Рабочие программы по информатике

Хасанова Гузель Нурбаяновна

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________/С.Ф.Салихова/                  

Протокол № 1 от 21 августа 2014 г.       

                       

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________/Л.А. Шадрина/                  

22 августа 2014г.

«Утверждено»

Директор школы

________/И.Д. Миргалимов/

                         

Приказ № 59 от 23 августа 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Информатика»

для  8а, 8б классов

(базовый уровень)

Учителя информатики  II категории Хасановой Гузель Нурбаяновны

МБОУ «Муслюмовская СОШ» Муслюмовского района РТ

Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 23 августа 2014 года

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 103 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Про-грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.


Основные цели  изучения курса информатики в 8 классе:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций в операционных системах Windows XP и Linux.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы. 


Содержание образовательной программы

8 класс

1. Человек и информация - 5 часов.

Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

2.  Первое знакомство с компьютером - 7 часов.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

3. Обработка текстовой информации - 10 часов.

Кодирование текстовой информации. Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания. Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов. Компьютерные словари и системы перевода текстов.

4.  Технология обработки графической информации - 5 часов.

Области применения компьютерной графики. Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера. Кодирование изображения. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

5.  Технология мультимедиа - 5 часов.

Что такое мультимедиа. Звуки и видеоизображения. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Итоговое повторение и контроль – 2 часа


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

8        класс
знать/понимать

  • сущность понятия «информация», ее основные виды;
  • вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
  • особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации:
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

•        определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

•        оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки;  проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
  • создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Количество часов

Планируемые результаты

Контрольно-

измерительные материалы

Календарный срок

Фактическое выполнение

знания

умения

ОУУН

и способы деятельности

1. Человек и информация.

5

1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

1

назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации;

приводить примеры информационной деятельности человека;

приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;

определять информационный объем текстового сообщения;

организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;

владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

3.09

2

Информация и знания.

1

10.09

3

Информационные процессы.

1

17.09

4

Измерение информации. Единицы измерения информации.

1

24.09

5

Практическая работа «Измерение информации».

1

1.10

2. Первое знакомство с компьютером.

7

6

Назначение и устройство компьютера.

1

базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера;

назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов

объяснять отличие одного вида памяти от другого;

ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;

соблюдать правила ТБ при работе с компьютером;

умение готовить доклады, рефераты;

владение устной речью;

работа с учебником;

создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК;

8.10

7

Характеристики основных устройств компьютера.

1

15.10

8

Контрольная работа  «Человек и  информация».

1

«Человек и информация»

тестирование

22.10

9

Программное обеспечение и его типы.

1

памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач;

свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола;

планирование собственного информационного пространства;

сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать;

анализ, обобщение и систематизация информации;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

29.10

10

Пользовательский интерфейс.

1

12.11

11

Файлы и файловые структуры.

1

19.11

12

Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».

1

26.11

3. Обработка текстовой информации.

10

13

Представление текстов в памяти компьютера.

1

понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;

основные объекты текстовых документов и их параметры;

технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;

технология копирования, перемещения и удаления  фрагментов текста через буфер обмена;

нахождение информационного объема текста;

кодировать и декодировать текстовые сообщения;

создание и редактирование текстового документа;

владение операциями редактирования и форматирования текста;

использование справочной литературы;

создание текстов различных типов;

владение разными формами изложения текста;

выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора;

составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;

3.12

14

Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

1

10.12

15

Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования».

1

17.12

16

Контрольная работа «Файловая система. Представление текста».

1

КР

тестирование

24.12

17

Практическая работа «Форматирование текста».

1

14.01

18

Работа с фрагментами текста.

1

21.01

19

Практическая работа «Работа с таблицами».

1

28.01

20

Дополнительные возможности текстового редактора.

1

4.02

21

Практическая работа «Возможности текстового редактора».

1

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

11.02

22

Контрольная работа «Обработка текстовой информации».

1

анализ, обобщение и систематизация информации;

КР

практическая форма

18.02

4. Технология обработки графической информации.

5

23

Компьютерная графика и области ее применения.

1

возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

особенности растровой графики;

технология создания и редактирования графических объектов;

создание и редактирование графических объектов;

осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;

умение самостоятельно выполнять упражнения;

создание информационных объектов для оформления учебной работы;

действовать по инструкции, алгоритму;

25.02

24

Графические редакторы растрового типа.

1

4.03

25

Кодирование изображения.

1

11.03

26

Практическая работа «Работа с векторным ГР».

1

18.03

27

1

1.04

5. Технология мультимедиа.

5

28

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.

