Мои публикации

Гребенщикова Надежда Николаевна

Мои публикации на сайтах и на базе ВИРО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-ped_vyp._18.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе образования:

теория и практика

Сборник методических работ

Выпуск 18

ВОРОНЕЖ  2015


УДК 370.153(075.8)

ББК  88.8я73

     П 65

Составители:

И.А. Дендебер, ВИРО, Н.С. Махина, ВИРО,

Н.П. Харьковский, ВГПУ, А.В. Калагастова, ВГПУ

В.И. Поспехова, М.Б. Головешкина, Е.И. Хлебникова, методисты, 

И.В. Насонова, начальник отдела ИиНИР МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ»

Рецензенты:

доктор педагогических наук, доцент М.В. Дюжакова;

кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Жиренко

П 65      Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе образования: теория и практика. Сборник методических работ. Вып. 18. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 276 с.

В сборнике методических работ представлен опыт организации образовательной среды и, прежде всего, среды развивающей, направленной на реализацию ФГОС второго поколения в основной общеобразовательной школе.

Материалы публикуются в авторской редакции.

УДК 370.153 (075.8)

ББК  88.8я73

© Воронежский государственный педагогический университет,

редакционно-издательское оформление, 2015


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Н.В. Горяинова, МБОУ СОШ №3 г. Павловска

Павловского муниципального района Воронежской области [1].

Любой учитель начальных классов согласится, что развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей? Первое условие - это потребность общения или коммуникации. Следовательно, должны создаваться такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то. Второе условие – создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи.

Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, язык учебников… Речь помогает ребенку общаться и познавать мир.

Овладение речью – это способ познания действительности. То есть речь нуждается в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.

Существует обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка тем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе.

Для ребенка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

В практике работы нашей школы большое значение отводится работе с литературным языком в его художественном, научном, разговорном вариантах. Это огромный объем материала, множество слов и новых значений усвоенных ранее слов, множество конструкций, которые дети совсем не употребляли в своей речи. Я считаю, что необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал – словарь, виды речи, умения по составлению связного текста.

Мои учащиеся достаточно хорошо овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыке построения собственной речи и восприятие речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты.

Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов – повествования, описания, рассуждения, письма, газетной статьи и пр.; знакомятся с их стилистическими различиями.

В развитии речи я выделяю три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях; словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению, проводится работа над словом и предложением.

Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т.п. представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения – и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.

Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность.

Работа над словарем в школе имеет 4 направления:

обогащение словаря;

- уточнение словаря;

- активизация словаря;

- устранение нелитературных слов.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках, речь учителя, внеклассное чтение. Для уточнения смысла слов широко используются подборы синонимов, антонимов, омонимов, иносказательных значений, показ предметов…

Чтобы активизировать словарь, нужно широко включать как можно более широкого круга слова в речь каждого учащегося, вводить слова в предложения, выявлять уместность их употребления в том или ином тексте.

Над словосочетанием проводится следующая работа:

- выделение словосочетаний из предложения;

- установление связей между словами с помощью вопросов;

- составление самостоятельных словосочетаний.

При работе над предложением основной является умение строить разнообразные типы предложений.

Вот основные приемы работы над предложением:

- чтение образцов, отработка интонации, выразительность;

- составление предложений по вопросам учителя;

- составление предложений аналогичных данным, но на другую тему;

- работа с деформированным текстом;

- деление текста, напечатанного без точек, заглавных букв;

- распространение простого предложения;

- сокращение распространенного предложения;

- соединение нескольких предложений в одно и наоборот;

- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах;

- построение предложений по опорным словам, по предметной картинке, по сюжетной картинке;

- свободное составление предложений.

Работа по развитию речи многогранна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Н.Н. Гребенщикова, З.С. Ярцева, Е.В. Бердникова, МКДОУ Новоживотинновский д\с ОВ, Рамонского муниципального района Воронежской области;

В.Н. Волкова, МБДОУ «ЦРР – детский сад №96»

городского округа город Воронеж [2].

Одно из основных требований ФГОС ДО – организация качественного образования в дошкольном учреждении.

