Классное руководство

Иванова Елена Евгеньевна

В этой папке находятся материалы для проведения классных часов, родительских собраний и все, что связано с классным руководством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание с участием детей «Шаги навстречу», 7 класс

Цель: предоставить возможность родителям и детям глубже узнать друг друга, настроиться на конструктивное взаимодействие.

Задачи:

  • Учиться понимать друг друга на вербальном и невербальном уровне;
  • Узнать и осознать на сколько хорошо мы друг друга знаем;
  • Развитие умения чувствовать группу и отдельных ее членов, доверять;
  • Развитие эмпатии и самосознания;
  • Раскрыть внутренние резервы для развития;

Формы работы: групповая с коллективным обсуждением, разыгрыванием игровых упражнений, требующих взаимодействия.

Оборудование:
- анкеты для детей и родителей;
- плакаты с пословицами;
Оформление. Высказывания.

«Любовью и уступками достигается все» Жан Поль

«Понимание – начало согласия» Спиноза

2.По центру доски большое сердце, в центре маленькое сердечко с надписью «7 Я»,  и  фотографии семей класса в полном составе. Вокру по всей доске следы, с обратной стороны с надписи шагов:

-взаимопонимание

-эмоциональный контакт

-безусловное принятие

-доверие

-взаимодействие

Этапы работы:

Введение.

Каждый из участников собрания получает бейджик в виде следа, на котором необходимо написать свое имя.

Исполнение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (дети с родителями).

Сегодня у нас с вами необычная встреча, на которой собрались все вместе родители, наши дети и  я классный руководитель для того, чтобы вместе попробовать сделать несколько шагов навстречу друг другу,  чтобы лучше понять, что каждый из нас чувствует, чем любит заниматься, чем гордиться и т.д.

В определенный возрастной период, мы на какое - то время, как нам кажется, начинаем хуже понимать друг друга. Родители находятся на одном полюсе, их повзрослевшие уже не дети, а подростки на другом (показ на стенде). И это расстояние, к сожалению, не уменьшается, а все увеличивается и увеличивается. Давайте сегодня попробуем сделать несколько шагов навстречу друг другу, ведь и одной и второй стороне, бесспорно, хочется, чтобы придя домой, в нем царил мир и гармония, чтобы это было то место, где тебя принимают таким, какой ты есть.

Таня С.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая это семья!”
                                              Лангер М.
Учитель: - Так чем же является семья для автора этого произведения?
(Высказывания детей и родителей.)
Валя С.  в роли журналиста:

- Скажите, пожалуйста, есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?

Сценка 1.

Действующие лица: мама, папа, дочь.

В комнате сидят мама, папа, дочь. Мама вяжет, папа читает газету, дочь учит историю.

Дочь: Папа, а как начинаются войны? (Папа откладывает газету).

Папа: Вот как, дочь моя. Предположим, Англия поссорилась с Америкой…

Мама (вмешивается): Англия не может поссориться с Америкой.

Папа: Да кто утверждает, что они поссорятся! Я просто хотел привести теоретический пример. (Отец рассердился)

Мама (повысив голос): Смешно! Да ведь ты втолковываешь дочери какие-то бредовые идеи!

Папа (повысив голос): Ничего бредового я ей не внушал!

Мама: Если она будет тебя слушать, так ничего толкового из нее не выйдет! (Мама рассердилась и кинула в мужа клубок).

Дочь (встает между ними): Спасибо, папа. Спасибо, мама. Теперь мне ясно, как начинаются войны.

 Стихотворение «СТРОГИЙ ОТЕЦ»

В.«Отец! Мы здесь живем в Крыму,

Покорны слову твоему,

Но мы хотим пойти туда…»

О.«Куда?»

Р.«На Карадаг встречать рассвет.

Пойдешь ты с нами?»

О.«Нет!»

В.К.«Отец! Ты видишь склоны гор.

Там хорошо разжечь костер,

Он будет сверху виден всем…»

О.«Зачем?»

В.С.«Отец! Отец! Ты обещал,

Что мы увидим перевал,

Ты говорил, что мы пойдем…»

О.«Потом!»

В.«Отец! Есть бухта за горой,

Такой на свете нет второй.

И нас в поход зовут друзья…»

О.«Нельзя!»

Р.«Отец! Отец! Скажи, когда

Ты нам ответишь словом «Да»,

И что нам делать, наконец,

Скажи, отец?»

О.«Вы дети! Вы должны меня

Не раздражать в теченье дня…

И понимать, в конце концов,

Что я похож на всех отцов».

В.К.«Отец! Ты прав, все это так,

Но мы идем на Карадаг

Твоим советам вопреки…»

О.«Да как вы смеете мальки?!

Я тоже многого хочу,

И в мыслях далеко лечу,

И часто слышал я в ответ

От папы моего лишь «не…»

А впрочем… Что-то понял я…»

ВСЕ:«Идем мы вместе, папа?» О.«Да!»

Учитель: Главное папа и дети поняли друг друга. А это так важно, когда мы можем понимать друг друга. И не только понимать, но и прощать. В  жизни, ребята, как в сказке, мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить и наш выбор характеризует нас самих.

 Упражнение «Письмо».

Очень часто в нашем стремительно развивающемся мире  мы не всегда находим время, чтобы подумать о себе, о своих близких.

Сейчас  вам предлагается написать небольшое послание, состоящие из 7  предложений, начинающихся с буквы «Я».

Все эти послания были  нами опущены в почтовый ящик, но к сожалению, мы их забыли подписать- не отметили на них ни адресата, ни автора письма.

