Для родителей

Чурикова-Любимова Татьяна

Проблемы социальной адаптации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями развития (ОВЗ).

В современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с ОВЗ приобретают особую актуальность. Формирование социальной адаптации таких детей должно начинаться еще с дошкольного возраста.

Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определённое воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причём часто их воздействие носит отрицательный характер. Условия, в которых организм человека может функционировать, весьма ограничены.

Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек – среда».Адаптация человека осуществляется за счёт сложных механизмов физиологической, психологической и социальной адаптации.

Прогноз развития и социальной адаптации  детей с ОВЗ в большей степени зависит от системы воспитания и обучения, а также от степени заболевание.При правильно организованном психолого-педагогическом воздействии в условиях образовательных учреждений отмечают положительную динамику в развитии детей.Система этих воздействий благоприятно влияет на адаптацию детей к процессу воспитания и обучения в условиях ДОУ.

Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

Для наших детей значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к жизни людей, к стилю жизни в обществе, для адаптации в микросоциальной среде.Основной задачей обучения навыкам является целенаправленная подготовка к жизни, снижению уровня опеки со стороны родителей, для формирования максимального уровня самостоятельности.

Необходимым условием является создание атмосферы доброжелательного общения, совместная с Родителями деятельность, соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность ребёнка, пресекается возможная Агрессия.

Самообслуживание и социальные навыки отрабатываются исключительно в естественно возникающих ситуациях и в подходящее для этого время.Ведь в работе с ребёнком нужно придерживаться единой тактики всем, кто его окружает, поэтому следует подключать к занятиям всех членов семьи.Могут возникнуть особые проблемы, если ребёнок может, но не хочет. Дети с большим вниманием относятся к тому, что для них является более новым, сложным, чем то, к чему они привыкли.Заранее должен программироваться успех, похвала, то есть задания подбираются, которые им нравятся.Прежде чем учить его, необходимо учить концентрировать внимание.Именно зрительный контакт означает, что ребёнок сосредоточил внимание. Ребёнок следует взглядом за направлением взгляда взрослого или за жестом его указательного пальца, или может бросать взгляд на взрослого, как бы проверяя, смотрит ли он на тот же предмет.Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость наших детей от окружающих, «работает» на укрепление их Уверенности в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно - практических навыков должно быть особо значимым.

У детей возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков: гигиена тела, пользование туалетом, приём пищи, правильное обращение с продуктами питания, их элементарной обработки, одевание и раздевание, обувание и снятие обуви, уход за одеждой и обувью, поддержка в помещении порядка, уборка за собой игрушек, уход за домашними животными.

Формируя у ребёнка социальные навыки и умения,

необходимо добиваться его положительного отношения к их освоению.Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения.

Для наших детей нужно создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную. Нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.

Нужно учить адекватно вести себя дома и в общественных местах, учить выполнять правила поведения на улице, учить критически относиться к своим поступкам, учить организованности и выдержке, подавляя желание «Я хочу!» отвлечением и убеждением или игнорированием его требований.

Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий: более раннее начало коррекционной работы; благоприятная семейная обстановка и тесная связь дошкольного учреждения с семьёй. Воспитание ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности.              Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и даже в меру своих сил помощником родителей. В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, - любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий.

Если в вашей семье ребёнок с ОВЗ.

Как быть, если в семье родился ребёнок с ограниченными возможностями? Главное – принятие ребёнка таким, каков он есть, и установление с ним отношений любви и доверия.

«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому, что именно его не хватало миру».

В развитии ребёнка с ОВЗ семья играет не просто важную, а первостепенную и уникальную роль. Только подлинная любовь к ребёнку близких ему людей, спокойная атмосфера в семье, доброжелательное отношение, огромное терпение, согласованность могут помочь ребёнку успешно войти в мир.

Если же, оба родителя примиряются с психофизическими особенностями ребёнка, они начинают целенаправленно следовать советам специалистов, стараясь придерживаться соответствующей программы воспитания ребёнка.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависти успешность его развития.

Работа специалистов в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это, прежде всего, советы родителям по организации и проведению занятий в домашней привычной обстановке.

Самое важное в процессе воспитания и развития – это формирование позитивного отношения ко всему происходящему вокруг и к себе.

         «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» считает  В. Сухомлинский.