Подойти к данному вопросу можно, опираясь на основные цели, отраженные как в ФГОС, так и в образовательной программе детского сада.

Цель, отраженная в ФГОС – готовность ребенка к школьному обучению, выражающаяся в сформированности основных психических процессов ребенка: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, физическом развитии.

Достижению поставленной цели способствует более конкретная цель, отраженная в образовательной программе детского сада: Создание условий для охраны жизни и здоровья воспитанников. Содействие физическому развитию и воспитанию. Воспитание разносторонне развитой личности.

Под данную цель планируется и определенная работа, проводимая на разных уровнях образовательной организации:

Администрация:

Нормативно-правовая база

- Материально-техническое обеспечение, согласно требованиям СанПин, ГосПожнадзора.

- Программное обеспечение.

- Кадровая политика.

- Консультативная помощь (консультации, семинары, практикумы).

- Контроль.

Воспитатель:

Разработка планов

Создание благоприятного микроклимата

Создание развивающей среды

Сотрудничество с педагогами

Взаимодействие с семьёй

Преемственность со школой

Личностно ориентированный подход

Развивающая образовательная деятельность

Ребёнок:

Играет

Находит новых друзей

Учиться вести себя в социуме

Развиваются коммуникативные навыки

Находит занятия по интересам

Сформирован интерес к обучению

Физически развит и здоров.

Воспитание познавательных способностей. Администратор:

1) создание условий для обеспечения материально-технической базы;

2) организация воспитательно-образовательного процесса;

3) контроль (анализ работы);

4) стимулирование педагогической работы;

Воспитатель:

1) реализация целей в ходе планирования  воспитательной работы;

2) проведение диагностики;

3) работа с родителями;

4) создание предметно – развивающей среды;

Ребёнок:

1) усвоение знаний, умений и навыков;

2) развитие познавательных способностей;

Индикаторы, замеряющие уровень достижения цели деятельности д.садика:

- Условия, созданные в семье.

- Диагностика детей на входе; на выходе.

- Условия, созданные администрацией.

- Условия, созданные мед. службой.

- Условия, созданные пед коллективом.

Индикаторы, замеряющие уровень образовательных достижений ребенка:

- Устойчивое внимание.

- Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление согласно возрасту ребёнка.

- Сформированная речь.

- Творческое воображение.

- Устойчивая память.

Как показывает практика нашей работы, организация образовательного процесса, построенного на основе показателей качества образования в детском саду, позволяет нам достигать поставленных целей, что  отражается результатами опроса родителей, удовлетворенных качеством образовательных услуг в наших детских садах.

СОДЕРЖАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

Горяинова Н.В. Развитие устной и письменной речи младших школьников в ходе реализации фгос нового поколения………………………………………..

3

Давыдова О.Н. Оценочная деятельность учителя начальных классов

в условиях реализации ФГОС НОО………………………………………………

5

Доронина Л.В., Васильева О.А. Реализация ФГОС в ДОО: первые шаги……...

13

Иванникова С.В., Власова М.Е. Переход к новому качеству образования в свете современной концепции модернизации российского образования……..

17

Храпова Г.М. Формирование предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС……………………………………………………………………………..

19

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

РЕШЕНИЯ И НАХОДКИ

Абаринева В.И., Ярмонова В.В. Домашнее задание в учебной деятельности школьника. Как помочь детям при подготовке домашнего задания? Из опыта работы классных руководителей с родителями………………………………………..

22

Бабичева И.Н. Самостоятельная учебная деятельность на уроках как условие формирования мотивации достижений…………………………………………..

29

Богачева Н.И. Взаимодействие с родителями – основополагающий фактор реализации фгос оо при изучении предметов (На примере изучения географии)…………………………………………………………………………………

32

Бондарева Н.Н., Бодина И.В., Лопатченко И.А. Особенности отбора учащихся для индивидуальной внеклассной работы по химии…………………………

34

Давлядшина Л.Р. Внимание и невнимание у школьников: развитие внимания на уроках биологии

40

Дендебер И.А., Радченко Н.Ф., Трофименко Т.А. Адаптация коллективов образовательных учреждений к деятельности в развивающей образовательной среде школы………………………………………………………………………..