Сейчас мы попробуем разобраться, кто же был автор письма- чей родитель его писал или чей подросток – поочередно происходит чтение писем, по которым подростки угадывают в них своих родителей, а те наоборот своих детей.

Итак, мы сейчас незаметно для себя сделали ПЕРВЫЙ ШАГ навстречу друг другу (переворачивается название первого шага). В этом нам помогло «Взаимопонимание».

Упражнение «Какие МЫ».

В предыдущем шаге, мы увидели какие мы разные, что иногда нам не хватает времени, чтобы лучше понять тех людей, которые рядом с нами.

Сейчас мы попробуем узнать, как мы видим друг друга.

Вопросы друг другу- «Какие у нас родители?»- детям- «Какие у нас дети? кто больше сможет назвать характеристик друг друга.

Вот мы и сделали 2-ой ШАГ по направлению  друг к другу, как оказалось очень интересные люди нас окружают!  В этом нам помог положительный настрой друг на друга или «Эмоциональный контакт» (-2-ой след).

«Счастье – это когда тебя понимают» - знаменитая фраза из фильма «Доживём до понедельника». А как часто понимаем мы, и понимают нас? Что испытывает человек, когда остаётся непонятым?

        Благодаря чему человек, особенно ребёнок, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической обстановки, в которой он живёт и растёт. Какая она?

Учитель: - Готовясь к сегодняшней встрече, мы провели анкету среди учащихся нашего класса. Подобную анкету мы бы хотели провести и среди родителей.
Анкета для детей
1. Кто глава вашей семьи?
2. Чем я радую своих родителей?
3. Чем огорчаю?
4. Считаешь ли ты своих родителей строгими, но справедливыми?
5. Что для тебя главное в семье?
6. Что бы ты хотел изменить в своей семье?


Анкета для родителей
1. Кто глава вашей семьи?
2. Чем вас радует ребёнок?
3. Чем огорчает?
4. Считаете ли вы себя строгими, но справедливыми родителями?
5. Что для вас главное в семье?
6. Чтобы вы хотели изменить в своей семье?


Решение педагогических задач.( дети решают пока родители отвечают на анкеты)

1. Галя и Петя жили на даче. По утрам они любили собирать грибы в маленькой рощице около участка. Однажды они увидели кем-то потерянные мужские часы и красный зонтик. Прибежали дети домой с находкой.

- Мама! Папа! – запыхавшись, кричали они. – Вот какие подарки мы нашли вам!

Учитель: Какие качества личности проявились у этих детей?

2. В летний лагерь к детям приехали родители и привезли гостинцы. В комнате, где жили 6 девочек, к 5-ти приехали из дома, а к одной нет. Вечером перед сном девочки ели разные сладости, а одна из них – взятый из столовой хлеб.

Учитель: Какие качества проявились у всех девочек?

3. Лида с Соней дружили. У Лиды тяжело заболел папа, и она очень переживала. Как-то девочки зашли к их сверстнице Оле. В разговоре Оля с Соней рассказывали страшные истории о кладбище.

Лида попросила Соню перестать, но та отмахнулась. Лида ушла, а ночью дома плакала, что у нее теперь нет подруги.

Учитель: Какие качества девочек проявились в этой ситуации?

Дети: В поведении человека проступают нравственные качества характера.

Учитель: Важно внимательно оглядываться вокруг себя. Ведь кругом люди. Им может быть очень неуютно и даже плохо от вашей черствости, равнодушия и невоспитанности.

Дети: Давайте будем внимательны друг к другу. Человек становится сильнее даже от маленькой победы над собой.

«Мое место в семье».

Родители высказываются поочередно об обязанностях детей в их семьях, о том, что чаще всего приводит к недовольству друг другом. Затем классный руководитель  знакомит родителей с тем, что написали в своих анкетах дети.

Предлагаем родителям и детям соотнести свои ответы на предлагаемые анкеты и проверить, совпали ли их мнения о сложившихся отношениях в семье.


Учитель: - Я думаю, каждому родителю приятно прочитать: “Я хочу, чтобы моя семья осталось такой, как она есть”; или “Моя семья самая лучшая, я её люблю”. А может некоторым родителям придется задуматься над высказываниями своих детей и что-то изменить в укладе своей семьи.

Валя С.  в роли журналиста:

- Получали ли вы в детстве двойки?

- Как к этому относились ваши родители?

Сценка

Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать.

Мама (рассматривает тетрадь, тыкает в нее пальцем, говорит визгливо-громко): Ты что, дурная совсем, не знаешь, как пишется это слово, у тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы писать!

Учитель: А как вы, уважаемые родители, поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам и пап. А пока ваши дети осваивают разные науки, учатся с желанием, давайте приложим все усилия, чтобы это желание у них не пропало!

Валя С.  в роли журналиста:

- Наказываете ли вы своих детей? За что и как?

Стих (читает Артем С.)

Папа вазу опрокинул,

Кто его накажет?

«Это к счастью, это к счастью!» -

Все семейство скажет.

Ну а если бы, к несчастью,

Это сделал я?!

«Ты разиня, ты растяпа» -

Скажут про меня.

Валя С.  в роли журналиста:

- Стоит ли поощрять ребенка за хорошую учебу? Как?

- Можете ли вы пообещать ребенку, исполнить его желание в обмен на хорошее поведение или учебу? Были ли у вас такие случаи?

Сценка (Данил С., Артем М.)

Действующие лица: сын, папа.

Папа: Если ты перейдешь в 8 класс, то я куплю тебе велосипед.

Уходят, потом возвращаются.

Папа: Ну, что перешел в 8 класс?

Сын: Перешел. А ты купил мне велосипед?

