Готовимся к ЕГЭ

Попова Галина Николаевна

ЕГЭ по русскому языку-важный момент в жизни выпускника. Чтобы достойно сдать ЕГЭ по русскому необходима ежедневная работа над языком, повторение правил, решение практических заданий. И тогда успех вам обеспечен. Здесь находятся некоторые материалы, которые помогут подготовиться к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pam1.doc226 КБ
Microsoft Office document icon pam4.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon pam23.doc45 КБ
Microsoft Office document icon test.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА № 1



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА № 4

Слитное и раздельное написание не с частями речи

  1. не пишется слитно, если слово без не не употребляется.
  2. не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. Глаголы с приставкой недо- пишутся слитно {недосыпать, недоглядеть). От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей не, которые обозначают неполное, незаконченное действие (ему не достает такта, аквалангист не достал морскую раковину).
  3. не с существительными, прилагательными и наречиями:

Слитно

Раздельно

Если слово с не имеет синонимы без не: недруг - враг, небольшой - маленький, негромко -тихо.

Если есть противопоставление с союзом а: не друг, а враг; не большой, а маленький; не громко, а тихо.

Если присутствуют слова далеко, вовсе, отнюдь, нисколько: далеко не единственный случай; вовсе не обязательно.

4)   не с причастиями:

Слитно

Раздельно

Если  нет зависимых слов: нераспустившийся   цветок,   неотправленное письмо.

С краткими причастиями: работа не закончена.

Если есть противопоставление с союзом а: не распустившийся, а только зацветающий гладиолус.

5) не с отрицательными местоимениями:

Слитно

Раздельно

Если   нет   предлога: некто, нечто.

При наличии предлога: не у кого, не за что.

6) В остальных случаях не пишется отдельно:

  • с числительными (не восемь книг);
  • с местоимениями (не этот), но философский термин не-я пишется через дефис;
  • со словами категории состояния (не надо, не нужно);
  • со сравнительной степенью (не старше, не глубже);
  • со словами дефисного написания (не ярко-красный, не по-старому);
  • в вопросительных предложениях (Не правда ли?).

Способы образования слов

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

СУФФИКСАЛЬНЫЙ

Лекция – лекционный

ПРИСТАВОЧНЫЙ

Спокойно – неспокойно

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ

Стол –настольный

БЕССУФИКСНЫЙ (нулевая суффиксация) Высокий – высь

СЛОЖЕНИЕ:

1.Сложение слов: Диван-кровать

2.Сложение основ с помощью соединительных  гласных

Лесостепь, зверолов

3.Сложение начальной части слова с целым словом стенгазета

4.Сложение букв: МГУ

5.Сложение звуков: ТЮЗ

1.Переход слова из одной части речи в  другую (морфолого-синтаксический способ):

Мороженое мясо – вкусное мороженое

2.Изменение значения слова (лексико-семантический способ)

Кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (богатый крестьянин)

3. Слияние слов, сращение компонентов словосочетания в одно слово (лексико-синтаксический способ)

Быстро растворимый – быстрорастворимый кофе



Предварительный просмотр:

                                                                        ПАМЯТКА № 2

Порядок морфемного анализа

  • Определите часть речи
  • У изменяемого слова найдите окончание
  • Укажите основу слова
  • Выделите приставки (если они есть)
  • Выделите суффиксы (если они есть)
  • Выделите корень, подберите однокоренные слова
  • Запишите графическую схему слова

ЗАДАЧНИК – имя существительное

Имеет нулевое окончание (м.р., 2 скл.; в форме Р.П задачника)

Основа – ЗАДАЧНИК

Приставка – ЗА-

Суффиксы – Ч-, -НИК-

Корень - -ДА-, однокоренные слова ДАТЬ, ОТДАТЬ, ЗАДАНИЕ

Порядок словообразовательного анализа

  • Дать толкование лексического значения слова

  • Сравнить состав данного слова с однокоренным. Найти слово (сочетание слов), от которого оно образовано

  • Выявить морфему, с помощью которой оно образовано

  • Построить словообразовательную цепочку

  • Определить способ словообразования.

ЗАДАЧНИК – существительное имеет значение «сборник задач»

Однокоренные слова- ЗАДАЧА, ЗАДАНИЕ,  образовано от слова ЗАДАЧА

Слово образовано с помощью суффикса –НИК-

ДАТЬ    ДАЧА    ЗАДАЧА     ЗАДАЧНИК

Способ словообразования - СУФФИКСАЛЬНЫЙ

ПАМЯТКА № 3

СЛОВАРНО-ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

gramota.ru,  

slovari.yandex.ru

slovari.ru

mirslovarei.ru

dictionaries.rin.ru

www.vseslova.ru

www.slovopedia.ru

www.edic.ru

www.encyc.mir-x.ru

www.speakrus.ru/dict

www.sokr.ru



Предварительный просмотр:

                         Тест: Морфемика и словообразование

1. Морфемика - это...

   o  раздел науки о языке, изучающий звуки речи

   o  раздел науки о языке, изучающий части слова

   o  раздел науки о языке, изучающий средства и способы образования слов

   o  раздел науки о языке, изучающий части речи

2. Словообразование - это...

   o  раздел науки о языке, изучающий части речи

   o  раздел науки о языке, изучающий части слова

   o  раздел науки о языке, изучающий звуки речи

   o  раздел науки о языке, изучающий средства и способы образования слов

3. В каком ряду все слова однокоренные?

   o  заводь, половодье, обезвоженный

   o  водить, вода, водитель

   o  горе, горемыка, пригорок

   o  горький, гористый, горчить

4. В каком ряду все слова имеют нулевое окончание?

   o  поле, конь, дом

   o  думал, сестра, ложь

   o  медаль, вожатый, по-весеннему

   o  бор, спутник, березняк

5. В каком ряду все слова имеют два суффикса?

   o  беспримерный, рассмешил, искупаюсь

   o  продешевил, приказание, бедняжка

   o  несчастный, злость, рыжеватый

   o  ребяческим, подзаголовок, одиночный

6. В каком ряду все слова имеют приставку ПОД- ?

   o  подарок, подливка, подношение

   o  подвластный, подорожный, пододеяльник

   o  подолгу, подновить, подражатель

   o  подбородок, подкоп, подмостки

7. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

   o  росток, лесок, садик

   o  наращивание, стоп-кадр, отрядный

   o  рослый, отошел, бездонный

   o  растение, подрос, отрезал

8. В каком ряду все слова соответствуют схеме: приставка - корень - суффикс - окончание?

   o  растение

   o  драгоценный

   o  прабабушка

   o  срез

9. Каким способом образовано слово ВАГОНОВОЖАТЫЙ?

   o  Сложение начальной части слова с целым словом

   o  Сложение основ с помощью соединительных  гласных

   o  Сложение букв

   o  Сложение слов

10. В каком слове выделяются два окончания?

   o  генерал-майор

   o  лесоводство

   o  засветиться

   o  кое-где