Фёдорова Лариса Николаевна

Урок окружающеого мира в 1классе

Автор: Фёдорова Лариса Николаевна – учитель начальных классов.
Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс.
Тема. Где зимуют птицы?
Место занятия в учебном процессе: 2 часть, раздел «Где и когда?»,
урок № 6.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: закрепить и расширить знания о птицах.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
1. Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о перелётных птицах и зимующих в наших краях.
2. Познакомить местами их зимовки.
3. Формировать представления о научном поиске, методах работы учёных.
Развивающие задачи урока:
1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся.
2. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
3. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
1. Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.
Планируемые достижения учащихся:
- усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края
- научиться приводить примеры птиц каждой группы.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Мотивация и организация целеполагания.
4. Изучение нового материала:
а) знакомство с зимующими и перелётными птицами: разгадывание загадок, работа с учебником;
б) практическая работа с картой;
5. Первичная проверка понимания: беседа по прочитанному.
6. Закрепление знаний и способов действий: выполнение задания «Подумай!», «Третий лишний», «Узнай птицу».
7. Обобщение и систематизация знаний по теме: беседа.
8. Контроль и самопроверка знаний: задание «Проверим себя».
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
10. Рефлексия.
11. Подведение итогов занятия.
Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и средства обучения:
1. Компьютер, медиапроектор, экран.
2. Презентация к занятию.
3. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. В двух частях. – М.: Просвещение, 2011.
4. Тесты по предмету « Окружающий мир». В 2-х частях. Е.М. Тихомирова – М.Издательство «Экзамен», 2012.
5. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, – М.: Просвещение, 2011.
6. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». Е.М. Тихомирова – М.Издательство «Экзамен», 2012
7. Цветные карандаши.
8. Карточки для групповой работы.
9. Призы.
Методическая литература:
1. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: поуроч. разработки: 1 кл. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2006. – 142 с. – (Зелёный дом).
2. Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. – М.: ВАКО, 2006.
3. Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2011. – 173-181с. – (Зелёный дом).
Перечень используемых мультимедиа-ресурсов:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2-х дисках: СD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2007.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 6-ти дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2004.

Ход урока:
Название этапа урока Содержание Использование презентации
Орг. Момент

Учитель: Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.

Слайд 1
Проверка выполнения домашнего задания 1. Беседа.
- О чём мы говорили на прошлом уроке? (О холодных и тёплых районах Земли)
- Назовите холодные районы (Северный Ледовитый океан и Антарктида), тёплые районы (Саванна и Тропический лес)
- Кто подготовил рассказ о интересном к сегодняшнему уроку?
2. Самостоятельная работа в тетради «Тесты».
3. Обобщение и систематизация знаний по изученным темам.
4. Оценка учителем успешности усвоения темы предыдущего урока.

Слайд 2

Мотивация и организация

Закрепление знаний и способов действий

Закрепление знаний и способов действий

Физкульминутка

Закрепление знаний и способов действий
(Продолжение)

Закрепление знаний и способов действий

Сообщение темы и
целеполагания • Вступительная беседа.
Учитель сообщает, что снова в гостях у детей Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик.
- Ребята, у нашего Муравьишки проблема. Он просит вас о помощи. Кто готов ему помочь? Тогда слушайте.
Муравьишка, наш Вопросник
Очень –очень сильно просит
Разыскать ему подружку,
Ласточку Танюшку.
Подружился летом с ней
И соскучился по ней. Ребята, какая проблема у Вопросника? ( Не может найти подружку)
Побежал он к ….(воробью)
Рассказать беду свою. Воробей ему в ответ:
«У кормушек я летаю
Ничего «чирик» не знаю.
Зиму здесь я провожу
От холода я дрожу».

Так ответил Муравьишке воробей.
Ребята, а кто знает, как зимой по воробьям погоду определить можно (Если воробей распушил свои пёрышки - быть сильному морозу).

Муравьишка к другой птице
По названию…..(синица)
«Никуда не улетала
И танюшку не видала
В городе вороны, галки,
Голуби и воробьи.
Знают может … (снигири)
Ты сходи у них спроси.

