Развитие одаренности учащихся на уроках физики при решении задач

Татьяна Каргина
Развитие одаренности учащихся на уроках физики при решении задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryonnymi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие одаренности учащихся  на уроках физики при решении задач.

            В работе с одаренными детьми,  активно  стараюсь использовать различные приемы мыслительной деятельности. Сложные задачи разбиваю на простые задачи. Так чтобы у детей возникли нужные связи и ассоциации, но не раскрывая их, а давая возможность установить их самостоятельно.

           Кроме того,  у способных  детей мыслительные процессы имеют свои особенности. Процессы мотивации и познавательной активности имеют чрезвычайно высокий уровень. Поэтому хочется,    чтобы и у остальных был высокий уровень мотивации.

         Мотивация удивления -  это тот конек, на котором можно строить работу с одаренными детьми.

         При решении системы задач на «Относительность движения», задача №8 задается на дом.

Мальчик,  двигаясь в лодке против течения уронил удочку. Через 1 мин он заметил потерю и сразу же повернул обратно. На каком расстоянии от места потери он догонит удочку, если скорость течения воды равна 2м/с. (Рымкевич№39)

              Решая задачу стандартным способом, дети сталкиваются с большим объемом рассуждений и действий. В этом случае возникает вопрос: А нельзя ли решить эту задачу проще?

         Добившись мотивации, искорки в глазах, желания понять новый способ решения задач, задаю вопрос: А можно ли за систему отсчета взять реку? Далее найдутся те  учащиеся , которые сами меняют решение задачи на более короткое и показывают   его  – вызывая удивление остальных.

       Одаренных детей это решение  заинтересовывает и они больше углубляются в изучение теоретического материала, что позволяет  решать задачи быстро и коротко.

      Стараюсь находить с  детьми те общие приемы рассуждения,  пользуясь которыми,  сложное становится простым действием, ведущим к простому решению задач.

3-й  важный момент - это максимальное самостоятельное участие детей в выводе общих подходов  и правил,  которые помогают рационально  решать задачи.    

Изучив полностью тему, мы решаем комбинированные задачи по «Механике».  возвращаемся к системе  задач. Задача  № 10(Аналогичная задача была в ЕГЭ 2002года).

Человек массой m = 70 кг находится на корме лодки, находящейся в озере. Длина лодки l = 5 м и масса её M = 280 кг. Человек переходит на нос лодки. На какое расстояние человек и лодка  передвинется относительно дна? (Егэ 2002г.)

       Условие им уже знакомо поэтому они с любопытством ожидают что же им хотят еще предложить новое.  Анализируя задачу мы выясняем,  чем она усложнилась от предыдущих.  «Человек ходит в лодке» -  т.е  взаимодействует и тут решение принимает другой оборот.  Значит основа задачи - это закон сохранения импульсов.

       Записывают закон сохранения импульсов  2 уравнения движения тел и закон сложения скоростей. Решая эти 4 уравнения получают  длинное предлинное решение. Для того что бы, детей удивить и сделать  более рациональное решение  мы вспоминаем понятие о центре масс.  Напоминаю следствие  из теоремы:  «Центр масс остается неподвижен, если на тело не действуют внешние силы.» Как  в этой задаче можно это применить?    Делая вывод, что центр масс неподвижен, а значит расстояние от него до центра тяжести лодки это расстояние «А» одинаковое до и после взаимодействия. А теперь лодку и  рыбака можно рассматривать как рычаг. Нужно записать условие равновесия. И со словами ААААААА они  решают самостоятельно.  Решение в 2 неполных действия и значительно короче.

Далее работая на удивление  я им говорю  Ребята а можно еще короче?  В одно действие? И тут их любопытству нет конца.

 А давай те вспомним формулу нахождения центра масс. Вырисовываем лодку, человека, вводим оси координат , расставляем координаты и записываем формулу координаты до взаимодействия и после. Задача решается еще проще в одно действие.  

Вывод. Хочу отметить три принципа

   1. мотивация удивления;

   2.общие приемы рассуждения;

   3. самостоятельность в поиске простого решения.  Все принципы хорошо работают при решении  простых и сложных задач.

        При решении таких задач проявляется группа детей, которые помогают учителю научить  остальных детей  решать задачи нестандартным способом.

        Ученики, находящиеся в постоянном поиске новых способов решения задач, обращают внимание только на основные факты и законы. Тем самым учатся решать задачи  рационально.

  

Предлагаю систему задач, в которых используются  указанные способы решения задач.

 Например 1) законы Ньютона   заменить законами сохранения

                   2)  Связывать систему отсчета с неподвижными телами, а с подвижными

                    3) Изменить точку отсчета.

 Используя данные методы они выходят на другой способ решения задач.