1.Агашина Маргарита Творческий путь

3 межрегиональный литературно-краеведческий конкурс

«На волжских просторах»

Номинация: «Литературное краеведение»

социальный проект

«Творческий путь Маргариты Агашиной»

автор: Шульдешова Екатерина, 8 класс

Руководитель: Медведева Е.Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shuldeshova_ea_proekt_opisanie.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

3 межрегиональный литературно-краеведческий конкурс «На волжских просторах»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Писарёвская средняя школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области

3 межрегиональный литературно-краеведческий конкурс

«На волжских просторах»

Номинация: «Литературное краеведение»

социальный проект

«Творческий путь Маргариты Агашиной»

автор: Шульдешова Екатерина Александровна,

ученица 8 класса

руководитель:

-Медведева Елена Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

2015-2016 год

Описание проекта.

Сведения об авторе

Шульдешова Екатерина  -  ученица 8 класса МБОУ «Писарёвская СШ» Фроловского района Волгоградской области

Название работы

социальный проект -  работа «Творческий путь Маргариты Агашиной»

Актуальность реализованного проекта

Ежегодно 2 февраля вместе со всей страной мы отмечаем дату- День разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Для нас это день нашей воинской славой, день нашей победы и трагедии. Много стихотворений звучит в этот день, но среди них есть одно – особенное, близкое  каждому, знакомое всем нам с детства. Это произведение нашей землячки Маргариты Агашиной:

В свой срок – не поздно и не рано – 
придёт зима, замрёт земля. 
И ты к Мамаеву кургану 
придёшь второго февраля.

Мне  захотелось узнать о судьбе автора, познакомиться с другими стихотворениями, узнать, как сложилась жизнь Агашиной.

Цель  и задачи проекта:

Цель моей работы:

собрать материал о жизни и творчестве нашей землячки Маргариты Агашиной.

Для решения этой цели мы поставили несколько задач:

-изучить документы, фотографии из Интернет-ресурсов,

- собрать материал о поэтессе;

- посмотреть, как жизнь и судьба Агашиной связаны с историей и культурой страны,

-оформить презентацию  для своих одноклассников,  выступить на школьной  Литературной встрече.

Отличительные особенности данного проекта.

Литературное краеведение мало представлено в рамках школьных уроков, данная работа может быть интересна  учащимся 5-11 классов.

Содержание проекта

Маргарита Агашина - известная российская поэтесса, жила в Волгограде с 1951 года и посвятила городу, ставшему ей родным, большую часть своего творчества. Многие ее произведения - замечательные, простые и понятные каждому стихи - были положены на музыку и стали известными песнями. Маргарита Агашина выпустила 36 сборников стихов. Благодаря своей дипломной работе `Моё слово` была принята в Союз писателей. 

Родилась Маргарита  Константиновна 29 февраля 1924 года в  деревне Бор, Ярославской  губернии. Отец Маргариты - врач.  Ему приходилось кочевать по тайге. Мать Маргариты учитель немецкого языка.

В начале 1930-х   годов семья Агашиных перебралась в Ивановскую область.   После окончания школы Маргарита поступила в Московский институт цветных металлов и золота, но, не закончив 2курс,  ушла в Литературный  институт имени М.Горького.  Окончила институт

в 1950 году,   а в 1951  году Маргарита переехала  жить в Волгоград.

Здесь она и  прожила до конца своих дней. Настоящая известность пришла к Маргарите Агашиной после исполнения Людмилой Зыкиной песни «Растет в Волгограде березка»:

 Но есть в Волгограде березка-
Увидишь, и сердце замрёт…

Оказалось, что у   этой  березки  есть прототип!

Сама  Агашина писала, как добраться жителям и гостям Волгограда до этой березки:   «Надо ехать не до остановки «Мамаев курган», а до Центрального стадиона. Перейти проспект Ленина и идти к станции электрички, там такая широкая асфальтовая дорога с газонами в середине. Как дойдёшь до первой дорожки с правой стороны, надо свернуть на неё и идти к Мамаеву кургану. По обеим сторонам дорожки много деревьев с табличками. И вот справа увидите берёзу – теперь она уже не берёзка, а берёза, самая большая в этом парке, а перед ней – табличка: "Смертью храбрых погибли в 1941-1945 братья Рыкуновы:  Иван – 1899, Степан – 1907, Василий – 1912, Сергей – 1914. От брата Федора Ивановича"».

Прошли годы. Ушли в бессмертие и Маргарита Агашина  и Григорий Пономаренко и Людмила Зыкина .

Осталась народная песня о березке на Мамаевом кургане.

А вот с самим прототипом – случилось несчастье.

Березку – спилили…

 А сейчас есть и  продолжение этих  патриотических традиций в Волгограде, есть парк, много зелени, происходит обновление деревьев.

