Использование методов и приемов ТРИЗ-педагогики в обучении младших школьников

Филимонова Светлана Юрьевна

      Приемы и методы ТРИЗ - технологий для начальной школы.
             Примеры использования ТРИЗ - технологий в начальной школе.
                 Прием "Лимерики" и его использование в начальной школе.
               Использование метода "Мозговой штурм" в начальной школе.
 Создаем "Паспорт литературного героя".
 
 
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филимонова С.Ю.,

учитель начальных классов

МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского»

Приемы и методы ТРИЗ - технологий для начальной школы.

"Урок - это солнце, вокруг которого,

как планеты, вращаются все

 другие формы учебных занятий".

Н.М. Верзилин 

 На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.

Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей.

Рассмотрим приемы и методы ТРИЗ, которые успешно используются в педагогической деятельности в логике конструктора урока:

ЭТАП УРОКА

Приемы ТРИЗ для достижения поставленных целей

Самоопределение деятельности

(организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 

Нестандартный вход в урок

Отсроченная отгадка

Ассоциативный ряд

Удивляй!

Фантастическая добавка

Необъявленная тема и др.

Актуализация опорных знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Цепочка признаков  

 Я беру тебя с собой

 Да - нет

Корзина идей, понятий, имен

(со шляпой по кругу)

Ложная альтернатива и др.

Постановка проблемы

(создание проблемной ситуации)

Цель: обсуждение затруднений;

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Стратегия «ИДЕАЛ»

Целое—часть. Часть—целое

Изобретательская задача и др.

Открытие новых знаний

Цель: построение проекта выхода из затруднений. 

Лови ошибку

Приём  Пинг-понг «Имя – Значение»

Послушать-сговориться-обсудить

Хорошо - плохо

Зигзаг и др.

Первичное закрепление

Морфологический ящик

Создай паспорт

Ситуационные задачи

Изобретательские задачи и др.

Самостоятельная работа

Морфологический ящик

Создай паспорт

Ситуационные задачи

Изобретательские задачи и др.

Включение нового знания в систему знаний

Хочу спросить

Толстый и тонкий вопрос

Ромашка Блума и др.

Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

«Телеграмма»

Синквейн

До - после

Сообщи свое Я

Рюкзак и др.

Краткие характеристики приёмов:

 Приём  “Нестандартный вход в урок”

Направлен на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Приём  “Отсроченная отгадка”

Направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

1 вариант. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Приём  “Удивляй!”

Направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Элемент - имя признака - значение признака 

Прием используется для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, информатика, русский язык (составление лексического значения слова)

 “Морфологический ящик / копилка 

Прием  служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:

на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;

окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;

литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев. 

Приём  “Цепочка признаков“

Направлен на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.

Формирует: умение описывать объект через имена и значения признаков; умение определять по заданным частям модели скрытые части; умение составлять внутренний план действий.

Приём “Целое-часть. Часть-целое”

Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу.

Приём  Пинг-понг «Имя – Значение»

Направлен на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений.

Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На следующем шаге роли меняются

(2-я команда называет имена признаков, 1-я – значения признаков). Команда проигрывает, если не может назвать имя признака или ответить значением.

Фиксируя наиболее типичные имена признаков, можно собрать копилку имен признаков и на ее основании строить паспорта объектов. Игра может использоваться в любом учебном предмете. Особенно – для объектов, которые требуется описывать по определенному плану (части речи, природные зоны, живые организмы и т. д.).

Системный лифт” 

Прием используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский язык).

 “Создай паспорт 

Направлен на  систематизацию и обобщение полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:

на литературном чтении – героев литературных произведений;

на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;

на математике – геометрических фигур, математических величин;

на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов.

Составление плана/раскадровка 

Используется для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения.

Метод Маленьких Человечков” 

Прием используется для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир).

 «Метод противоречий»

Противоречие – ситуация, при которой любое изменение системы и её частей и хорошо и плохо одновременно. Метод учит смотреть на проблему с разных точек зрения. Пасмурная погода хорошо или плохо? Поступок героя: хорошо или плохо? Именно с этого метода начинается разбор любой проблемной задачи. После таких игр дети легко ориентируются в окружающем мире, находя во всем противоречие.

«Да –нетка» 

Метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да -нет». Самый распространённый приём, применяющийся с первых уроков первого класса. Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов, ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификацию по различным основаниям, развивает умения ориентироваться в пространстве. Учитель загадывает число, понятие, литературного героя и т. д. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами «да» или «нет» «и да и нет» В результате происходит сужение поля поиска и постепенно дети самостоятельно «раскрывают» секрет задумки. Можно проводить в виде игры в парах. Один из игроков загадал какую-то часть речи, а другой должен отгадать, используя (примерные) вопросы:

1) Это служебная часть речи? Нет.

