для учителей "Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития"

Обзор имеющихся программно-методических материалов обучения и воспитания детей задержкой психического развития

В общеобразовательной школе в условиях интегрированного обучения могут обучаться школьники с ЗПР по заключению ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) по программе начального общего образования специального (коррекционного) обучения VII вида. Данная программа рекомендована для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, имеющих потенциально сохранные возможности интеллектуального развития. Программа направлена на обеспечение коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

Образовательные программы специальных (коррекционных) классов VII вида разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

При организации обучения детей с ЗПР в общеобразовательной школе необходимо использовать программы и учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ:

× Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида «Начальные классы» (авторы Р. Д.Тригер, Н. А.Цыпина, С. Г.Шевченко, Г. М.Капустина и др.) изданы в 1996 году издательством «Просвещение» или традиционные, но адаптированные

× Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.

× Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко. – М.:Дрофа, 1998.

× Программа для подготовки к школе (науч. рук. С. Г. Шевчен­ко, сост. Л. А. Вохмянина). Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа. Коррекционно-развивающее обучение (М.: Дрофа, 2000).

Нормативный срок освоения программы от 4 до 5 лет.

В практике начального обучения детей с ЗПР реализуются два варианта программ.

Первый вариант (4 года обучения) предназначен для детей, которые приступили к обучению с 7-летнего возраста в условиях массовой школы, но не смогли усвоить знания и умения в требуемом объеме в период обучения в 1-м классе, и поэтому переведены в систему коррекционно-развивающего обучения во 2-м классе. Этот вариант обучения рассчитан на четыре учебных года — 2кл., 2 дополнительный класс, 3 и 4-е классы.

Второй вариант (5 лет обучения) предназначен для детей, у которых задержка психического развития выявлена в дошкольном возрасте, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в подготовительный класс (нормативный срок освоения - 5 лет).

Коррекционная направленность обучения достигается благодаря упрощению содержания образования, введению специальных предметов (ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение, коррекция), организации занятий по восполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтике новых и трудных тем. Особое место отводится организации охранительно-педагогического режима и коррекционного сопровождения обучения (коррекция речи, эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, поведения и т. д.).

Учебный процесс в специальных (коррекционных) классах VII вида регламентируется учебным планом, составленным на основе Примерного учебного плана общего образования детей с нарушениями психологического развития с учетом требований СанПиНа. Обучение в классах КРО обеспечивает оптимальные условия для детей, имеющих трудности в обучении, соответствует их возрастным и индивидуальным особенностям, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе обязательными являются диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.

При составлении календарно-тематического планирования в классе интегрированного обучения детей с ЗПР и «нормы» в начальной школе, учителю необходимо изучить коррекционные программы, составленные С. Г. Шевченко /16/ , А. А. Вохмяниной /15/.

В среднем звене при составлении календарно-тематического планирования рекомендуется использовать программы общеобразовательной школы, применяя материалы по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР V–IX классов, разработанными НИИ дефектологии /8/.

Учителю целесообразно составлять сводный календарно-тематический план по общеобразовательной и коррекционной программам. Возможно оформление плана в две колонки, например, в колонке слева разместить темы по общеобразовательной программе, а справа – особенности изучения темы для учеников с ЗПР.

При планировании для детей с ЗПР возможно изменение количества часов на прохождение темы, объема изучаемого материала с учетом уровня знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.

 

Рекомендации к организации работы

Работа педагогов в условиях, когда обучающийся по программе специального (коррекционного) обучения VII вида занимается в общеобразовательных классах, носит специфический характер. При организации интегрированного обучения оптимально включение одного – трех детей с ЗПР в общеобразовательный класс массовой школы. Необходимо принятие на уровне образовательного учреждения локального акта об организации работы в классах интегрированного обучения.

В учебных планах классов интегрированного обучения следует предусмотреть индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые выносятся за пределы максимальной нагрузки обучающихся.

