Авторская идея в моей педагогической практике

Федотова Елена Леонидовна

Авторская идея в моей педагогической практике:

Формирование интегративных  нравственных качеств личности дошкольника

средствами театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_ideya_v_moey_pedagogicheskoy_praktike_2.docx66.38 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская идея в моей педагогической практике:

Формирование интегративных  нравственных качеств личности дошкольника

средствами театра.

Федотова Е. Л., воспитатель детского сада «Аленушка»,

                                             СП МАОУ Сладковского района Маслянской СОШ

                                                                                  “Театр – это волшебный мир.

                                                  Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.  

        А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…”

                                                                                                                                 Б.М. Теплов

Формирование интегративных нравственных качеств личности дошкольника – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей». Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Именно поэтому мы стараемся уделять больше внимания художественно- эстетическому развитию воспитанников. Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Основная цель педагога – создание системы работы по художественно - эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию художественно – эстетической активности личности. По-  мнению современных учёных, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации её творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребёнка сделал актуальной проблему формирование интегративных нравственных качеств личности  дошкольника средствами театра.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актёрского мастерства, сосредоточивает в единые целые средства выразительности, имеющиеся в арсенале искусств, и, тем самым создаёт условия для развития нравственных  качеств личности  ребёнка, что способствует осуществлению цели современного образования.

Анализ существующих образовательных программ и методических пособий приводит нас к выводу, что «театральная деятельность» -  это наименее разработанный раздел в системе воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы:

- «С какого возраста обучать детей театральной деятельности?»

- «Чему учить и как учитывать возрастные особенности?»

- «Как обучать детей коммуникативным умениям через театральные игры?» и т.д.

Ответы на эти и другие вопросы следует искать в огромном положительном опыте театральной педагогики, накопленным К.С.Станиславским, М.О.Кнебель, П.М.Ершовым, А.П.Ершовой, Н.И.Сац, Р.М.Быкеёвым и др., одинаково эффективным  для всех возрастных периодов человеческой жизни.  Способным с самого раннего детства развивать в ребёнке коммуникативные способности, творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, и формировать творческую жизненную активность. Секрет эффективности их театральной методики, прежде всего, в сближении игры актёра и игры ребёнка дошкольного возраста, основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.

Актуальность проблемы, поиск способов и путей ее разрешения в собственной педагогической практике послужили основанием для определения темы «Формирование интегративных нравственных качеств личности  дошкольника средствами театра».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования интегративных нравственных качеств личности  дошкольника средствами театра.

Объект исследования: процесс   формирования   интегративных нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста средствами театра.

Предмет исследования: условия формирования интегративных нравственных  качеств личности  дошкольника средствами театра.

Гипотеза исследования: формирования интегративных нравственных качеств личности  дошкольника средствами театра может осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:

 - включение детей в сюжетно – ролевые и театрализованные игры;

 - чтение и обсуждение художественной литературы.      

Задачи   исследования:

 - раскрыть содержание и структуру интегративных нравственных качеств личности  дошкольника  средствами театра;

- выявить условия формирования   интегративных нравственных качеств личности дошкольника средствами театра;

- провести диагностику уровня сформированности нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста;

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: наблюдение, беседа, повторение, диагностика. 

Основная общеобразовательная программа детского сада «Аленушка» с приоритетным направлением интеллектуального развития составлена на основе региональной программы «Мозаика», где место театральной деятельности детально представлено в направлении «Художественное творчество» по возрастам.

У детей среднего возраста формируем представление о театре, как  ярком зрелищном искусстве, где насмотренность становиться основным условием развития личности в этом направлении. Развивать способность использовать различные виды искусства для создания художественного образа и умения перевоплощаться.

У детей старшего возраста формируем включение ребёнка в систему «человек-образ-спектакль», что предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие её постижения. В этом возрасте продолжаем тренировать навыки и умения, связанные с воображением и фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими в основе любой творческой деятельности.