1

понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;

режимы создания и просмотра слайдов:

использование спецэффектов;

способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов;

настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;

изменять порядок слайдов;

настраивать анимацию;

применять спецэффекты;

создание информационных объектов для оформления учебной работы;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера;

умение готовить доклад с использованием средств ИКТ;

владение культурой речи;

8.04

29

Практическая работа «Создание презентации».

1

15.04

30

Представление звука в памяти компьютера.

1

22.04

31

Использование гиперссылок.

1

29.04

32

Контрольная работа «Графика и мультимедиа».

1

основные моменты демонстрации слайдов;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;

«Графика и мультимедиа»

традиционная

6.05

Повторение.

3

33

Решение задач по теме «Измерение информации».

1

умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

анализ, обобщение и систематизация информации;

13.05

34

1

20.05

35

Повторение темы «Технические средства компьютерной графики».

1

27.05



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________/С.Ф.Салихова/                  

Протокол № 1 от 21 августа 2014 г.       

                       

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________/Л.А. Шадрина/                  

22 августа 2014г.

«Утверждено»

Директор школы

________/И.Д. Миргалимов/

                         

Приказ № 59 от 23 августа 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Информатика»

для  10а класса

(базовый уровень)

Учителя информатики  II категории Хасановой Гузель Нурбаяновны

МБОУ «Муслюмовская СОШ» Муслюмовского района РТ

Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 23 августа 2014 года

2014-2015 учебный год

Календарно-тематическое планирование

 по

Информатике и ИКТ

Класс: 10-11

Количество часов на учебный год: 35    

Всего учебных часов: 70    

Количество часов в неделю: 1

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования  по информатике и ИКТ
  2. Базовый уровень от 2004 г.
  3. Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
  4. УМК «Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.»
  5. Семакин И.Г. и др. Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (10-11 классы) // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Единая коллекция ЦОР 8-11 кл. Семакин И.Г.. М., Бином, 2009.
  2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  3. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  4. Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  5. Семакин И. Г., Хеннер Е. К.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.

Учебный предмет изучается в 10 классе (35 часов) .

    Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет информатики с 12 компьютерами, установленными лицензионными программами, учебно-методическая и справочная литература, учебники и рабочие тетради, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ,  УМК под редакцией Семакина  И.Г.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, деловые игры, самостоятельные работы и исследования.

Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы. Материалы контроля представлены в приложении.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Курс изучается по одному  варианту планирования учебного времени: минимальный вариант базового курса – 70 учебных часов.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Место  курса в решении общих целей и задач на III ступени обучения.  Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на III ступени обучения   базового  уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов,  рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.


ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат, наушники с микрофоном.

Программные средства

  • Операционная система Windows 7.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
  • Программа-архиватор WinRar.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение МS Office 2007, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования TurboPascal.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Простой редактор Web-страниц.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

10 класс

Тестирование. №1: «Измерение информации. Содержательный подход»

Контрольное тестирование №2 по теме: «Представление данных в компьютере».

Итоговое контрольное тестирование №3 по курсу 10 класса.

Контрольная работа №1: «Информационные процессы»

Контрольная работа  №2: «Системы счисления».

Практическая работа №1: «Измерение информации»

Практическая работа №2: «Обработка информации»

Практическая работа №3: «Перевод в системах счисления»

Итоговый проект. Презентация: «Информация, информационные процессы».

Интерактивный курс: Работа в Excel 2007.

Презентация: «Техника безопасности»

Презентация: «Измерение информации»

Презентация: «Измерение информации – объемный подход»

Презентация: «Измерение информации – содержательный подход»

Презентация: «Информация и информационные процессы»

Презентация: «Системы счисления»

Презентация: «Системы счисления – перевод дробных чисел»

Презентация: «Модели данных в компьютере – представление текста»

Презентация: «Модели данных в компьютере – представление графики»

Презентация: «Модели данных в компьютере – представление звука»

Презентация: «Структура вычислительных систем»

Презентация: «Компьютерные сети»


Календарно-тематическое планирование для 10а класса на 2014 – 2015 учебный год

1 час в неделю, 35 часов за год (учебник «Информатика и ИКТ. 10-11 классы» И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер)

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Форма и виды

контроля

Требования к уровню

подготовки учащихся

Дата проведения

план

фактич

Понятие информации. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Урок-лекция

Информация, информационный процесс. Выделение, копирование, вставка текста; форматирование строк и абзацев.

Беседа

Знать: правила поведения в кабинете информатики, понятия: информация, информационный процесс. Уметь: ввод текста с клавиатуры; выделение, копирование, вставка текста; форматирование строк и абзацев; использование автоматического контроля орфографии; сохранение текстового документа.