«Ласточку твою не знаем
Летом здесь мы не бываем.
Не боимся мы простуды
С первым снегом тут как тут мы»
Ребята, а где проводят лето снегири? (Снегирь - птица кочующая. В течении зимы она постоянно движется к югу. В марте-апреле снегири возвращаются обратно к северу. Поэтому их называют кочующими).
Кочующие птицы - птицы, живущие на далёком севере, и они ежегодно кочуют в пределах определённый области, не улетают в страны с тёплым климатом.
- Вы еще знаете таких птиц? (белые совы, клесты, снегири, чиж, чечётка)

Не нашёл Вопросник свою подругу, отправился в лес.
Зимний лес не спит, а дремлет
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю
Много птиц осталось здесь.
В яркой шапке пёстрый …(дятел)
Барабанит мёрзлый ствол.
Ловко-ловко по стволам
Верх и вниз, и тут и там,
Он мелькает целый день
Эта птица …(поползень)

Эта птица клювом шишки потрошит
В еловых ветках всё шуршит (клёст)
Трещит…(сорока) по утрам
Пора, пора, а что пора?
А пора нам отдохнуть
Чтоб продолжить дальше путь

• Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки
Стоп.
Немного отдохнём
И работать вновь начнём.

• Продолжение работы по теме.
Да не просто бывает птицам зимовать. Как мы им можем помочь? ( Чтобы зимой помочь птицам, нужно сделать для них кормушки и подкармливать птиц подходящим кормом).
-А чем они питаются? Составьте меню для птиц
- Что нужно помнить при составлении меню для птиц?
(Запомните! Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а чёрного- не годятся. Можно давать кусочки несолёного сала, а солёное сало давать нельзя.
Есть у птиц природные столовые, например деревья рябины. Берегите рябину!

• Работа с парами. . (Приложение 1) Составляют меню для птиц.
Не встретил ласточку
Дружок наш, Муравей.
Решил спросить у вас,
Умненьких детей.
- Ребята, о каких птицах мы говорили? (О зимующих).
-Почему их так называют? (Они остаются зимовать в наши края. У них образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод. По - другому их называют оседлыми). - Оседлые птицы - птицы, которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, так как могут найти корм в холодное время (голуби, воробьи, сороки, галки, дятлы, тетерева).
- С какими ещё птицами мы уже знакомы? (С перелётными). Вы их знаете? Отгадайте загадки, о ком идёт речь?
• Ученики читают загадки о птицах, отгадывают их.
Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей
Взад вперёд по пашне вскачь
А зовётся птица (грач).
На шесте дворец,
Во дворце певец, а зовут его (скворец).
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт (соловей)
- Почему их называют перелётными? ( Они совершают перелёты, перелетают из одного района земли в другой).
• Сообщение темы. Знакомство с планом. Совместное формулирование цели и задач урока.
- Ребята, какой вопрос стоит перед Вопросником? ( Где зимует ласточка?)
Значит, как называется тема нашего урока? ( Где зимуют птицы?)
- Какая цель стоит перед нами? (Узнать, все ли птицы зимуют одинаково или по-разному).
- Сегодня мы говорим о птицах, которые встречаются в природе; узнаем, где зимуют перелётные птицы и как об этом узнали учёные.
Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18
Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания -Ребята, может ли Муравьишка найти зимой свою подружку? (Нет). Почему? (Она улетела в тёплые края). Где именно, зимуют перелётные птицы? (В Африке). Докажите. (Ответы детей).
В прошлом, люди думали, что птицы улетают на Луну, и они добираются туда, как будто за 60 дней и погружаются в спячку.
Некоторые думали, что маленькие птицы летят, пристроившись на спинах больших птиц. А ласточки будто бы никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил.
Сейчас известно, что птицы улетают в тёплые края.
- Как вы думаете, как люди узнали об этом?
• Работа с учебником.
Открывайте учебник на с. 17. Фотографии и рисунок подскажут вам, как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы.
Учёные надевали на лапки птиц специальные кольца. Этот способ научного исследования называется «кольцевание птиц». Если птицу с кольцом обнаруживают в другом районе, об этом сообщают учёным, которые окольцевали птицу.
• Работа с учебником, картой и глобусом.
Таким образом, выяснили, что скворцы и грачи зимуют во Франции, утки в Северной Америке; мухоловка, горихвостка, жаворонок и наша подружка Муравьишки - ласточка в Африке. Птицы осенью разлетаются по всем материкам, даже до Австралии и Южной Америки.
Последние годы для изучения перелётных птиц используют и маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится.
Сейчас учёные используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы. Также учёные задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются. Они ставили опыты: перевозили птиц в самолёте, перевозили птенцов, но они всё равно возвращались домой и на следующий год опять повторяли свой путь. Оказывается, птицы летящие днём ориентируются на солнце, а летящие ночью – на звёзды.