Маргарита Константиновна за свою жизни написала много замечательных стихов. Она писала о любви, о жизни, о природе, о семье.

Особая тема – война, Сталинград:

Уже он в травах, по-степному колких,

Уже над ними трудятся шмели,

Уже его остывшие осколки

По всей земле туристы развезли.

И всё идёт по всем законам мира.

Но каждый год, едва сойдут снега,

Из-под его земли выходит мина-

Последний, дальний замысел врага

     Песня «Подари мне платок…» – настоящий хит второй половины минувшего века. Эту песню и сейчас можно услышать в эфире. Ее включали в свой репертуар Людмила Зыкина, Надежда Бабкина…

Хорошо известно, как были написаны стихи «Подари мне платок…».

Сама Маргарита Константиновна рассказала об этом: «Помню, как-то раз надо было идти на очередной литературный вечер. На все такие встречи с читателями я в ту пору неизменно надевала кашемировый платок – зеленые листья и алые розы по черному полю, подаренный мне в Таджикистане… Я любила его и берегла. Перед тем как надеть, обязательно гладила и каждый раз тихо, про себя пела на разные мотивы: «Подари мне платок…» А дальше как-то не пелось: песня не шла. По-моему, платок – сам платок – это уже песня. Женская верность – платок. Девичья память – платок. Вдовьи слезы, материнские слезы – все платок. На работу – в платке. Горе придет, опять платок – первая выручка и поддержка. Нет подарка милей платка, нет памятней… Вот и на этот раз стала я гладить свой дорогой платок и как только вспомнила «подари мне платок» – так уже все само дальше пошло…»

В 1993 году «за выдающиеся заслуги в области литературы, значительный творческий вклад, получивший признание волгоградцев и всей России» Маргарите Константиновне Агашиной решением Волгоградского городского Совета народных депутатов было присвоено звание

«Почётный гражданин города-героя Волгограда».

Маргарита Агашина скончалась в 1999 году возрасте 75 лет.

Маргарита Агашина – о себе

Не верьте тем,  кто скажет надо мною
Высокие надгробные слова!
Какой была — а я была иною —
Сама скажу, покуда я жива.

А я — как все: и плакала и пела,
Стыдилась плакать  и любила петь.
А я гораздо больше не успела,
Чем было мне доверено успеть.

Я жизнь люблю.  Я и прощаюсь с нею,
Ищу дорог и радуюсь весне!
А жить стараюсь проще и честнее,
Чем после смерти скажут обо мне.
 

Выводы и результаты

В ходе своей работы я пришла к следующим выводам:

-Стихи Маргариты Агашиной  – светлый образ женщины-матери, женщины-труженицы, женщины, которая пережила войну и сохранила память о погибших и бодрость духа для жизни после войны.  

-Я сделала презентацию  о творческом пути Маргариты Агашиной, выступила на литературной встрече в рамках Недели Литературы-2016.

Ресурсы, задействованные для реализации проекта

Литература и Интернет-ресурсы.

  1. Агашина М. В каждой песне береза.- Волгоград: Нижне –Волжское кн. изд-во.- 1984.
  2. Агашина М. Девичник. -М.: Современник.-1983.
  3. Агашина М. Детям Волгограда.- Волгоград: Нижне -Волжское кн. изд-во.-1980.
  4. Агашина М. Не просто женщине живется.- М.: Сов. Россия.- 1968.
  5. Агашина М. Стихи о моем солдате.- Волгоград: Нижне -Волжское кн. изд-во.-1963.
  6. Серенко Е. Как умирают легенды: газета «День за днем»,

http://doc4web.ru/literatura/vneklassnoe-meropriyatie-po-literature-margarite-agashinoy-s-lyu.html

Полученные результаты

1.Собранный и представленный  материал можно использовать как краеведческий ресурс на уроках литературы, краеведения.

2.Презентация, оформленная в ходе работы, - материал для внеклассной работы по патриотическому  воспитанию учащихся.

3. Работа представлена на сайте «Ветер перемен»

План-график реализации проекта

План-график реализации проекта

1.Планирование работы  - сентябрь  2015

2. Аналитический этап /формирование представления о результате работы (презентация);  собирание информации –октябрь 2015

3. Этап обобщения  (обработка материала, отбор необходимых сведений, редактирование текста, подбор фотоматериалов, архивов, формулирование выводов);  подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, фотографии) к презентации;  оформление  полученного материала в  виде  презентации – декабрь 2015, февраль2016

4. Презентация полученных результатов /осмысление полученных данных и способов достижения результата;  презентация работы (выступление в рамках внеклассных мероприятий – март 2016

5.Рефлексия. Подведение итогов – май 2016

Приложение 1

весь материал проекта – в презентации