3.09

Информация (6 часов)

Представление информации, языки, кодирование.

1

Комбинированный урок

Формальный язык, естественный язык, кодирование, декодирование. Выделение, копирование, вставка текста; форматирование строк и абзацев.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: понятия формальный язык, естественный язык, кодирование. Уметь: кодировать и декодировать, ввод текста с клавиатуры; выделение, копирование, вставка текста; форматирование строк и абзацев; использование автоматического контроля орфографии; сохранение текстового документа.

10.09

Измерение информации. Объемный подход.

1

Комбинированный урок

Информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт,

 N=2'. Объемный подход. Измерение информации.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: понятия информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт,

 N=2'. Уметь: форматировать текст, решать задачи с использованием формулы N=2'.

17.09

Измерение информации. Объемный подход.

1

Комбинированный урок

Информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт,

 N=2'. Объемный подход. Измерение информации.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: понятия информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт,

N=2'. Уметь: форматировать текст, решать задачи с использованием формулы N=2j.

24.09

Практическая работа №1: «Измерение информации»

1

Практическая работа

Информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт,

 N=2'. Объемный подход. Измерение информации.

Отчет о выполнении и п/р

Знать: понятия информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт,

N=2'. Уметь: форматировать текст, решать задачи с использованием формулы N=2j.

1.10

Измерение информации. Содержательный подход.

1

Комбинированный урок

Информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт,

 N=2'. Содержательный подход. Измерение информации.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: понятия информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт,

N=2'. Уметь: форматировать текст, решать задачи с использованием формулы N=2j.

8.10

Тестирование. №1: «Измерение информации. Содержательный подход»

1

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт,

 N=2'. Содержательный подход. Измерение информации.

Контрольный тест

Знать: понятия информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт,

N=2'. Уметь: форматировать текст, решать задачи с использованием формулы N=2j.

15.10

Информационные процессы в системах (7 часов)

Что такое система.

1

Комбинированный урок

Системы, структуры системы, системный эффект, системный подход, подсистема. Объекты векторной графики.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: понятие системы, структуры системы, системный эффект, системный подход, подсистема. Уметь: создавать в MS Word объекты векторной графики.

22.10

Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

1

Комбинированный урок

Естественные, системы, искусственные системы, информационная

связь, системы управления. Объекты векторной графики.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: понятие естественные, системы,

искусственные системы, информационная

связь, системы управления. Уметь: создавать в MS Word объекты векторной графики.

29.10

Хранение и передача информации.

1

Комбинированный урок

Носитель, модель передачи информации, пропускная способность канала, скорость передачи, код. Информационные процессы. Мультимедийные презентации.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: понятия носитель, модель передачи информации, пропускная способность канала, скорость передачи, код. Уметь: создавать презентационный материал.

12.11

Обработка информации и алгоритмы.

Практическая работа №2: «Обработка информации»

1

Практическая работа

Алгоритм и его свойства, исполнитель,  обработка информации. Исполнители алгоритмов. Программные алгоритмы.

Отчет о выполнении и п/р

Знать: определение алгоритма и его свойства, исполнитель, результаты, правила обработки. Уметь: составлять программные алгоритмы.

19.11

Линейный и разветвленный алгоритм.

1

Урок-лекция

Алгоритм и его свойства, исполнитель,  обработка информации. Исполнители алгоритмов. Линейные и разветвленные алгоритмы, разработка алгоритмов.

Беседа

Знать: определение алгоритма и его свойства. Уметь: составлять программные алгоритмы

26.11

Циклический алгоритм.

1

Урок-лекция

Алгоритм и его свойства, исполнитель,  циклические алгоритмы, работка циклических алгоритмов.

Беседа

Знать: определение алгоритма и его свойства. Уметь: составлять программные алгоритмы

3.12

Защита информации

Контрольная работа №1: «Информационные процессы»

1

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Защита информации, цифровые подписи и сертификаты. Редактирование и оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel.

Контрольная работа

Знать: способы и меры защиты информации, цифровые подписи и сертификаты.

Уметь: Создавать новые документы в среде MS Excel, выполнять все операции с листами и книгами.

10.12

Информационные модели (10 часов)

Компьютерное информационное моделирование.

1

Комбинированный урок

Модель, информационная модель; этапы моделирования. Создание, редактирование, оформление электронной таблицы,  среда табличного процессора MS Excel.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: Что такое модель, информационная модель; этапы моделирования.

Уметь: Форматировать ячейки электронной таблицы.

17.12

Структуры данных: деревья,

графы.

