Смотреть вперед и видеть цель.

Елена Владимировна Терёхина..

Школа – во все времена и во все эпохи ценилась народом и государством и всегда была в  центре внимания.  Деятельность  школ напрямую зависит от того, кто ею управляет. В новом времени особенно важной становится роль директора школы, который должен уметь не только организовать учебный процесс, но и сделать это максимально эффективно и с точки зрения экономики, и с точки зрения управления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smotret_vpered_i_videt_cel..doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смотреть вперед и видеть цель.

Терёхина Елена Владимировна

директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 175 Ленинского района города Нижнего Новгорода,

Почетный работник общего образования РФ

«Воля может и должна быть предметом гордости

гораздо больше,  нежели талант.

Если талант – это развитие природных склонностей,

то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая

 победа над инстинктами, над влечениями…»

                                                        (Оноре де Бальзак).

Школа – во все времена и во все эпохи ценилась народом и государством и всегда была в  центре внимания.  Деятельность  школ напрямую зависит от того, кто ею управляет. В новом времени особенно важной становится роль директора школы, который должен уметь не только организовать учебный процесс, но и сделать это максимально эффективно и с точки зрения экономики, и с точки зрения управления.

Школа является сложной, динамической, социально-педагогической, самоорганизующейся частью общей системы. Это предполагает знание и понимание особенностей и тенденций развития современной школы, необходимость формирования методологической компетентности директора школы.

Школа  - это такой социум, со своим специфическим ресурсом, который состоит из трех составляющих - учащиеся, родители и педагогический коллектив. И директор обязан, умело управлять ими. Когда речь идет о ребенке, директор должен быть  замечательным педагогом  и прекрасным организатором. По своему опыту знаю, что качественно вести очень много уроков директор уже не может. Современные требования к образованию  меняют позицию директора школы  в сторону менеджмента, управления. И для того чтобы со всем этим справляться,  недостаточно быть просто учителем. Нужна квалификация по вопросам управления, финансов и права.

В условиях быстро осуществляемых перемен в образовании надо обладать не только академическими навыками менеджмента, но и хорошо знать сущность и характер осуществляемых перемен, их нормативно-правовое обеспечение, все изменения законодательной базы, регулирующей образование.

В «Концепции модернизации Российского образования» перед школой поставлена задача: «Школа в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных успехов». Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут с недостатками и достоинствами; дайте условия, чтобы дети  вырастали более хорошими! Нам не выиграть тяжбы  с нездоровой наследственностью, ведь не скажем мы сорнякам, чтобы стали хлебами.

Но преподавательская работа помогает в укреплении отношений с педагогами и  учениками. Он обязан быть учителем, создавая комфортные условия для обучения преподавателям и детям.

Создавать условия для раскрытия творческих способностей учащихся и заботится о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации своих педагогов директор может в полной мере только в том случае, если сам познал суть учительского труда.  Без конструктивных управленческих решений на уровне каждого образовательного учреждения сегодня невозможно обеспечить системный характер и эффективность изменений в сфере образования.

И потому современный директор школы – ключевая фигура обновления образования. Одно из главных убеждений директора – принимать ребенка таким, какой он есть. Мы должны помочь ребенку познать себя, осознать необходимость соразмерного выбора своего жизненного пути, исходя из своих возможностей. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана – затруднения в учебе, отсутствие мотивации и как следствие – неуспешность во взрослой жизни. Если же она познана, то ученик принимает решения со знаком дела – это успех.

Грамотное, умелое владение директора  новыми технологиями – жизненная необходимость. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться  современными технологиями в своей работе,  тогда это станет непременным условием к изменению отношения  в освоении данных технологий  коллективом. Школьный менеджмент помогает руководителю  эффективно управлять кадрами, координировать их деятельность в достижении поставленных целей,   задач, принятых решений,  а также в организации контроля и анализа их выполнения.

Философские основы Программы развития нашей школы представляют собой обобщенный государственный заказ к образованию и определяют модель развития (смешанную, трансформационную, аддитивную и пр.) и соответствующую ей организационную структуру.

