Статья. Организация и общие принципы мультимедийного занятия в образовательном процессе

Синицына Любовь Ивановна

В данной статье рассмотрены исторические аналоги современного мультимедийного занятия, представлены основные этапы учебной деятельности в ходе мультимедийного урока, даны рекомендации учителю, создающему авторские мультимедиа продукты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синицына Любовь Ивановна, учитель математики ГБОУ школы №594 Московского района Санкт-Петербурга

Организация и общие принципы мультимедийного занятия в образовательном процессе

             В современном мире учителю предлагается широкий выбор вариантов конструирования уроков, направленных на достижения конкретных образовательных целей, на обеспечение активной познавательной деятельности учащихся. Однако все более популярной и востребованной организационной формой проведения занятия становится мультимедийный урок, компьютерные презентации, созданные учителями и учениками, обучающие фильмы, представленные на экране учебные задания, применение индивидуальных планшетов и т.д.

              Технические средства обучения прошли большой исторический путь. Например, еще в конце 19 века появилось учебное кино, в 1930 годы в СССР активно внедрялся в образовательные учреждения так называемый «кинометод»¸ создавались специальные учебные фильмы. В дальнейшем тенденция развития технических средств обучения сохранялась и развивалась. Большой популярностью пользовались научно-популярные фильмы, киножурналы, обучающие мультфильмы, документальное кино учебные диафильмы. В 60-70 годы большое внимание уделялось  учебному телевидению. Передачи для средней школы охватывали большинство дисциплин и транслировались как в утреннее,  так и в вечернее время и пользовались большой популярностью. До недавнего времени, экзаменационные материалы для выпускного экзамена по математике в 11 классе школы принимали по телевидению в прямой трансляции. Однако, кино и телевидения, не смотря на свой огромный потенциал, не могли решить все вопросы, поставленные образовательным процессом. Оставалась проблема места учителя  и его активного участия в использовании данных ТСО.

                  Преимущества мультимедийных  технологий перед предыдущим поколением ТСО очевидны: персональный компьютер, в сочетании с другими мультимедийными устройствами является универсальным техническим средством обучения, которое можно использовать на всех этапах образовательного процесса.

Таким образом, именно мультимедийные технологии превращают учителя из транслятора учебной информации в создателя авторской мультимедийной разработки, прежде всего мультимедийного урока.

В ходе мультимедийного урока учитель проходит все основные этапы учебной деятельности, позволяющие говорить об успешности усвоения нового материала: Мотивация, целеполагание, изучение тематической наглядности, приобретение нового знания, первичных умений, контроль, повторение и обобщение ( см табл.1)

Таблица 1. Медиасредства как источник педагогических технологий.

Этап учебной деятельности

Функции медиасредства

Примеры медиасредств

Образовательные технологии

Мотивация

Активация интереса к теме урока

Аудио- и видеофрагменты

Проектные

Целеполагание

Проектирование результата учебной деятельности

Мультимедийный конспект урока

Проблемного обучения

Изучение тематической наглядности

Интенсификация познавательных процессов ученика

Коллекция графических объектов

Традиционные

Приобретение нового знания

Организация самостоятельного познания

Мультимедийные образовательные ресурсы

Групповой работы

Приобретение первичных умений

Усвоение полученных знаний в практической деятельности

Мультимедийные образовательные ресурсы

Программированного обучения

Контроль

Определение уровня поставленной цели

Мультимедийные образовательные ресурсы

Индивидуального обучения

Повторение и обобщение

Индивидуализация и расширение познавательной деятельности

Подготовка собственного мультимедийного продукта

Проектная

           

         Включение педагога в новые виды  деятельности происходит поэтапно, в процессе их освоения. Эта деятельность основана на активном взаимодействии педагога с мультимедийной образовательной средой. Требования ФГОС определяют для педагогов новые задачи освоения мультимедийной образовательной среды:

  1. Осознание потребности в информации
  2. Определение, каким образом можно восполнить пробелы в информации.
  3. Способность конструировать стратегии обнаружения информации
  4. Поиск и получение доступа к информации
  5. Сравнение и оценка информации, полученной из разных источников.
  6. Организация, применение и передача информации различными способами.
  7. Синтез и отбор существующей информации,  создание на ее основе новых знаний.

Так что же это такое: «Мультимедийный урок»? В современной научной литературе под этим понятием предполагают  «использование любых информационных технологий, обеспечивающих интерактивность, визуализацию образовательного процесса, компьютерную обработку всех источников информации: звука, изображения, текста, видео». В чем заключаются преимущества мультимедийного урока?

  1. Повышается интерес учащихся к уроку
  2. Усиливается обучающий эффект урока
  3. Увеличивается плотность урока
  4. Возрастает объем предоставляемой информации
  5. Возникают новые возможности для управления учебным процессом
  6. Появляются новые возможности по обеспечению обратной связи
  7. Активизируется творческая, поисковая деятельность учеников
  8. Меняется эстетика урока
  9. Появляется возможность тиражирования урока
  10. Возникает возможность повторного  индивидуального просмотра материалов урока
  11. Улучшается мотивация и эффективность обучения, которое становится более комфортным и интересным.

Приведем несколько рекомендаций для учителей самостоятельно создающих видеоряд для урока.

  • Не стоит забывать о качестве проектора. Он должен обеспечивать хорошую видимость для каждого ученика класса.
  • Не следует увлекаться большим количеством слайдов, излишняя наглядность мешает запоминанию.
  • Если изучаемый объект является главным на данном уроке , то он должен быть расположен в центре или чуть выше центра на слайде .
  • Любой символ, любая сопутствующая наглядность должна гармонично сочетаться с главным объектом изучения. Яркие, раздражающие и отвлекающие внимание объекты могут снизить обучающий эффект.
  • Текст на слайде должен быть читабельным, шрифт удобным для прочтения. Не следует увлекаться эффектами анимации, которые только отвлекут ученика. Регулируйте скорость смены тестов.
  • Тест на учебном слайде должен быть лаконичным. Желательно, чтобы учитель не дублировал текст с экрана, а дополнял его. Однако, дублирование текста необходимо при проведении мультимедийных дидактических игр.
  • При выборе цветового дизайна на слайде следует придерживаться лаконичности цветовой гаммы, избегать полутонов и бледных красок. При работе с цветом следует учитывать возрастные особенности учащихся.
  • Необходимо помнить, что шумовой эффект должен быть дидактически оправдан, так как является важным средством выразительности учебного эпизода.
  • При использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока, видеофрагменты должны не превышать более 1,5-2 минут.
  • Учитель должен позаботиться при подготовке слайда об обратной связи: видеоинформация может сопровождаться вопросами, загадками, кроссвордами, проверяющими внимание учеников на уроке.

Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: « Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их на лету…».  Напомним, что до 90 информации человек получает с помощью органов зрения, а значит, применение мультимедиа урока становится важным и актуальным аспектом современной педагогической практики.

Рекомендуемая литература

  1. Андерсен Бент Б., Бринк К. ван ден. Мультимедиа в образовании. М.2007
  2. Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока. Методика. Технологические приемы. Фрагменты уроков. Волгоград: Изд. «Учитель» 2009.
  3. Аствацатуров Г.О. Технология конструирования мультимедийного урока. Волгоград: Издю «Учитель»2004
  4. Аствацатуров Г.О., Кочегарова Л.В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде. М.: национальный книжный центр ,ИФ «Сентябрь» 2015.
  5. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.,2003.