Папа: Извини, сын, я пошутил и не купил тебе велосипед.

Сын: Я тоже пошутил, я не перешел в 8  класс.

Реклама (музыка медленная ….)

Инсценируют мальчики.

Учителя хотят видеть нас такими… (руки сложили).

Мамы хотят видеть нас такими… (подметают).

Папы хотят видеть нас такими… (показывают мускулы).

Бабушки хотят видеть нас такими… (надувают щеки и гладят животы).

Девочки-одноклассницы хотят видеть нас такими… (опускаются на одно колено, одна рука на сердце, в другой цветок)

Мы такие, какие мы есть (плакат показывают)


Учитель:- Народная мудрость ярко отражает проблемы семьи и взаимоотношения с родителями. Предлагаю соединить половинки пословиц, прочитать и вдуматься в их мудрые суждения.

(Дети совместно с родителями соединяют половинки пословиц, записанные на доске, играет музыка)

сердце матери

родители детям


лучше солнца греет

счастья не найдёшь

лучше матери

обидишь отца-мать

плохо не скажут

друга не сыщешь

* Сердце матери лучше солнца греет.
* Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь.
* Лучше матери друга не сыщешь.
* Родители детям плохо не скажут.

Упражнение «Какие разные руки».

Давайте попробуем узнать, насколько мы внимательны друг к другу, насколько замечаем происходящие перемены не только внутренние, но и внешние. Подростки становятся в линию показывают взрослым свои ладони, по которым те должны угадать своего ребенка с закрытыми глазами.

Это упражнение нам помогло понять, что наши родители замечают все перемены происходящие в нас, внешние и внутренние, а нам было важно почувствовать внимание и принятие со стороны родителей. Таким образом, мы сделали следующий шаг навстречу друг другу- «Безусловное принятие»

 Упражнение «Тропа доверия».

2.«Номерки» Ведущий показывает игрокам номера (по количеству участников), изготовленные таким образом, что их можно зацепить сзади за воротник одежды (согнутая пополам полоска бумаги). Всем предлагается встать в круг. 

ВедущийСейчас я прикреплю номер каждому, но не по порядку. Ваша задача — как можно быстрее выстроиться от первого номера к последнему, при этом соблюдая важное условие — не произносить ничего вслух. Свой номер снимать и смотреть нельзя, показывать что-то на пальцах и другими способами тоже нельзя. Начали!

Итак, вы сами убедились в том, что как необходимо общение, построенное на доверии и четком «взаимодействии» для совместного итогового Шага навстречу.

5. Заключение.

Я  благодарю участников  сегодняшнего собрания за активное, конструктивное взаимодействие, желаю терпения, взаимопонимания, доверия на пути  НАВСТРЕЧУ друг другу.

- В заключение сегодняшнего разговора хотелось бы выразить надежду, что родительское собрания помогло нам всем ближе узнать друг друга, объединиться, сделать шаг навстречу друг друга. В качестве решения собрания каждая семья  получает памятку,  Кодекс истинного родителя. Пусть она помогает всем вам трудные минуты непонимания и отчаяния.

  • Если родители  требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
  • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они  не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
  • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его  проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в семье (пусть даже по мелочам).
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
  • Если родители хотят, чтобы ребенок  не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Памятка для детей

  1. Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.
  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесет им радость.
  3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
  4. Дарите  цветы маме, бабушке, сестренке, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
  5. И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

- Надеемся, что после сегодняшней встречи, вы по-другому взглянете друг на друга. Буду  рада, если отношения в вашей семье изменятся в лучшую сторону, а у кого-то они станут ещё лучше.
- Любите и понимайте друг друга!

     

Итог песня «Родительский дом».



Предварительный просмотр:

Ты и твоя будущая профессия.

Цель мероприятия:

- формирование положительного отношения к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

- расширить представление детей о различных профессиях;

- ознакомить с новыми профессиями;

- побудить к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

Оформление и техническое оснащение:

1. На доске – тема мероприятия:

    «Ты и твоя будущая профессия».

На диске: рубрики устного журнала: «В мире профессии», вопросы для тестирования; ключи к тестам; толкование новых слов.

2. Стенд «Много профессий, хороших и разных».

Ход мероприятия

1. Классный руководитель: Сегодняшний час общения мы начнем необычно, с шуточного теста с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов.        Должны быть обязательно использованы все три типа фигур. Качество рисунка не имеет значения.  Если нарисованы лишние элементы, их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время исполнения – 30 секунд.

(Дети рисуют фигурки)

     Подсчитайте количество треугольников. (Выполняется задание).

 - А теперь слушайте ключ  (на диске и интерактивной доске – ключ к тесту).

Классный руководитель читает:

6 – 8 треугольников: Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбирается в людях, работает с любой информацией.

5 треугольников: Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

4 треугольника: Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

3 треугольника: Рационален. Объективен. Легко переключается с одного вида деятельности на другой.

2 треугольника: Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

1 треугольник: Обладает богатым воображением. Любит изобретать, конструировать, рисовать.

- Почему я дала вам этот тест в начале урока?

- О чем мы будем говорить?

2. Слово классного руководителя. Интерактивная беседа «Профессия. Специальность. Должность».

     Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не три, как в сказке, а пятьдесят тысяч дорог. А может быть, и больше. Именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни.

     Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает судьбу. Так что же такое профессия?

Далее -  на интерактивной доске появляются 4 слова:

Профессия

Специальность

Должность

Квалификация

Классный руководитель: Все эти слова имеют отношение к профессиональной деятельности человека. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Следуют ответы детей).

     После ответов появляется на интерактивной доске толкование этих слов, приводятся примеры.