1

Комбинированный урок

Структуры данных, деревья, графы. Создание, редактирование, оформление электронной таблицы,  среда табличного процессора MS Excel.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: Определение графа. Виды графов.

Уметь: Форматировать ячейки электронной таблицы.

24.12

Структуры данных: сети, таблицы.

1

Комбинированный урок

Типы таблиц, столбцы, строки, сети. Создание, редактирование, оформление электронной таблицы,  среда табличного процессора MS Excel.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: типы таблиц, разницу между столбцами и строками.

Уметь: Форматировать листы и ячейки таблицы.

14.01

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации.

1

Комбинированный урок

Устройство компьютера , назначение;  шина данных, шина памяти, шина управления, ОЗУ, ПЗУ, контроллер, порты, системная плата, процессор, устройства ввода-вывода.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: устройство компьютера и их назначение; понятия: шина данных, шина памяти, шина управления, ОЗУ, ПЗУ, контроллер, порты, системная плата, процессор, устройства ввода-вывода.

Уметь: различать ПЗУ, ОЗУ, долговременную память.

21.01

Программное обеспечение компьютера.

1

Комбинированный урок

Программное обеспечение (ПО), виды ПО;  прикладное программное обеспечение, системные программы, системы программирования, операционная система, пользовательский интерфейс.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: для чего необходимо ПО. Виды ПО; понятия: прикладное программное обеспечение, системные программы, системы программирования, операционная система, пользовательский интерфейс.

Уметь: Строить таблицы в MS Excel 2007.

28.01

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. Двоичная система счисления.

1

Комбинированный урок

Системы счисления; формат целых чисел, формат вещественных чисел, плавающая запитая, фиксированная запятая, порядок. Данные.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: определение систем счисления; понятия: формат целых чисел, формат вещественных чисел, плавающая запитая, фиксированная запятая, порядок. Правила представления данных в компьютере.

4.02

Развернутая форма записи числа. Различные системы счисления. Перевод из N-ричной системы счисления в десятичную.

1

Урок-лекция

Формулы развернутой формы числа, системы счисления, десятичная система счисления.

Беседа

Знать: формулу развернутой формы числа, правила перевода из различных систем счисления в десятичную. Уметь: переводить числа в десятичную систему счисления.

11.02

Перевод из десятичной системы счисления в N-ричную.

1

Урок-лекция

Формулы развернутой формы числа, системы счисления, десятичная система счисления.

Беседа

Знать: правила перевода чисел из десятичной системы счисления. Уметь: переводить числа из десятичной системы счисления в N-ричную.

18.02

Перевод дробных чисел.

Практическая работа №3: «Перевод в системах счисления»

1

Практическая работа

Формулы развернутой формы числа, системы счисления, десятичная система счисления.

Отчет о выполнении и п/р

Знать: правила перевода дробных чисел из одной системы счисления в другую. Уметь: переводить дробные числа.

25.02

Контрольная работа  №2: «Системы счисления».

1

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Формулы развернутой формы числа, системы счисления, десятичная система счисления.

Контрольная работа  

Знать: правила перевода дробных чисел из одной системы счисления в другую. Уметь: переводить дробные числа.

4.03

Программно-технические системы реализации   информационных процессов (8 часов)

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста.

1

Комбинированный урок

Текст в компьютере. Текстовые данные.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: способы представления текста в компьютере.

Уметь: выполнять практические задания.

11.03

Дискретные модели данных в компьютере. Представление графики.

1

Комбинированный урок

Графика в компьютере. Графические данные.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: способы представления графики в компьютере. Уметь: выполнять практические задания.

18.03

Дискретные модели данных в компьютере. Представление графики.  

 Повторение: Измерение информации.

1

Комбинированный урок

Графика в компьютере. Графические данные.  Дискретные модели данных. Информация.  Измерение информации.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: способы представления графики в компьютере. Уметь: выполнять практические задания.

1.04

Дискретные модели данных в компьютере. Представление звука.

Повторение: Информационные процессы.

1

Комбинированный урок

Дискретные модели данных. Звук в компьютере. Звуковые данные.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: способы представления звука в компьютере. Уметь: выполнять практические задания.

8.04

Контрольное тестирование №2 по теме: «Представление данных в компьютере».

Повторение: Хранение и передача информации.

1

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Графика, текст, звук, данные. Дискретные модели данных. Информация.  Измерение информации. Хранение информации. Передача информации.

Контрольный тест

Знать: способы представления текста, графики, звука в компьютере. Понятия: графика, данные, формат, звук.

15.04

Развитие структуры вычислительных систем.