Ученики рассматривают рисунки зимующих птиц, читают их названия и отмечают синими фишками возле тех птиц, которых они видели зимой, а остальные красными фишками. Далее самостоятельно проверяют себя с. 84-85 ()
• Самостоятельная работа с рабочей тетрадью. (задание № 2.)
Затем рассматриваются карты в рабочей тетради, показывающие, где проводят лето и зиму ласточки, журавли. Синими стрелками отмечают направление осенних перелётов ласточек и журавлей, а красными направление их весенних перелётов.

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22
Обобщение и систематизация знаний Учитель организует фронтальную работу по формированию целостной системы ведущих знаний по теме. (На доске: Птицы
Зимующие Перелётные
Оседлые Кочующие
Ребята, давайте вспомним на какие две группы делятся птицы? (Зимующие и перелётные)
На какие группы можно разделить зимующих птиц? (Оседлые и кочующие). Почему? (Оседлые – остаются, никуда не улетают, кочующие – кочуют в поисках пищи)
- Где зимуют перелётные птицы? Слайд 23
Контроль и самопроверка знаний 1. Задание «Проверим себя» (работа в группах)
Ученики в группах выполняют задания по карточкам (приложение 2, 3), затем работа проверяется, отмечаются группы, выполнившие работу быстро и правильно.
(Ответы детей с объяснениями) Слайд 24
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рабочая тетрадь с. 14-15, в дополнительной литературе, Интернете узнайте подробнее о перелётных птицах, приготовьте сообщение на следующий урок, что показалось вам самым интересным. Не забудьте покормить птиц!
Учитель даёт каждому ребёнку «Рекомендации для занятий в семье». (Приложение 4) Слайд 25
Рефлексия -Что же мы посоветуем Вопроснику Муравьишке, как ему увидеться с Танюшей?
Скоро придёт весна остаётся чуть-чуть подождать. А пока давайте представим, что весна уже пришла. Закройте глазки. (звучит пение птиц) Слайд 26
Подведение итогов урока Муравьишка благодарит вас за помощь и дарит вам маленький подарок с изображением птиц. (Приложение 5).
Молодцы, все хорошо поработали. Много отвечал сегодня ……
Спасибо за урок.
Слайд 27

Выступление "Активизация познавательной деятельности учащихся

ФЕДОРОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА
МБОУ «Большеяниковская СОШ»
Урмарского района ЧР.

Активизация познавательной деятельности
на уроках математики в начальной школе.
Хочется, чтобы дети были
путешественниками, открывателями
и творцами в этом мире»
(В. А. Сухомлинский).
На протяжении многих лет своей работы в начальных классах я наблюдала, что уроки математики не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к предмету. Ни для кого не секрет, что математика- сложный предмет. Математику нельзя выучит («зазубрить»), её надо понять. А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. В результате изучения математики и методической литературы, наблюдая опыта учителей пришла к выводу, что воспитывать у детей познавательный интерес. Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Вот здесь мне и нужна была педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать. Но как?
Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса и без применения определённых методов и приёмов урок математики может стать скучным и малоэффективным. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является - игра. Дидактическая игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает усвоить учебный материал. Игровой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. . Одним из них является занимательность. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то загадка или самая элементарная головоломка. Как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики - Использование интерактивных форм и методов обучения, презентации и работа с интерактивной доской (что особенно нравится детям)
Разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются». Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счёте, вычислениях.
Тренировка в устном счёте
Ёжик по лесу пошёл
На обед грибы нашёл:
5 –под берёзой
3 – у осины
Сколько их будет в плетённой корзине

