Конкурс "Учитель года 2015"

Любимова Марина Арнольдовна

Конкурсное задание "Эссе"

Конкурсное задание "Методический семинар"

Пояснительная записка к конкурсному заданию "Методический семинар"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Я – педагог

         Самым важным явлением в школе, самым  поучительным примером, самым живым, примером для ученика является сам учитель.

 А. Дистервег

           Профессия педагога…    Это выбор или призвание?                          

Я люблю свою профессию, люблю предмет, который преподаю, люблю своих учеников, и я с уверенностью говорю: « Мое призвание – педагог».

   Еще когда я училась в школе, я уже думала о том, что стану учителем. Мои родители были горняками и своим примером не могли повлиять на  мой выбор. Но в нашем доме всегда царили  любовь и уважение к учительской профессии. Я хорошо помню фразу своего отца: « Учитель  всегда прав!» Наверное, это были слова об идеальном учителе. Прошли годы…. Моя старшая сестра стала замечательным учителем русского языка и литературы. 35 лет работает в   школе. И это тоже, я думаю, повлияло на наш с сестрой выбор, мы обе поступили в педагогический институт, успешно его закончили. И каждая выбрала свой путь.

  Отдав педагогике больше двадцати лет, я начинаю понимать, что педагог – не столько призвание, не столько талант, одаренность, сколько – судьба. Одному человеку эта судьба дана, другому нет. Можно многое объяснить, но что-то в ней необъяснимо, ибо судьба любого человека несет в себе некую тайну. Может быть, она выбирает тех людей, у которых есть определенные качества для самореализации в той деятельности, с которой связана жизнь человека.

  Мне выпало великое счастье трудиться в России в начале нового тысячелетия в условиях, когда отечественная педагогика пронизана инновационными идеями, программами, концепциями. И все, что сегодня кажется не имеющим значение, завтра в связи с новыми открытиями может стать зерном новой плодотворной отрасли знания. Получается, учитель - это человек, который держит в руках будущее всей планеты.

  Что же значит - быть педагогом? С одной стороны, личность педагога по своей сложности уникальна. С другой стороны, эта профессия самая массовая на Земле. И в этом ее удивительный парадокс. Нам нужно много учителей. И каждый должен быть незаурядной личностью. Увы, в реальной жизни это невозможно. По-моему, работа учителя требует полной самоотдачи, затраты умственных, физических и душевных сил. И если человек становится учителем, он должен делать все от себя зависящее, чтобы постоянно духовно расти, обогащать свое сердце и ум, этого требует наша профессия. Вспоминаются слова К. Д. Ушинского: « Педагог живет до тех пор, пока он учится». Быть педагогом – это не просто быть замечательным учителем и воспитателем, а быть выдающимся человеком, идущим в ногу со своими учениками. Дети реагируют на  новые идеи ярче, острее, чем взрослые.

  Интересно, если бы человек XIX  века попал в наше время, он бы выдержал бешеный темп жизни. А что учителя? Все ли готовы изменить себя, чтобы соответствовать скорости и ритму времени? Некоторые, к сожалению, преподают так, как могли бы обучать и сто, и двести лет назад.  А ведь человеку, выбирающему профессию учителя, следует быть постоянно готовым к своему личностному и профессиональному развитию. Ведь сегодня,  в век информационных технологий к уровню образованности учителя предъявляются очень высокие требования. То есть как идеальный  образ учителя -  это образ универсального человека, главная  задача которого - не просто научить, а научить учиться, заложить базу и донести мысль, что дальнейшее образование – это залог успеха в современном обществе. Детям больше нужен пример для подражания, а не критика. И только, когда ты являешься авторитетом, ты имеешь право на воздействующее и влиятельное слово.

  Моя профессия может по праву занять почётное место в одном ряду с писателями, режиссерами, актерами, журналистами. То есть с теми людьми, у которых нет нормированного рабочего дня, которые независимо от времени дня и ночи что-то придумывают  и изобретают. Учитель не работает от «звонка до звонка». Школьный звонок – это всего лишь сигнал окончания одного из «сюжетов», за которым стоит план урока, цели и задачи, материалы и оборудование. И собственно сам урок, пролетевший как одно мгновение, содержит немалый труд, не заметный ученику.

