана в форме сонатного аллегро. Сонатное аллегро – это музыкальная форма, состоящая из трех основных разделов: первая часть - экспозиция, вторая часть – разработка, третья часть - реприза. Концерт начинается со вступления фортепиано (4 такта), затем в экспозиции прослеживаются три основных партии: главная, связующая, побочная. Главная партия имеет характер лиричной, певучей темы, она состоит из двух предложений. В первой фразе (4 такта), образно можно представить себе утреннюю зарю, когда важно восходит солнце. Перед началом игры, необходимо внутренним голосом чисто проинтонировать квартовый скачок. В третьем такте обращаем внимание на смешанный ритм, сочетание четвертной длительности и двух восьмых. Чтобы получилось ритмично, обязательно считать вслух.

Слайд 9

При смене струн обратить внимание, чтобы переход со струны на струну был плавным, для чего необходимо максимально приближать смычок к соседней струне и плавно «перекатиться». В следующей фразе можно представить ответное пробуждение живых существ на земле. Начинают раскрываться цветы, пробуждаются птицы, звери. В этой части концерта неоднократно встречаются залигованные четверть с точкой и восьмая. Важно обратить внимание на то, чтобы восьмая не продёргивалась, для этого правильно распределить смычок. Предложение повторяется, с небольшим изменением в окончании, характер исполнения будет ярче, чем в первый раз, солнышко поднялось выше, и жизнедеятельность живых существ стала активнее.

Слайд 10

Далее звучит второй эпизод главной партии, где появляется соль диез, в этой партии звучит мажорная тональность Ля мажора. Здесь встречается комбинированный штрих, где тоже очень важно все просчитать.

Слайд 11

Переход к связующей партии составляет небольшая каденция из двух тактов, где квартоли залигованы . Надо обратить внимание на верное распределение смычка, быть более экономными в начале смычка, то есть, на первые ноты отдавать меньше смычка, но с весом, чем на следующие две ноты. В этих двух тактах можно представить себе дуновение ветра перед грозой, когда издалека надвигаются тучи.

Слайд 12

Далее звучит тема связующей партии. Здесь образно можно представить, как засверкала первая молния вдалеке, затем второй раз ближе, третий раз она была ещё ярче. Четвертные ноты в начале каждого такта необходимо провести с движением, стремительно. Но учитывая постепенное приближение молнии, первый такт играть у конца смычка, во втором такте проводим смычком до середины, а за третьим разом обязательно провести смычок к колодке, учитывая, что дальше надо сыграть на крещендо залигованные четверть с точкой и восьмую. И вот опять залигованные квартоли в двух тактах, которые передают некоторую подвижность в мелодической линии, которую можно связать с началом ливня.

Слайд 13

Далее звучит побочная партия. У нее активное начало. Все половинные ноты необходимо провести смычком вначале очень стремительно и активно до середины смычка, затем медленно и степенно. Затем идет гаммообразное движение по доминантсептаккорду Соль мажора и его арпеджио, которое сменяется секвенцией с таким же движением в Ре мажоре.

Слайд 14

После чего, затруднение представляет ритмичное исполнение залигованной восьмой ноты с четвертной с точкой. Переход на легато со слабой доли на сильную. Обязательно просчитать: единожды будет счет на «раз и два» на четверть с точкой. Затем счет будет на «раз и» четыре раза, после чего идет гаммообразное движение, которое сменяется опять спокойной умиротворенной темой.

Слайд 15

Ливень прошёл, в тишине на чистом небе засветило солнце. Стараться играть музыкально и выразительно. Далее, начинается реприза, но она является неточной. Как обычно бывает после дождя, природа постепенно пробуждается. Мелодическая линия проходит по устойчивым ступеням чередующихся тональностей си минора, Соль мажора, ми минора, си минора и заканчивается доминантой.

Слайд 16

После чего звучит главная партия из экспозиции, которая плавно переходит в коду. В коде обратить внимание на смешанные ритм и штрихи. Важно верное распределение смычка: Оказавшись у колодки, играть восьмые нижней частью смычка, оказавшись у конца – восьмые играть верхней частью смычка. В заключении торжественный конец, звучащий на устойчивых ступенях тонического трезвучия, с утверждающей тоникой. На протяжении всего концерта стараться быть внимательным к интонации.

Слайд 17

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Они должны быть ежедневными. Кроме того, желательно, чтобы ежедневные домашние занятия были четко распланированы следующим образом: 1.Работа над техническим материалом (гаммы, этюды); 2.Работа над пьесами и произведениями крупной формы; 3.Проработка наиболее трудных эпизодов в изучаемых произведениях; 4.Самостоятельный разбор нового музыкального материала; 5.Посещение концертов, или прослушивание концертов на интернет ресурсах.