К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счёте, вычислениях. На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол», и т. д, используя не только ИКТ, но и наглядный дидактический материал: на обратной стороне снежинок, цветов, грибов и т. д написаны примеры.
Использование игр убеждает в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:
фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
игры типа: «Кто первым получит 10»;
Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.
Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Формула для разгадывания фокуса: а + 14+ 6 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже.
Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, учащиеся несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность.
Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу только при разгадывании его сути.
Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью детей: «Живые цифры», «Лови мяч», «Решето».
Игра «Решето»
Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в «решете».
Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач.
Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок?
Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?
Дети очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачки. Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения. Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.
Поддерживать интерес детей к учебе мне помогают яркие наглядные пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок – веселых человечков. Это Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями.

Число заданий на развитие внимания учащихся, построенных на математическом материале, очень велико. Приведу некоторые из них:
Задание 1
1. найди сумму всех чисел, записанных красным цветом
2. найди сумму всех чисел, записанных черным цветом.
Запиши полученные суммы соответственно в красном и черном квадратах.
7 3 2
5 9 7 5 4

Игра «Узнай меня».
В мешочке круглые фишки с номерами. Ученик вытаскивает фишку, называет номер, учитель под этим номером читает описание свойств этой фигуры. Ученик должен ее назвать геометрическую фигуру.
1 – Я – многоугольник. Имею 6 вершин, 6 сторон и 6 углов (шестиугольник).
2 – Я не многоугольник. Зато меня можно найти в тарелке, чашке, машине, на меня даже солнышко издали похоже (круг).
3 – Я – прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).
4 – Я – замкнутая четырёхзвенная ломаная линия (четырехугольник).

Различные виды заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников.
1) Задания на развитие и совершенствование внимания.
Каждое задание этого раздела имеет не только ярко выраженную направленность на развитие и совершенствование внимания, но и обязательно несёт в себе определенное математическое содержание и умственную нагрузку для детей (развитие основных характеристик мышления и мыслительных операций, в частности операции сравнения).
2. Назови геометрические фигуры. Сравни их. Разбей на группы
3. Раскрась треугольник красным цветом, круг – зеленым, квадрат – желтым..

Изменяя цвет фигур, расположи их в таблице так, чтобы в строках и столбцах не было фигур, одинаковых по цвету и форме.

Прочность и автоматизм вычислительных навыков достигается в процессе упражнений. Но однотипные упражнения утомляют детей, снижают их активность и работоспособность. Полезно включать эти упражнения в состав игры. Распространены такие игры как «Угадай пример», «Круговые примеры», «Составь поезд». Но наиболее эффективной игрой является «Магический квадрат». С ним можно организовать фронтальную, индивидуальную или групповую работу на уроках. На мой взгляд, это основные приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся.
Задание : Квадрат разделен на 9 клеток.
В трех из них располо¬жены геометрические фигуры или рисунок.
Необходимо расположить в каждой из остальных клеток квадрата рисунки
или фигуры так, чтобы в каждом столбце и каждой строке они были разные (по цвету).

Геометрический материал
Использование геометрического материала также формирует интерес к предмету. В геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению.
Упражнения на нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора фигур или предметов.

Из каких геометрических фигур составлены картинки?
Чем отличается одна от другой?
В изображенные картинки входят ломаные линии, отрезки,
круги, треугольники, прямоугольники, овалы.
Дети находят сходство и различие.

Исключение лишнего.

Детям предлагаются различные картинки в рамочках.
В каждой есть лишний предмет.
Найдите его и раскрасьте.
Объясните, почему он лишний.

Упражнения на поиск недостающих в ряду фигур.

Обращаем внимание на форму самолета, крыльев и количество окон.
Ответ: 1.
Упражнения на развитие вербально – логического мышления

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шарады, мегаграммы, логогрифы все это помогает мне активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний. Шарады, ребусы, кроссворды никого не оставят равнодушными.

