Статьи и публикации

Габитова Венера Тависовна

 Эта страница содержит  материал, который может помочь при подготовке к урокам по искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ГАБИТОВА В. Т., ЛАТЫПОВА Л. М.

С. Халитово Кунашакского района

Челябинской области,

Муниципальное общеобразовательное

учреждение Тахталымская

средняя общеобразовательная школа

Одним из основных направлений модернизации общего образования является «деятельный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности», а также гуманизация образования. Действительно, вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий наступившего века, требуют комплексного подхода.

Самым универсальным в смысле гуманистической коммуникации является преподавание интегрированного курса истории мировой культуры. «Культура - это духовная жизнь общества, детерминированная в своих основных характеристиках, условиями материальной жизни и социальных отношений, а также оказывающая на них образное воздействие (влияние)» (Е. Ф. Кертман). Получение знаний о культурных ценностях - это активный процесс превращения духовных богатств, созданных выдающимися деятелями культуры, в собственное внутреннее богатство.

На современном этапе развития духовной жизни общества понять. что объединяет искусство и науку, важнее и интереснее, чем констатировать очевидные различия. И искусство, и наука создаются людьми, действующими в реальной обстановке. Их сознание зависит |г состояния общества. В науке и искусстве может выражаться единое мировоззрение, определяемое единством культуры. Оно проявляется в общности стиля и художественного, и научного творчества, то есть характерные особенности формы, в которой строятся представления о мире художника и учёного.

История стилей отражает историю общества. Изменение мировоззрения, определяемое социально-экономическими причинами, находит |вое яркое выражение в стиле. Смена стиля знаменует важные события, ломку устоявшихся и появление новых взглядов. С особенной яркостью иго проявилось в переходе от стиля ренессанса к стилю барокко.

Культура Ренессанса (Возрождения) возникла при крушении средневекового феодализма; характерное для неё гуманистическое мировоззрение поставило человека в центр мироздания. Идеал Ренессанса - гармоническая, свободная личность. Торжество новых идей наделяло творцов эпохи Возрождения твёрдой верой в то, что мир ясен, и стоит только взглянуть на него с непредвзятой точки зрения, чтобы от-^рылись все тайны - равно учёному и художнику. Но по мере свободного познания мира средствами науки и искусства всё очевиднее становилась ложность природы и общества; только что творцы искусства шли счастливы освобождением от пут религии и схоластики, видели мир как гармоническую устойчивую систему, а теперь новые их покорения тем острее чувствуют неустойчивость и трагизм мира.

На смену Ренессансу на рубеже ХУТ-ХУИ вв. приходит барокко. Уже само название отражает восприятие нового стиля искусства теми, кто остался верен старым принципам: «барокко» - по-итальянски знают «странный, причудливый». Для творцов новой эпохи мир, прежде всего, сложен, многообразен, изменчив и противоречив и отражения |х> в искусстве контрастны, для них характерны напряжённость, динамичность. Особенно ярко это изменение мировидения выражено в изобразительном искусстве.

Швейцарский искусствовед начала прошлого века Г. Вельфлин провёл формальный анализ характерных черт обоих стилей. Он отметил, что для Ренессанса характерны линейность, плоскостное решение, замкнутая форма, множественность, ясность. Для барокко же, напротив, - живописность, глубина, открытая форма, единство, неясность. К этим признакам можно добавить: симметрия - диссиметрия, статичность - динамичность, прерывность - непрерывность.

В Эрмитаже находятся две картины, написанные Тицианом и Рембрандтом на один и тот же сюжет, - миф о Данае, к которой Зевс проник в виде золотого дождя. Легко увидеть здесь характерные Обнажённая Даная Тициана (1554 г.) лежит на постели. Зава откинут. Фигура Данаи (вся красота и чувственность) - на переднем плане. Фоном служит отдалённый пейзаж. В просвете облаков над  Данаей (из них сыплется дождь золотых монет, часть попадающих-фартук старухи, сидящей в ногах Данаи) - лицо Зевса, само подобие облаку. Фигуры Данаи и старухи чётко очерчены, так же как и занавес, и гора на заднем плане, - фигуры расположены в одной плоскости, на переднем плане; задний план, лишённый глубины, чисто декоративен по значению. Происходящее на картине имеет совершений законченный характер, картина чётко отделена рамой от окружающего мира («замкнутость»). Фигуры слабо связаны друг с другом и с окружающими их предметами («множественность»). Всё здесь договорено автором работы до конца, выражено без недомолвок - и чувственность Данаи, и жадность старухи («ясность»). Их фигуры уравновешивают друг друга («симметрия»). Они выглядят совершенно неподвижными, как и парящие в воздухе монеты («статичность»).

