Проект "Скоро в школу"

Ерекешева Роза Галихановна

проект "Скоро в школу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Скоро в школу42.15 КБ

Предварительный просмотр:

СКОРО В ШКОЛУ

проект в подготовительной группы «Ромашка»

на период 2018-2019 учебный год.

разработала: Ерекешева Роза Галихановна

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1. Паспорт проекта

2. Пояснительная записка

4. Этапы реализации проекта.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта.  «Скоро в школу»

Вид проекта: психолого-педагогический

Длительность. долгосрочный

Срок проведения: сентябрь - май

Участники. Дети подготовительной группы, родители, педагоги группы.

Реализация проекта «Скоро в школу» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

  • целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
  • научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
  • единства содержания форм и методов работы;
  • личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
  • сотрудничества детей, педагогов и родителей;
  • доступности;
  • системности и последовательности.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формировать представления  о школе и положительное  отношение к школьной жизни.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

          1. Знакомство детей со школой и профессией учителя;

          2. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения; 
         3. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;

4. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;

5. Создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры;

6. Разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров и т.д.;

7. Разработка плана деятельности по преемственности со школой.

           ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Благоприятное течение адаптационного школьного периода.
  • Формирование у детей мотивационной готовности к школе.
  • Повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе.
  • Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.

Реализация проекта «Скоро в школу мы пойдём» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

  • целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
  • научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
  • единства содержания форм и методов работы;
  • личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
  • сотрудничества детей, педагогов и родителей;
  • доступности;
  • системности и последовательности.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
  • Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
  • Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
  • Реализация различных форм систематической работы с родителями;
  • Развивающая среда ДОУ:

 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 

Игровая, продуктивная, музыкально-художественная, познавательная, конструктивная деятельность; рассматривание иллюстраций, книг; дидактические игры, беседы с детьми, решение проблемных игровых ситуаций, художественное творчество, экскурсии и др.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА:  

  •  Выставка творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».
  • Диагностический рисунок «Школа»
  • Диагностика детей в конце года.
  • Презентация проекта: «Скоро в школу» (отчёт о проделанной работе)
  • Праздник «До свидания детский сад»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа – это мастерская,

где формируется мысль

                                       подрастающего  поколения,

надо крепко держать её в руках,

если хочешь выпустить из рук будущее.

Анри Барбюс

 

Поступление в школу - серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребенок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники. А главное - определиться со школой, в которой он будет учиться.

Но при всем уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.

Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребенок должен забыть слово "хочу" ради слова "надо". В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Словом, у ребенка, поступающего в школу, больше причин для беспокойства, чем у родителей.

Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребенка. В качестве основных проблем, с которыми ему придется столкнуться в школе, можно выделить:

  • смену режима дня и питания;
  • смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду);
  • непривычно высокий уровень шума на перемене;
  • увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
  • смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
  • необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
  • необходимость организовать свое рабочее место за партой;
  • требования правильно реагировать на звонки с урока и на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию - необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
  • возможный неуспех в деятельности;
  • увеличение объема интеллектуальной нагрузки.

   

     Поступление в школу - качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.

Период адаптации к школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребенка пересмотра, а иногда и серьезной корректировки созданной им картины мира.

     Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Причем "оценка" и "пятерка" для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него все необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: "ты у нас отличником будешь", "у тебя появятся друзья", "учителя любят таких умненьких, как ты".

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:

  • неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности;
  • трудности в поиске друзей среди одноклассников;
  • расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т. д.

Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: "за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут", "ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать". Такие напутствия вряд ли воодушевят ребенка.

У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

В литературе по данной проблеме ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня  нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника.

     Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет все, если постарается.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Назва-ние

этапа

Содержание работы

Подготовительный этап

  • Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности.
  • Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.
  • Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
  • Сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов;
  • Диагностика детей в начале года;
  • Индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностической готовности детей к школе.

