Главные вкладки

    Научно-методические публикации по проблемам образования младших школьников.

    Арзамасцева Елена Михайловна

    В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания и умения учиться.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОТИВАЦИОННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
    НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА

    «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

     

    КАК ПРЕОДОЛЕТЬ РАВНОДУШНОЕ ОТНОШЕНИЕ  К ПОЗНАНИЮ, КО ВСЕМУ НОВОМУ? ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ  РЕАКЦИЮ: «НЕ ХОЧУ!..»

     «ИНТЕРЕС К  УЧЕНИЮ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЕСТЬ ВДОХНОВЕНИЕ, РОЖДАЮЩЕЕСЯ ОТ УСПЕХА…

                                                                                                                                                                                   В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

    В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания и умения учиться.

    Под мотивацией учения принято понимать процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

    Мотивация есть процесс изменения состояний и отношений личности, который основывается на мотивах, а именно конкретных побуждениях, причинах, заставляющих личность действовать и совершать те или иные поступки. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету деятельности, направленность на эту деятельность. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители  учащихся.  Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением  констатировать:  «не хочет учиться», «мог  бы  прекрасно  заниматься,  а  желания  нет».  В чем сущность потребности в  знаниях?  Как  она  возникает?  Как  она развивается?  Какие   педагогические   средства   можно   использовать   для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?  Эти  вопросы  волнуют многих педагогов и родителей.

    Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса  и,  не  осознавая  потребности  к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у  ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

    Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость  для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

    Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

    Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

    Следует  различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, пятиклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив получить возможность погулять. В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий.

    Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.

    В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества учебно-воспитательного процесса. Накопленный педагогический опыт демонстрирует, что наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые отстаивают свое мнение, принимая участие в дискуссиях; рецензируя ответы своих одноклассников; объясняют более слабым ученикам непонятные задания; имеют возможность выбирать задание различного уровня сложности и пр.

    Одним из сильных мотивов учебной деятельности является интерес. Интерес определяют как положительное оценочное отношение субъекта к его виду деятельности. В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечает, что интерес учащихся не должен быть связан лишь с похвалой, страхом, желанием угодить и пр. Интерес учащихся, по его мнению, зарождается и сохраняется лишь в том случае, если вся школьная система построена ": в непосредственной близости к жизни, учит детей тому, что их интересует, начинает с того что им знакомо и естественно возбуждает интерес"

    В арсенале каждого учителя начальных классов нашей школы имеются педагогические технологии: игровые, коммуникативные, исследовательские, здоровьесберегающие, информационные. Наши педагоги уже в начальной школе демонстрируют разные стратегии работы. Для стимуляции учебной деятельности учащихся на уроке важную роль играет рефлексия в конце урока.

    Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ученик переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в собственные силы и познавательный интерес. Необходимо помнить о важной роли внеаудиторной форме работы с младшими школьниками (театральные постановки, учебные экскурсии и пр.), а также работе с родителями (тематические родительские собрания, на которых знакомят с психологическими и физиологическими особенностями младших школьников, раскрывают роль родителей в формировании учебной мотивации и пр.)

    Бесспорно, что интерес обучаемых напрямую связан с уровнем и качеством приобретенных знаний, сформированности способов умственной деятельности. С другой стороны, не менее важным является отношение учащихся к учителю. Василий Ключевский заметил, что "чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь" На наш взгляд, в этом высказывании скрыта формула успеха педагога. Увлеченное преподавание, новизна учебного материала, практическое применение полученных знаний, доверительные отношения между педагогом и учащимися, педагогический такт и мастерство учителя являются основой формирования устойчивого интереса учащихся к учебной деятельности.

    Педагогу, особенно в начальной школе, следует избегать однообразия и монотонности в учебном процессе и стремиться поддерживать необходимую напряженность процесса обучения. Общеизвестно, что во время однообразной деятельности снижется интерес и, как следствие, концентрация внимания школьников, тогда как разнообразнее учащиеся рассматривают как что-то приятное и происходит мобилизация сил.

    Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

    • мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
    • мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах. Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

    Основными типами деятельности в жизни любого человека могут быть игра, обучение, трудовая деятельность. В этой классификации, учение ближе всего к труду, в связи с необходимостью соблюдения дисциплины, выполнения заданий и определенных обязанностей.

    Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.

    Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

    Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.

    Высокий уровень. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

    Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

         Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

         

         Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

         Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

         Следующим этапом по формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. За годы работы в школе сложилась самостоятельно разработанная и успешно применяемая технология преподавания, основанная на дифференцированном подходе к обучению.

         Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, надо организовывать обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.

    Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:

    1. создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
    2. создание нестандартных ситуаций на уроке
    3. демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке
    4. умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя
    5. умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

    Для учащихся с высоким уровнем развития способностей, проявляющих интерес к предмету, предлагаются  занятия элективного курса.

               Нетрадиционный подход, овладение современными педагогическими технологиями, осознание реалий нового времени  поможет решить задачи школьного образования.

    Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Педагогика, 1968.

    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. - М., 1989.

    Выготский В.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология - М., 1991.

    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995.

    Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком так? - М.: ООО АСТ, 2008.

    Закон РФ "Об образовании" от 23.01.1996.

    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982.

    Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

    Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Пидкасистого П.И. _ М., 1996.

    Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. - М.: "Гном-    Пресс", Московское городское педагогическое сообщество, 1999.

    Сокровищница вечных истин. Афоризмы / Сост. С.Б. Барсов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.

    Шацкий С.Т. педагогические сочинения. - М., 1962-1964.