Классный руководитель: Мы же пока будем говорить только о профессии и о том, как ее выбрать. На свете много профессий,  все они важные и нужные. Но среди них есть самые нужные, самые востребованные, самые модные.

3. Работа в парах.

Задание. Если каких – то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи – вообще уходят в прошлое.

 Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Работаем в парах        .        

1 пара  будет составлять список «Самые модные профессии».

2 пара  - «Самые забытые профессии».

3 пара.  Профессии, которые всегда нужны.

4 пара  «Самые отважные профессии».

(Включается тихая музыка, дети обсуждают, составляют списки).

- Послушаем, что у вас получилось.

- Какие профессии можно добавить к списку?

Классный руководитель: Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.

4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

     Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

     Примерные ответы детей:

     - «Давят» родители.

     - Идут за модой.

     - Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

     - Выбирают «за компанию».

     - Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

     - Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

     - Подражают героям кино и телесериалов.

     - Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессий. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?

5. Слово учителя.

Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: a x b=S)? (Площадь классной комнаты.)

Далее: на диске и интерактивной доске 3 слова: хочу – могу – надо.

- А что получится, если сложить эти три слова? (Меняется запись: Хочу + могу + надо = правильный выбор профессии.

- Как объяснить эту формулу?

Хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

Могу – это все, что мне по силам, по способностям.

Надо – это все, что нужно для общества, страны.

 - Попробуйте сами сделать вывод.

(Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества (надо).

6. Работа в группах.

- Посмотрим, как работает формула осознанного выбора профессии.

На диске и экране – образец ответа:

     Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.

     Даются карточки с подобными заданиями на каждую группу. Ученики строят рассуждения по формуле.

1 карточка.  Каскадер, космонавт, водитель, летчик, спасатель, тракторист.

2карточка:  продавец, рекламный агент, менеджер.

3 карточка:  повар, кондитер, технолог, экономист.

     От каждой группы выступает один ученик.

Слово классного руководителя.

    - Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого надо разобраться в себе, указать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки. В этом нам поможет устный журнал.

- Сейчас проведем такую работу.

     На интерактивной доске – пять типов профессий:

1. Человек – природа.

2. Человек – техника.

3. Человек – человек.

4. Человек – знаковая система.

5. Человек – художественный образ.

И таблица

для подсчета результатов тестирования.

А

1 балл

Б

2 балла

В

3 балла

Устный журнал называется «Ты и твоя профессия». Рубрики журнала мы видим на доске (они же – на диске):

 1. Проблема. Лишние люди на рынке труда.

 2.Ликбез. Пять типов  профессий.

 3. Тест «Ты и твоя профессия».

 4. Лента новостей. Ярмарка профессий.

Классный руководитель:

- Открываем страницу 1. Лишние люди на рынке труда. Рубрику ведет  специалист по вопросам выбора профессий…(____________________).

   ( Один из учеников класса выступает с сообщением на данную тему.)

   -  Каждый год сотни тысяч  молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда много лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры, технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, рабочие разных специальностей. Их - то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема- учись и не прогуливай занятия. Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Почему же так получилось:  с одной стороны – острая нехватка специалистов, а с другой – безработица. Лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате – разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

Классный руководитель:- Отрываем рубрику «Ликбез». Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (__________). Она расскажет о разных типах профессий.

Выступающий:

     Говорят, что в мире существует  около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России насчитывается 5 больших групп, типов (на экране):

     1 группа: Человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, животновод, тракторист и др.). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

     2 группа: Человек техника. Это и летчики , и водители, токари, слесари, и другие профессии.

     3 группа: Человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

     4 группа: Человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки. Это бухгалтеры, ученые, лаборанты.

     5 группа: Человек – художественный образ. Этих людей отличает талант, художественная фантазия. Это музыканты, художники, актеры.

Классный руководитель: Мы сейчас  посмотрим, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не подходят.

     (Выдаются листочки для записи вариантов ответов: а, б, в.)

     Сам тест – на интерактивной доске (см. приложение).

Далее подчитываем баллы (ответы - на доске, см. приложение)

     - Этот тест – приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. Все решает желание человека, его воля, характер.

      В рубрике «Лента новостей» вас ждут заметки с Ярмарки профессий.

Ученик.  Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии, как секретарь – референт, программист, менеджер по продажам, системный администратор, бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. А в последнее время появились и новые профессии:

Аудитор – это специалист, который проверяет деятельность кампаний, оценивает их успешность и эффективность.

Бренд – менеджер – специалист, который придумывает образ продукта, бренд – и продвигает его в массы.

Маркетолог -  «знающий рынок», специалист, изучающий потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Мерчендайзер – следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Обходит магазины, дает советы по размещению товара, оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают  ни в одном учебном заведении.

(названия профессий – на доске)

Классный руководитель: И последняя рубрика- «Занимательные факты».

Ученик: Как вы думаете, чем занимается титестер?

Это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду он может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает исключительно тонким обонянием. Люди этой профессии не едят жареного, копченого, не употребляют специи и алкоголь, не курят, не пользуются парфюмерией. Боятся насморка. От них зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. Чай, который мы пьем, смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Они подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть особый аромат, улучшить вкус.

Второй ученик: Еще одна редкая профессия – постижёр. Это специалист по изготовлению париков, бород, усов.  Эта профессия связана с творчеством. Часто в театре постижёры - еще и гримеры, художники, создающие внешний образ героя. Профессия требует завидное терпение и усидчивость.  Но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу – бизнеса.

Заключительное слово классного руководителя.

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбрать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор в жизни.

     Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель: Что интересного, нового вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?