 Я знаю, что каждый урок – самый главный. И любой ученик – личность уникальная и неповторимая. Когда вы впервые встречаетесь с ребенком, он, подобно цветочному бутону закрыт, и только после того, как он получит тепло солнечного света, «питание», он раскроется. У меня дома очень много цветов. Мои друзья часто спрашивают, что же я такое особенное делаю, что  у меня так хорошо они растут и радуют глаз. А я их просто поливаю и люблю. Точно так же  человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле, любви и питании, для того чтобы раскрыться и показать всю неповторимую красоту, какую Бог вложил в каждого человека.

 Каждый ученик хочет в учителе видеть не только школьного преподавателя, но и Учителя жизни. Надо учиться быть готовым к этому служению. Ведь настоящий учитель – это тот, кто способен спуститься  с высоты своего знания до незнания учащихся и вместе с ним совершить восхождение. Закончилось время, когда нас всех «учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Настало время, когда надо учиться именно тому, что жизненно необходимо. А кто как не мы, учителя,  поможет ребенку научиться находить  жизненно необходимые сведения!?

 В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усваивать, а важно прививать детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем.  На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Овладение навыками  работы  с потоком  информации даёт  возможность ученику уверенно чувствовать себя в различных сферах жизни: экономической, социально-политической и культурной.

Жизнь и работа среди детей научила меня понимать их потребности,  видеть не только фамилию и имя ученика, а их глаза. И я понимаю: работая с детьми, я  и сама учусь всю жизнь. И мне это интересно.  Я очень надеюсь: все, что я делаю - нужно моим воспитанникам. Я вижу результаты своего труда, радуюсь успехам моих учеников и сопереживаю их неудачам. Это и есть моя жизнь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе классного руководителя как средство активизации учения и достижения успешности»

Слайд 2

Цель: Воспитание физически здоровой, психически и нравственно устойчивой, духовно - богатой, социально активной, политически зрелой, ответственной и успешной личности, способной к дальнейшему самосовершенствованию . Задачи: Осуществление комплексного развития познавательной, эмоциональной и личностной сферы участников образовательного процессов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; Изучение проблематики состояния здоровья школьников; Активизация социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности; Формирование знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья; Формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся.

Слайд 3

Условия возникновения и становления педагогического опыта: МАОУ «Гимназия (английская)» Классное руководство в 6-8 классе с 2012 по 2013год. Причины, которые привели к постановке проблемы: Высокая заболеваемость ОРВИ. Понижение зрения. Нарушение осанки. Вследствие этих причин большое количество пропусков уроков. Проблема: низкий уровень здоровья учащихся и большие учебные нагрузки. Поэтому передо мной встала необходимость использования здоровьесберегающих технологий для снижения уровня заболеваемости и повышения успешности.

Слайд 4

Основная идея концепции здоровьесбережения: Идея учения без принуждения, основываясь на достижении успеха , на переживании радости познания мира, на подлинном интересе. C тремление сделать лучшие достижения мирового опыта личным достоянием каждого учащегося в кропотливом самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума, полнота чувств и постоянный приток бодрости.

Слайд 5

Актуальность: Самое ценное, что есть у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится необходимо. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время остается актуальной и требует поиска новых подходов к решению. С каждым годом наблюдается тенденция к повышению уровня заболеваемости детей, снижению двигательной активности.

Слайд 6

Этапы реализации концепции: Аналитический этап: анализ статистических данных о здоровье обучающихся. Проектировочный этап: разработка программы здоровьесберегающей деятельности. Формирующий этап: реализация программы здоровьесбережения. Констатирующий этап: подведение итогов и определение направлений дальнейшего совершенствования системы здоровьесбережения.

Слайд 7

Технология педагогического опыта Организация образовательного процесса на основе системного, деятельностного и личностно - ориентированного подходов, что позволит сформировать здоровьесберегающую образовательную среду в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

Слайд 8

Ожидаемые результаты: Улучшение физического , психического и социального здоровья детей. Развитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Создание благоприятного психологического климата, развитие в детском коллективе отношений дружбы, взаимопомощи, толерантности. Приобретение знаний об основах здорового и безопасного образа жизни, личной гигиены, об опасности курения, алкоголя, наркотиков. Формирование осознанного отношения к своему здоровью, ценности здоровья и здорового образа жизни.