Следует еще раз напомнить, что одной из основных проблем современной школы является разрыв между становящимися образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы образования. Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования, институтами попечительства и родительской общественностью. Общество, выступая как партнер в многообразном процессе обучения, формулирует социальный заказ образованию в соответствии с потребностями рынка труда и разделяет ответственность за состояние учебно-воспитательного процесса. Партнерство школы, родителей, попечителей в целях образования оказывает еще и долгосрочное воспитательное воздействие на молодежь, подавая ей практический пример и формулируя ценности и традиции социально ориентированной инициативы.

Образовательное учреждение выступает за развитие партнерских отношений как условия общественного благополучия и социального согласия. Согласно федеральной программе модернизации системы образования, одним из приоритетных направлений является расширение участия общества в управлении образованием через создание различных форм самоорганизации населения и в поддержку образования. Программа развития призвана стать инструментом актуализации идей и проблематики образования, становления новых форм и предметов продуктивного взаимодействия, согласования позиций ее участников.

В связи с заявленной идеей «Школа партнерских взаимоотношений» на уровне идеологии предлагает уточнить позиционное своеобразие всех партнеров взаимодействия в рамках школы и во вне ее.

Утверждая статус «Школы партнерского взаимодействия», школа видит себя как единую для всех образовательную среду, обладающую высокой организационной культурой и являющуюся привлекательной организацией для потребителей и инвесторов.

Выбор модели развития, адекватной организационной структуре школы, традиционно начинается с определения ее глобальной цели (идеально планируемого результата) или миссии как утверждения, раскрывающего смысл существования ОУ, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных и с помощью которой школа формирует у потребителей своих образовательных услуг культуру заказа на образование и привычку соизмерять свои запросы со статусом школы.

Я убеждена, что в каждой школе есть множество проблем, решая которые мы делаем школу лучше. Какие-то проблемы можно отложить, а что-то необходимо решать немедленно, иначе мы не выполним главную нашу миссию –

1) успешное продвижение учащихся на материале повышенного уровня содержания в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами,

2) развитие и воспитание каждого учащегося в атмосфере комфортного, благоприятного психологического и социального климата, основанного на принципах гуманистического подхода к образованию;

3) повышение качества образования.

Рост качества образования зависит от многих составляющих, но стержнем является его Величество Учитель.

Способна ли наша школа выполнить гражданский заказ со стороны общества – повысить качество образования, воспитать успешного выпускника, востребованного государством и обществом, удовлетворенного своим социальным положением? Наверное, в полной мере нет. Никакая модернизация системы образования без инвестиций в хорошего учителя не добьется желаемого результата. Хотелось, чтобы тема прошлогодних педагогических чтений «Инвестиции в образование – инвестиции в будущее» нашла свое отражение в жизни общества.  Но это произойдет не скоро. Даже если информатизация будет в каждой школе, даже если будет неоднократное повышение заработной платы учителям, желаемого результата не достигнем.

Дело в том, что в школьном образовании продолжает господствовать уравнительная система оплаты труда, категорийность – это лишь некоторые признаки неэффективной системы оплаты труда. Уравнительное распределение по сути своей уравнивает всех – от  случайного человека в образовании до мастера педагогического труда, лишает последней возможности работать еще лучше.

Уравниловка губит школу. Окончательно разрушить ее не дают «последние из могикан» - уходящее поколение советских учителей. Они работают почти бесплатно, так воспитаны. Большая часть учительства – маргиналы, уже не «советские», но еще далеко не «буржуазные». Получается, что производительные педагогические силы уже давно живут и работают в рыночном обществе, а получают, как и раньше – мало, но примерно все одинаково. Нонсенс!

Дифференцированный подход к оплате труда должен пробудить в учительской среде потребность в повышении своего профессионализма во всех его аспектах. Произойдет естественный отбор среди педагогов. Кто-то будет более успешным, к нему будут стремиться ученики, кто-то просто уйдет из школы. Обязательно должен появиться рынок высококвалифицированных  педагогических кадров. И тогда можно будет всерьез говорить о росте качества образования в наших школах.

Переход на финансовую самостоятельность, новая система оплаты труда, огромная отчетность, непрерывное взаимодействие с различными вышестоящими органами, процессы согласования – все это приводит к тому, что директор все больше отходит от реального учебно-воспитательного процесса в школе.

Руководитель ОУ должен иметь представление о том, что такое доход, прибыль, как формируется фонд заработной платы, внебюджетный, стимулирующий  фонд, он осознает свои юридические и гражданские права, понимает тенденции развития экономики образования (нормативное финансирование, новая система оплаты труда педагогов) и т.д.    