44

Зябухина И.А. Первые отечественные реформаторы……………………………

52

Иванникова С.В., Власова М.Е. Современные педагогические технологии

как средство формирования личности ребенка – искусства быть человеком…

56

Извекова Е.В. Общественные объединения в организации развивающей образовательной среды школы (На примере реализации программы «Учимся с Intel»)……………………………………………………………………………….

60

Исаева О.Н. Опыт использования критериальной накопительной оценки на уроке английского языка…………………………………………………………..

64

Карпенко Е.А., Горбанева Е.Н. Личностно ориентированные технологии

в педагогической деятельности учителя физики и математики………………..

66

Лазукина Н.В., Тюрина И.М. Проблема преемственности начальной школы и среднего звена……………………………………………………………………...

70

Лопатченко И.А., Бондарева Н.Н., Бодина И.В. Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно ориентированном обучении на уроке химии………………………………………………………………………..

74

Махина Н.С., Прасолова В.И. Инновации в образовании как фактор формирования личности учителя………………………………………………………...

78

Наумова Е.Ю. Система критериальной накопительной оценки на уроке математики в 5 классе………………………………………………………………..

81

Пономарева В.А., Рудакова Н.А. Пути и условия развития творческих способностей учащихся на уроках окружающего мира…………………………….

83

Попова И.В. Пропедевтика – мотивационная основа изучения химии………...

88

Самотина О.А. Скучно на уроке математики? Что делать?................................

90

Семенников А.А., Чернова О.В. Интеграции биологии и химии как одно из средств повышения качества обучения………………………………………….

94

Суркова Е.А., Киселева Л.В. Пути повышения качества обучения и воспитания учащихся на основе комплексного использования средств обучения…….

99

Суховерхова Т.В. Роль игры в обучении английскому языку…………………...

101

Тюрина И.М., Лазукина Н.В. Самостоятельная работа на уроках математики при выполнении заданий разноуровневого характера………………………….

103

Холостых Е.В., Лавлинская Е.И. Использование статистических методов в обучении географии……………………………………………………………….

106

Храпова Г.М. Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания………………………………………

110

Чемезова Л.Ю. Самостоятельная работа учащихся с лексикой на уроках английского языка…………………………………………………………………….

114

Чернова О.В., Семенников А.А., Татаринцева Е.И. Использование межпредметных связей для формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения……………………………………………………………………..

115

Шепеленко Т.А. Технология интеллект-карт…………………………………….

124

Юркина В.И., Ситникова Е.М., Пивнева Н.И. Методические приемы активизации учебной и познавательной деятельности дошкольника…………………

127

Якимова Т.В., Путилина М.В., Черенкова И.Н. Методика обучения географии в основном общем образовании……………………………………………..

130

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Артемова Е.В., Дробышевская Н.С. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушениями речи в ДОУ…………………………………

133

Ашифина А.В. Формы работы детского сада с родителями…………………….

135

Безгина Л.А. Проблема преемственности между начальным и дошкольным образованием как приоритетное направление развития образования…………

139

Булдыженко Е.А., Жихарева Е.А., Батлукова Л.А. Музейная педагогика в школе как средство воспитания и обучения личности………………………….

142

Гребенщикова Н.Н., Ярцева З.С., Бердникова Е.В., Волкова В.Н. Качество образования в дошкольном образовательном учреждении……………………….

147

Давлядшина Л.Р. Общение и личность в процессе образования……………….

149

Данилова О.А. Исследовательское обучение младших школьников в современном образовании………………………………………………………………

152

Дектерева О.А. Официальный сайт как инструмент взаимодействия с общественностью………………………………………………………………………..

156

Димчук О.А. Развитие речи детей дошкольного возраста………………………

158

Ермолаева Т.В. Дидактическая игра, как средство обучения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….