Слайд 9

Теоретическое обоснование педагогического опыта Основой для разработки концепции здоровьесбережения в отечественной педагогике служит системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова В зарубежной педагогике и психологии основными являются теории: Мари-Франс Мюллер-психолог и натуропат (правильное питание, релаксация, здоровый сон) Жан-Поль Пес-психолог( стратегия дыхания, стимулирования, визуализации, самораскрытия, активизации) Бернар Ракен (теория расслабления и поведения в стрессовых ситуациях) Брайан Трейси (21 секрет долголетия)

Слайд 10

Диагностика Современные школьники находятся в условиях постоянного роста статических нагрузок, психонэмоционального напряжения и гиподинамии, что особенно сильно проявляется в школах с углубленным изучением отдельных предметов. Для того, чтобы выяснить, что знают наши дети о собственном здоровье, был проведён опрос шестиклассников. «Зебра»- «Кто друг здоровья, а кто враг?» Были опрошены 23 школьника.

Слайд 11

Результаты опроса «зебра»: Друзья здоровья Спорт-85%2 Правильное, здоровое питание-54% Прогулка, свежий воздух-34% Соблюдение правил гигиены-29,6% Закаливание-23% Приём витаминов-19.8% Здоровый сон-18.7% Общение с друзьями-15% Хорошее бодрое настроение-!2,9% Учёба-10% Лекарства-6.9% Соблюдение режима дня- % Враги здоровья Курение-53% Алкоголь-40% Неправильная еда(чипсы, кола, сухарики)-24% Наркотики-24% Болезни (простуды, травмы)-18% Компьютер и телевизор-35% Загрязнение окружающей среды-15% Гиподинамия(недостаток двигательной активности)-14% Микробы (паразиты, бактерии, вирусы)-17% Перенапряжение.волнение-13% Недосыпание-9% Несоблюдение гигиенических норм-7%

Слайд 12

«Рейтинг предметов» Школьникам было предложено назвать три учебных предмета, которые вызывают у них наибольшие затруднения. В итоге распределение предметов по степени сложности оказалось следующим: 1.Математика- 60% 2.Русский язык-38% 3. Английский язык-28% 4.История-26% 5. Обществознание-25% 6.Литература-11% Не попали в этот список :география, физкультура, искусство, технология, которые, судя по всему не вызывают у учащихся особых затруднений.

Слайд 13

Определение уровня физической активности № № п\п Виды физической активности регулярно Не регулярно Не делаю 1. Утренняя гимнастика 10 7 0 2. Передвижение в школу, из школы пешком 10 6 0 3. Физкультура в школе 10 5 0 4. Физкультура в свободное время ( секции, самостоятельно) 30 10 0 5. Турпоходы, экскурсии на природу в выходные дни 15 7 0 6. Закаливание 5 3 0 7. Участие в спортивных соревнованиях 10 5 0 8. Выполнение физической работы дома 5 3 0 Если по итогам тестирования вы набрали более 60 баллов, то получаете оценку отлично; более 45 баллов – хорошо; более 25 - удовлетворительно; менее 25 баллов – неудовлетворительно В тестировании участвовало 19 человек. Более 60 баллов, т.е. оценку отлично получили 16 человек, более 45 баллов, т.е. оценку хорошо получили 2 человека, более 25 баллов, т.е. удовлетворительно 1 человек. Менее 25 баллов не получил никто. В среднем 68 баллов, что говорит о том ,что практически все ребята регулярно занимаются спортом и ведут активный образ жизни.

Слайд 14

Понятие копинг-стратегии –рациональное поведение, ориентированное на устранение стресса: Конфронтация-открытая борьба за уничтожение причины стресса. Дистанцирование от проблемы, уменьшение или отрицание ее значимости. Самоконтроль-усилие по регулированию своих чувств. Бегство-уход от проблемы. Поиск поддержки-обращение за помощью к другим людям Эмоциональная разрядка и выражение чувств. Компенсация. Замещающая деятельность. Положительная переоценка. После обсуждения преодоления стрессов восьмиклассники оценивали собственные копинг-стратегии. Результаты показали, что девочки и мальчики в первую очередь ориентированы на «решение проблемы», на втором месте оказалась стратегия «избегания», на третьем эмоциональная разрядка» Копинг-стратегии преодоления стресса

Слайд 15

Результативность опыта и достигнутые эффекты Рост познавательного интереса учащихся к проблемам здорового образа жизни; • Заметно снизилась заболеваемость простудными заболеваниями, • Возросло качество успеваемости учащихся по всем предметам; • Увеличились физические показатели здоровья учащихся; • Возрос интерес к спортивно-оздоровительным мероприятиям, занятиям спортом и возросло количество учащихся, посещающих спортивные секции; • Возросла результативность участия учащихся в олимпиадах по физической культуре; Учащиеся стали победителями Президентских городских соревнований среди 6, 7 и 8 классов , победителями областных Президентских соревнований в 6 классе, заняли 2 место во Всероссийских Президентских соревнованиях в теоретическом конкурсе.