На картине Рембрандта «Даная» (1636 г.) присутствуют те же персонажи. Этим сходство ограничивается. Лицо и поза Данаи выражает целый комплекс эмоций - ожидание, сомнение, грусть и радость. Слева видится золотисто-зеленоватое свечение, к которому обращено лицо и протянутая рука Данаи. В изголовье постели - позолоченная фигура плачущего Амура со связанными руками. Даная окружена тёмными ниспадающими драпировками. Линия утратила здесь первенствующее значение. Усилены живописные особенности, цветовые акценты, контрасты света и тени. Диагональное построение, свет и тень в открывающемся слева пространстве создают впечатление глубины. Картина, естественно, может быть продолжена влево и вглубь. С фигуры и всё, что их окружает, слиты в единое целое. Ощущение единства поддерживается и нераздельным загадочным освещение.

А теперь обратимся к физике, к теории света. На протяжении длительного времени друг другу противостояли две теории корпускулярная и волновая. Первая из них, согласно которой световой луч представляет поток частиц, корпускул, разрабатывалась рядом учёных, начиная с эпохи Возрождения. Она объясняла прямолинейное распространение света, законы его отражения и преломления. При этом пришлось предположить, что скорость света в более плотной среде, выше, чем в менее плотной. Волновая теория исходила из того, что свет состоит в изменении состояния некой промежуточной среды, заполняющей пространство между источником света и глазом.  Основоположником этой теории был голландский учёный Христиан Гюйгенс (1629-1695 гг.).

Мы не знаем, любил ли Гюйгенс живопись Рембрандт» своего старшего современника и соотечественника. Поражает стилистическая близость идей Гюйгенса и художественного творчества Рембрандта. Мировоззрение эпохи отражается не только в картинах, но и в научных теориях. Рассеянный, неизвестно откуда льющийся свет, к которому протягивает руку Даная, един и непрерывен. Это, скорее, волны, а не корпускулы. Напротив, золотые монеты, летящие к Данае на картине Тициана, вещественны, единичны, корпускулярны. Свет Рембрандта неуловим, монеты Тициана служанка собирает в фартук.

Данный материал разработан для проведения интегрированного урока по мировой художественной культуре и физике, с использованием кодакарт по МХК и цифровых образавательных ресурсов по физике, с помощью которых ученики закрепляют полученные знания, и которые также могут служить наглядностью, при сравнительном анализе двух шедевров мирового искусства, на стадии повторения материала в блоке тем «Оптика» на уроках физики. Например, На экране высвечиваются две репродукции картин Тициана и Рембрандта «Даная». Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Кто авторы этих картин?
  1. К какой эпохе относятся эти картины? (При ответе на этот вопрос, обращается внимание на то, что полотна написаны в одну эпоху - Возрождение, но «Даная» Тициана - раннее Возрождение, «Даная» Рембрандта - позднее Возрождение).
  2. Что общего и различного вы в них видите?

Учитель акцентирует внимание учащихся на изображение потоков света: не случайно на картине Тициана свет изображён в виде золотых монет, так как, начиная с эпохи Возрождения, учёные-физики считали, что свет - это частицы. Сторонником корпускулярной теории света являлся Ньютон, и многие годы другие учёные не смели оспаривать взгляды именитого физика. Но в середине XVII в. Гюйгенс стал основоположником другой теории света — волновой. Примерно в это же время Рембрандт написал свою картину «Даная», где свет изображён сплошным потоком, мастерски передавая это светотенью.

Данный урок даётся в 11 классе при повторении темы «корпускулярно-волновой дуализм» по физике и при закреплении темы «Искусство эпохи Возрождения» на уроке МХК. Подобные уроки способствуют развитию познавательного интереса учащихся, обучению ведения дискуссии. На этом уроке наглядно демонстрируется дополняемость науки и искусства, раскрытие необычайного в очевидном, что помогает учащимся получить более полное представление о культуре баемой эпохи, о научных открытиях и достижениях и как они воплощаются в искусстве. Незаменимым средством на подобных уроках являются информационные компьютерные технологии.



Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ

В. Т. габитова,

Кунашакский район,

 МОУ «Тахталымская СОШ»

Наш Кунашакский район расположен среди многочисленных, удивительных по своей красоте озёр. Может, эти прекрасные своей природой земли привлекли наших предков, заставили поселиться и вести оседлый образ жизни. «Кунашак» - место для ночлега, где много веков назад остановились переночевать кочевники, или же по другой версии, здесь проходил караванный путь.

Географические названия на карте Кунашакского района привлекают внимание своим многообразием. Они хранят богатый материал о природных условиях былых времён, об историческом прошлом. Но немногие сейчас смогут объяснить или перевести эти топонимы. К сожалению, прошлые запреты говорить на родном языке сделали своё необратимое дело: выросло два поколения, полностью лишённых не только языка, но и национальных качеств таких как скромность и добродушие, трезвость и трудолюбие. Издавна в народе осуждалось курение, сквернословие, хулиганство, воровство, праздность и безделье.

При активном участии и содействии татаро-башкирского национального центра на сессии районного Совета была утверждена программа национального возрождения Кунашакского района. Она предусматривает, прежде всего, формирование интереса потребности к изучению родного языка, истории, культуры. В 36 школах района открыты факультативы, кружки, группы по изучению родного языка, в пяти школах введено преподавание татарского и башкирского языков.

Положительным фактором для национального возрождения является введение национально-регионального компонента по каждому предмету, то есть использование материалов, связанных с данной местностью, природой, историей, названием географических мест, легендами и преданиями.

На уроках рисования преподаватели знакомят детей с национальным костюмом, вышивкой детскими украшениями, орнаментом, предметами быта башкир. Учат детей отражать всё это в своих работах. Результатом этого явилась интереснейшая композиция «Моё село 100 лет назад».

На занятиях по швейному делу девушки учатся шить национальную одежду, тюбетейки, делают женские украшения, на уроках по кулинарии - готовят национальные блюда.

В кабинете родного языка - одном из лучших в районе, накоплен богатый материал: рефераты старшеклассников, легенды и предания, записанные учениками со слов бабушек и старожилов, связанные с родными местами, рисунки, образцы национальных костюмов, сшитые на кукол и многое другое.

Трудно возродить вырубленный сад, чтобы он снова зацвёл и плодоносил. Жизнь нашей нации напоминал вырубленный сад, вместо плодовых деревьев вы-и росли дички. Ушли из жизни и забыты прекрасные обычаи и традиции. Состарилось и ушло из жизни поколение, которое несло в себе все национальные качества. К сожалению, иногда нам приходится слышать от родителей наших учеников такую фразу: «Зачем тратить время на обучение башкирскому языку, если там, куда наши дети будут поступать после окончания школы, он не пригодится?» Мы же интерес к родному языку среди учащихся стараемся поддерживать всем педагогическим коллективом и привлекаем к этому общественность. У нас работает драмкружок, который каждый год ставит новый спектакль на башкирском языке. Учителя родного языка проводят внеклассные мероприятия, приглашая на них наших бабушек - знатоков старины и фольклора. Например. Утренники «Коса - девичья краса» «Тайны бабушкиного сундука», «Путешествие в устное народное творчество», «Сватовство. Проводы невесты в дом жениха», здесь учащиеся имеют возможность сами участвовать в показе обряда. С подготовленными мероприятиями преподаватели родного языка 3. И. Байрамгаллина и 3. Г. Ширванова выходят на местное население, показывают в клубе, обогащая их музыкальными номерами односельчан.

Можно сказать, что сейчас мы стоим на начале пути национального возрождения. Башкирский писатель Мустай  Карим сказал: «Башкирский народ в истории мира занял своё место». Но сохраним ли мы это место и дальше - зависит от молодого поколения.

Исследовательской деятельностью в области краеведения у нас в школе руководит В.Г. Гайнетдинова. Ею создан музей, где собраны предметы быта, костюмы, рукотворные образцы умельцев прошлых лет, и даже прошлых веков.

