Районный конкурс "Самый классный классный 2018"

Коллегаева Наталия Михайловна

Материалы конкурса: Воспитательная система класса "Восьмая Вселенная", презентация  "Я и мой класс", сценарий классного часа с презентацией

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospit_sist_8_vselennaya.doc241.5 КБ
PDF icon ya_i_moy_klass.pdf1.65 МБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_klassnyy_chas.doc57 КБ
Office presentation icon davay_s_toboy_obshchatsya.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система

8 «б» класса

МБОУ «СОШ №6 им. К. Минина»

«Восьмая Вселенная»

Классный руководитель: Коллегаева Н.М.

Фотография к новости: Люди не смогут понять Вселенную

Г. Балахна

2017/2018

Пояснительная записка.

               Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Тинэйджеру от 10 до 19. Герою романа Достоевского "Подросток" исполнилось 20 лет, а Толстой границей между отрочеством и юностью считал возраст 15 лет. Отрок - "не имеющий права говорить", значение этого слова - раб, слуга. Это понятие подчеркивает социальный статус человека.
Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Изменение
 роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность.

2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

3. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;
2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;
3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является
КОНФОРМНОСТЬ - Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

5. Особенности личности подростков

1. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".
4. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
5. Трудности роста, половое созревание, интерес к противоположному полу.
6. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
7. Заметное развитие волевых качеств.
8. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
Направленность личности:
- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным; - суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Очень трудно руководить классным коллективом подростков, не применяя системного подхода, не вовлекая их в управление жизнедеятельностью класса, не содействуя развитию их индивидуальности и, в то же время, групповому взаимодействию. Построение воспитательной системы в классе является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Как известно, на определенном этапе становления общешкольной воспитательной системы темп системообразования существенно замедляется, если не уделяется достаточного внимания формированию классных коллективов, укреплению межгрупповых связей и отношений, взаимодействию и взаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых. Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения. Это и способствует появлению воспитательной системы класса.          

Именно поэтому, я, как классный руководитель, решила, что воспитательная система может наилучшим образом организовать нашу школьную жизнь, помочь ребятам проявить себя, создать благоприятные условия для раскрытия собственной индивидуальности, успешного интеллектуального развития подростков и ощущения себя равноправными членами коллектива класса и школы.

Ожидаемые результаты

 Данная система предполагает:

  • Раскрытие собственной индивидуальности через:
  1. Навыки группового взаимодействия;
  2. Работу самоуправления «Восьмая Вселенная»
  •  Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
  • Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
  • Ощущение себя равноправным членом коллектива класса и школы;
  • Привитие культуры ЗОЖ и любви к спорту;
  • Развитие творческого потенциала личности, повышение культурного уровня подростка.

Краткая психолого – педагогическая характеристика 8 «б» класса.

Нынешние пятиклассники пришли из начальной школы в 2014 году. Уже в начальной школе первой учительницей уделялось большое внимание формированию начал самоуправления в коллективе, что способствовало развитию самостоятельности, нестандартности мышления и интересу к школьной жизни. Из начальной школы дети пришли с хорошими результатами обучения: 3 отличника, 14 хорошистов.  

7 класс мы прошли не без трудностей, но достаточно дружно и весело.

В начале года к нам в класс пришли 2 мальчика. Сейчас в классе 27 человек, из них – 13 девочек и 14 мальчиков. Дети 2003, 2004 г.р., второгодников нет.

Ребята достаточно дружные, стараются воспринимать себя как единое целое - 8 «б» класс, хотя не всегда это получается, из-за возраста они могут конфликтовать друг с другом, ябедничать, обзываться, смеяться друг над другом в случае неудачи, бывают неорганизованны, шумят на уроках. Особую проблему составляет то, что девочки взрослеют гораздо раньше своих сверстников – мальчиков, отсюда могут идти взаимные обиды, непонимание, неприятие, неумение наладить контакт с одноклассниками. Но, в целом, класс очень добрый сам по себе, дети «невредные», достаточно отзывчивые.

19 человек, помимо общеобразовательной школы, получает дополнительное образование в музыкальной школе, художественной школе, спортивных секциях и различных других кружках. В классе есть свои «выдающиеся» певцы, музыканты, художники, поэты, спортсмены, которые с удовольствием участвуют в школьных делах. Таким образом, формирующийся характер класса можно описать как активный, творческий, ответственный, стремящийся к познанию, достаточно честолюбивый. Эти черты нужно развивать и укреплять. Но есть и «ложка дегтя»: нежелание некоторых детей учить уроки, участвовать в жизни коллектива, лень. Конечно, все эти «минусы» нужно, если не убрать (что является утопией), то хотя бы ослабить.