Основной этап

 

Познавательное развитие

  • Рассказ воспитателя «Дети пошли в школу».
  • Загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе.
  • Рассказ воспитателя «История возникновения школы».
  • Экскурсия к зданию школы.
  • Экскурсия библиотеку (выставка книг школьной тематики).
  • Интеллектуальная викторина «Играем - развиваемся».
  • Участие в межрегиональном турнире способностей «РостОК – UnikУм».
  • Дидактические игры: «Собери портфель для школы», «Чудесный мешочек», «Путаница», «Живая неделя», «Что лишнее», «Добавь букву», «Логические бусы», «Отгадай, где спрятано», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом» и т.д.
  • Настольно-печатные: «Морской бой», «Кто быстрее дойдёт до цели», «Игры с бисером», лото «Соберись в школу», «Составим цифры из счётных палочек», «Найди клад по карте», пазлы, мозаика.
  • Игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Колумбово яйцо»; шахматы, шашки.

 Речевое развитие

  • Беседы: «Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе», «Для чего нужно учиться», «Кто учит детей?», «Скоро мы пойдём в школу», «Как работает библиотекарь», «Что мы знаем о библиотеке».
  • Рассматривание картин, иллюстраций о школе прошлого.
  • «Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)
  • «Почему я хочу учиться в школе» (монологический рассказ)
  • Словесные игры: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой друг», «Четвёртый лишний», «Я знаю…», «Телеграф», «Слова-перевёртыши», «Кто летит (бежит, прыгает, идёт)», «Запомни слова», «Добавь букву» и т.д.
  • Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
  • Чтение художественной литературы: Н. Некрасов «Школьник», Л. Толстой « Филиппок», И. Лысцов « Как тетрадка родилась», А. Барков, Р. Сурьянинов « Откуда книга пришла», С. Маршак « Вчера и сегодня», М.А. Панфилова «Школа», А. Барто «Первоклассница», Л.Толстой «Рассказы из «Азбуки», Б. Заходер «Заболела эта книжка», Л.Барбас «Кому нужна пятёрка».

Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно – ролевые игры:«Детский сад», «Школа», «Магазин», «Школьные товары», «Библиотека»
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок».
  • Ремонт книг для малышей.
  • Беседа «Люди знакомые и незнакомые», «Безопасное поведение на улице», «Правила обращения с опасными предметами».
  • Дидактическая игры «Опасно – неопасно», «Кто лишний», «Кто из этих людей твои родственники», «Разложи картинки по порядку».
  • Ситуации ОБЖ «Я упал», «Один на улице», «Телефоны помощи».

Художественно-эстетическое развитие

  • Составление иллюстрированных книг для малышей «Книжки-малышки».
  • Оформление выставки детских рисунков «Что тебе понравилось в школе»
  • Рисование «Картинки для азбуки», «До свиданья, детский сад», «Школа», «Букет для учительницы». «Мой будущий портфель»
  • Лепка «Буквы», «Цифры», «Пенал»
  • Конструирование: «Моя школа» - строительный материал (по представлению), «Закладка для книги», тетради, учебники для игры в школу, формуляры.

Физическое развитие

  • Игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше дойдёт до середины»
  • Игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Мяч над головой» и т.д.
  • Беседа: «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьёзное дело»
  • Чтение «Я.Аким «Неумейка», С.Михалков «Я Сам». Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».
  • Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук.

Взаимодействие педагогов с семьёй

  • Ориентировка в пространстве: схема – маршрут «Я иду в школу» (совместно с родителями);
  • Родительское собрание: «Готовность детей к школе»
  • Тренинг «Мой будущий первоклашка»
  • Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу», « Какие стороны готовности к школе особенно важны», «Советы для родителей, дети которых готовятся к школе»
  • Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
  • Практикум для родителей «Первые школьные трудности: как с ними справится?»
  • Оформление памяток: «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников».

Заключительный этап

  • Выставка творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».
  • Диагностический рисунок «Школа»
  • Диагностика детей в конце года.
  • Презентация проекта: «Мы будущие школьники» (отчёт о проделанной работе)
  • Праздник «До свидания детский сад»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.; Дрофа,2001.

2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.,1972.

3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. «Вопросы психологии». 1995. №2

4. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л.Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание,1992.С.192.

5. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. «Начальная школа».2000. №1.

6.  Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей 6 – 7 лет к школьному обучению. Сюжетно-ролевые и развивающие игры. М.,1995.

7. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению: практическое пособие. М., 1996.

8. Идбина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. 1999.

9. Ляшко Т.В., Синицина Е.Н. Через игру к творчеству. Обнинск, 1994.

10. Особенности психического развития детей 6 – 7 – летнего возраста. Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.  М., 1988.