В 2007 году музею исполнится 20 лет. Экспозиция музея состоит из трёх разделов. Первый раздел посвящен военной теме. Здесь собран материал об участии наших земляков в Отечественной войне 1812 года, «Молодость закалялась в боях» -так называется стеллаж об участниках гражданской войны. Основную часть экспозиции составляет материал по Великой Отечественной войне. Здесь собраны награды, документы того времени, оформлены альбомы про наших земляков, отстаивавших Родину. Результатом огромного труда явилась «Книга памяти» по всему Халитовскому поселению, а это десять деревень, три из которых со временем исчезли как не перспективные. Её список составлен со слов ветеранов, подтверждённых данными военкомата, также велась переписка с другими музеями, воинскими частями, где служили наши односельчане. Таким трудом было отмечено 45-летие Победы у нас в школе. Когда шла подготовка к 55-летию Победы, наш музей оказал огромную помощь в издании областной «Книги памяти», поэтому редакция этой книги наградила школу первыми изданиям. В настоящее время накапливается материал об участниках афганской и чеченской кампаниях.

Второй раздел - это история создания Тахталымского совхоза. Оформлены альбомы о передовых тружениках, в частности, герое Социалистического Труда Иване Григорьевиче Королёве и кавалере ордена Ленина доярке Сании Махмутовне Баязитовой.

Третий раздел музея - историко-этнографический. Здесь собрано огромное количество очень интересных экспонатов, среди которых можно выделить швейцарские часы XIX в. (такие часы имелись в ленинских музеях Казани и Уфы), оружие времён русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. Имеется богатый отдел нумизматики, в этом году установлена и оформлена по всем правилам башкирской традиции юр-Экспонаты нашего музея демонстрировались во время проведения Курултаев В Казани и в Уфе. Музей участвует во многих мероприятиях, организованных центром «Наследие». В «Параде музеев», посвященному 60-летию Победы, музей занял призовое место, за что был отмечен дипломом, а дети награждены экскурсией по залам Челябинского областного краеведческого музея. В его экспозицию «Школьная страна» были переданы некоторые предметы, до сих пор хранившиеся в нашем музее.

В этом году члены совета музея принимали участие в региональной эколого-краеведческой конференции, организованной «Наследием», по номинациям: «Летопись родного края» (две работы) и «Наш музей». Реферат в последней номинации занял призовое место, работа музея высоко оценена. Участники конференции и руководитель В.Г. Гайнетдинова награждены ценными подарками. На такой конференции Кунашакский район был представлен впервые, поэтому участников ласково назвали «первыми ласточками Кунашакского района».

Человеком без исторической памяти, не осознающим себя частью своего народа, национальной культуры, можно манипулировать. Поэтому школа должна быть хранительницей национальных традиций, способствовать воспитанию гражданина, чувства гордости за свой родной язык, историю, культуру, воспитывать любовь к родному краю.



Предварительный просмотр:

                     «Весна»  Боттичели.

Одна из самых знаменитых в мире картин Боттичелли «Весна» хранится во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского возрождения. Эта картина была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи – Полициано, племянника Лоренцо Медичи. Некоторые искусствоведы полагают, что картина должна была укрепить в подростке привязанность к тем нравственным идеалам, которые внушали ему воспитатели.  Образы картины навеяны античной поэзии и имеют мифологический контекст. Однако это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в своё произведение сложный философский смысл.     На картине изображены  богиня цветов и растений Флора, весенний ветер Зефир, нимфа по имени Хлорис. На картине помещена Венера. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Венера и её спутницы Грации символизируют второй месяц весны – апрель. Древнеримский поэт Овидий писал в поэме «Фасты», а поэты XV в. повторяли вслед за ним, что апрель назван по имени Афродиты, это греческое имя Венеры. Наконец, последний персонаж картины Меркурий. Достойный спутник Граций, поскольку он божество разума и красноречия, изобретатель искусств. Но самое главное то, что в древнеримском календаре Меркурию был посвящён весенний месяц май. Он назван так в честь матери Меркурия – Майи. Этот месяц считался концом весны и началом лета. Может быть поэтому Меркурий, служащий в картине символом мая, повёрнут спиной к другим весенним божествам.

У большинства фигур взгляд и жесты разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение ещё продолжается по инерции, а внимание переключается на новый предмет. Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает, или теми, к кому они обращены. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Отсюда настроение глубокой созерцательности, благодаря которому входят в картину тема более важная, чем положенная в её основу аллегория, - тема духовной жизни. Девическая дружба, зарождение любви, мечтательное взращивание жизни (тема образа Флоры), нежная опека (значение жеста Венеры), медлительное восхождение мысли в заоблачные мысли (тема Меркурия) – всё это показано художником с проникновенной  наглядностью и чистотой. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию и скромность её одежд можно понять как предпочтение, отданное духовному в человеке. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманистас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.