Слайд 16

Качество успеваемости учащихся:

Слайд 17

Портрет 8Г класса по показателям самочувствия Прекрасно Приятно В основном хорошо Смешанно В основном удовлетворительно Несчастно Ужасно

Слайд 18

Результаты распространения педагогического опыта № Дата Мероприятие Тема 28ноябрь 2012 г. Областная научно-практическая конференция «Здоровое поколение - будущее России» «Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка» (дискуссионная площадка №2 « Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» ( nsportal.ru ) 2. январь 2013г Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка и во внеклассной работе в начальной школе». ( nsportal.ru ) 3. 31 марта 2014 Педагогический совет « Из опыта работы классного руководителя по привитию здорового образа жизни учащихся» ( nsportal.ru )

Слайд 19

Список литературы: 1. Минобрнауки России. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] : [утвержден приказом от 17.12.2010 г. № 1897] // Вестник образования. – 2011. - № 4. – С. 10-77. 2. Минобрнауки России. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст] : [утвержден приказом от 17.05.2012 г. № 413] // Вестник образования. – 2012. - № 13. – С. 5-75. 3. Российская Федерация. Правительство. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Текст] // Вестник образования. - 2009. – № 20. - С. 18-33. 4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с. 5. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного и интереса учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1995. – 160 с. 6. Корчагина Ю. Копинг-стратегии преодоления стресса. [ текст ]// Здоровье детей.-2013.-№1.-с.57-59.



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

«Использование здоровьесберегающих

технологий в работе классного руководителя

как залог успешности в обучении и радости познания мира»

                               

Пояснительная записка

«Здоровье никогда не может

потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и роскоши плохо жить без здоровья».    

  Чернышевский Н.Г.

Самое ценное, что есть у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся в настоящее время остается актуальным вопросом, требующим поиска новых подходов к решению. Перед учителями на данный момент стоит серьезная проблема: как сохранить здоровье учащихся при всевозрастающих учебных нагрузках.  Ни для кого не секрет, что с каждым годом наблюдается тенденция к повышению уровня заболеваемости детей, снижению двигательной активности. Возросло количество освобожденных от занятий физической культурой,  увеличилось количество противопоказаний к спортивным мероприятиям, наблюдается рост количества учащихся  с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов зрения.

Большое внимание этому вопросу уделяет Министерство образования РФ. В Федеральном государственном стандарте на законодательном уровне закреплены  положение и особенности организации внеурочной деятельности, в рамках которого внеурочная деятельность должна организовываться по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное   [1, п.13Раздел III].

 Целью моей работы, как классного руководителя, является воспитание физически здоровой, психически и нравственно устойчивой, духовно-богатой, социально активной, политически зрелой и ответственной личности, способной к дальнейшему самосовершенствованию.

Для достижения данных целей, я  ставлю перед собой следующие  задачи:

  • Осуществление комплексного развития познавательной, эмоциональной и личностной сферы участников образовательного процессов в соответствии с их возрастными  и индивидуальными особенностями;
  • Изучение проблематики состояния здоровья школьников;
  • Активизация социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности;
  • Формирование знаний, личностных ориентиров  и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;
  • Формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни обучающихся.

      Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности  по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, рассматривается как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие технологии – регулярная экспресс – диагностика состояния здоровья учащихся, отслеживание основных параметров развития организма в динамике, что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья. Здоровьесберегающие технологии  предусматривают систему оперативного, текущего и поэтапного контроля за состоянием здоровья учащихся, в связи с учебно-воспитательным процессом.

Основными направлениями в работе здоровьезберегающих технологий являются:

  • Изучение состояния здоровья учащихся (личные дела и медицинские карты учащихся);
  • Информирование учащихся  и их родителей о времени проведения диспансеризации, беседа о гигиенической подготовке к проведению медосмотра;
  • Проведение работы по поддержанию санитарного состояния кабинета;
  • Слежение за внешним видом учащихся;
  • Тесное сотрудничество с учителем физической культуры и привлечение его к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей.
  • Организация питания учащихся;
  • Проведение бесед по профилактике гриппа и вирусных инфекций, травматизма;
  • Вовлечение учащихся в различные мероприятия по охране здоровья (спортивные состязания, подготовка диспутов и классных часов, сбор материала и оформление газет, подготовка проектов).