Приложение

   6 -8                                       Ярко выражено стремление к лидерству; хорошо

треугольников                  разбираются в людях, работают с информацией. Тип

                                             руководителя. Хорошие преподаватели.

  5                                             Ответственный исполнитель, хорошие

треугольников                   организаторские способности. До мелочей

                                               Продумывает свою деятельность.

  4                                              Разнообразие интересов и талантов. Склонность

треугольника                     к индивидуальной работе.

  3                                               Тип ученого. Рационален, объективен, легко

треугольника                     переключается с одного вида деятельности на

                                               другой.

  2    

треугольника                     Интерес к искусству и человеку. Тонко                 чувствует все новое и необычное.

  1    

треугольник                                              Изобретатель, конструктор, художник. Обладает  богатым воображением.

Тест  «Ты и твоя профессия».

1.Новогодняя ночь для вас – лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы бы предпочли:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправиться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей;

4. если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовали бы полную свободу;

б) занялись бы поиском выхода;

в) ощутили бы тоску и страх.

5. В свободное время вы любите:

а) читать, посещать библиотеку, зоопарк, лес,  ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься танцами, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, ходить с компанией в кино.

Профессия

Специальность

Должность

Квалификация

Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Могу быть парикмахером, швеёй. Сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.

Хочу – могу – надо =

Формула профессии:

Хочу + могу +надо = осознанный выбор профессии.

От 5 до 8 балов    - Люди малообщительные, стеснительные, замкнутые.

                                  Они не любят шумных компаний. Это значит, им не    

                                 подходят профессии, требующие общения. Зато они будут

                                 хорошо себя чувствовать в научной лаборатории,    

    в лесничестве. Им подойдет работа программиста,       слесаря, токаря, бухгалтера, оператора ЭВМ.

8 – 12 балов            Люди общительные, чувствуют себя прекрасно в любой

                                 компании. Не боятся новых знакомств, легко сходятся  

                                 с людьми. Могут находиться длительное время и

                                 без   общения. Таким подойдут любые профессии.

12 – 15 балов.        Не могут долго оставаться в одиночестве – в них слишком

                                 много энергии и силы. Таким людям подойдет профессия,

                                связанная с большим количеством людей: агента по

                                рекламе, продавца, учителя, тренера.



Предварительный просмотр:

Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Условия, необходимые для проведения огонька
1) Участники удобно устроены в кругу,
2) Наличие живого огня (обычно в центре круга)
3) Огонек готовиться ведущими (реже - в конце смены - лидерами группы)
4) Необходимый эмоциональный настрой
5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т.д.
6) Поддержание доброй атмосферы ( + правило свободного микрофона). Нужно избегать повышенного тона
7) Тема огонька актуальна для большинства участников
8) Возможно наличие своих традиций огонька

Виды:
1) Знакомства
2) Конфликтный
3) Адаптации
4) Анализа
5) Тематический

ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА

Рассказ-эстафета
Этап развития коллектива (при смене в 24 дня) - 1 т.е. 2-3-4 день
Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет.
Выговариваются сидящие в кругу по принципу: "все говорят, а чего бы и мне не сказать". Выговаривается вся группа.
Уровень отряда - любой

Пакет откровений
1 этап.
Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами.
Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.
Уровень отряда - любой

Музей любимых вещей
3-4 день смены.
Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке.
Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.
Уровень отряда - высокий.

Гороскоп
2-3 день смены.
Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д.
Уровень отряда -- низкий.

Фонарщик
3-4-5 день смены.
Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы.
Уровень отряда высокий.
Вариант: "Букет цветов". На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.

Памятный день.
2-3 день.
Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни.
Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ -- эстафета.
Уровень отряда -- любой.

ОГОНЬКИ - ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)

Письмо другу
2 этап (8-11 день).
Участники огонька устно "пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника).
Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.
Уровень отряда -- любой.

Я не понимаю
3 этап (20-22 день).
Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на "Я не понимаю, почему..?".
Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.
Уровень отряда -- средний, высокий.

Разговор в темноте
26-27 день.
Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии.
Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.
У/о средний.

Разговор с игрушкой
2 этап (8-10 день).
Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт.

Разговор с попутчиком
3 этап (20-22 день).
Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных.
У/о любой.

Ситуативный
(Электрический стул)
Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку).
Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.
У/о высокий

Круг молчания - 1
2 этап (10-16 день).
Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

Круг молчания - 2
Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

Наедине с собой
2-3 этап, ситуативно.
Говорящий выходит в круг к свече.
Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности.
У/о средний.

Разговор со свечой
Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, "скребущие душу", "крик души". Внимание акцентировано на проблеме в отряде.
Уровень отряда - средний.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например -- огонек о любви и дружбе..

ОГОНЬКИ АНАЛИЗА

Огонек оргпериода
2 этап (7-8 день).
Ответ на вопрос "Что получилось?". По форме проведения может быть конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и построения дальнейшей жизни.
У/О любой.

Цепочка 2 этап.
Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.
Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения.
У/о слабый, средний.

Машина времени
2-3 этап.
Игра -- отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.
У/о любой.

Отряд для меня
Финал смены.
Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

Свечка (анализ дня)
а) 1 этап.
Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу.
Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.
в) 2 этап.
Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.
с) 3 этап.
Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.
У/о средний, высокий.

ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ

Позиция
Конец 3-го этапа.
Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его критическое конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в социуме "большой земли" не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере.
У/о любой.

Живой уголек
Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д. -- "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и "Живой уголек" передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.
У/о любой.

Расскажи мне о себе
Финальный огонек.
О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона.
Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.
У/о любой.