Картина Боттичелли тесно связана с культурой Италии XV в. Движения её персонажей напоминают некоторые танцы того времени. По своей тематике, подбору действующих лиц она перекликалась с костюмированными шествиями, устраивавшимися во Флоренции каждую весну, и была поэтому общепонятна в ту эпоху.

 Здесь есть и такие стороны содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Но это не единственное повторение в картине. В XVв. В Грациях видели три разных проявления единого божества – Венеры; считали, что Грации – это она сама. Учёные много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли; оказывается, что одну из Граций в XVв. Итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Это похоже на перевод имени Хлорис. Венер Хронологические рамки итальянского Возрождения  охватывают период XIII-XVl  вв. Периодизацию итальянского гуманизма можно представить следующим образом у некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считался богом ветра и в этом качестве назывался Зефиром. И так, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщённых поэтических символа: один, олицетворяющий ветер, дух, разум, другой – любовь, природу, цветение.

Один и тот же дух слетает на землю, становится силой любви, влекущей к постижению и сотворению цветущей красоты мира, и он же обращается к небесам (движение Меркурия, разгоняющего жезлом облака и среди них ищущего волшебный плод). Круг замыкается, чтобы повториться сначала. Разум выступает в картине «Весна» в союзе с любовью, влечением – началом и основным источником познания согласно учению флорентийских философов, современников Боттичелли.



Предварительный просмотр:

        

Гуманистический идеал человека  эпохи Возрождения.

Эпоха никогда не соответствует своим идеалам, зато идеалы всегда соответствуют эпохе. Гуманизм как идейное  движение и новое мировоззрение в эпоху Возрождения ранее других стран         сформировался в Италии. Его зарождение и быстрое поступательное развитие в XV в., достигнув блестящего расцвета, обусловлены историческими особенностями страны. Одна из самых урбанизированных областей Европы – Италия в  - XV вв. достигла очень высокого уровня средневековой цивилизации по сравнению с другими регионами Европы. Свободные итальянские города-государства в условиях политического партикуляризма обрели экономическую мощь, опираясь на передовые формы торгово-промышленного и финансового предпринимательства, монопольные позиции на внешних рынках и широкое кредитование европейских правителей и знати. Независимые города Северной и Центральной Италии, богатые и процветающие, чрезвычайно активные экономически и политически, стали главной базой складывания новой, ренессансной культуры, светской по своей общей направленности. Особенность итальянского общества, где феодальная знать оказалась вовлечённой в бурную городскую жизнь и тесно смыкалась в своей политической и хозяйственной деятельности с купеческой верхушкой и состоятельным слоем пополанства (границы между которыми были размыты), способствовала созданию в городе-государстве особого климата: здесь ценилась и культивировалась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию. В отличие от других стран широкая система образования сложилась к тому времени в Италии - от начальных и средних школ до университетов. Они рано оказались открытыми для преподавания дисциплин, расширявших рамки традиционного гуманитарного образования.

 Напряжёнными усилиями выдающихся мыслителей – идеологов нового класса – начала вырабатываться новая система социальных и нравственных ценностей, порывавшая со средневековой идейной и культурной традицией.

Выдвинутый гуманистами идеал новой личности включает её нравственное совершенствование как важнейшее условие свободы личной и социальной. Мораль трактуется как сила, призванная осуществить гармонию личности и общества, она взывает к сознанию, мудрости, разуму. Каждый человек в представлении гуманистов, может подняться к нравственному совершенству и достичь счастья в земной жизни. Основание этому – исключительные свойства его натуры, не столько личностные, а человеческие. При этом немалое значение уделяется и индивидуальным способностям, добродетелям, которые раскрываются в активной, деятельной жизни. Гуманистический идеал лишён эгоистических черт; провозглашая свободу личности, призывая к удовлетворению всех её потребностей и раскрытию разносторонних способностей. Деятели новой культуры утверждали личность творческую, и важнейшим условием осуществления этого идеала считали гармонию индивидуального и социального.