2) Это самостоятельная часть речи? Да.

3) Обозначает предмет? Нет.

4) Действие предмета? Да.

5) Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Да.

Это глагол!

Прием «Лови ошибку!» 

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом. Главное научить детей предупреждать ошибки. Цель этого приема – добиться понимания орфограмм, а не механического запоминания правильного ответа.

«СИНКВЕЙН» 

 Алгоритм синквейна.

1 строка

-ключевое слово, определяющее синквейн.

2 строка

–два прилагательных, характеризующие данное понятие.

3 строка

–три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка

–фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5 строка

- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои

чувства, связанные с данным понятием.

«Лимерики»

 Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться.

«Составление загадок»

При составлении загадок используем модель

Какой?     Кто такой же?

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:

Какая?                     Кто такая же?

нарядная                 барышня               Нарядная,  как барышня.

сверкающая            звезда                    Сверкающая, как звезда.

привлекающая        модница                Привлекающая  внимание, но не модница.

Ответ: новогодняя елка.

Приём  «Я беру тебя с собой»

Направлен на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

- умение объединять объекты по общему значению признака;

 - умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

- умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

- умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Приём «Ложная альтернатива»

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или - или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: Сколько будет 8 и 4 : 11 или 12 ?

Что растет не березе - яблоки или груши?

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

Столица России - Москва или Минск?

Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

Приём  «Хорошо-плохо»

Направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

-умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

- умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);

- умение оценивать объект, учитывая разные роли.

Вариант 1.  Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».

Вариант 2.  Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.

Вариант 3.  Ученики делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.

Вариант 4.  Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).

«Составление метафор»

Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. Например: составим метафору про морковь. Работаем по алгоритму:

1. Что? Морковь.

2. Какая? Красивая.

3. Кто такая же? Принцесса.

4. Где?  В огороде.

5. В каком?  В веселом огороде.

6. Какого?  Веселого огорода.

- Что получилось? Принцесса веселого огорода.

- Составим предложение:

Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.

Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много.  Перечисленные и многие другие приемы  успешно применяются на уроках в начальной школе. Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты  деятельности каждого ученика в течение  всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.

Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе  формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.

                     



Предварительный просмотр:

Филимонова С.Ю.,

учитель начальных классов

МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского»

Примеры использования  ТРИЗ - технологий  

в начальной школе.

Приведу примеры использования приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе.

  1. Приём  “Нестандартный вход в урок”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Невидимые нити”

Учитель: В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: “Лес – это деревья, всё остальное лишнее!” И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу… Прошёл год, другой, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно. Везде торчат высохшие голые деревья. Призадумался лесничий: “Отчего деревья сохнут?”

  1. Приём  “Отсроченная отгадка”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Из чего что сделано” 

Учитель: А знаете ли вы, что качество вашей зимней шерстяной варежки частично зависит от сочности травы летом?

  1. Приём  “Удивляй!”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Какие бывают животные?” 

Учитель: Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам? 

  1. Приём  Пинг-понг «Имя – Значение»

Русский язык (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс)

Тема: «Обобщение и систематизация изученного о частях речи».

Учитель: Играем в пинг-понг с объектом «Часть речи». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака. Проигрывает та команда, которая  не может назвать имя признака или ответить значением.

- Имя существительное. Что обозначает?

- Предмет. На какие вопросы отвечает?

- Кто? Что? Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?

- Одушевленные. Как называются существительные, которые отвечают на вопрос что?

- Неодушевленные. Как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы?

- Собственные. Как называются остальные имена существительные?

- Нарицательные.  В какую форму надо поставить имя существительное, чтобы определить род?

- Начальную. У имен существительных какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?

- Женского. Как называется изменение имен существительных по вопросам?

- Склонение. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? ….и т.д.

  1. Прием «Синквейн»

Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, 3 класс)

Тема: «Авторское отношение к герою стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Задание: напиши синквейн о деде Мазае.

Дед Мазай.

Старый, добрый.

Поплыл, спас, высадил.

Вот молодец, дед Мазай!

Спасатель.

Дед Мазай.

Жалостливый, сообразительный.

Приплыл, посадил, спас.

Побольше бы таких Мазаев!

Спасатель.

Дед Мазай.

Добрый, жалостливый.

Спасает, помогает, жалеет.

Мне нравится дед Мазай.

Отважный.

  1. Приём  “Рюкзак”

Математика  (М.И. Моро, М.А. Бантова, 3 класс)

Тема: «Деление с остатком. Что узнали? Чему научились?»

Учитель: Сегодня мы завершили изучение темы «Деление с остатком». Наш рюкзак ждет, чтобы мы заполнили его своими достижениями и успехами. Расскажи, чему научился? Каких успехов достиг? Если не сможешь собраться с мыслями, скажи «пропускаю ход».

