Индивидуальный план самообразования

Ямалетдинова Алсу Азатовна

Самообразование является составной частью непрерывного образования педагогических работников образовательного учреждения.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение               «Ютазинская средняя общеобразовательная школа»                                  Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

Учителя  географии

первой квалификационной категории

Ямалетдиновой Алсу Азатовны

2016 год

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»  
                                                                                                      
А.Дистервег

Тема самообразования учителя: «Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода»

Цель:  повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя географии.

Задачи:

  • изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
  • изучить опыт педагогов школы, района, республики и т.д;
  • овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
  • повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

Литература, которую необходимо изучить:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
  2. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание)

Сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, я поставила перед собой вопросы по самообразованию.

Перечень вопросов по самообразованию:

  1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
  2. Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
  3. Распространение педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне(на муниципальном уровне показать открытые уроки для учителей школы и района, на региональном уровне – участвовать в различных конкурсах и т.д.).
  4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
  5. Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
  6. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса во всех классах.
  7. Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
  8. В каждом классе, где преподаю географию, ставить перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.

 

Направления самообразования:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2016-2018

1.Курсы повышения  квалификации учителей.

2.Выступление на заседании ШМО 3.Подписка на методическую литературу «География в школе»

4.Изучение различной литературы, в т.ч. литературы  о ЕГЭ и ОГЭ.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2016-2018

1.Выступление на заседании районного МО учителей

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2016-2018

1.Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла по теме:

«Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках географии, биологии».

2.Открытые уроки на школьном и муниципальном уровне.

3.Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2018

Выступление на заседании районного МО учителей

2.Участие и результаты на районных и республиканских олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках географии»

4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2016-2018

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

2.Публикация методических разработок

Ожидаемый результат самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
  • разработка и издание статей, докладов, выступлений на заседаниях МО, программ, сценариев внеклассных мероприятий, проектов по данной проблеме, выступления на заседаниях МО;
  • разработка дидактических материалов, наглядностей;
  • разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • участие в конкурсах и конференциях, блогах через обмен опытом с коллегами.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение               «Ютазинская средняя общеобразовательная школа»                                  Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

Учителя географии

первой квалификационной категории

Ямалетдиновой Алсу Азатовны

2021 год

Тема: Воспитание экологической культуры и научно-исследовательского взаимодействия учителя и учащихся в рамках ФГОС на уроках географии и биологии

   

Цели:

  • Обеспечить более высокий уровень профессиональной компетентности учителя по вопросам экологии.
  • Организовать экологическую работу в школе по принципу «природосообразности», суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу.
  • Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека.
  • Формировать у детей чувства прекрасного, расширять представление учащихся о природных явлениях, показать взаимосвязь изменений в жизни растений, животных и неживой природы.

Задачи:

  • Повышать качество проведения уроков с привлечением экологического материала;
  • Изучать, обобщать и внедрять в своей деятельности опыт по экологическому воспитанию учащихся;
  • Обеспечивать высокий методический уровень проведения всех видов занятий;

Суть и значимость экологического подхода:

  • Облегчить учащимся понимание сущности современных проблем экологии и осознание их актуальности для человечества;
  • Развивать личную ответственность за состояние окружающей среды на глобальном уровне;
  • Формировать экологически ориентированные отношения и ценности, направленные на преодоление конфликтов между человеком и окружающей средой;
  • Формировать знания и умения исследовательского характера, способствующие развитию творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций;
  • Способствовать переходу усваиваемых знаний и моральных принципов поведения в окружающей среде в личные убеждения;
  • Развивать умения принимать ответственные решения в окружающей среде и действовать в соответствии с ними;
  • Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения;
  • Развивать у школьников чувство самоуважения и понимание трудностей других людей. Стремление оказывать помощь в сложных жизненных ситуациях.

Актуальность:

Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходимо, но при этом, ничего не давая ей взамен.

Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек перестал «чувствовать» природу и контактировать с ней. Природа стала для человека отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием. Поэтому, напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире, как о среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей. 

Все сказанное выше диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном организации соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства, и где он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.

Федеральный государственный стандарт школьного образования (ФГОС ) подразумевает важность того, чтобы ребенок уже в школьном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, много видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.

Краеведческий материал имеет большое значение в плане расширения кругозора школьников, развития их интеллектуального потенциала, поскольку именно среда, в которой живут дети и с которой они постоянно общаются, вызывает живой эмоциональный отклик у ребенка и выступает основным источником впечатлений об окружающей действительности. И только на основе прочных, фундаментальных представлений о ближайшем окружении мы можем сформировать у детей систему знаний о мире в целом.