        Базой такой гармонии служила, по их убеждению культура в гуманистическом её понимании, духовное общение людей, обогащённое знанием совокупного человеческого опыта. Отсюда огромная роль, которая отводилась наукам, знанию, образованию и воспитанию нового человека. Этому послужило создание новой системы воспитания и образования, обозначение новых педагогических целей и задач, также обновление комплекса гуманитарных дисциплин, расширение их источников и теоретической базы за счёт античной «языческой» литературы, восстановление преемственной связи с богатейшей культурой древности. Тому свидетельство произведения искусства, тематика которых очень разнообразна.

Гуманистический индивидуализм требует от человека предельного напряжения воли и сил, творческого подвига во имя добродетели и благородной славы. С этим органически связана важнейшая сторона ренессансного индивидуализма: сосредоточение внимания на человеческой личности. Сократовский лозунг «Познай самого себя» становится очень популярным (его как девиз пишут даже на портретах), и приобретает новый смысл: человек, как главный, интереснейший объект познания, вытесняет бога.

        В освободительном индивидуализме была могучая прогрессивная сила ренессансного гуманизма. Он был обращён к человеку: не к дворянину, не к купцу, не к клирику. Его идеалом был человек вообще: свободная, всесторонне развитая, нравственно достойная, творческая, социально активная личность. И в духовном раскрепощении, и творческом раскрытии личности (во всей европейской культуре) заслуга ренессансного гуманизма огромна. Но здесь же коренится и его слабость. Гуманисты убеждены в естественном (нравственном) равенстве людей, в том, что человек может достигнуть всего, - достаточно хотеть. Это убеждение мешает разглядеть социальное неравенство между людьми, понять, что образованность, занятие искусствами и науками, всестороннее развитие личности  доступны отнюдь не всем. В этом проявилась коренное внутреннее противоречие ренессансного гуманизма как идеологии глубоко антифеодальной, но одновременно и буржуазной.

        Гуманистический диалог – не бесстрастное собеседование праздных людей по безразличным для них вопросам. Это идейное сражение. Недаром, начиная свою «Книгу о благородстве», Поджо пишет, что тем самым он как бы вступает «в битву за благородство». Новое, гуманистическое мировоззрение рождалось в борениях, и не только внутренних («Моя тайна» Петрарки). Современница Петрарки фанатичка Екатерина Сиенская вела неустанную проповедь раннего аскетизма. «Мир противен богу, а бог противен миру, - провозглашала она.  -  Добро есть любовь к богу, а зло -  стремление к земным благам и преходящей славе». Ближайший сподвижник и друг Петрарки Джованни Боккаччо в конце был затравлен монахами, был вынужден отречься от своей главной книги «Декамерон», и только Петрарка не дал пасть его надломленному духу. Салютати до конца своих дней не прекращал борьбы, не переставал отстаивать право на глубокое изучение античной культуры, не переставал доказывать её высокую нравственную, человеческую ценность. Вала был объявлен еретиком, инквизиция заочно приговорила его к сожжению на костре. Спасла его только защита неаполитанского короля – политического противника папского Рима. Будучи в сущности человеком неверующим, Вала в поздние годы, оказавшись при папском  дворе, пишет вполне католические сочинения: «О таинстве пресуществления» и «Похвала святому Фоме Аквинскому». Между тем Вала не только нападал на папство, но высмеял общепринятую в то время версию, что христианский символ веры был сформулирован апостолами, доказал подложность богословских сочинений. Манетти свой трактат «О достоинстве и превосходстве человека» рассматривает как «диспут». Автор не только смело отвергает многие мнения признанных авторитетов античной мудрости, но бесстрашно нападает на программно- аскетическое сочинение папы Иннокентия III и даже на некоторые книги Священного писания: книги Иова и Екклезиаста, пропитанные призрением к миру и к человеку, он объявляет вредными. Развивая идеи Петрарки и Валы, он доказывал, какие широчайшие возможности для радости, творчества, совершенствования предоставляет человеку жизнь, если она подчинена главному принципу: познавать и действовать. Пико делла Мирандола предложил провести в Риме всеевропейский конгресс учёных и составил «900 тезисов по философии, кабалистики и теологии» для обсуждения. Папа объявил часть тезисов еретическими. Когда же Пико не согласился с такой оценкой, папа объявил еретическими все тезисы, проведение конгресса запретил, а самого Пико потребовал на суд инквизиции. Гуманист был вынужден бежать, скрываться, был схвачен во Франции, и от папской расправы его спасло только заступничество могущественного правителя Флоренции Лоренцо Медичи.