Шарады
В шараде требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не сразу, а по частям. Впервой шараде, например, речь идет о слове «Волга», которое рассматривается по частям: Вол - га.
1. К названию животного приставь одну из мер. Получишь
полноводную реку в России. ( Вол -га)
2. Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом - ты найдешь его
Почти под домом каждым, (по - два - л)
3. В танце первый слог найдете,
Цифра - это первый слог,
Ну а дальше вы возьмете
И приставите предлог. (Па - три - от)
Метаграммы
Я приношу с собою боль,
В лице больного искажение,
А «Ф» на «П» заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложения, ( флюс - плюс.)
С буквой «Л» - в игре в футбол -
Часто слышим слово...
С «Д» уже в слове смысл не тот -
Мерой стало,
- Просто... (Год.)
С «Д» давно я мерой стало.
С «Т» уж нет и выше балла. ( пядь - пять.)
Логогрифы
1.Арифметический я знак.
В задачнике меня найдешь во многих строчках.,
Лишь «О» ты вставишь, зная как,
И я - географическая точка. (Плюс - полюс)
2.Я не любимая оценка в дневнике,
Из-за меня у школьника мрачнеет вся природа.
Но если внутрь меня поставить «Е»,
То женского я рода, (два - дева)
З.Сначала назови ты за городом дом.
В котором лишь летом семьею живем,
Две буквы к названью приставь заодно.
Получится то, что решать суждено, (дача - задача)
Для активизации познавательной деятельности применяю различные карточки, задачи-шутки, ребусы, математические физминутки. ( Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов. Сколько зайчиков у нас, столько мы подпрыгнем раз, Сколько точек в нашем круге, столько раз поднимем руки). Занимательный материал не только развлекает детей, даёт возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления. Применение различных приёмов проведения урока, использование элементов игр, соревнований делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность.
Загадки
Большую ценность на уроке представляют загадки. К.Д. Ушинский писал, что «загадка заляжет прочно в памяти, увлекая с собой и всё объясняя к ней привязанное». На различных этапах урока я использую загадки ( в основе которых лежит сравнение) в качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность. Они расширяют кругозор, тренируют память, мышление, внимание, повышают интерес.
1. У него четыре лапки,
Лапки - цап - царапки,
Пара чутких ушей,
Он - гроза для мышей. (Кот)
3. Черненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс не пускает, (двойка)
При знакомстве с новой цифрой загадка может служить исходным материалом для выделения изучаемого числа. Предлагаю детям отгадать загадку.
Загадки можно использовать для устного счета и активизации, учащихся на уроке.
2. Со двора шестнадцать веток.
Принесла коза для деток,
Положила на пол их.
Как делить на четверых? (по 4)
1. Черненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс не пускает (6)
По теме равенства использую числовой диктант.
Пример:
К числу сторон треугольника прибавить количество углов в квадрате.
К числу букв в слове “стол” прибавьте номер склонения этого же существительного (4+2=6).
Цифровой диктант.
Этот прием, пришедший к нам из программированного обучения, где основой является идея о постоянной обратной связи, очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Произношу некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают «плюс» за работу (балл за данный этап урока).
У квадрата все углы прямые.
У треугольника 4 угла.
4+9=12

Детям нравятся нетрадиционные уроки. По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажение структуры урока.
На мой взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, так как является одним из действенных способов активизации учебной деятельности.
Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков - урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра (урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится на команды.), урок- аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета...
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного.
Здоровьесберегающие технологии
Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, даю выход их энергии в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер, например:
Подними ладони выше
И сомкни над головой,
Что же вышло?
Крыша вышла,
А под крышей мы с тобой.
Подними ладони выше
И сомкни перед собой.
Что же вышло?
Мостик вышел,
Мостик ровный и прямой.
Подними ладони выше
И скрести над головой.
Что же вышло?
Гуси вышли:
Вот один, а вот другой.
Подними ладони выше
И скрестив их, помаши.
Что же вышло?
Птички вышли,
Птички очень хороши!
Использую на уроках элементы здоровьесберегающих технологий профессора В. Ф.
Базарного: периодическая смена поз, физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами, бумажные офтальмотренажёры, например, пирамидки или тарелки с разноцветными кружками.
Задания:
найди глазами две одинаковые пирамидки, две одинаковые тарелки;
сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зелёных, жёлтых;
найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется
Использование ИКТ
Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание уч-ся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного? » А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших творческих задач учителя. При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля , при проведении физкультминуток. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать » - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов. которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

Добавить запись

Защита от спам-роботов