Пути реализации:

  • Создание условий, соответствующей развивающей среды.
  • Повышение экологической грамотности в области экологического воспитания.
  • Обновление содержания, форм и методов работы с учащимися  в соответствии с используемыми программами. 
  • Обеспечение непосредственного общения учащихся с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
  • Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

  1. Осознание важности выбранной темы самообразования для учебного процесса.
  2. Постановка проблемы.
  3. Изучение литературы по проблеме.

2021/2026

учебный год

1.Поиск в Интернете информации по выбранной теме.

2.Поиск литературы различного содержания: научно-популярная, профессиональная, учебная.

Прогностический

1.Определение цели и задач работы над темой.

2.Разработка системы мер, направленной на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2021/2026

учебный год

1. Выступление на заседании школьного МО и районного МО, с целью привлечения других учителей к решению проблемы.

2.Организовать внеурочную деятельность «Вокруг света»

3. Организовать кружок «Юные исследователи»

3.Заинтересовать учащихся проблемами экологии и привлечь их к работе кружка

Практический

1.Сформировать методику внедрения системы мер, направленных на решение проблемы.

2.Отслеживать результативность экологического воспитания.

3. Производить корректировку работы

2021/2026

учебный год

1.Систематически использовать экологический материал на уроках географии и биологии

2.Провести открытые уроки на экологические темы.

3.Провести общешкольное мероприятие для учащихся старших классов.

4.Организовать силами кружковцев систематическое проведение устных журналов для младших школьников по вопросам экологии.

Обобщающий

1.Подвести итоги проделанной работы.

2.Оформить результаты работы по теме и представить их.

2021/2026

учебный год

1.Выступить на заседании районного МО учителей географии с работой «Решение вопросов экологического воспитания учащихся на уроках географии».

2.Провести тщательный анализ экологического состояния местности, окружающей с.Ютаза.

3.Выяснить проблемы экологии Ютазинского района.

Внедренческий

1.Систематически использовать накопленный опыт  самим учителем в процессе дальнейшей работы.

2.Распространять опыт.

2021-2026 год

1.Готовить учащихся- экологов для участия в районных мероприятиях: конкурсах, конференциях, олимпиадах.

2.Проводить внутришкольные мероприятия по вопросам экологии.

3.Подготовка рефератов, творческих проектов по экологическим темам.

Тематика проектов на экологическую тему

5 класс

Дикорастущие и культурные растения

Дикие и домашние животные

Животные в моём доме

Растения в моём доме

Куда поехать отдыхать летом

Что полезнее: фрукты или соки?

Азбука правильного питания

6 класс

Вред газировки: миф или реальность?
Вред и польза жевательной резинки.
Все ли йогурты полезны?
Жизнь пластиковой бутылки
Здоровье реки — здоровье человека.
Чипсы: лакомство или яд?

7-8 класс

Влияние состава воды на здоровье человека

Способы очистки воды

Варианты отдыха на воде

Как грязная вода влияет на здоровье

Влияние зеленых насаждений пришкольного участка на состояние воздуха.
Влияние мобильных телефонов на организм человека.

Влияние моющих средств на организм человека
Автомагистраль, снег, растения и почва.

Аквариум - замкнутая экосистема.

9-10 класс

Изучение экологического состояния родников нашего села.
Лес просит о помощи!
Мой дом как экологическая среда
Несанкционированный выброс бытовых отходов.
Проблема твердых бытовых отходов в сельской местности

Экологическое состояние родников
Экологические проблемы моего села.
Экологические проблемы человечества
Экологическое исследования парка.
Экология деревни: вчера, сегодня, завтра.
Экология домашнего аквариума
Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта.


Список литературы для изучения:

  1. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания ».2020г.
  2. Николаева С.Н. «Юный эколог». — М.: Мозаика-Синтез,
  3. Н. А. Рыжова «Не просто сказки»
  4. «Экологическое воспитание и образование в Московской области», Москва, Современные тетради, 2016 г.
  5. Е.А. Данилова «Труд и наблюдения в природе», Москва, 2018 г.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в школе. – М.2018.
  7. Е.И. Золотова «Знакомим школьников с миром животных», «Просвещение», Москва, 2019 г. 
  8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2013.
  10. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 2019.
  11. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. — М.: Академия, 2018.