        Людям эпохи Возрождения был присущ пафос безудержного героизма и даже титанизма. Освобождённый от средневековой ортодоксии, возрожденческий человек был способен на самые высокие взлёты таланта, что сказывалось в чисто духовных областях его жизни и создавало великих художников и мыслителей. С другой стороны, этот героизм Возрождения, чувствуя свои беспредельные возможности, легко переходил также в свою полную противоположность, направляя свои силы,  не только на созидание великих ценностей, но и на саморазрушение, освобождение от уз и ограничений морали часто приводило человека к разного рода безумным страстям, легко переходившим в область преступлений, и внутренне освобождало его для всякого рода коварства, вероломства, жестокости и упоения своими стихийными аффектами, не знавшими никаких границ, столь характерного для стихийного индивидуализма.

В своём труде «Эстетика Возрождения» А.Ф. Лосев рассматривает обратную сторону возрожденческого  титанизма как результат стихийного человеческого самоутверждения и столь характерного для эпохи Ренессанса индивидуализма. Поэт пишет свои стихи, музыкант играет на своём инструменте, и актёр действует на сцене с целью выразить или исполнить то или другое художественное произведение. Но это далеко не значит, что все эти художники и писатели являются таковыми же и во всех сторонах своей жизни. Часто тут бывает прямая связь, но не редко эта связь бывает слабой, а иной раз даже и совсем отсутствует.

        Всякого рода разгул страстей, своеволие и распущенность, достигшие в возрожденческой Италии невероятных размеров напрямую связаны с тем стихийным индивидуализмом, который составляет сущность Ренессанса. Монахини читают «Декамерон» и придаются оргиям. Францисканские и доминиканские монахи изгоняются из города Реджио за грубые и скандальные нарушения общественной нравственности. Во Флоренции братья престарелого богатого купца  - гуманиста Никколо Николи (1364-1444), известного знатока и поклонника античности, прославленного своей образованностью (у него было 800 рукописей античных и христианских авторов), хватают его любовницу и публично секут её розгами. У Поджо Браччолини – дюжина внебрачных детей.

        Считалось вполне обычным, что папы, кардиналы и высшие духовенства принимали участие в охоте и маскарадах. Многие папы, будучи гуманистами и покровителями искусств имели внебрачных детей,

        Феррарский правящий дом Эсте раздирается семейными неурядицами и борьбой за власть. В этом государстве шпионаж и вероломное убийство достигают крайнего развития, и в то же время это одно из наиболее благоустроенных государств Италии, двор которого отличался особой изысканностью и куртуазностью и служил образцом всем европейским дворам. Этого самого кардинала Ипполито д,Эсте Кастильоне в своём трактате об идеальном придворном восхваляет как образец исключительно благовоспитанного, утончённого, остроумного, благородного человека, умевшего всех расположить благородством своего поведения и своей любезностью. Лоренцо Медичи, с именем которого связан расцвет флорентинской культуры в ХV в., великий покровитель искусств, отбирал приданое у девушек, казнил и вешал, жестоко разграбил город Вольтеру и отнюдь не пренебрегал интригами, связанными с ядом и кинжалом.

        О том, насколько востребованным оказалось  учение о новом человеке гуманистов, насколько оно вошло в социальную среду, нам говорят  дошедшие до нас факты; например, папа Павел II, по словам Платины, желал бы называться в качестве первосвященника «красивым человеком» - «il formoso». Тиран Бетттивольо заявляет в надписи на башне своего дворца, что он человек, «которому по его заслугам и благодаря счастью даны все желаемые блага».

           Итак, выдвинутый гуманистами идеал человека включает те качества личности, которые способствовали бы его нравственному совершенству. К ним относятся: благоразумие, скромность, умеренность, справедливость, мужественность, стойкость, доброта, великодушие, щедрость, умение наслаждаться всеми благами жизни. Все эти качества, по мнению гуманистов, помогают человеку в противоборстве с Фортуной, добиваться поставленной цели, а значит быть счастливым. Такое понимание человека не могло не отразиться в искусстве, поскольку универсализм, свойственный передовым людям эпохи Возрождения, должен был проявиться во всех сферах духовной жизни.