Описание опыта

Марусова Елена Валентиновна

 

                                                                                                                «Научить человека жить в информационном мире –                                                                                                                                         важнейшая задача современной школы».

                                                                                                                                                                                                                                 Академик Семёнов А.П.

 

          На свете много профессий, но лишь одна согрела мне душу. Та, которая позволяет подарить частичку себя каждому человечку, который находится рядом, впитывая в себя, как губка, всё то, чему учишь его. Ведь как прекрасно осознавать, что полезен кому-то, помогать стать каждому, кто в тебе нуждается, быть настоящим человеком, познать много нового и интересного в жизни.

          Я работаю учителем начальных классов в обыкновенной сельской школе, в которую приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя все еще им неизвестное, радуются всем своим новым знаниям и навыкам. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моя задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Поиск эффективных методик и пройденные курсы ИКТ привели  меня к новым компьютерным технологиям. Эта тема очень заинтересовала и воодушевила  меня. Поэтому я сейчас работаю над проблемой: «Использование информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся в условиях здоровьесбережения».

      Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своём темпе, а учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, даёт возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

     Использование ИКТ на уроках стали для меня и моих учеников привычными. ИКТ применяю как вспомогательный элемент учебного процесса.

Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет мне:

1.                Повысить образовательный эффект урока.

2.                Усилить мотивацию обучения.

3.                Извлекать, перерабатывать, преобразовывать информацию.

4.                Формировать информационную культуру ученика.

5.                Расширять духовный, социальный, культурный кругозор учащихся.

6.                Подходить дифференцированно к учащимся с разным уровнем    

          подготовки и организовать их деятельность.

7.                Реализовать идею развивающего обучения.

8.                Повысить темп урока, сократить потерю времени на уроках.

9.                Увеличить объем самостоятельной работы.

10.           Сделать урок увлекательным, ярким.

ИКТ на уроках я внедряю по направлениям:

1.                Применение готовых электронных, мультимедийных продуктов,

          обучающих программ.

2.                Подготовка и оформление презентаций к урокам.

3.                Использование сети Интернет.

4.                Использование тренажеров, тестов с целью тренировки и контроля за

          знаниями учащихся.

5.                Интерактивный демонстрационный материал

          (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия).

6.                Самостоятельная творческая, поисковая работа учащихся.

7.                Применение на уроке интерактивной доски.

          Я использую информационные технологии на всех этапах урока:

проверки домашнего задания

мотивации учебной деятельности

актуализации

1.  Объяснения нового материала;

2.  Закрепления;

3.  Повторения;

4.  Контроля;

и  внеклассных занятиях и др.

             Всегда помню слова великого педагога К.Д.Ушинского: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
поэтому  для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал по определённой теме, анимацию, музыку. Что, таким образом, облегчает процесс восприятия и запоминания информации младшими школьниками.

          В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, индивидуальная работа, самостоятельная работа, практическая работа, демонстрация, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированные упражнения.

           У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству строю так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учился познавать самого себя, развивал на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого использую: инсценировки, песни-переделки, иллюстрирование изученного (поделки, рисунки, выпуск стенгазет  и фоторепортажей, заметки в школьную стенгазету), создание мини-презентаций, школьные предметные недели, внеклассные мероприятия по предметам. 

          Параллельно с основной проблемой, я большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Ведь как говорил   Василий Александрович Сухомлинский      «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». 
 В своей работе ставлю следующие задачи: 

·         сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

·         научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

·         научить выполнять правила личной гигиены и развить, на ее основе её использования,  готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье;

·         сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

·         сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

·         дать представление, с учётом принципа информационной безопасности, о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

·         дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

·         обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

·         сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

·         сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

        В образовательном и воспитательном процессе использую видео и аудио физминутки, пальчиковую гимнастику, релаксацию, дыхательные упражнения, гимнастику для глаз, игровой массаж, психогимнастику.

Имею авторские разработки видеофизминуток, гимнастики для глаз.

          Я понимаю, что Учитель - это гораздо больше чем профессия,

Учитель - это состояние души… Поэтому свое сердце я отдаю детям…