ДО одаренных детей: материалы по организации элективного курса в 10 классе "Решение качественных задач по химии".

Маркова Светлана Евгеньевна

Программа данного курса составлена на основе программы элективного курса «Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии» (автор – Прохорова Ирина Александровна, учитель химии и биологии МОУ «Рождественская СОШ» Собинского района Владимирской области, 2011 г.). 

 

Полагаю, что практико – ориентированное направление элективного курса окажет поддержку десятиклассникам, у которых в перспективе – сдача ЕГЭ по химии, т.к. и на разных этапах Всероссийской химической олимпиады, и при сдаче экзамена по химии предполагается знание теоретических основ качественного решения химических задач (например, для задания части С 2).

Занятия в рамках элективного курса предварялись анкетированием учащихся по теме "Умеете ли вы учиться?" (по Шамовой Т.И.)

Результаты (приоритетные области знаний, исходя из умений ученика):

Ученик 1 (вм): естествознание, филология.

Ученик 2 (дк): естествознание, филология.

Ученик 3 (мк): естествознание, филология

Ученик 4 (сю): филология и естествознание.

Обучающиеся готовили плакаты  по технике безопасности в кабинете химии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета «Умеете ли вы учиться».

Ребята! Вам предлагается самим оценить уровень овладения Вами общими учебными навыками. По каждому из перечисленных ниже умений постарайтесь определить: насколько вы им владеете.  Критерии оценки: 2-владею полностью, 1-частично , 0- не владею.

Умения

Предметы

Русс

кий

Алгеб

ра

Геомет

рия

Литера

тура

Хи

мия

Физии

ка

Биоло

гия

Исто

рия

Иностран. язык

1. Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.

2. Прогнозировать результаты работы.

3. Готовить рабочее место в соответствии с заданием

4. Планировать ход выполнения задания

5. Рационально выполнять задания.

6. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы.

7. Руководить работой группы или коллектива.

8. Высказываться устно в виде:    а) пересказа

    б) рассказа

    в) тематического ответа  

    г) характеристики

    д) сообщения или доклада

    е) рецензии или аннотации текста

    ж) рецензии на ответ товарища

9. Участвовать в учебном диалоге

10. Включаться в коллективное обсуждение проблем

11. Работать с учебником:  а) понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения учителя)  

    б) находить нужную информацию в учебнике (по ранее      изученному материалу)  

    в) самостоятельно проработать пункт или параграф учебника  

    г) выделить главное в тексте  

    д) пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника  

    е) составлять план пункта или параграфа учебника  

    ж) представить основное содержание текста в виде тезисов   (9)

    з) конспектировать текст  

    и) составлять вопросы к тексту  

12. Работать со справочной и дополнительной литературой

13. Усваивать информацию с помощью технических средств:     а) кинофильма

    б) диска или магнитофонной записи

    в) телепередачи          

    г) компьютера  

    д) видиомагнитофона  

14. Усваивать информацию со слов учителя.

Итого

ФИ обучающегося 10 класса:



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к планированию дистанционной работы

с одаренными детьми в рамках изучения элективного курса «Решение качественных задач по химии».

Цель ДО в рамках изучения элективного курса «Решение качественных задач по химии»:  содействовать мобильности включения учащихся в интернет-среду через повышение качества их образования по химии.

Задачи ДО в рамках изучения элективного курса по химии:

- содействовать в перспективе удовлетворению потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах в направлении изучения естественнонаучных дисциплин,

- создавать условия для удовлетворения потребности личности школьника в химическом образовании, тем самым содействуя профилизации обучения в старшем звене ОУ,

- содействовать интенсификации самостоятельной работы учащихся с разными источниками,

- предоставление возможности учащимся в освоении образовательных программ в удобный для них временной интервал,

- создавать условия для усиления личностной направленности процесса обучения через интеграцию химической области знаний школьников в их бытовое окружение.

Дистанционное обучение в рамках элективного курса «Решение качественных задач по химии» рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 10 класса со средним уровнем обученности, Сроки реализации элективного курса: сентябрь 2016 года – май 2017 года.

Требования к знаниям и умениям школьников.

По окончании дистанционного обучения в рамках  элективного курса учащиеся должны знать:

  • Правила этикета в Интернете и безопасного общения в Сети.
  • Основные направления дистанционного обучения.
  • Электронные адреса предприятий Владимирской области, профиль работы которых так или иначе связан с изучением дисциплины «химия».
  • Природные индикаторы и особенности их окраски в разных средах.
  • Основные загрязнители воды и способы ее очистки в домашних условиях.
  • Условия практического осуществления реакций ионного обмена в лаборатории и дома.
  • Качественные реакции на некоторые катионы и анионы и условия их протекания.

Требования к знаниям и умениям школьников.