Проблема социализации детей с умственной отсталостью в науке раскрыта достаточно обширно и полно, ее рассматривали многие авторы от Эльконина до Пиаже. Но трудности восприятия общества всегда возникают у любого ребенка – и здорового, и с ОВЗ - в силу отсутствия социального и жизненного опыта.

Мы работаем с детьми особыми: без навыков самообслуживания, без речи, без каких-либо способностей не только общаться, но и показать свои части тела, кивком головы или жестом своё отношение к чему-либо или желание получить что-то. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как важными источниками развития растущего человека.

Конечно же, такие дети не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа - основное, в чем нуждаются дети, настолько отстающие в развитии.

Для плодотворного общения взрослых и детей очень важно установление добрых и доверительных взаимоотношений эмоционального контакта, что и является первоначальной задачей. Актуальность ее усиливается тем, что у наших детей (в силу их проблем и заболеваний) очень ограничен круг окружающих людей и нет социального опыта в общении с чужими людьми.

Эта задача решается продуктивнее при использовании таких средств, как, например, общение с игрушкой. Так в группе наших детей встречает клоун Тяпа, которого хорошо воспринимают дети. От его имени и можно строить взаимоотношения взрослых и детей.

Дома любимую игрушку желательно использовать во всех режимных моментах, при встречи и расставании с близкими людьми. Например: Машем ему ручкой и говорим: «До свидания, пока!», уходя и приветствуем его, возвращаясь: «Здравствуй» или «Привет!». А ОНА всегда «радуется» при встречи с ребёнком: «машет» рукой, «проговаривает» слова приветствия и «подаёт» руку.

В общении с ребёнком через игрушку можно использовать много разных песенок, потешек, считалок, которыми сопровождает пребывание малыша на протяжении всего дня.

Доступные нашим детям считалки:

Шёл котик по лавочке,

Раздавал булавочки.

Шел по скамеечке —

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать!

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох,

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

Сидел петух на палочке,

Считал свои булавочки:

— Раз, два, три,

В этот счет выходишь.

В ходе содружества с ребёнком результативно применять также и фольклор, как одно из главных средств для побуждения детей к проявлению голоса и формирования речи, и для воспитания положительных эмоций у детей, а главное - желания сотрудничать со взрослым.

Фольклор – народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нём. Кроме того, он неисчерпаемым является источником литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека, играет важную роль в обучении и воспитании. В работе с детьми с ОВЗ малые формы русского народного творчества помогают: прививать у них интерес к стихотворной речи, музыке; формировать чувство ритма и умение сопереживать герою и друг к другу; развивать интерес к народным музыкальным инструментам; воспитывать эмоциональную отзывчивость. В соприкосновении с народным творчеством дети могут получить возможность сменить пассивное восприятие искусства на активную деятельность, проявить свои возможности в пении и танце, получить радость.

Наиболее доступными для детей с ОВЗ являются малые формы фольклора. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения – песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, кричалки, загадки, которые рождены народной педагогикой и проверены вековым опытом.

 

Именно они развивают и поддерживают в детях радостные и грустные, весёлые и спокойные эмоции, побуждая к проявлению звуковых реакций, звукокомплексов, а в дальнейшем - формированию речевых навыков, способствуя гармонизации состояния ребенка.

 Чтобы вызвать у детей с ОВЗ положительное отношение к занятиям, желание вступать в совместную деятельность, необходимо создать соответствующую обстановку. В этом вам и поможет использование малых фольклорных форм.

         Дети хорошо откликаются на потешки, приговорки, колыбельные песенки, которые погружают их в светлый уютный мир.

         Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Взрослый может заниматься самыми прозаическими делами: одевать, кормить, причёсывать, укладывать спать, успокаивать, а при этом стараться не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не выражающих слов, а напевать потешку, прибаутку, считалку, дразнилку.

На протяжении всего дня ребёнку приятно слушать мелодичные строки. Если малыш расплакался, как его отвлечь от грустных мыслей? Беря ребенка на руки, скажите ему ласково, спокойно:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ромочка хороший,

Ромочка пригожий….

Он по лугу едет – луга зеленеют,

К садам подъезжает – сады расцветают

В ходе содружества с ребёнком результативно применять также и фольклор, как одно из главных средств для побуждения детей к проявлению голоса и формирования речи, и для воспитания положительных эмоций у детей, а главное - желания сотрудничать со взрослым.

Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжайте. Усадите его на колени, крепко держа и медленно подбрасывая его, имитируйте езду:

«Поехали – поехали по ровненькой дорожке

По кочкам, по кочкам, по ныркам, ныркам, ныркам

Все прямо и прямо».

Темп потешки задает и определенный режим подбрасывания ребенка на коленях,

«А потом вдруг…..в яму! Бух!....».

Одна игра – забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно, его можно утешая, приговаривать:

- У сороки – боли, у вороны – боли

А у моего хорошего, да у моего пригожего

Коленьки, голубчика, все заживи!

Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел!

Дети любят слушать потешку «про себя». Какую радость доставляет им рифмованная строчка с собственным именем!

Таня, Таня маленька

Танечка удаленька,

Пройди по дорожке,

Топни, Таня, ножкой!

Наша Маша маленька,

На ней шубка валенька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая!

 

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Женя в тележке

Щелкает орешки.

Хорошо успокаивает расшалившегося малыша игра с пальчиками:

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Обуваясь на прогулку, вспомните такие строчки:

Вот они сапожки:

этот с левой ножки,

этот – с правой ножки,

если дождик пройдет,

не намокнут ножки

Вечером дети играют, перевозбуждаются. Но вот, пора готовиться ко сну… Любимая игрушка «входит» в комнату и «запевает» колыбельную мелодичную песенку тихим голосом. Ребёнок обязательно начнёт прислушиваться, успокаиваться, вероятно, даже попытается артикулировать и пропевать гласные звуки, стараясь выполнить движения губами, подражая пению игрушки. Под такую песенку движения ребёнка становятся спокойнее, голос – тише. При систематическом использовании данного приёма у малыша формируется стереотип поведения во время пения колыбельной песенки: он отвлекается от игры, убирает игрушки и начинает готовиться ко сну.

Колыбельные песни – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей с ОВЗ, т.к. обогащают словарь ребенка за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают их своим внешним видом. А положительные эмоции, связанные с тем или иным знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Народные песенки, потешки («Два весёлых гуся», «Ах, ты, Совушка – сова», «Петушок,  петушок», «Рано-рано поутру», «Ладушки-ладушки!») представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в повседневной жизни детей.

Для формирования фонематического слуха используются звукосочетания-наигрыши, повторяющиеся несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причём они используются на мотив народных мелодий и наигрышей.

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на ёлке снег, снег,

И под ёлкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь.

 

Кукареку, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку,

Дам и зёрнышек.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Что ты громко поёшь,

Ване спать не даёшь?

 

Пчёлы гудут,

В поле идут.

С поля идут,

Медок несут.

Зная, что дети с ОВЗ часто тяжело переключаются с одного действия на другое, могут «зависать» на одном действии, каждое занятие я рекомендую заканчивать какой-либо песенкой, которую можно проигрывать с детьми (приемом «рука в руке») на детском пианино или на любом другом музыкальном инструменте. пропевая её. Сначала ребёнок может недоумённо смотреть на ваше лицо, работу губ и голоса, затем, как правило, начинает радоваться этому действию, легко переключается от проделываемой работы, с желанием подбегает к инструменту, протягивая ручки, имитируя игру и произнося: «Ля-ля-ля», «А-а-а». А если ребёнок уже владеет речью в той или иной степени, – будет напевать слова песенки (которые уже запомнили после многократного повторения).

Всё это позволяет ребёнку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка и его выразительность. Кроме того, успешно решается и поставленная задача формирования у детей позитивного отношения к миру.

Для более полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора, хорошо  применять их в других режимных моментах с целью создания благоприятной эмоциональной развивающей среды: и во время умывания, и во время приёма пищи, и во время игр на прогулке, и в хороводах.

В скором времени ваши дети научатся улыбаться при встрече, здороваться не только с любимой игрушкой, но и со всеми взрослыми, играть адекватно с пирамидкой, строительным материалом, машинками, куклами. А эта игрушка станет не только любимым членом вашей семьи, но и вашим помощником в работе с ребёнком.

Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития детей с ОВЗ. Намеченные планы и перспективы вы решите, создавая мир доброты, фантазии и творчества, приносящий радость всем: и взрослым и детям.

 

Литература:

1.                Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2007г.

2.                Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М., «Школьная Пресса», 2010 г.

3.                Яковлева Н.Н. Использование Фольклора в развитии дошкольника. – С. – П., «детство – Пресс», 2011 г.

 

4.                Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., АРКТИ,  2006 г.