Повторение: Линейный и разветвленный алгоритм.

1

Комбинированный урок

Архитектура параллельных вычислительных систем, мультикомпьютерные системы, мультипроцессорные системы, распределение вычислений. Сверхбытовые компьютеры.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: понятия архитектура параллельных вычислительных систем, мультикомпьютерные

системы, мультипроцессорные системы.

Уметь: строить диаграммы в табличном процессоре.

22.04

Организация локальных систем.

Повторение: Циклический алгоритм.

1

Комбинированный урок

Локальные компьютерные сети, топологии локальных сетей. Концентратор, маршрутизатор, сервер, рабочая станция, сетевая плата.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: организацию локальных компьютерных сетей. Понятия: сеть, локальная сеть, беспроводная связь, концентратор, маршрутизатор, сервер, рабочая станция, сетевая плата. Уметь: создавать презентационный материал.

29.04

Организация глобальных систем.

Повторение: Компьютерное информационное моделирование.

1

Комбинированный урок

Глобальные компьютерные сети. Информационная культура, всемирная паутина, IP-адрес, пропускная способность, протокол TCP.

Фронтальный опрос и п/р

Знать: организацию глобальных компьютерных сетей. Понятия: информационная культура, всемирная паутина, IP-адрес, пропускная способность, протокол TCP.

Уметь: создавать презентационный материал.

6.05

Итоговое повторение (3 часа)

Итоговое контрольное тестирование №3 по курсу 10 класса.

Повторение: Системы счисления.

Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Графика, текст, звук, данные. Дискретные модели данных. Системы счисления.

Контрольный тест

Знать: способы представления текста, графики, звука в компьютере.

Основные определения из курса информатики  10 класса.

13.05

34-35.

Резерв учебного времени.

2

20, 27.05



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________/С.Ф.Салихова/                  

Протокол № 1 от 21 августа 2014 г.       

                       

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________/Л.А. Шадрина/                  

22 августа 2014г.

«Утверждено»

Директор школы

________/И.Д. Миргалимов/

                         

Приказ № 59 от 23 августа 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Информатика»

для  11а классов

(базовый уровень)

Учителя информатики  II категории Хасановой Гузель Нурбаяновны

МБОУ «Муслюмовская СОШ» Муслюмовского района РТ

Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 23 августа 2014 года

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена для 11а класса (базовый уровень) на основе:

1. Закон РФ "Об образовании" № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 с последующими изменениями;

2.  Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства  образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 с  изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427,  от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 31 января 2012 года  № 69.

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися  после изучения   базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Основные цели  изучения курса информатики в 11 классе:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей в старшей школе на базовом уровне:

- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

 Основные задачи программы:

- систематизировать подходы к изучению предмета;

- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Овладение общеучебными умениями, навыками, способами деятельности и ключевыми компетенциями является необходимым условием эффективной реализации важнейших задач общего образования, прежде всего развития и социализации школьников. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются на этапе основного общего образования:

- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, имеющихся средств информационных технологий;

- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

- владение умениями совместной информационной деятельности;

на этапе среднего (полного) образования:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использование мультимедийных технологий;

- поиск и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


Требования к уровню подготовки обучающихся. (11 класс)

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных процессов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначения и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентация в информационном пространстве, работы с распространёнными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.
  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету
  • приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет

Источники информации и средства обучения.

I.  Учебно-методический комплект

  1. «Информатика ИКТ 10-11 кл.», автор – Семакин И.Г., Хеннер Е.К., 5-е изд. – М..: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009 г.
  2.  «Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 кл.», автор – Угринович Н.Д. М., «Лаборатория базовых знаний»,  2002г.
  3. Угринович Н. и др. Практикум по информационным технологиям. М., «Лаборатория базовых знаний», 2002г.
  4. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

III.  Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Модем ADSL
  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
  6. Сканер.
  7. Локальная вычислительная сеть.

VI.  Программные средства.

  1. Операционные системы Windows ХР, Linux
  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
  3. Программа-архиватор WinRar.
  4. Клавиатурный тренажер.
  5. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2007.
  6. Программа-переводчик.
  7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
  8. Мультимедиа проигрыватель.
  9. Система программирования TurboPascal.

Содержание образовательной программы

11 класс

Введение (1 час)

Технология использования и разработки информационных систем (16 часов)

Понятие информационной системы, классификация ИС

Компьютерный текстовый документ как структура данных

Интернет как глобальная информационная система

World Wide Web – Всемирная паутина

Средства поиска данных в Интернете

Геоинформационные системы

База данных – основа информационной системы

Проектирование БД

Запросы как приложения информационной системы

Логические условия выбора данных

Практическая работа 1 «Компьютерный текстовый документ как структура данных»

Практическая работа 2 «Поиск информации в Интернет»

Практическая работа 3 «Создание БД»

Практическая работа 4 « Графические информационные объекты»

Практическая работа 5« Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики»

Основы логики и логические основы ПК (9 часов)

Формы мышления. Алгебра высказываний.