Инновационное развитие образовательных учреждений качественно изменило школьное управление. Разработка программ развития школы, образовательной программы, создание массы локальных актов, юридически – правовое оформление статуса образовательного учреждения при постоянном изменении всей государственной системы образования – все это делает работу директора школы совершенно иной.

Одним из важнейших вопросов функционирования нынешней школы является повышение качества образования в отдельно взятой школе.

Может ли современный директор направить образовательный процесс в качественное русло? Может, если знает, чего хочет. Качество не появится внезапно. Его необходимо планировать. Хорошо бы еще представлять себе ясно, что такое качество образования.

Ключевым вопросом управления является «чего в результате я хочу добиться с помощью своих подчиненных? Управляя учительским коллективом, мы часто не задумываемся, а что такое «управление» по сути? Не понимая сути управления, мы не способны оценить эффективность своей работы. До последнего времени понятие «управление персоналом» отсутствовало в практике директора школы. А ведь персонал образовательного учреждения рассматривается сегодня как основной ресурс, в большей степени определяющий успех всей деятельности школы. Как же создать современную систему управления педагогическим персоналом? Непростая проблема, но надо думать, как ее решать.

Высокая мотивация педагога – это важнейшее условие успеха школы и ее воспитанников. Сейчас в школе практически не стало случайных людей. И хотя цены в магазинах обгоняют учительские зарплаты, учителя не торопятся уходить из школы. Наверное, держит то, что учитель осознает свою миссию, он внутренне уверен, что труд его очень важен. Внутренняя мотивация всегда была важнее размера зарплаты и премии. Как формировать у молодого педагога внутренний настрой на бескорыстный труд?

Подлинная модернизация образования невозможна без диалога с семьей. Авторитет семьи надо повышать. Семья должна перестать быть объектом управления. Существующие формы общения с семьей: родительские собрания, лектории, «вызовы в школу» - превращаются в ритуальные действа, подменяют общение, часто не предполагают диалога. Наши социальные педагоги, психологи – современные заменители того, что присуще близким отношениям в семье. Как возвратить утерянное когда-то?
Вопросов много, ответы можно найти, только окунувшись с головой в жизнь школы, ежедневно работая над собой, повышая личную компетенцию и компетенцию каждого работника школы.

Директор школы работает в режиме интенсивности и огромной ответственности. Сегодня руководитель – не только статус, это и ответственная профессиональная деятельность.

Одним из ключевых качеств компетентного руководителя в связи с новыми задачами образования становится такое личное свойство руководителя, как инициативность и готовность к переменам. Сразу вспоминается мысль Чарльза Дарвина: « Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликнется на изменения».

К педагогическому делу надо призывать не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. Неважно, сколько тебе лет, семейный ты человек или нет, какого ты пола, но если ты Учитель, то только творческий поиск и профессиональное общение принесут тебе удовольствие, от жизни не взирая ни на что.

Современный директор школы, кто он? Учитель ли, менеджер ли, чиновник … еще долго можно продолжать ряд статусных позиций и, на самом деле, сегодня трудно понять, кто же он есть, потому что среди калейдоскопа картинок, сменяющих друг друга даже в течение одного рабочего дня можно ощутить себя и окрыленным, и опустошенным, и  отчитывающимся, и созидающим.  Это вносит особый колорит в ощущение действительности и делает работу в должности необыкновенно трудной, но интересной.

В настоящее время функции школы и профессиональный статус руководителя ОУ усложняются под воздействием происходящих в обществе изменений. Прежде всего, новые условия, связанные с изменениями в школе выдвигают новые требования, и ключевые компетенции руководителя ОУ формулируются, как ответ на эти требования.

Это предполагает формирование нового мышления, соответствующих качеств, умений и навыков личной и профессиональной рефлексии, знание директором современных нормативно-правовых основ, развитие способностей и готовности к управленческой деятельности.

Моё глубокое убеждение состоит в том, что выполнение задач, стоящих перед школой, и непрерывное развитие всех ее компонентов как системы (целей, процессов, людей, ресурсов) является стратегической целью деятельности ее руководителя. Это предполагает знание целей и принципов организации учебно-воспитательного процесса, современных образовательных технологий, особенностей управления развитием инновационных процессов и творческого потенциала педагогических кадров, овладение финансово-экономическими основами управления школой. 