Цель: Содействие развитию задатков и способностей детей и проявлению их индивидуальности. 

Чтобы реализовать эту цель, определены следующие задачи:

  •  Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  •  Способствовать формированию основ культуры общения и построения    межличностных отношений;
  •  Развивать познавательную активность учащихся;
  •   Содействовать формированию нравственной позиции школьников.    

             Роль основного системообразующего фактора в классном сообществе играет работа самоуправления «Восьмая Вселенная». Предложенная учащимися и доработанная в процессе совместного обсуждения модель самоуправления предусматривает определенную совокупность прав и обязанностей членов классного коллектива, систему постоянных и выборных поручений, которые позволяют учащимся освоить культуру демократических отношений, проявить себя.

 В его деятельности реализуются такие целевые установки, как:

            1. создание сообщества детей, родителей и педагогов как совокупного                                      субъекта воспитательного процесса;

2. Раскрытие собственной индивидуальности через:        

        а) навыки группового взаимодействия;

        б) работу творческого коллектива “Восьмая Вселенная ”;

Вся работа самоуправления строится в соответствии со следующими принципами:

  • Во-первых, принцип сотворчества детей и взрослых. Например, во всех КТД, будь то КВН, конкурс, Интеллектуальная игра «Брейн-ринг», «Веселые затевашки», День Именинника и т. д. проходит при активнейшем и добросовестном участии родителей, детей и педагогов.
  • Во-вторых, принцип индивидуализации. Классный руководитель должен постоянно заботиться о создании условий для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка, чтобы каждый мог заниматься делом, которым хочется: есть различные звездочки, где ребенок может найти то, что ему по душе (спортивная, организационная, информационная, музыкальная, художественная).
  • В-третьих, принцип ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки. Надо не только хорошо сделать свое дело, но и помочь остальным членам коллектива.

Направления воспитательной работы:

Чтобы воспитательная деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, я попыталась объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в более крупные блоки воспитания – тематические направления.

  • Развитие содружества детей, педагогов и родителей.

Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования подростка совместно с семьёй.

ЗАДАЧИ:

  1. Информирование родителей о результатах учебы ребят.
  2. Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов.

ФОРМЫ:

  1. Тематические родительские собрания с привлечением психологов, медицинских работников.
  2. Индивидуальные консультации психолога, педагогов-предметников, посещение уроков родителями.
  3. Организация для детей и родителей «Часов общения», чаепитий и т. д.
  • Интеллектуальное развитие учащихся – программа “Вперед, и только вперед!”

Создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей. Оказание влияния на формирование трудолюбия, чувства ответственности, обеспечение развития познавательной активности учащихся.

ЗАДАЧИ:

  1. Создать ситуацию успеха.
  2. Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.
  3. Сохранить хороший уровень успеваемости.

ФОРМЫ:

  1. Система классных часов «Учись учиться».
  2. Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление». Тематические классные часы готовит каждая звездочка по своему профилю.
  3. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах.
  4. Организация познавательных экскурсий.
  5. Психологические тренинги, игры, мониторинг результата. (С привлечением психолога).

  • Гражданско-патриотическое, которое реализуется через программу “Я - гражданин России” 

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу.
  2. Развитие чувства единения, коллектива

ФОРМЫ:

  1. Участие в социальном проектировании.
  2. Классные часы, посвященные Победе в Великой Отечественной войне, «Символы России».
  3. Участие в акциях «Дети - детям» и т.п.
  • Эстетическое воспитание – программа “Красота, творчество, мир”;

Развитие творческого потенциала личности, расширение и повышение культурного уровня подростка.

ЗАДАЧИ:

  1. Помочь почувствовать и раскрыть красоту культурного наследия человечества.
  2. Формирование толерантности.

ФОРМЫ:

  1. Участие в театральных конкурсах школы.
  2. Посещение Краеведческого музея г.Балахны.
  3. Знакомство с художественными и историческими ценностями Нижегородской области, России, мира.
  • Спортивно-оздоровительное – программа “Спорт, спорт, спорт…”;

ЗАДАЧИ:

  1. Привитие ребятам здорового образа жизни.
  2. Развитие интереса ребят к различным видам спорта.