Логические выражения и таблицы истинности

Логические функции

Логические законы и правила преобразования логических выражений

Логические основы устройства компьютера

Типовые логические устройства ЭВМ

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 часа)

Магистрально-модульный принцип компьютера

Программное обеспечение компьютера. Файлы и файловые системы

Логическая структура диска

Компьютерные технологии представления информации (8 часов)

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации

Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы

Два подхода к представлению графической информации

Представление звуковой информации

Практическая работа 6 « Представление информации в компьютере: числа»

Практическая работа 7 « Представление информации в компьютере: графика, текст, звук»

Технология обработки числовых данных (7 часов)

Электронные таблицы.

Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции.

Использование функций. Сортировка таблиц.

Логические функции.

Практическая работа 8 « Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты ».

Практическая работа 9 «Использование электронных таблиц для обработки числовых данных»

Создание и преобразование информационных объектов (7 часов)

Практическая работа 10 «Создание, редактирование текстовых документов различного вида»

Практическая работа 11 «Форматирование текстовых документов различного вида»

Практическая работа 12 «Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц»

Практическая работа 13 «Использование средств деловой графики для наглядного представления данных »

Практическая работа 14 «Создание, редактирование и форматирование растровых графических изображений»

Практическая работа 15 «Создание, редактирование и форматирование векторных графических изображений»

Практическая работа 16 «Создание мультимедийной презентации»

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (11 часов)

Каналы связи и их основные характеристики

Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок

Возможности и преимущества сетевых технологий

Адресация в Интернете

Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей

Информационные сервисы сети Интернет

Компьютерные сети: web-страница, web-сайт.

Практическая работа 17 «Подключение к Интернету»

Практическая работа 18 «Информационные сервисы сети Интернет»

Практическая работа 19 « Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов»

Практическая работа 20 «Форматирование текста и размещение графики»

Практическая работа 21 «Гиперссылки на web-страницах.  Тестирование и публикация Web-сайта»

Основы социальной информатики (3 часа)

Информационное общество его информационные ресурсы

Информационная культура

Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной деятельности

Обобщающее повторение (1 час)

Итоговый урок (1 час)


11 класс

Учебно-тематический план

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

Четверть

Тема

Количество часов по БУП

Школьный компонент

Кол-во практических работ

Кол-во контрольных работ

(практикум)

1

Введение

Технология использования и разработки информационных систем

Основы логики и логические основы ПК

1

8

1

8

5

1

2

Основы логики и логические основы ПК

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Компьютерные технологии представления информации

3

2

2

5

2

-

2

3

Компьютерные технологии представления информации

Технология обработки числовых данных

Создание и преобразование информационных объектов

3

3

4

3

4

3

11

2

4

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Основы социальной информатики

Обобщающее повторение

Итоговый урок

2

        

3

1

1

9

5

1

Итого

34

34

21

6


Календарно-тематическое планирование 11А класса (68 часов)

Раздел

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Виды контроля, измерители

Дата проведения

план

факт

Введение в предмет. Техника безопасности

Ознакомительный

Основные подходы к определению понятия «информация».

Приводить примеры использования информации человеком

2.09

Технология использования и разработки информационных систем (16 часов)

Понятие информационной системы, классификация ИС

Изучение нового материала

Назначение информационных систем, классификация ИС

Знать назначение информационных систем и классификацию

Опорный конспект

5.09

Компьютерный текстовый документ как структура данных

Изучение нового материала

Использование оглавлений, указателей, закладок, гиперссылок

Уметь использовать оглавления, указатели, закладок, гиперссылок

Опорный конспект

9.09

Практическая работа 1 «Компьютерный текстовый документ как структура данных»

Практическая работа

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации

Закрепить умения использования оглавления, указателей, закладок, гиперссылок

Практическая работа

12.09

Интернет как глобальная информационная система

Изучение нового материала

Электронная почта, служба телеконференций, WWW, FTP

Знать коммуникационные и информационные службы и их назначение

Фронтальный опрос

16.09

World Wide Web – Всемирная паутина

Изучение нового материала

Web – страница, гиперссылка, протокол, URL - адрес

Знать основные компоненты WWW и их применение

Опорный конспект

19.09

Средства поиска данных в Интернете

Изучение нового материала

Поисковые каталоги, поисковые указатели, поисковые машины

Знать применение поисковых сайтов, каталогов

Опорный конспект

23.09

Практическая работа 2 «Поиск информации в Интернет»