По окончании дистанционного изучения в рамках элективного курса учащиеся должны уметь:

  • Использовать информационно – коммуникационные навыки: работать с собственной электронной почтой, участвовать в обсуждении в группе.
  • Работать  с разными литературными источниками, в том числе Интернет.
  • Проводить химический эксперимент в школе и дома с соблюдением правил по технике безопасности.
  • Распознавать тип среды растворов с применением природных индикаторов (растительного происхождения).
  • Производить расчеты массовой доли растворенного вещества применительно к пищевым растворам (молоко, уксусная кислота, глюкоза).
  • Составлять уравнения реакций ионного обмена и подтверждать их экспериментом.
  • Проводить работы по изготовлению фильтра для воды  в домашних условиях и осуществлять его апробацию.

Планирование дистанционного обучения школьников 10 класса

в рамках элективного курса

 «Решение практических задач по химии»

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Примерная дата проведения

1

Результаты анкетирования по теме «Умеете ли вы учиться?»

Обработка анкет учащихся по теме «Умеете ли вы учиться», направленной на самооценку  уровня овладения ими общими учебными навыками

2

Безопасность химического эксперимента

Изготовление памяток при проведении химического эксперимента в школьной химической лаборатории  и в домашних условиях.

3

Профессии, связанные с использованием знаний по химии.

Знакомство с перечнем специальностей («химик – лаборант», «химик – технолог», «фармацевт») и требований к ним.

4

Виртуальная экскурсия на предприятия химической промышленности Владимирской области

Знакомство с предприятиями Владимирской области, где так или иначе требуются знания по химии. Сбор фото.

5

Отчет по Виртуальной экскурсии.

Фото-отчет о спецификации профессий и направлений деятельности предприятий, связанных с химической наукой.

6

Качественные реакции на катионы и анионы.

Знакомство с таблицей «Качественные реакции в неорганической химии», составление кратких ионно – молекулярных уравнений по данным реакциям.

7

Реакции ионного обмена и условия их проведения.

Составление РИО в соответствии с таблицей «Качественные реакции в неорганической химии»

8

Реакции ионного обмена в домашних условиях.

Отчет и  фото-отчет о проведении РИО в домашних условиях.

9

Решение задач с использованием понятия  «Массовая доля растворенного вещества»

Решение задач на определение массовой доли растворенного вещества применительно к пищевым растворам:

- столового уксуса,

- молока и т.д.

 

10

Природные индикаторы в домашних условиях.

Изготовление растворов природных индикаторов (на примере раствора сока синего лука, картофеля, свеклы), испытание ими растворов с разной средой (щелочной – раствора хоз.мыла , кислотной – раствора уксусной кислоты, нейтральной – дистиллированной волы).

Фото-отчет по работе.

11

Получение солей.

Выращивание кристаллов солей (хлорида натрия, сульфата меди (2)) в домашних условиях.

12

Вода: загрязнители и способы очистки.

Знакомство с основными загрязнителями воды (на примере Владимирской области), изготовление фильтров для воды из подручного материала.

13

Практику – в теорию.

Подготовка к ЕГЭ при решении заданий части С2

14

Практику – в теорию.

Подготовка к ЕГЭ при решении заданий части С2

15

Практику – в теорию.

Подготовка к ЕГЭ при решении заданий части С2

16

Практику – в теорию.

Подготовка к ЕГЭ при решении заданий части С2

17

Пробный ЕГЭ по химии

Проведение пробного тестирования учащихся в форме ЕГЭ.



Предварительный просмотр:

Правила техники безопасности в кабинете химии.

Общие требования:

  • Соблюдать все требования безопасности при работе в кабинете химии.
  • Во время работы в кабинете химии соблюдать дисциплину, поддерживать порядок на рабочем месте.
  • Начинать выполнение практической работы только с разрешения учителя.
  • Соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.

http://fromreadingtable.com/wp-content/uploads/2014/08/www.fromreadingtable.com-chemistry.jpg

.В кабинете химии запрещается:

  • переходить на другие рабочие места без разрешения учителя;
  • перебрасывать друг другу какие-либо вещи;
  • брать приборы и вещества с рабочих мест, не занятых учащимися;
  • проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные лабораторной работой;
  • оставлять без присмотра нагревательные приборы. 
  • По первому требованию учителя остановить выполнение работы (опыта).
  • Немедленно сообщить учителю: о получении травмы (порез, ожог), плохом самочувствии; обо всех разливах жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах; обо всех неполадках в работе оборудования.

http://bigslide.ru/images/10/9668/960/img5.jpg

  • При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций не допускать паники и подчиняться указаниям учителя.
  • Не забудь! После работы с веществами необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
  • Определяя запах веществ, направляйте осторожно к себе газ или пар рукой. Не делайте глубокого вдоха.

https://lh3.googleusercontent.com/-8TsAJbq0_Jk/UKC1NKn-0CI/AAAAAAAAA18/eRJ_JLftwQ4/s400/424568-chemical-experiment.jpghttp://shkolazhizni.ru/img/content/i104/104829_or.jpg