161

Ермолаева Т.В. Формирование познавательного интереса у дошкольников в соответствии с возрастными особенностями……………………………………

163

Жихарева Е.А., Батлукова Л.А., Булдыженко Е.А. Музейная педагогика – средство воспитания и образования личности через географическое и художественное краеведение. Интегрированный урок географии и изобразительного искусства. 6 класс……………………………………………………………

166

Зубова Г.Н., Шапорова Г.А., Гришанова Н.Г. Управляющий совет как один из способов формирования социальной компетентности учащихся в МКОУ Рамонская СОШ №2………………………………………………………………

170

Картавцева В.В., Стерликова Е.М., Нездоровина Т.В., Матвейчук Н.П., Гольцева И.Р., Меньщикова О.С. Моделирование процесса развития творческого мышления дошкольников в ходе самостоятельной деятельности на основе опыта семьи Никитиных…………………………………………………….

175

Квартина Н.Ю., Флуднева О.В., Новокрещенова С.И. Формы психолого-педагогической поддержки семьи………………………………………………..

185

Ляшенко Н.В. Опыт использования критериальной накопительной оценки на уроках географии в 6 классе………………………………………………………

188

Паршина И.В., Разинькова М.И. Формирование представлений о себе у старших дошкольников……………………………………………………………

191

Семёнова Т.В. Логопедическая работа с детьми раннего возраста…………….

198

Солнцева И.В. Использование системы критериальной накопительной оценки в начальной школе. Из опыта работы…………………………………………

201

Филатова О.Б., Панфилова Т.В. Взаимодействие воспитателей с родителями по организации игровой деятельности детей……………………………………

203

Филимонова Е.П. Развитие познавательных способностей дошкольников в соответствии с возрастными особенностями……………………………………

205

Фурсова О.П. Работа с родителями в школе: совет отцов………………………

208

Халенко О.В. Развитие познавательных способностей дошкольников средствами игры…………………………………………………………………………..

213

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРИ ОБУЧЕНИИ В ШКОЛЕ

Волчкова В.Д., Плясова О.В., Юнкина А.А. Просвещение учащихся в области культуры поведения на дороге как одно из условий, способствующих сохранению жизни и здоровья школьников……………………………………………

217

Давлядшина Л.Р. Здоровье школьников и его факторы на уроках биологии….

219

Жданова А.А. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии………………………………………………………………………………..

224

Заболотских Е.В. Здоровье детей и школа………………………………………

227

Михина С.В., Михин А.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе……………………………………………………………………………….

230

Пономарева В.А. Формирование нравственного отношения восьмиклассников к здоровью при изучении биологии………………………………………….

233

Пугачева Г.А., Рубцова Н.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии……………………………………………………………………………

235

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Булдыженко Е.А., Фисенко Г.И., Шурупова М.В. «Мы за чаем не скучаем».

Внеклассное мероприятие на основе проектно-исследовательской работы учащихся……………………………………………………………………………

239

Гвоздевских Л.В., Аборнева Н.В. Организация проектно-исследовательского обучения, направленного на становление личности дошкольника: практика реализации………………………………………………………………………….

247

Горяинова Н.В. Использование ЭОР в начальной школе как один из путей реализации ФГОС на уроках обучения грамоте…………………………………

253

Желтова Н.Н., Леденева Е.В. Проектно-исследовательская деятельность как средство мотивации к изучению химии на уроках и во внеурочное время……

255

Карпенко Е.А., Даниленко О.В. Основные методы преподавания математики и информатики в основном общем образовании………………………………..

260

Киселева Л.В., Семенников А.А. «Мирабилис» - творчество, удивление, восторг! (О работе школьного научного общества)………………………………...

265

Козырева Л.Т. Развитие познавательных интересов путем организации исследовательской деятельности дошкольников………………………………….

267


Научное издание

Психолого-педагогическое сопровождение инноваций

в системе образования: теория и практика

Сборник методических работ

Выпуск 18

Подписано в печать 12.02.15. Формат 60 х 84/16. Печать трафаретная.

Гарнитура «Таймс». Усл.-печ. 17,24. Уч.-изд. 19,7 л. Тираж 100. Заказ.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет».

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии университета.

394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86. Тел. (473) 255-58-32; 255-61-83


[1]© Горяинова Н.В., 2015

[2]© Гребенщикова Н.Н., Ярцева З.С., Бердникова Е.В., Волкова В.Н., 2015