Практическая работа

Поиск информации с помощью поисковых машин

Закрепить умения при использовании поисковых машин

Практическая работа

26.09

Геоинформационные системы

Изучение нового материала

Предназначение ГИС, структура ГИС, Yandex-карты

Знать основные возможности ГИС

Фронтальный опрос

30.09

База данных – основа информационной системы

Изучение нового материала

Понятие базы данных и ее основных элементов, СУБД

Знать основные понятия реляционных БД

Опорный конспект

3.10

Проектирование БД

Изучение нового материала

Однотабличные и многотабличные БД, схемы БД, связи между таблицами

Знать как создавать БД

Опорный конспект

7.10

Практическая работа 3 «Создание БД»

Практическая работа

Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

Закрепить умения при создании БД

Практическая работа

10.10

Запросы как приложения информационной системы

Комбинированный урок

Организация запроса на выборку в многотабличной БД

Закрепить умения при создании БД

Опорный конспект

14.10

Логические условия выбора данных

Комбинированный урок

Основные логические операции, используемые в запросах

Уметь применять основные логические операции, в запросах

Опорный конспект

17.10

Практическая работа 4 « Графические информационные объекты»

Практическая работа

Средства и технологии работы с графикой

Практическая работа

21.10

Практическая работа 5« Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики»

Практическая работа

Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики

Практическая работа

24.10

Контрольная работа №1 «Технология использования и разработки информационных систем»

Контроль знаний

Контрольная работа

28.10

Основы логики и логические основы ПК (9 часов)

Формы мышления. Алгебра высказываний.

Изучение нового материала

Высказывание, умозаключение, алгебра высказывание

Иметь представление о формах мышления.

Опорный конспект

31.10

Логические выражения и таблицы истинности

Изучение нового материала

Логические функции, таблицы истинности логических выражений

Знать основные логические функции

Опорный конспект

11.11

Логические функции

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

14.11

Логические законы и правила преобразования логических выражений

Изучение нового материала

Логические законы и использование логических законов при преобразовании логических выражений

Уметь применять основные законы логики

Решение задач

18.11

Решение логических задач с использованием логических функций

Комбинированный урок

Решение задач

21.11

Логические основы устройства компьютера

Изучение нового материала

Логические основы устройства компьютера

Иметь представления о логических основах устройства компьютера

Опорный конспект

25.11

Решение задач «Логические основы ПК»

Комбинированный урок

Решение задач

28.11

Типовые логические устройства ЭВМ

Изучение нового материала

Опорный конспект

2.12

Контрольная работа №2 « Основы логики и логические основы ПК »

Контроль знаний

Контрольная работа

5.12

  1. К

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 часа)

Магистрально-модульный принцип компьютера

Изучение нового материала

Процессор, устройства ввода-вывода информации, оперативная память и долговременная память

Знать основные устройства компьютера

Опорный конспект

9.12

Программное обеспечение компьютера. Файлы и файловые системы

Изучение нового материала

Виды ПО, операционные системы, понятие файла,

Знать виды ПО и их применение

Опорный конспект

12.12

Логическая структура диска

Изучение нового материала

Логическая структура диска, сектор, сегмент

Иметь представление о логической структуре диска

Опорный конспект

16.12

Контрольная работа №3 «Компьютер как устройство для обработки информации»

Контроль знаний

Контрольная работа

19.12

Компьютерные технологии представления информации (8 часов)

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации

Комбинированный

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления

Знать что такое двоичное кодирование

Опорный конспект

23.12

Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел

Комбинированный

Сложение, вычитание, умножение двоичных чисел. Перевод из одной системы счисления в другую

Знать алгоритм перевода числа из одной системы счисления в другую

Решение задач

26.12

Практическая работа 6 « Представление информации в компьютере: числа»

Практическая работа

Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

Знать способы представления чисел в памяти компьютера

Практическая работа

13.01

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы

Комбинированный

Виды кодировок текста, основные характеристики

Знать основные виды кодировок текста

Решение задач

16.01

Два подхода к представлению графической информации

Комбинированный

Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

Уметь различать векторное и растровое изображения. Иметь представление трехмерной графики

Опорный конспект

20.01

Представление звуковой информации

Комбинированный

MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов

Знать что такое цифровая запись, основные способы кодирования звука

Опорный конспект

23.01

Практическая работа 7 « Представление информации в компьютере: графика, текст, звук»

Комбинированный

Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления.

