Урок литературного чтения

Зубкова Татьтяна Ивановна

Урок литературного чтения УМК «Планета знаний»

                                                      Урок

внеклассного чтения
в 3а классе

 

Тема: «Зима в произведениях

разных жанров»

 

 

                      Учитель: Зубкова Т.И..

 

 

 

 

 

 

 

Цели:
1. С помощью наблюдений и произведений литературы, музыки и живописи показать неповторимую красоту русской «волшебницы».
2. Развивать устную речь, мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение, поэтическое восприятие природы.
3. Воспитывать интерес к художественной литературе; умение понимать, любить, ценить красоту и богатство родной природы; воспитывать доброе и заботливое отношение к животным

 

Оборудование: книги с произведениями о зиме и зимних явлениях природы, картины с изображением зимнего пейзажа, бумага и ножницы для творческой работы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.

Тройка – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.

Что же это за  царица?
- А почему зима, а не лето или весна?
- Каким серебром она всё покрыла?

III. Сообщение темы урока

Учитель открывает доску, где рисунок Зимы в виде девушки Снегурочки.

У. Тема сегодняшнего урока «Зимы ждала. Ждала природа…» Мы совершим путешествие в мир слов, красок и звуков зимы. Будем слушать ее песню, всматриваться в ее краски. При помощи 3-х видов искусства рассматривать красоту зимней природы. Вы должны показать свои знания произведений о зиме, умения использовать выразительные средства языка. На уроке будем учиться сравнивать виды искусства и делать выводы.

Зима, действительно, волшебница. Она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками.

- Сейчас зима только начинает вступать в свои права. Она еще борется с осенью.
- А вам хотелось бы, чтобы она скорей пришла, чтобы снега стало больше?
 

IV. Работа над темой урока.
Звучит песня о зиме.

-

З. - На урок меня вы звали?
Вот и я сама,
С вьюгой снегом, холодами,
Русская зима!

У. – Ребята, давайте поприветствуем зимушку, как в стихах называют Зиму?

Здравствуй, гостья – зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
по лесам и степям.                  И.Никитин

 

Здравствуй в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter._chten.zima_zhdala_zhdala_priroda.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:


Урок литературного чтения УМК «Планета знаний»

                                                      Урок

внеклассного чтения
в 3а классе

Тема: «Зима в произведениях

разных жанров»

                      Учитель: Зубкова Т.И..

Цели:
1. С помощью наблюдений и произведений литературы, музыки и живописи показать неповторимую красоту русской «волшебницы».
2. Развивать устную речь, мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение, поэтическое восприятие природы.
3. Воспитывать интерес к художественной литературе; умение понимать, любить, ценить красоту и богатство родной природы; воспитывать доброе и заботливое отношение к животным

Оборудование: книги с произведениями о зиме и зимних явлениях природы, картины с изображением зимнего пейзажа, бумага и ножницы для творческой работы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.

Тройка – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.

Что же это за  царица?
- А почему зима, а не лето или весна?
- Каким серебром она всё покрыла?

III. Сообщение темы урока 

Учитель открывает доску, где рисунок Зимы в виде девушки Снегурочки.

У. Тема сегодняшнего урока «Зимы ждала. Ждала природа…» Мы совершим путешествие в мир слов, красок и звуков зимы. Будем слушать ее песню, всматриваться в ее краски. При помощи 3-х видов искусства рассматривать красоту зимней природы. Вы должны показать свои знания произведений о зиме, умения использовать выразительные средства языка. На уроке будем учиться сравнивать виды искусства и делать выводы.

Зима, действительно, волшебница. Она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками.

- Сейчас зима только начинает вступать в свои права. Она еще борется с осенью.
- А вам хотелось бы, чтобы она скорей пришла, чтобы снега стало больше?

IV. Работа над темой урока.
Звучит песня о зиме.

-

З. - На урок меня вы звали?
Вот и я сама,
С вьюгой снегом, холодами,
Русская зима!

У. – Ребята, давайте поприветствуем зимушку, как в стихах называют Зиму?

Здравствуй, гостья – зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
по лесам и степям.                  И.Никитин

Здравствуй в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка.
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка - зима!           П.Вяземский

Величава зима -
Называть ее хочется
Не по имени просто,
А по имени – отчеству
Ой, зима, ты – Морозовна,
Ой, зима, ты – Метельевна!                    К. Ибраев

У. – Как поэты называют зиму?

Как видите, зима – гостья, зима русская молодка, белоснежная лебёдка, зима – матушка, зима величавая, мудрая, седоволосая, гордая, настоящая повелительница снежного королевства.

З.. А что вы знаете о моих  – зимних месяцах?

Декабрь - самый старший месяц. Хоть и открывает Зиму, зато год заканчивает. Стынет воздух, остывает земля. Время тянется еле-еле. Льды закрыли озера, снега окутали землю. Солнце все ниже и ниже. А тени все длинней и длинней. И день короче воробьиного носа. Не зря декабрь называют “сумерками” года. Самая длинная ночь, самый короткий день- 22 декабря. И вдруг что-то случилось! Солнце все выше и выше, тени короче и короче. День хоть на воробьиный скок, а прибавился. Значит, солнце повернуло на лето. Пришел рассвет нового года.

Январь  -  середина Зимы, самый холодный месяц в году. Он году начало - зиме середина. Стоят лютые морозы, вокруг глубокий снег, на реках лежит толстый лед. По цвету небо синее. И месяц назвали в народе “просинец” по цвету неба.

Февраль- перевал зимы на весну.
Стоят последние морозы с колючими февральскими метелями.
В народе издавна называют этот месяц – лютень.
Потому что солнце уже на весну работает.
В феврале начинается небольшое оживление среди животных.