Возможно включение в учебный план общеобразовательной школы время на проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий за счет часов обязательных занятий по выбору, факультативных групповых и индивидуальных занятий на основании БУПа 1998г. /Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ: Приказ МО и профессионального образования РФ от 09.02.98 № 322 // Вестник образования. – 1998. - №4/ /12/ или за счет часов компонента образовательного учреждения на основании БУПа 2004г. /Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования: Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 // Вестник образования. – 2005. - №13-14/ /13/.

Для коррекционной работы индивидуальные и групповые занятия должны быть предусмотрены в расписании уроков. В группы можно объединять по 3 – 4 ученика, у которых обнаружены аналогичные пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности.

Необходимым условием успешного интегрированного обучения учащихся с ЗПР является специальная курсовая подготовка учителей.

Оценка знаний учащихся с задержкой психического развития осуществляется в соответствии с программами обучения и с учетом особенностей ребенка. Тестирования и контрольные срезы знаний должны быть адаптированы под указанные программы.

Педагогическая диагностика развития ребенка включает в себя изучение заключения ПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, наблюдений за ребенком, проверки уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми, бесед с родителями с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы. Многие характерис­тики психической деятельности школьников особенно ярко проявляются именно в учебной деятельности.

 

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции

·   Намм Лариса Антониновна,  педагог-психолог

Разделы: Школьная психологическая служба


Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.

Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы: медико-биологические и социально-психологические причины. Вот они перед вами на экране.

Как уже было отмечено, под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.

Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Для детей с конституциональной задержкой характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия (доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем). Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время. Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия – безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

Психологическая помощь и коррекционная работа при ЗПР

В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся  начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза.

Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.

Существует множество мнений по поводу обучения детей с ЗПР. Еще Ян Амос Каменский говорил: «Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека».

Встает вопрос – где лучше обучать детей с ЗПР?

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

1. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей).
2. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей).
3. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей).
4. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей).
5. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи).
6. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
7. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении – задержкой психического развития)
8. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Дети и подростки с ЗПР  требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Несмотря на то, что в России сложилась разветвленная дифференцированная сеть специальных учреждений, большинство ученых и практиков признает, что в последние десятилетия перспективным направлением в разрешении проблемы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального и общего образования нашей страны становится социальная адаптация в условиях интеграции. Отечественные ученые создали учитывающую «российский фактор» концепцию интегрированного обучения и воспитания, которая опирается на несколько принципов:

– линия интеграции должна идти через раннюю коррекцию; 
– параллельно с общеобразовательным должен функционировать коррекционный блок;

Необходимо учитывать дифференцированные показания к интегрированному обучению. В рамках интеграции происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а нормально развивающиеся сверстники, попадая в полиморфную среду, воспринимают окружающий социальный мир в его многообразии, как единое сообщество, включающее и людей с проблемами.

К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.

В нашей школе на протяжении многих лет существуют классы коррекции. До 2009 года мы укомплектовывали их детьми, которые проживают в нашем поселке и близ лежавших окрестностях и территориально должны обучаться в нашей школе. С 2009 года КНО было принято решение направить в нашу школу детей из других ОУ и открыть в нашей школе дополнительные коррекционные классы. В 2009г. у нас открыто 4 коррекционных класса – 2б, 4б, 5б, 8б. В 2010г. классов коррекции уже 6. Это специальные (коррекционные) классы VII вида, они является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе в системе основного общего образования.

Коррекционные классы VII вида были созданы для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.

В классах коррекционного обучения нашей школы система работы направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Распорядок дня обучающихся в классах VII вида устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Работа данных классов организуется в одну смену по режиму продленного дня с организацией бесплатного двухразового питания и с дополнительным каникулярным временем в зимний период в начальных классах.

Наполняемость класса – 9-13 человек.

Преподавание ведется по образовательным программам массовых школ, адаптированным к конкретным классам (детям) и утвержденным методическим советом школы.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

·                     Активизация познавательной деятельности учащихся;

·                     Повышение уровня их умственного развития;

·                     Нормализация учебной деятельности;

·                     Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;

·                     Социально-трудовая адаптация.

Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

Этапы психолого-педагогического сопровождения:

1.                  Диагностика (подготовительная работа – формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, оказание методической помощи специалистам при выявлении детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексная диагностика ребенка). На этапе диагностики изучаются индивидуальные особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания путем наблюдения за ребенком в разных видах деятельности (на уроке и во внеклассных мероприятиях). Изучением занимается учитель, затем привлекает педагога-психолога (педагог-психолог ведет карту наблюдений). Особенности развития учащегося рассматриваются на школьном консилиуме. Направить или нет ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию, принимает решение консилиум. После комплексной диагностики на ПМПК ребенку ставится диагноз.

2.                  Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Педагог-психолог проводит консультирование родителей по вопросу дальнейшего обучения и более подробно разъясняет необходимость специального коррекционного обучения. Организовываются – беседы, анкетирование, День открытых дверей, проведение совместных детско-родительских праздников и др.

3.                  Консультирование педагогов. Оказывается методическая помощь педагогам, работающим в классах коррекции (подготовка пакета документов необходимых для работы с детьми данной категории, подготовка и представление рекомендаций учителям).

4.                  Коррекционно-развивающая работа. Этап обеспечения коррекции недостатков развития осуществляется педагогом-психологом совместно с учителем как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Организуется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и наблюдений за детьми. Для работы с детьми с задержкой психического развития составляется индивидуальный или групповой план работы.

5.                  Психологическое просвещение. Для создания условий преодоления проблем в развитии учащихся с ЗПР организуются и проводятся семинары, круглые столы и консультации для учителей классов коррекции. Постоянно обновляется информационный стенд педагога-психолога.

6.                  Проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута. На данном этапе проводится диагностика учащихся. Диагностика включает в себя: анализ усвоения программы по разным предметам (контрольное списывание, диктант, контрольная работа, пересказ текста и т.д.); изучение психо - эмоционального состояния детей в условиях школы – у каждого ребенка своя длительность адаптационного этапа, также как и степень тяжести его протекания. В среднем привыкание ребенка к школе или новому классному коллективу имеет продолжительность от 1,5-3 месяцев до 1-1,5 лет. Как скоро и как успешно ребенок приспособится к школьной жизни, во многом зависит от такта и выдержанности взрослых (педагогов и родителей).

Любая работа должна непременно проводится в системе.

Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики.

Нужно хорошо понимать, что любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правиль­ном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных и валидных психодиагностических методов (что само по себе, конечно, важно, но с чем может справиться педагог самостоятельно), но, главное, от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов. Л.С. Выготский подчеркивал, что «...в диагностике развития задача исследователя зак­лючается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития» (Л.С. Выготский, 1983, с. 302-303). Профессиональная квалификация позволяет практическому психологу грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании анализа этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка.

Крайне важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в классах коррекции и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.

Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физкультминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п. Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.

Ну и в заключении хочется отметить, что по окончании неполной средней школы выпускники классов коррекции, как правило, могут поступать в различные учебные заведения общего типа – на курсы, в ПТУ, в техникумы и др. Некоторые выбирают дальнейшее обучение уже в 10-м классе общеобразовательной школы и после этого продолжает дальнейшее обучение в колледжах и Вузах.

Используемая литература:

1.                  Буфетов, Д.В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием // Практическая психология и логопедия. – 2004. – №1. – С. 63-68.

2.                  Виноградова, О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2006. – №2. – С.53-54.

3.                  Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1. – С. 62 – 65.

4.                  Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.

5.                  Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л.В. – Москва: Академия, 2003. – 480с.

6.                  Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2003.

7.                  Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция./ Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.

Материалы с сайтов:

·                     http://www.genon.ru

·                     http://festival.1september.ru

·                     http://www.hr-portal.ru

·                     http://pedsovet.org

·                     http://www.kdcenter.ru