ФОРМЫ:

  1. Организация тематических классных часов по различным видам спорта.
  2. Классные часы «Профилактика травматизма».
  3. Участие в спортивных мероприятиях и детей, и родителей.

Устав:

НУЖНО:

  • Учиться добросовестно;
  • Быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым;
  • Думать об интересах коллектива;
  • Быть добрее друг к другу;
  • Не бояться неудач в новом деле;
  • Беречь школьное имущество;
  • Уважать честь и достоинство каждого человека.

МОЖНО: 

  • Спрашивать, если не знаешь;
  • Просить помощи, если не справляешься;
  • Стараться учиться хорошо и отлично;
  • Предлагать идеи и воплощать их в жизнь;
  • Выручать товарищей в учебе, труде, школьной жизни.

НЕЛЬЗЯ: 

  • Пропускать уроки;
  • Учиться плохо, получать двойки;
  • Оскорблять, унижать товарища, драться, обзываться;
  • Проходить мимо, когда рядом обижают других;
  • Лгать;
  • Употреблять в речи нецензурную брань;

Наш девиз:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет!

Правила жизни в классном коллективе:

  • Где хотенье, там уменье.
  • Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
  • Без труда – не вынешь рыбки из пруда.
  • Сделал сам, помоги товарищу.
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!

КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ – главный орган самоуправления, рассматривает и принимает стратегические решения. Утверждается план работы, избираются поручения, обсуждаются текущие вопросы жизнедеятельности коллектива.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – исполнительный, консультативный орган, оказывает помощь в решении задач класса, оказывает помощь в организации внеклассных дел, экскурсий, оказывает материальную помощь классу, школе.

СОВЕТ КЛАССА – координационный центр, занимается разработкой всех классных дел, в нем принимают участие представители всех классных направлений. Ведет совет класса командир класса.

Модель ученического самоуправления 8 «Б»

«Восьмая Вселенная»

                                               

                                                   

        

                                             

Звездочка художественная:

Ребята отвечают за художественное оформление жизни классного коллектива, выпуск стенгазет, участие в конкурсах рисунков, поздравления с праздниками.

Звездочка организаторов:

 Организуют разнообразную внеклассную жизнь класса: концерты, музыкальные вечера, подбирают материал к праздникам. Ребята помогают организовывать различные внеклассные мероприятия, придумывают различные конкурсы и игры. Ведут мероприятия.

Звездочка спортивная:

   

Отвечают за спортивную жизнь класса, проводят физкультминутки перед первым уроком, отвечают за подготовку класса к спортивным соревнованиям, «Дням здоровья», помогают классному руководителю в проведении бесед о здоровом образе жизни.

Звездочка информационная:

           

Ребята помогают классному руководителю готовить тематические классные часы, подбирают материал, готовят сообщения, выпускают мини газету «Это интересно...».

Пространственно - временной компонент

Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:

Первый этап – 5 класс - создание самоуправления класса  

Второй этап - этап становления системы – 6, 7 класс

Третий этап - этап стабильного функционирования системы -8, 9 класс

Четвертый этап - этап завершения функционирования или коренного обновления системы - 10,11 класс

Диагностико – аналитический компонент.

Для оценки эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны:

  • Воспитанность учащихся и их интеллектуальность
  • Защищенность и комфортность ребенка в классе
  • Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе
  • Сформированность классного коллектива
  • Репутация или имидж класса
  • Проявление индивидуальности классной общности.

План мониторинга для изучения результативности работы по программе 

«Воспитание и социализация учащихся»

Результаты реализации программы воспитания и социализации учащихся

Критерии анализа и оценки

Методики изучения и анализа

Время проведения

  1. Личностные результаты

Сформированность (развитость) ценностных отношений:

  • к познавательной деятельности;
  • к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества;
  • к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали);
  • к Отечеству;
  • к прекрасному;
  • к себе, образу своей жизни, собственному развитию

Методика изучения ценностных отношений учащихся на материале русских пословиц (разработана С.М. Петровой, М.В. Васильевой, Н.И. Зарембо, С.И. Емельяновой, Н.А. Маныгиной, М.Ф. Матвеевой, О.С. Скачковой; под научным руководством С.М. Петровой)

1 четверть

  1. Социальная адаптация и активность

Социализированность детей

Методика изучения социализированности личности учащегося (разработана М.И. Рожковым)

Методики изучения качества работы педагогов по социализации учащихся (разработаны Е.Н. Барышниковым)