У. Найдите стихи о зимних месяцах в своих книгах зимы и прочитайте:


первая группа – декабрь;

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу принес.     С.Маршак

Снег посыпал,
Пришла к нам зима.
Рада приходу её детвора.
Снежные бабы
И крепости тут.
Нет, не напрасно
Декабрь дети ждут.  А. Кочергина

вторая группа – январь;

Сияет солнце, но совсем не греет,
Искрится луч, сияет серебром.
Природа вся как будто леденеет
Перед суровым снежным январём.
Вы не сердитесь на январь ненастный,
На самый главный месяц холодов:
Чтоб было все по-зимнему прекрасно
Я много приложил своих трудов.        И. Гинзбургская.

Неба синь и снег искрится.
Кто мороза не боится?!
Санки с горочек летят,
На коньках ребята мчат.
По лыжне шагают бодро,
Лепят баб из снега.
И полны дворы ребят
И веселья , смеха.                 А. Кочергина

 третья группа – февраль

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая позёмка.
Крутой февральский вечер
Метет, метет пурга,
И кажется, что вечно
Лежат снегов стога.

Вьюги злятся,
Вьюги злятся.
Так весны они боятся,
Не хотят ей уступать,
Снег, метель нам не унять.
То пороша, то позёмки
Лед на речках чистый, звонкий.
И морозы злые жгут…
Но весны все люди ждут.
Февраля недолог век
Глядь и март берёт разбег.         А. Кочергина

- О каких приметах зимы говориться в стихотворениях?

Приметы: выпадает первый снег, ребята рады снегу, лепят снежных баб, делают крепости, синее небо, искрится снег, мороз, катаются на коньках, на лыжах, злятся вьюги, боятся весны, метёт метель, стелются позёмки, все ждут весны.

 - А к какому литературному жанру относятся стихи?

Итог: При помощи какого литературного жанра можно рассказать о зиме, понять красоту зимней красавицы?   Поэзия

7.Физминутка.

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками,
А потом покажем маме.

(Дети над головой поднимают руки и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы, 
Снегом замело дороги.

(Потягивание рук в стороны)

Не завязнуть, чтобы в поле,
Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)

– Но зима волновала сердца и настоящих художников. Предлагаю вам всмотреться в их картины. Картин о зиме много. Мы остановимся на репродукции картины, Никифора Степановича Крылова.- «  Зима» .

Что изображено на картине?
Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Первый снег покрыл землю, лег на крыши домов осыпал ветки старой березы. Все сказочно преобразилось. Двое детей встречают приход зимы.

У.  Подберите отрывки из стихотворений к картине.
(Дети по желанию читают стихи).

«Встреча зимы» (И. Никитин)

На домах и дворах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.

«Первый снег» (И. Бунин)

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село.
На пруды, на сад пустынный.
Первым снегом понесло.

(А.Фет)

Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело-

(З. Александрова)

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

(И.Суриков)

Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.

Молодцы! Вы правильно подобрали отрывки из стихотворений, раскрывающие настроение этой картины. Когда готовились к уроку, вы перечитали много строк о зиме. Какие краски преобладают в поэтических произведениях?

- При помощи какого вида искусства мы рассматривали зиму?

Живопись

– В начале урока мы рассматривали красоту волшебницы зимы через поэзию, сейчас через живопись. А кто из вас знает, а какой вид искусства передает красоту зимы через звуки?

Музыка

Сейчас вы прослушаете музыкальное произведение. Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить зимнюю картинку.

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Святки. Декабрь».

– Какие чувства у вас вызвало это произведение, какую картину зимней природы вы представили?

- Знаете ли вы, какой известный композитор  написал это произведение?

Это произведение Петра Ильича Чайковского. Он написал музыкальные произведения к каждому месяцу года в своем фортепианном цикле «Времена года». «Святки. Декабрь». Святки – это старинный праздник накануне Нового года. Это мелодия вальса, под которую танцует маленькая девочка около новогодней ёлки. Этот вальс медленный, зимний и немного грустный.

10.Сочинение стихотворных строк по заданной рифме.

Мы с вами побывали в мастерской поэта, художника и композитора. Я предлагаю вам тоже побывать в роли поэта. Ваша задача – подобрать рифмы к заданным словам.

…снежинки,
…с небес,
…пушинки,
…лес.

Скажите свое слово о зиме.  

V. Народный фольклор: Сказки, загадки, пословицы, поговорки о зиме.

  • Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
  • Зима спросит, что летом припасено.
  • Лето для души, зима для здоровья.
  • Много снега, много хлеба.
  • Год кончается, а зима начинается.
  • Декабрь год кончает,
  • Зима пришла и мороз принесла

 Загадки:

Посмотри-ка: это кто
На морозе без пальто?
Нарисованная бровь,
Вместо носика — морковь?
(Снеговик)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

Что за звёздочка такая
На жакете, на платке,
Вся сквозная, вырезная,
А сожмешь — вода в руке?
(Снежинка)

Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)

Рыбам жить зимой тепло:
Крыша — толстое стекло.
(Лёд)

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька)

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)

VI. Итог урока.


Наш урок подошел к концу, и я хочу спросить:

- Какие три  вида искусства помогли нам еще раз увидеть неповторимую красоту русской зимы?

- Что нового узнали?

- Узнали, что помогает рассмотреть и понять красоту зимней природы помогает нам музыка, поэзия и живопись. Сегодня на уроке прозвучали произведения замечательных поэтов: Никитина, Сурикова, Некрасова, Пушкина, Тютчева, Есенина.

- Чему научились?
- Научились точно подбирать строки из стихотворений к картинам, выразительно читать.