"Я как в зеркала смотрюсь в людей..."
Финальный огонек.
Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге.
Уровень отряда -- только высокий.

Тематический огонек "Есть ли похожие люди?".

Цель: разрешение или предупреждение конфликта какого-либо рода.

Ход огонька: звучат песни под гитару. Вожатый задает вопрос: "Есть ли похожие люди?". Вопрос обсуждается при соблюдении всех законов огонька. Затем вожатый каждому выдает лист бумаги.

- ребята, сейчас я попрошу вас проделать над листочком некоторые операции. Главное условие: все нужно делать в идеальной тишине и с закрытыми глазами. Согните лист пополам, затем оторвите правый верхний угол:(проделать эту операцию 4 раза).

После этого дети открывают глаза, разворачивают листочки и смотрят, что получилось.

- Люди могут походить в чем-то друг на друга, могут быть кардинально разными, могут чем-то отличаться. Даже близнецы, внешне похожие друг на друга как две капли воды, всегда имеют разный характер, чаще противоположный. То есть, нет абсолютно одинаковых людей, каждый человек индивидуален, неповторим. И каждый человек, каким бы он ни был, заслуживает доброго отношения, понимания, уважения, любви. Чувствуете ли вы такое отношение от каждого в отряде? А как сами относитесь к другим? (вопросы для размышления)

- Закончите предложения:

Сегодняшний день - это:

Мое настроение сегодня:

Я хотел бы, чтобы завтра:

Опираясь на высказывания детей, вожатый подводит итог дня.

- Попрощаемся как на Адаманских островах в Тихом океане.

Положите правую ладошку под ладошку соседа справа; а левую - на ладошку соседа слева. И с самыми добрыми и светлыми пожеланиями, с самой положительной энергией дуем на ладошку соседа справа.

- Свечку задует:(ребенок, который чем-то выделился или авторитет которого нужно повысить)

Прощальный «огонёк» 

Прощальный «огонёк» проводится исключительно инструкторами.

На этом последнем отрядном «огоньке» должно быть:

- деловитый тон - проводится анализ пройденного пути, небольшого отрезка жизни каждого, оптимизм, минимальное количество грусти и слёз;

- высказывания о каждом члене отряда, пожелания в его адрес;

- вожатые обязательно должны сказать «спасибо» участникам смены, провести вручение сувениров на память;

- достаточно времени для оценки пройденного этапа и прощального слова каждого участника смены.


Формы проведения прощальных «огоньков» различны:

  1. «Расскажи мне обо мне». Каждый участник по мере наступления его очереди просит двух человек высказать их мнение о себе.
  2. «Кинолента». «Просматривая» киноленту пройденного этапа, каждый рассказывает о самых важных, самых запомнившихся, самых значимых моментах.
  3. «Паутинка». Для этого понадобится катушка любых ниток. Начинает говорить тот, у кого в руках находятся нитки. Выступающий говорит «спасибо» из присутствующих на «огоньке», кому считает нужным. Во время своего монолога он наматывает нитку на свои палец, затем, не отрывая нитки, передает катушку тому, о ком говорил. Таким образом, внутри круга получается своеобразная паутинка. В конце «огонька», когда выскажутся все участники, по команде вожатого каждый тянет нитки на себя, в результате чего они должны разорваться. Получившийся отрезок оборачивается вокруг запястья и при завязывании узелка, загадывается желание.
  4. «Последние слова». При проведении в этой форме каждый имеет возможность сказать то, что осталось не высказанным за смену.


Две типичные прощальные свечи:

Паутинка 

Все садятся в круг. У вожатого в руках катушка ниток. Он объясняет суть свечки. А суть такова: получив ниточку дите может высказать благодарность(можно что-нибудь другое: меня удивил...), извиниться или просто сказать что-то хорошее кому-то в отряде. Но только кому-то одному. При этом чуть-чуть намотав нитку на палец дите передает катушку ему. И т.д. Имеет смысл сказать, что в первую очередь надо передавать нитку тем у кого её пока нет. Таким образом, когда нитка побывает у каждого по 3-4 раза и все уже выскажут почти всё, что хотели (в конце можно устроить круговую передачу во время которой можно договорить всё) свечка завершается. В оригинале предлагается приподнять получившуюся паутину. Что-нибудь сказать о невидимых нитях связывающих нас. А потом по сильнее дёрнуть. И предложить кусочек ниточек на память ...

Но ощущение при дёрганье не слишком приятные и желательно бы пережигать нити свечкой.

Три свечи 

Все рассаживаются по имеющемуся помещению максимально далеко друг от друга. Предварительно, конечно объяснив правила этой свечки. 3 людям даются свечи. Они могут(должны) подойти к разным людям, присесть рядом и сказать примерно в том же направление, что и в предыдущей свече(Паутинке). Но в отличие от предыдущего случая этого никто не слышит. Потом те к кому они подсели берут свечи и идут к следующим, а первые факельщики садятся на их места. У этой свече момент окончания вам придётся находить интуитивно, а об чём на нём говорить думаю вам подскажет ситуация. Если отряд большой, то кол-во свечей можно увеличить.

В обеих свечах кроме прочего вожатый должен(?) отслеживать отвержанных детей и говорить им приятные вещи.

Расскажи мне обо мне 

Очень часто практикуемое средство рефлексии смены. Пришло от коммунаров, применяется в Орленке и многих других лагерях. Все сидят в кругу (как правило, в центре свявят свечу и гасят свет). Каждый член отряда выбирает трех (2-х, 5-ть) человек, чье мнение о себе он хотел бы услышать. Причем это мнение может быть, как положительным, так и отрицательным (но в качестве пожеланий, а не оскорблений). Как правило дети выбирают в том числе вожатых - здесь есть прекрасная возможность показать, что такое хорошее, не оскорбительное высказывание и по поводов плюсов и по поводу минусов человека. Если еще кроме трех хочет сказать, то ему тоже дают слово. Не рекомендую увеличивать количество говорящих больше трех - иначе эта свечка может идти до 5-6 часов. (На 12 человек при условии трех говорящих свечка идет 2 часа.)