2 четверть

Ноябрь

  1. Чувство удовлетворения детей и взрослых процессом и результатами воспитания и жизнедеятельностью в образовательном учреждении

Удовлетворенность детей и взрослых процессом и результатами воспитания и жизнедеятельностью в образовательном учреждении

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана Е.Н. Степановым)

Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (разработана Е.Н. Степановым)

4 четверть

Апрель

  1. Произошедшие в ходе развития изменения в школьном коллективе

Сформированность коллектива образовательного учреждения

Диагностика развития школьного коллектива (журнал «Классный руководитель» №8, 2007)

3 четверть

Март

Работа с родителями

Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Принципы взаимной деятельности:

1) обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

2) доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

3) позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Моя деятельность, как классного руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

1. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

2. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.

Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на внеурочные мероприятия.

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ.

Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.

 5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

6. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.

Примерные темы родительских собраний

Тема

Месяц

проведения

5 класс

1

Вступление в 5 класс

июнь

2

"Давайте познакомимся"

Выборы род. актива и планирование его деятельности

сентябрь

3

«Адаптация учащихся к новым условиям обучения.»

ноябрь

4

«О значении домашнего задании в учебной деятельности школьника»

февраль

5

«Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности.»

апрель

6 класс

5

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

сентябрь

6

«Первые проблемы подросткового возраста»

ноябрь

7

«Физическое развитие школьников»

февраль

8

«Как уберечь детей от вредных привычек».  

апрель

7 класс

9

«Роль семьи в воспитании моральных качеств личности».

сентябрь

10

«Агрессия, её причины и последствия»

ноябрь

11

«Поощрение и наказание в воспитании детей».

февраль

12

"Подростковый суицид".

апрель

8 класс

13

"Этот трудный подростковый возраст. Подросток и закон".

сентябрь

14

Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.

ноябрь

15

«Всматриваясь в детство – формирование взаимоотношений между девочками и мальчиками в переходный период».

февраль

16

«Проблемы компьютерной зависимости»

апрель

9 класс

17

«Свободное время подростка».

сентябрь

18

«Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка».

ноябрь

19

«Экзамены: как избежать стресса?»

февраль

20

«Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся».

апрель

Литература

1. Евгений Степанов: Педагогу о воспитательной системе школы и класса Сфера, 2007

2. Галкина Т.И. «Воспитательная работа классного руководителя в 5-6-х классах» - Ростов н/Д: Феникс, 2008

3. Галкина Т.И. «Воспитательная работа классного руководителя в 7-8-х классах» - Ростов н/Д: Феникс, 2007

4. Галкина Т.И. «Воспитательная работа классного руководителя в 9-х классах» - Ростов н/Д: Феникс, 2007

5. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания: 5-9 классы» - М.: ВАКО, 2006

6. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя: 5 – 11 классы» - М.:»ВАКО», 2002

7. Дик Н.Ф. «Новые стандарты второго поколения в 5 – 7 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики» - Ростов н/Д: Феникс, 2008

8. Погорельский Ю.М., Брюханов А.А. «Весёлые представления в школе» – СПб.:Издательский Дом «Литера», 2002

9. Савченко Е.В., Жиренко О.Е «Классные часы: 5-9 классы» - М.: ВАКО, 2007

10. Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И. «Внеклассные мероприятия: 5-11 классы» - М.:ВАКО, 2007

11. Сухова О.М. «Праздники в средних и старших классах» - г. Волгогдад, Издательство «Учитель», 2001

12. Савченко М. Ю., Обухова Л.А. «Формирование коллектива класса. Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. 5-8 классы» - 2-е изд.-М.: «5 за знания», 2007

13. Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 5-9 классы» - М.: Глобус, 2007

14. Саляхова Л.И. «Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 5-9 классы. Метод. пособие» - М.: Глобус, 2006


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 им. К. Минина»

Открытое внеклассное мероприятие

 «Давай с тобой общаться »

Подготовила:

 классный руководитель  8 «Б» класса

 Коллегаева Н.М.

Балахна

2018


Открытое внеклассное мероприятие

Тема: «Давай с тобой общаться».

Цель: - формирование у детей коммуникативных навыков, умения понимать себя и других; 

Задачи:

 - ознакомить с основными правилами общения; 

- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; 

- развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

Форма: групповая игра. 

