Работа со слабоуспевающими учениками на уроке немецкого языка.

Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.

Можно выделить следующие типы неуспеваемости учеников:

1)Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению («хочет, но не может»).

2)Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению («может, но не хочет»).

3)Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению («не хочет и не может»). Итак, особенности неуспевающих учащихся: 1) низкий уровень знаний, как следствие этого, 2) низкий уровень интеллектуального развития, 3) отсутствие познавательного интереса,

4) не сформированы элементарные организационные навыки,

5) учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения,

6) нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника дети, в основном, из асоциальных семей,

7) отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся,

8) частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к -отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_slab._uch-sya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со слабоуспевающими  учениками  

на уроке немецкого языка.

Учитель немецкого языка МБОУ лицей с. Хлевное:

   Алпатова Т.С.

    Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.

    Ученые выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К числу внешних причин в первую очередь они относят причины социального плана, а именно, снижение ценности образования в обществе, а также несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, пробелы в знаниях, отрицательное влияние семьи и т.д.)

 А вот одной из главных внутренних причин неуспеваемости являются дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благополучия семей. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. К внутренним причинам относятся и такие, как низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации учения и слабое развитие волевой сферы. На последнюю у нас как-то не принято обращать особого внимания, а между тем именно воля и усидчивость играют важную роль в учебной деятельности.

Можно выделить следующие типы неуспеваемости учеников:

1)Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению («хочет, но не может»).

2)Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению («может, но не хочет»).

3)Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению («не хочет и не может»).

Итак, особенности неуспевающих учащихся:

1) низкий уровень знаний, как следствие этого,

2) низкий уровень интеллектуального развития,

3) отсутствие познавательного интереса,

4) не сформированы элементарные организационные навыки,

5) учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения,

6) нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника дети, в основном, из асоциальных семей,

7) отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся,

8) частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к -отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Иностранный язык - это предмет, который требует в первую очередь хорошо развитую память и хорошо развитую волевую сферу. Опыт работы показал, что на начальной стадии изучения иностранного языка, неуспевающих, учащихся не бывает, т.к весь материал строится на устном опережении, т.е все выражения и структуры отрабатываются при многократном повторении в устной речи в форме беседы, заучивания лексики и структур в стихах и песнях. Трудности возникают тогда, когда учащиеся должны приложить усилия для частичного закрепления учебного материала дома. Кратковременная память или нежелание отдельных учеников заучивать лексику приводит к тому, что из-за незнания в первую очередь слов ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и т.д.

 В этом году я работаю в 8б, 9бв, 10, 11 классах. И хочу выделить особенно слабых учеников по предмету немецкий язык. Итак,

8б класс  Белалов Максим, Захаров Даниил

9б класс Черных Владислав, Неплюев Кирилл

9в класс Чучко Дмитрий, Герц Петерс, Рослякова Инга

Наверное,  нет смысла давать характеристику этим ученикам, потому что  все учителя, работающие в этих классах, хорошо знают эти имена. И все испытывают трудность в обучении этих учеников. Но все же, как учитель я должна развивать их интерес к немецкому языку, стимулировать  успешность, воспитывать толерантность, умение слушать и слышать друг друга. В своем выступлении хочу поделиться приемами работы со слабоуспевающими  учениками, методами  повышения  мотивации  к урокам немецкого языка.

Все это красивые слова, но как же сделать так, чтобы Чучко Дима читал по- немецки, а Белалов Максим научился переводить тексты и пользоваться словарем, ну а Черных Владислав наконец-то проснулся на уроке и проявил интерес хоть к какому - то заданию? Учителя иностранного языка, бесспорно, находятся в лучшей ситуации, чем учителя русского языка и математики, например. Во-первых, мы работаем только с группой учеников и,  во-вторых, у нас большое поле деятельности для творческой работы. На наших уроках можно найти интересное задание для каждого ученика.

В  моем  кабинете  созданы все условия для проведения интересных уроков, которыми можно заинтересовать даже этих слабоуспевающих или точнее сказать неуспевающих учеников. Это  и  технические средства  обучения: диапроектор, ноутбук, компьютер, интерактивная доска, магнитофон, очень  удобные аудиозаписи по всем  классам, а также  комплект словарей  для  перевода  текстов, игрушки, очень  богатый  раздаточный  материал, карта  Германии, плакаты  и  предметные картинки.

Для работы со слабоуспевающими учениками необходим дифференцированный  подход к обучению, который  предусматривает использование  соответствующих  дидактических  материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек - заданий, определяющих условие предлагаемого задания.

В первую очередь провожу игры соревнования на знание тематических слов. Эффективна игра в мяч, которая проводится в оптимальном темпе и помогает учащимся в закреплении слов. При многократном повторении ученики довольно быстро их запоминают. Проработав в школе много лет, я пришла к выводу, что Учитель должен:

  • Знать психическое развитие ребёнка: восприятие, память, внимание
  • Стремиться понять и принять каждого ребенка.
  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
  • Проявлять:

Разумную требовательность

Неиссякаемое терпение

Справедливую строгость

Веру в возможность ученика

  • Уметь вставать на позиции ученика
  • НЕТ насмешливому тону!
  • Уметь вести непринужденный диалог

На своих уроках я практикую наверное и запрещенные приемы, когда все ученики переводят текст, например, а Чучко, Герц и Рослякова просто переписывают его на немецком языке и получают за это свою «тройку». Я уверена в том, что ученики должны получать посильные задания. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины.

Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчен его неудачами. Зная, что некоторые ученики охотно работают на компьютере и разбираются в нем, прошу сделать презентацию, особенно к таким темам как субкультуры, спорт, экология.

       Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха.  Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные  успехи, чаще обращать внимание коллектива учащихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовали своё движение вперёд. А за что же можно похвалить наших перечисленных учеников? И тут приходят на помощь творческие задания, благо на наших уроках они уместны. Перед католическим рождеством и Новым годом проводится  конкурс поздравлений  на  немецком  языке, конкурс стенгазет, страноведческие игры и многое,  многое  другое.

Эти слабые ученики составляют кроссворды  на  изученную  лексику,  это и одежда, и внешность  человека, виды спорта и  книги, домашние  животные, школьные предметы  и  многое  другое. Эти  кроссворды  помогают  мне  организовывать индивидуальные  задания,  соблюдать  дифференцированный  подход  в  обучении  немецкому  языку. Ученики  охотно делают  поделки  и  рисунки по  теме «Времена  года». Макеты  часов и  сувениры  к   пасхе, красочно оформляют свое расписание уроков на немецком языке. В моем кабинете находится очень богатый материал творческих работ, который я начала фотографировать и отправлять в архив в компьютер. Ученики знают, что когда они заканчивают  9 классы или 11, то они могут посмотреть на свои разнообразные работы, вспомнить, посмеяться, этому посвящены последние уроки и все их ждут с нетерпением!

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И мы должны им в этом помочь!