Конверт откровений 

В конверт помещаются вопросы или незаконченные высказывания. Конверт передается по кругу, каждый достает один листок и отвечает или оканчивает фразу. Ответ на вопрос или окончание фразы - только начало диалога, потом поднятый вопрос обсуждается. Соответственно, в конце смены вопросы должны касаться взаимоотношений внутри отряда, итогов смены, типа "В этой смене мне не хватало...", "Настоящая дружба не может возникнуть за месяц" и так далее. Эту форму можно использовать и внутри смены, как одну из форм диспутов.

Огонёк «Я никогда не…»

Задача: Предложить детям подумать на тему «Чего ты никогда не делал (пробовал, бывал, ел) в жизни, но хотел бы этого.

Предлагаемый период смены: Организационный, основной, заключительный период смены.

Необходимый реквизит: свечка, символ огонька.

Как правило, знакомясь друг с другом, что-то рассказывая о себе, мы говорим, чем занимаемся, где бывали, что любим. Форма предложенного огонька, на первый взгляд, прямо противоположная, потому что каждый человек, у которого в руках символ огонька, начинает говорить с фразы «Я никогда не…», далее продолжает то, что он никогда не делал. Например, «Я никогда не был за границей». Ведущий – вожатый, спрашивает, кто в отличие от высказавшегося человека был за границей. Те, кто были за границей, поднимают руку. Человек, у которого в руках символ огонька (тот, кто никогда не был за границей) передаёт символ любому поднявшему руку. Для того, чтобы «поделиться опытом, впечатлениями».

Таким образом, мы узнаём не только то, чего кто-то не делал, а и то, что кто-то в отличие от первого делал.

Далее высказываться начинает человек, кто сидит рядом с первым высказавшемся. Если дети затрудняются и не знают, что сказать, вожатый может помочь, натолкнуть на какую-либо мысль.

Главное, ребятам называть то, что никогда не делали, но очень хотели бы. Например:

- Я никогда не водила машину.

- Я никогда не был на море.

- Я никогда не летал на самолёте.

- Я никогда не прыгал с парашютом.

- Я никогда не ел лягушек.

- Я никогда не выступал на сцене.

- Я никогда не встречал новый год в тёплых странах.

- Я никогда не ссорился с родителями.

Задача вожатого с заинтересованностью и вниманием отнестись к тому, что ребёнок никогда не делал, а так же особенное внимание к тем, кто напротив, это делал. Эта интересная, необычная форма знакомства, или узнавания чего-то нового о человеке, может пригодиться как повод для разговора, общения и в другое время

Огонёк «Паутинка»

Задача: Проследить взаимосвязь, общение друг с другом, убедиться, что отношения в коллективе переплетены, как паутинка.

Предлагаемый период смены: основной, заключительный период смены.

Необходимый реквизит: свечка, клубок шерстяных ниток.

Ребята садятся по кругу. У вожатого в руках клубок шерстяных ниток. Этот клубок он отдаёт любому человеку, фиксируя конец клубочка у себя в руках. Клубок передаётся не просто так, а с определёнными словами благодарности этому человеку. Чем человек стал дорог тому, кто его передаёт. Например, «Светлана, я хочу передать тебе этот клубочек, потому что ты сегодня (или на протяжении всей смены) была очень внимательна ко мне, приветлива и доброжелательна. Спасибо тебе за слова поддержки, я рада, что познакомилась с тобой, надеюсь, что мы будем переписываться и обязательно еще встретимся».

Далее, человек, у которого в руках клубок, фиксирует у себя нитку и передаёт его дальше так же со словами благодарности.

Таким образом, необходимо, чтобы клубок ниток побывал в руках у каждого человека из отряда. В конце получается самая настоящая паутинка. В конце огонька итог подводит вожатый, говоря тёплые, приятные слова благодарности всему отряду. «Ребята, вы у меня самый замечательный отряд, вы все разные, уникальные, неповторимые, дружные, активные. Я счастлив, что именно вы попали в этот отряд. Я очень надеюсь на то, что мы обязательно встретимся в этом удивительном лагере всем отрядом».

На прощание можно отрезать кусочек нитки и завязать его на руке. Но, главное, чтобы ниточку завязал человек себе не сам, а попросил того, кто передавал ему клубок, а во-вторых, когда ниточку завязывают, нужно загадать желание, которое обязательно исполнится тогда, когда ниточка порвётся (специально рвать ниточку ни в коем случае нельзя). Если огонёк проходит в середине смены, вожатому нужно сказать, чтобы дети больше общались друг с другом и получали удовольствие от этого общения.

Самая Маленькая из Звезд

Цель. Огонек дает возможность задуматься о смыслах жизни, о вечных ценностях, о важности каждого момента, а так же дает понимание того, что не все в этом мире можно купить.

Реквизит. Звезды по количеству участников, расположенные вокруг отрядной свечи, и одна большая звезда.

Ход. 

  1. Вожатый рассказывает сказку Евгения Клюева «Самая Маленькая из Звезд».
  2. После этого проходит небольшое обсуждение услышанного. Вожатый при необходимости задает наводящие вопросы.

Вопросы для обсуждения.