Оборудование:

1. Демонстрационно-печатный материал:

а) приготовить альбомные листочки (по количеству экипажей). На каждом листке написать: «Путевой лист»; 

б) приготовить квадраты (по количеству экипажей) из бумаги разного цвета, разрезать их на 6 произвольные части (6 участников в экипаже).

2. Презентация Power Point

3. Проектор, экран.

План классного часа

1. Интерактивная беседа на тему «Общение».

2. Мини-лекция «Золотые правила общения».

3. Игра «Тайна третьей планеты»:

а) «Экипаж». Формирование групп;

б) Планета «Содружество». Поиск общих признаков;

в) Планета открытий. Поиск положительных качеств;

г) Планета «Бумеранг». 

4. Подведение итогов (рефлексия).


Ход классного часа

Приветствие - разминка «Давай с тобой общаться!».

Классный руководитель предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.  

I. Интерактивная беседа на тему «Общение»

Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний классный час будет посвящен … (общению).

-Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?

Примерные ответы детей:

- Дома мы общаемся с членами своей семьи.

- Мы ходим в школу, общаемся с одноклассниками, учителями.

Классный руководитель. Каждый день мы общаемся с разными людьми. Общение начинается с самого рождения. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. У всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.

Вопросы для обсуждения:

·         Всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным?

·         Нужно ли учиться общению? Для чего это нужно?

·         «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения»

(Антуан де Сент-Экзюпери). Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту фразу?

·         Говорил ли вам кто-нибудь слова « я не хочу с тобой общаться»?

·         Были ли эти слова справедливы?

·         Как вы на них реагировали?

Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами. Упражнение « Расшифруй слово».

Классный руководитель. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но не обычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

Примерные ответы детей: 

О – объединение, открытость;

Б – близость, безопасность;

Щ – щедрость;

Е -  единомыслие;

Н -  необходимость;

И -  искренность, истина…

Е -  единение.

II. Мини-лекция «Золотые правила общения»

Классный руководитель. Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

Примером тому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Своё общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе тёплым и человечным отношением. В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, решительным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы выразить негативное отношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и неожиданно для всех пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.

Линкольн был не только умён, НО И ДАЛЬНОВИДЕН. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.

Соворд был поражён отношением Линкольна к себе, служил в его администрации верой и правдой на пользу государству. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провёл последние минуты своей жизни, когда был смертельно ранен.

Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.

- Легко ли выполнить эти правила? Это мы узнаем во время нашей игры «Тайна третьей планеты». 

Ш. Игра «Тайна третьей планеты»

Цель: найти объединяющие признаки и выявить положительные качества у сверстников; научиться ставить себя на место другого человека. 

«Экипаж». Формирование групп

Классный руководитель. Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Комплектуются экипажи из 6 человек. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытянуть из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас окажется 4 (красный, белый, синий, желтый). 

Классный руководитель. А теперь вам дается 2-3 минуты, чтобы найти членов своего экипажа и занять места в космическом корабле. Дети объединяются по цвету бумажных деталей и занимают столы. Да, кого-то мы не хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми. Первое задание. Чтобы запустить двигатель нашего космического корабля, нужно собрать квадрат из тех деталей, которые вы вытянули из коробки. 

Дети собирают квадраты. Классный руководитель обходит столы, проверяет результаты. 

Планета "Содружество". Поиск общих признаков

Классный руководитель. Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета - Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами вторую задачу - найти что-то общее для всех 6 членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, которые вас объединяют (внешность, характер, интересы, способности, вкусы). Если экипаж не смог найти объединяющих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью. И если мы не можем договориться друг с другом, мы не сможем установить контакт и с представителями других миров. 

Дети записывают объединяющие их признаки: граждане России, жители одного города, ученики одной школы, одного класса, всем по 7 лет, у всех есть домашние животные, все играют в футбол, болеют за «Динамо», все любят Глюкозу и т. п. 

- Ну что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких? 

- А кто нашел больше 5 таких признаков? 

Дети поднимают руки, отвечают. По ходу ответов выясняется, у кого наибольшее количество объединяющих признаков. Классный руководитель просит детей зачитать свои записи. 

Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания. 

Все экипажи из нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается. 

Планета открытий. Поиск положительных качеств

Классный руководитель. А вот и вторая планета - Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое? 

Итак, начинаем выполнять задание этой планеты. Сделайте на своем путевом листке табличку из 6 столбиков. Вверху у каждого столбика напишите имя членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача - найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик с именем. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа. Задание понятно? Можете начинать. 