- Я научился выполнять деление с остатком и узнал, что при делении остаток всегда должен быть меньше делителя.

- Я научился выполнять деление с остатком разными способами.

- Я, наконец-то понял, как выполнять деление с остатком способом подбора.

- Я разобрался, как решать задачи  на деление с остатком.

- Я научился делать вычисления, когда делитель больше делимого.

- Теперь я знаю, как выполнить проверку деления с остатком.  И т.д.

  1. Приемы «Морфологический ящик»,  «Создай паспорт».

Литературное чтение  (Л.Ф. Климанова, 3 класс)

Тема: «Характеристика героев рассказа  К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».

Учитель:

- Назови главного героя произведения.  (Воробей  Пашка).

- Какие личностные качества соответствуют  этому герою?  (Смелый, сообразительный, верный, благодарный, и т.д.)

Дети перечисляют качества воробья, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик».

-  Какой герой является противоположностью главному герою?  (Ворона)

- Какие качества подходят этому герою? (Сварливая, хитрая, злая и т.д.) 

Дети перечисляют качества вороны, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик».

-  Поработаем в парах.  Задача: создать паспорта  двух противоположных героев – воробья и вороны.

  1. Прием «Жокей и лошадь».

Математика  (М.И. Моро, М.А. Бантова, 3 класс)

Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное».  

У каждого ребенка – половинка яблока, на которой  записано числовое выражение. Учитель предлагает детям найти свою половинку так, чтобы получилось равенство.

Вывод:  включение в уроки подобных заданий создают возможность включить учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания такого характера побуждают учащихся к самостоятельности, учат ставить цели, достигать результатов.  Применение ТРИЗ позволяет учителю вдохновлять своих учеников на  открытие новых знаний, на поиск ответов на вопросы, на желание  изобретать, мыслить, а значит, ТВОРИТЬ, а не созерцать.



Предварительный просмотр:

Филимонова С.Ю.,

учитель начальных классов

МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского»

Приём «Лимерики» и его использование в начальной школе.

Ли́мерик — форма короткого стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.

    Происхождение лимерик  по традиции связывают с ирландским городом Лимериком.  Классические английские лимерики принадлежат Эдварду Лиру. Всего Эдвард Лир написал более двух сотен лимериков, а в его «Книгу бессмыслиц» вошло их, в конечном итоге, чуть более сотни. Буквально все они начинаются со слов  «Жил-был…», «Жила-была…».  

    Стихотворная и ритмическая форма лимерика почти всегда одна и та же, она состоит из 5 строк анапестом, рифмующихся по схеме ААВВА. Первая, вторая и пятая строки - трёхстопные, третья и четвёртая - двустопные. Сюжетная линия, как правило, разворачивается в первой строке и продолжается во второй, в третьей и четвёртой - что-то происходит. В пятой строке - неожиданная развязка, заключающая в себе всю "соль" лимерика.

Эдвард Лир

Жил да был как-то парень в Марселе,

Чьи ботинки ужасно скрипели.

        «Эта обувь — из кожи? —

        Нет, совсем не похоже!», —

Удивлялись все люди в Марселе.

Пожилой джентльмен из Айовы

Думал, пятясь от страшной коровы:

        «Может, если стараться,

        Веселей улыбаться,

Я спасусь от сердитой коровы?»

     Лимерики легко запоминаются, благодаря лёгкости звучания, характерному ритму, юмористическому, каламбурному содержанию, чёткой рифмовке. Лимерики можно читать вслух, соблюдая расстановку пауз в стихах, можно положить на музыку и спеть, можно драматизировать. В настоящее время сочинение лимериков стало весьма модным занятием среди многих людей разных возрастов.

    Поэтесса Тамара Логачева рассказывает: «Я стала писать лимерики не потому, что последовала моде. Открыв однажды для себя забавный мир Эдварда Лира, я не заметила, как и сама увлеклась. Хотелось бы надеяться, что мои шутливые "шедевры" понравятся читателям».

Бабка Ёжка слегка похудела,

За неделю полкоржика съела,

Но Кощей ей принес

Разноцветный поднос

С "Чупа-чупсами" и "Рафаэлло".

Небольшая девчонка из Глазова

Малышам обожала приказывать:

"Вытри рот от сгущёнки,

Расчеши волосёнки!"

А сама-то ходила чумазая...

Одна девочка из Еревана

Восемь дней не вставала с дивана.

Ей "Дирола" комок

Так прилипнуть помог,

Оторвать не могли, как ни странно.

Не поверите, нынче в Находке

По бульвару гуляют селёдки,

А за ними и рак

Свой покинул овраг,

И кальмары приплыли на лодке.