Знать способы представления графики, текста, звука в памяти компьютера

Практическая работа

27.01

Контрольная работа №4 « Компьютерные технологии представления информации»

Контроль знаний

Контрольная работа

30.01

Технология обработки числовых данных (7 часов)

Электронные таблицы.

Изучение нового материала

Динамические электронные таблицы, назначение и принципы работы электронных таблиц, использование электронных таблиц для обработки числовых данных, основные способы представления математических зависимостей между ними

Знать применение электронных таблиц для обработки числовой информации

Опорный конспект

3.02

Практическая работа 8 « Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты ».

Практическая работа

Практическая работа

6.02

Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции.

Комбинированный урок

Практические задания

10.02

Использование функций. Сортировка таблиц.

Комбинированный урок

Практические задания

13.02

Логические функции.

Комбинированный урок

Практические задания

17.02

Практическая работа 9 «Использование электронных таблиц для обработки числовых данных»

Комбинированный урок

Практическая работа

20.02

Контрольная работа №5«Табличные вычисления».

Изучение нового материала

Контрольная работа

24.02

Создание и преобразование информационных объектов

(7 часов)

Практическая работа 10 «Создание, редактирование текстовых документов различного вида»

Практическая работа

Практическая работа

27.02

Практическая работа 11 «Форматирование текстовых документов различного вида»

Практическая работа

3.03

Практическая работа 12 «Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц»

Практическая работа

Практическая работа

6.03

Практическая работа 13 «Использование средств деловой графики для наглядного представления данных »

Практическая работа

Практическая работа

10.03

Практическая работа 14 «Создание, редактирование и форматирование растровых графических изображений»

Практическая работа

Практическая работа

13.03

Практическая работа 15 «Создание, редактирование и форматирование векторных графических изображений»

Практическая работа

Практическая работа

19.03

Практическая работа 16 «Создание мультимедийной презентации»

Практическая работа

Практическая работа

17.03

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (11 часов)

Каналы связи и их основные характеристики

Изучение нового материала

Проводные и беспроводные каналы связи.  Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи

Знать основные виды каналов связи, знать их характеристики

Опорный конспект

20.03

Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок

Изучение нового материала

Кодирование, декодирование для передачи информации. Исправление ошибок при потере информации.

Опорный конспект

3.04

Возможности и преимущества сетевых технологий

Изучение нового материала

Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть.

Опорный конспект

Адресация в Интернете

Изучение нового материала

Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP.

Практические задания

Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей

Изучение нового материала

Каналы передачи, протоколы передачи, серверы, клиенты, модемы, спутники

Практические задания

Практическая работа 17 «Подключение к Интернету»

Практическая работа

Организация подключения к Интернету, настройка параметров сети. Настройка модема

Уметь настраивать подключение к сети Интернет

Практическая работа

Информационные сервисы сети Интернет

Изучение нового материала

Электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Практические задания

Практическая работа 18 «Информационные сервисы сети Интернет»

Практическая работа

Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче.

Практическая работа

Компьютерные сети: web-страница, web-сайт.

Практическая работа 19 « Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов»

Комбинированный

Понятие компьютерной сети; назначение и принципы функционирования

Работа в локальной сети кабинета информатики и ИКТ; работа в браузере;

Практическая работа

Практическая работа 20 «Форматирование текста и размещение графики»

Практическая работа 21 «Гиперссылки на web-страницах.  Тестирование и публикация Web-сайта»

Комбинированный урок

локальных и глобальных компьютерных сетей;

назначение и принципы работы

электронной почты; основные протоколы передачи данных;

осуществлять поиск информации в сети Интернет;

пользоваться электронной почтой и файловыми архивами;

Практическая работа

Контрольная работа №6 «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных

сетей »

Контроль знаний

назначение программы-браузера и её управляющих элементов;

технология поиска информации в

сети Интернет

создание простейших Web-страниц

Контрольная работа

Основы социальной информатики (3 часа)

Информационное общество его информационные ресурсы

Изучение нового материала

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества.

Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность

Иметь представление о становлении информационной цивилизации. Знать основные типы информационных ресурсов общества. Уметь определять тип информационного ресурса в зависимости от технологии его создания и размещения

Знать сущностные характеристики информационной культуры, уровни ее сформированности у человека; этические и правовые нормы информационной деятельности человека; основы информационной безопасности

Опорный конспект

Информационная культура

Изучение нового материала

Опорный конспект

Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной деятельности

Изучение нового материала

Опорный конспект

Обобщающее повторение

Обобщающий урок

Фронтальный опрос

Итоговый урок

Урок контроля