Классный руководитель. А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей еще что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по 1 положительному качеству.

Включается музыка. Дети совещаются, заполняют листочки. На каждом листочке каждый экипаж дописывает по одному хорошему качеству под фамилией участника. Решение о том, что писать, дети принимают совместно, в процессе обсуждения. 

Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе! А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете «Бумеранг». 

Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого

Классный руководитель. Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но при чем здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать. Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время.

Классный руководитель. И так фраза для первого экипажа: «Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам. 

Классный руководитель. Второй экипаж, ваша фраза: «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил...»

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими. 

Классный руководитель. Фраза для третьего экипажа: «В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил...» 

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже портил еду в столовой, не думая о том, что кто-то останется голодным. 

Классный руководитель. Четвертый экипаж, угадайте окончание такой фразы: «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил...» 

Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже для смеха прятал чужие вещи.

Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того чтобы вернуться, нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание - дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг»? И какое золотое правило нарушил этот древний ученик? 

Примерные ответы детей: 

- На этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки. 

- Все, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей. 

- Этот ученик нарушил главное правило общения: нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Классный руководитель. Я предлагаю вам запомнить правила общения.

n  1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят, ко мне не справедливы, я забыла и.т.д.)

n  2. Не снимайте с себя ответственности!

n  3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!

n  4. Будьте искренни!

n  5. Будьте мужественны!

n  6. Будьте справедливы!

n  7. Считайтесь с чужим мнением!

n  8. Не бойтесь говорить правду!

n  9. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

n  10. Будьте естественны в общении!

n  11. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!

n  12. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

 

Ребята, а нам пора возвращаться на Землю. А чтобы мы никого здесь не оставили, нужно встать и всем взяться за руки.

Дети встают за партами, берутся за руки, смыкая цепь.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ну, вот мы и прибыли на Землю.

Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Что вам запомнилось?

Примерные ответы детей:

- Мне очень понравилось находить хорошее в людях.

- Мне понравилось находить общее у нас, таких разных.

- Мне запомнилось, как мы вспоминали свои плохие поступки, разгадывая стертые фразы. 

- Мне кажется, мы стали немножко добрее друг к другу. 

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

Пусть все в свой час считаются с тобой.
             Наполни  смыслом каждое мгновенье,
                   Часов и дней неумолимый бег,
                   Тогда весь мир ты примешь во владенье,
            Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
                                                           Р.Киплинг


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час « Давай с тобой общаться!»

Слайд 2

Вопросы для обсуждения: Всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным? Нужно ли учиться общению? Для чего это нужно? «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери). Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту фразу? Говорил ли вам кто-нибудь слова « я не хочу с тобой общаться»? Были ли эти слова справедливы? Как вы на них реагировали?

Слайд 3

« Расшифруй слово». О Б Щ Е Н И Е - объединение, открытость - близость, безопасность - щедрость - единомыслие - необходимость - искренность, истина - единение

Слайд 4

Золотые правила общения Линкольн был не только умен, но и чрезвычайно дальновиден. Он сумел разглядеть в Чарльзе Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.

Слайд 5

Игра «Тайна третьей планеты»

Слайд 6

«Экипаж» Формирование групп

Слайд 7

Планета «Содружество» Поиск общих признаков

Слайд 8

Планета открытий Поиск положительных качеств

Слайд 9

Качества, которые украшают человека Умный Любознательный Эрудированный Разносторонний Мудрый Рассудительный Толковый Трудолюбивый Старательный Добрый Мягкий Деликатный Тактичный Вежливый Воспитанный Интеллигентный Душевный Сердечный Отзывчивый Честный Прямой Искренний Справедливый Надежный Бескорыстный (нежадный) Скромный Веселый Красивый Милый Симпатичный Аккуратный

Слайд 10

Планета «Бумеранг» Бумеранг – это орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

Слайд 11

Дневник

Слайд 12

Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил…

Слайд 13

Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил…

Слайд 14

В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил…

Слайд 15

Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил…

Слайд 16

Правила общения Не оправдывайте себя! Не снимайте с себя ответственности! Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов! Будьте искренни! Будьте мужественны! Будьте справедливы! Считайтесь с чужим мнением! Не бойтесь говорить правду! Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают! Будьте естественны в общении! Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес! Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!

Слайд 17

Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и тверд с врагами и друзьями. Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек! Р.Киплинг

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!