Ключевые или базовые компетентности носят надпрофессиональный характер, более адекватно описывают личностные притязания. Именно они превращают «хорошего специалиста» в «хорошего сотрудника».

Руководитель должен быть ярким символом, воплощением  основных профессиональных качеств: искренней любви к детям, жажды знания, справедливости и доброты к миру, чтобы воспитать ученика достойным членом общества и снабдить его достаточной для успешной жизни суммой знаний и навыков. Пропаганда инновационных форм обучения, использование которых будет способствовать созданию атмосферы, пробуждающей воображение и ученика, и учителя, их творческую активность. Это будет способствовать привлечению в школу молодых креативных специалистов и повышению престижа педагогической профессии.

Немаловажное значение играет гибкий  стиль общения в условиях провозглашения гуманистических ценностей, демократических отношений – именно они становятся преобладающим в работе директора школы.

На самом деле знания и умения каждого отдельно взятого работника играют большую роль, но не главную. Главное – не то, насколько хорошо осведомлен человек, а то, насколько полно он может передать свою мысль другому. Главное – насколько эффективно управленцы умеют взаимодействовать как между собой, так и с подчиненными. 

Построение демократического, гражданского общества невозможно без  главного качества директора школы, на мой взгляд  — готовности поделиться властью, чтобы в школе процесс управления протекал эффективно, давал бы педагогам, детям, их родителям опыт демократического поведения, толерантности, взаимодействия с  другими людьми.

Педагогические работники школы, учащиеся, их родители ожидают, что им будет предоставлена широкая возможность принимать участие в  принятии решений, в инновационных изменениях в школе, через участие в работе новых институтов управления ею – Совет школы, родительский комитет и т.д., по сути, представляя из себя своеобразную модель гражданского поведения в обществе, что формирует социальные навыки. Руководителям школы при этом отводится роль координаторов всех усилий в направлении общих целей.

Кроме этого, руководитель должен быть мотивирован, активен, самостоятелен, самокритичен, у него должна быть конструктивная позиция по отношению к собственной работе, соответствующее должности и профессии педагога социальное поведение, способность работать в команде, готовность и способность к  учению, сознание ответственности и т.д.

Ему необходимо понимать, как  функционирует школа и общество в целом, что включает в себя адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в школе. 

             Это не приказы и указания, это консультации, сопровождение, мотивации, это готовность работать в критических ситуациях, сравнивать, оценивать, принимать решения, быстро, и в то же время спокойно и продуктивно действовать;

это готовность демонстрировать образцы уважения к чужой точке зрения, образцы достижения компромисса; это способность руководителя к принятию решения о действии — компетентность в решении проблем.

Много сегодня ложится на плечи руководителя школы. Но, как утверждает народная мудрость, дорогу осилит идущий…  

Человек, который желает выжить в современном мире, на мой взгляд, должен быть успешным.

Что нужно, чтобы быть хорошим, успешным руководителем, неся на своих плечах громадную нагрузку и ответственность?

На мой взгляд, основными качествами, которые должны быть присущи хорошему руководителю, являются следующие: компетентность, коммуникабельность, внимательное отношение к подчиненным, смелость в принятии решений,  способность творчески решать проблемы.
Последнее, мне кажется, является самым важным.

Мне кажется, главное – смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения, правильно действовать и непременно завершать дело успехом, победой.

Успешные директора устанавливают высокие внутренние стандарты работы. У них высокие ожидания в отношении своих учеников и сотрудников; они сообщают об этих ожиданиях людям внутри и за пределами своей школы.    Это предполагает не просто знание социально-психологических аспектов управленческой деятельности, поведенческих отраслей науки (конфликтология, имиджелогия, этика и психология деловых отношений и др.), но и формирование "человековедческой" компетентности руководителя.

Я занимаюсь любимой работой. Моя работа – это часть меня, это основная часть моей жизни.

И хочется закончить эссе одной китайской притчей, которая очень четко отражает роль руководителя школы.

Однажды один человек пришел к мудрецу.

И спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руке –  мертвая или живая?».

А сам думает: «Скажет живая, я ее умерщвлю.

Скажет мертвая – выпущу».

Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках»!