  • Что символизирует Самая-Маленькая-из-Звезд?
  • Есть ли смысл так долго ждать чего-то неизвестно чего, верить непонятно во что, рискуя при этом еще большим даром – своей жизнью? (Провокационный вопрос).
  • Есть ли у вас свои звезды? В продолжение ответов: «Мы дарим вам эти звездочки….».
  1. Далее дети по очереди берут маленькие звезды, при этом говорят, что эта звездочка для них значит сегодня.
  2. В конце смены, на последнем огоньке, эти же звезды дети дарят друг другу.

Сказка

Этим летом с неба всё сыпались и сыпались звёзды. Впервые Бельчонок увидел падающую звезду сквозь сон: он на минутку открыл глаза, когда в ветвях дальнего дерева мелькнул огонёк. И всю ночь Бельчонку снились светлые сны.

— Мама, — спросил он наутро,— что это светилось ночью?

— Звёзды падали, мальчик, всю ночь падали звёзды...

— А почему они падают?

— Они созревают. Созревают, как те орешки, которые мы с тобой собираем каждый день. Орешки ведь созревают летом.

Бельчонок задумался.

— А они съедобные — эти звёзды?

— Нет, — засмеялась Мама, — несъедобные.

— Для чего же они тогда?

— Для красоты!

Для красоты...

Между тем лето подходило к концу. И в самом конце лета вдруг куда-то исчезла Мама. Бельчонок искал её много дней, но Тётушка Белка сказала, что теперь он будет жить один, потому что его Маму унёс ветер. Бельчонок заплакал: он знал, что ветер уносит навсегда... Всю ночь он смотрел на небо, а посередине ночи так глубоко вздохнул, что с неба сорвалась звезда и начала падать: наверное, эта звезда созрела. Бельчонок высунулся из дупла и следил за полётом звезды. Она летела долго и пропала где-то за деревьями.

«Вот если бы одна звезда — пусть даже самая маленькая из звёзд! — когда созреет, упала в наш лес — подумал тогда Бельчонок. — Я обязательно бы разыскал её и принес в дупло. И была бы в дупле Красота». Бельчонок внимательно осмотрел всё небо. И далеко-далеко в небе увидел он её, Самую-Маленькую-из-Звёзд. Она была нежна.

— Пожалуйста, упадите в наш лес! — тихонько попросил Бельчонок, и ему показалось, что Самая-Маленькая-из-Звёзд улыбнулась, а значит, согласилась. Бельчонок до утра не спускал с неё глаз: он боялся, что Самая-Маленькая-из-Звёзд упадёт незаметно — и он не успеет проследить, куда. А ведь найти такую крошку в таком огромном лесу — дело нешуточное! Настало утро, и звёзды погасли. Вместе со всеми погасла и Самая-Маленькая-из-Звёзд.

— Ничего, — утешал себя Бельчонок. — Может быть, она упадёт завтра. Наверное, пока ещё не созрела.

Самая-Маленькая-из-Звёзд не упала ни на вторую, ни на третью ночь. Не упала она и на тридцатую ночь. А между тем в лес пришла Осень. К её приходу Бельчонок очень подрос, но никто не заметил этого: все подрастали вместе с ним — и для старых Белок он продолжал оставаться Бельчонком.

Днями Бельчонок спал, а ночам караулил свою Самую-Маленькую-из-Звёзд, чтобы она, чего доброго, не созрела без него и не упала в лес незамеченной: как он тогда сможет найти её?

Однажды в дупло к Бельчонку заглянула Тётушка Белка и, увидев, что он спит днём, страшно рассердилась. В самом деле: давно пора начинать сбор грибов и орехов, потому что зима обещает быть холодной! До сна ли тут? Но после ухода Тётушки Белки Бельчонок опять заснул: он берёг силы, чтобы по ночам сторожить Самую-Маленькую-из-3вёзд.

Дни становились всё короче, потому белки носили и носили в дупла грибы и орехи. Только нашего Бельчонка не было среди них — и тогда все решили, что это самый ленивый и глупый! Бельчонок на свете.

...вот. и наступила зима. Сидеть в холодном дупле и стеречь Самую-Маленькую-из-Звёзд становилось всё труднее. В конце концов, истощились запасы орешков, сделанные ещё Мамой Бельчонка. А когда случился Самый Страшный Мороз, Бельчонка и вовсе оставили силы.

— Ну, что ж, — подумал он тогда, разгрызая последний орешек. — Самая-Маленькая-из-Звёзд всё ещё не созрела. Я скоро замерзну — и меня унесёт ветер. Так я никогда и не узнаю, куда упала моя звезда...

Подумав о Маме, которую унёс ветер, он вздохнул так глубоко, что Самая-Маленькая-из-Звёзд качнулась далеко-далеко в небе и — полетела вниз.

Она упала прямо в дупло к Бельчонку — там стало тепло, Бельчонок согрелся и уснул крепким сном. А когда проснулся, нашёл рядом с собой всё ещё горячий кристаллик, горевший ярким светом. Бельчонок сразу узнал Самую-Маленькую-из-Звёзд.

— Здравствуйте, — сказал он. — Наконец-то я дождался Вас!

И, подняв над головой Самую-Маленькую-из-Звёзд, Бельчонок выпрыгнул из дупла...

На земле начиналась весна. Растрёпанная Ворона подлетела к Бельчонку и, взглянув на его звезду, сказала:

— Отдай её мне!

Но Бельчонок только молча прижал Самую-Маленькую-из-Звёзд к груди и покачал головой.

— Да для чего она тебе? Удивилась растрепанная Ворона.

— Для красоты, - ответил Бельчонок.       Евгений Клюев