      В своей  работе я  использую такие педагогические приемы, как проведение лекториев, бесед, участие в конкурсах различных типов, организация спортивных мероприятий, осуществление проектной деятельности, работа с родителями.

  1. Познавательная внеклассная работа в виде лекториев, бесед.

Практика проведения различных тематических мероприятий формирует у учащихся представления о культуре здоровья. Благодаря информированию о негативных последствиях вредных  и пагубных привычек (алкоголизма, курения, токсикомании, компьютерной зависимости) на детский организм у ученика формируется мотивация на ведение здорового образа жизни. Я регулярно провожу беседы и классные часы различной тематики: «Витамины - это жизнь». «Опасность курения». «Здоровый образ жизни». «Эти вредные конфликты». «Всемирный день борьбы со СПИДом». «Учитесь на здоровье». «Как победить дракона?»  и т.д.

  1. Организация спортивных мероприятий  и физкультурных разминок.

Значимость физических нагрузок  для растущего организма доказана многочисленными научными исследованиями. Опираясь на рекомендации физиологов и гигиенистов, я и мои  ученики принимаем активное участие в различных спортивных и оздоровительных мероприятиях школы, города, области и страны, организуем совместно с родителями выезды на природу. Я стараюсь  приобщить моих учеников  к активным видам  спорта на  свежем воздухе. Дважды в год практикую выезд учащихся на отдых в оздоровительный лагерь «Северный Артек», где ребята с удовольствием проводят время вместе, катаясь на лыжах, сноутюбах, коньках. Мы совершаем прогулки по лесу, посещаем бассейн.

  1. Проектная работа.

Огромное внимание в ФГОС второго поколения уделяется проектной деятельности учащихся. В своей внеклассной работе я использую метод проектов для приобщения детей к здоровому образу жизни.

Одной из последних проектных работ была  «Как победить дракона или удержись от вредной привычки», целью и задачами  которой  являлось углубить представление детей о вредных привычках, способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку, алкоголю, наркомании, побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; развивать критическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию. Проектная работа «Почему мы едим вредные продукты».  Практические исследования показали, что учащиеся знают или догадываются о вреде «вкусностей», но все равно их употребляют. При этом назвать конкретно, чем грозит употребление опасных продуктов, не могут. Большинство опрошенных школьников считают вредными чипсы и сухарики. Вызывает тревогу то, что родители сами покупают детям продукты, вредные для здоровья.

           В результате использования здоровьесберегающих технологий в моей работе с классом значительно снизился уровень болеющих ОРВИ,  наблюдается положительная динамика физического развития, улучшилось  психического состояние, как отдельных учащихся, так и коллектива в целом, снизилась  тревожность, агрессия, уменьшилось количество пропущенных уроков по болезни, многие ребята стали активно заниматься спортом. Большинство восьмиклассников осознают ценность здоровья и здорового образа жизни, знают и соблюдают  нормы здорового образа жизни, культуры питания, компетенций самосовершенствования, саморазвития, самооздоровления, компетенций успешного социального взаимодействия (сотрудничество, толерантность, уважение). Повысилась активность родителей в планировании и организации мероприятий, направленных на оздоровление детей в процессе образовательной деятельности. Дети становятся более инициативными, самостоятельными и успешными как в учебе, так и в спорте.

              Ежегодно учащиеся моего  класса становятся победителями спортивных соревнований и конкурсов,  которые проводятся в гимназии и в городе. В 2012-2013 учебном году учащиеся  6 Гкласса заняли 1 место в городском и областном этапах Всероссийских Президентских соревнований. В сентябре 2013года  принимали участие во Всероссийских Президентских соревнованиях в г. Анапа, заняли 2 место в теоретическом конкурсе. В феврале 2014 года 7Г класс стал победителем городского этапа Всероссийских Президентских соревнований. В октябре 2014 г. учащиеся 8 Г класса стали победителями городского этапа Всероссийских Президентских соревнований

Таким образом, здоровьесберегающие технологии играют огромную роль в формировании всесторонне развитой личности, способной отвечать за свое здоровье и принятии самостоятельных решений в отношении и поддержании здоровья.  Моя   роль как классного руководителя  в том, чтобы показать ребёнку и его семье значимость его физического и психического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для дальнейшего профессионального становления и достижения успешности как в учебе так и в других сферах жизни. Л.Н.Толстой сказал: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».