       Современное технологическое общество движется по пути передачи функций рутинного мышления машинам, компьютерам, ожидая от человека мышления творческого, продуктивного. Быть ходячей энциклопедией никому не запрещено, но делать это совершенно необязательно, поскольку любая интересующая нас информация может быть получена за весьма короткий срок благодаря компьютеру. От человека всё больше ожидается совсем другое, а именно – умение придумывать и создавать. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся социальные условия: мы должны учить креативности точно так же, как и чтению, математике и другим предметам. Необходимо отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане. Сочинение лимерик позволяет развивать творческий потенциал учащихся. Детям данного вида работа приносит радость, а как известно хорошо запоминается то, что   вызывает сильные эмоции.

     При сочинении лимерик в начальной школе можно  предложить учащимся  первую строчку, которую они должны продолжить.  Для оформления полученных строк можно использовать раскраску или самостоятельное иллюстрирование. 

Схема составления лимерика.

№ строки

Содержание строк

Соблюдение рифм

1 строка

2 строка        

3, 4 строка          

5 строка

Кто и откуда?                                          

Что сделал? (совершает поступок)        

         

Что из этого получилось?                        

         

  Реакция на этот поступок.                        

А

А

В, В

А

Примеры сочинения лимерик

Использованные материалы:

http://www.solnet.ee/sol/001/s_345.html

http://www.vilavi.ru/det/041008/041008.shtml



Предварительный просмотр:

Филимонова С.Ю.,

учитель начальных классов

МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского»

   

Тактика «мозгового штурма»

«Учебный мозговой штурм»

Один из наиболее известных методов коллективного поиска решений, он активизирует способности детей.

Цель метода: стимулировать группу к выдвижению большого количества разнообразных идей.  В результате обучения методу мозгового штурма у младших школьников появляется желание обсудить какую-либо идею с другими, в речи активно используются высказывания типа: «Давайте подумаем вместе…», «А как сделать, чтобы…», «Что произойдет, если…». При этом дети приучаются выслушивать различные варианты ответов, конструктивно обсуждать возникающие проблемы; выдвигать множество разнообразных идей, оценивать идеи с различных точек зрения и выбирать наиболее продуктивные.

«Учебный мозговой штурм» является уникальной формой получения знаний. Для меня, как педагога, этот метод стоит на первом месте среди приемов ТРИЗ, является своеобразной канвой для организации всей образовательной деятельности.

Развитие творческого стиля мышления — вот основная его цель.

Дидактические ценности УМШ:

  • это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;
  • учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
  •  участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;
  • учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
  • наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;
  • УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

Технология УМШ

Обычно штурм проводится в группах численностью 7-9 учащихся.

До штурма:

1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма — НИКАКОЙ КРИТИКИ!

В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий (эксперт). Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Эксперт может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием.

Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком...).

2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.

3. Учитель определяет время на первый этап. Время  желательно зафиксировать на доске.

Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ 

Главная цель — наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение.

Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему...

Для учеников начальной школы этот этап можно назвать «Мяч по кругу» (учащиеся передают мяч друг другу, высказывая свои идеи). Правило: Не критикуй!

Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ 

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

Для учеников начальной школы этот этап можно назвать «ПереДУМкино». Правило: Перечитай и улучши!

Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ 

Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».) В некоторых случаях целью группы является найти как можно больше решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Для учеников начальной школы этот этап можно назвать «Всегда готов». Правило: Отбери лучшее!

        Детям целесообразно объяснить, как важно слушать и стараться понять решения товарищей: «У меня одно яблоко, и у Саши одно яблоко. Я дала своё яблоко Саше, он дал своё яблоко мне. Сколько у каждого яблок? – Ясное дело – по одному. А теперь другой пример: у меня в голове одна идея, и у Саши в голове одна идея. Я ему свою идею рассказала, т.е. как бы отдала, он мне - свою. Сколько идей у каждого в голове стало? Вот, видите, по две! А нас тут сколько? 10? Каждый по одной идее скажет, а в голове у каждого станет по 10 идей!»

Пример использования техники «Мозговой штурм» + «Синквейн».

На уроке развития речи в течение нескольких минут дети смотрят видеофрагмент, в котором показан ливень. После просмотра следует МШ: «Какие мысли о том, что увидели, возникли?»  В процессе работы  учащиеся заполняют карточку, на основе которой составляют синквейн.

     

       Вывод: мозговой штурм – это коллективный метод решения задач,  при его использовании увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.  Этот прием можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. МШ позволяет показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. При использовании МШ можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться,  поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, научить детей позитивной критике.

 



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ

литературного героя

Имя ___________________________

Создатель______________________

Прописка_______________________
_______________________________

Внешний вид (особые приметы)______________________________________________________

_______________________________

Личные качества ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________