С детьми подготовительного возраста осваиваем творческую этику, направленную на формирование у дошкольников навыка коллективной работы и творческой дисциплины. Ребёнок, включённый в театральную деятельность, постепенно приобретает навыки межличностных отношений, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех (навык группового поведения). Формируем отношение к спектаклю как к произведению искусства, способному повлиять на стереотипы поведения, постижение нравственных законов бытия, познание национальной специфики мира.

Считается, что все люди обладают творческими задатками от природы. И   если в ребёнке распознать тягу к творчеству, и развитию способностей, можно утверждать, что он станет творчески одарённым. У ребёнка должно быть свободное время, в которое он может реализовать свои духовные, и социальные потребности. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результа деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Значение творчества - это обобщенная форма, отраженная в общественно-историческом опыте, приобретенное в процессе совместной деятельности и общения. Без этого наша жизнь не была бы наполнена.

Для детей творчество особо много значит. Они, играя в какую - либо игру, не подозревая даже об этом, творят великие дела. Все дети чем-то уникальны и педагоги, и родители, должны его направлять и увлекать к какому- либо процессу, особенно к творческому.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей – это составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Творчество в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое свободное искусство по созданию, нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. Конечно, обучением ребенка лучше заниматься с самого рождения. Но по данным исследований, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является особенно необходимым. Дело в том, что пик творчества у детей припадает на 3, 5 − 4 года.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и психологии. Её исследовали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов и другие.

Театральная деятельность -  это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и   действия. Входя в образ, он играет любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают:

- развивать интересы и способности ребёнка;

- способствует общему развитию;

- проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;

- настойчивости, целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей;

- требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

У ребёнка развивается: интуиция, смекалка, умение комбинировать образы, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют:

- реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка,

- раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания, фантазии.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка.

Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; чётко формулируют свои мысли, и излагают их публично, тоньше чувствуют и познают окружающий мир.

Важнейшие условия проявления творчества в художественной деятельности:

- организация интересной и содержательной жизни ребёнка в ДОУ и семье,

- обогащение   яркими   впечатлениями,

- обеспечение эмоционального и интеллектуального опыта.

Эти условия послужат основой для возникновения замыслов и будут материалом, необходимым для работы воображения.

Этот опыт создаётся всей системой жизнедеятельности ребёнка и служит основой для игр, творческих рассказов. А полученные впечатления -  являются   темами по изодеятельности.

Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.).

Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста, литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства, и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,

- осваивают способы их внешнего выражения,

- осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

В ДОУ развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием   двух противоречащих друг другу тенденций в способах её организации:

- театрализованные игры применяются в качестве «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов, заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации, и движения в ходе неоправданно большего числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребёнка обучают быть «хорошим артистом». Освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность, так как подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру;

- невмешательство со стороны взрослого. Полное отсутствие внимания к игровой деятельности: дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для «театра». Это однотипный набор шапочек – масок, элементов костюмов, фигурок героев… Малышей это привлекает, есть возможность переодеться, а значит – измениться, старших – это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 – 7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Игру – драматизацию можно рассматривать, как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности: восприятие, развитие умений, творчества.

Обогащение игрового опыта возможно при условии развития специальных игровых умений:

  • зритель;
  • артист;
  • исполнительство.

Дополнительное образование по воспитанию театрализованной деятельности реализуется через работу кружка «Ладушки», который способствует раннему выявлению и разностороннему развитию творческих способностей детей, помогает их проявлению и дальнейшему совершенствованию. Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

Проблема формирования  – важная и актуальная. В современном мире нам помогут выжить доброта, терпение и взаимопонимание. Характер у детей в дошкольном возрасте не устойчив, то эти качества необходимо воспитывать именно в этом возрасте.

Исследования были предприняты для того, чтобы выявить роль театра в формировании интегративных нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста.

Игра, как средство нравственного воспитания непременно должна иметь этическое содержание. Только содержательная, длительная по своему характеру сюжетно – ролевая игра влияет на развитие взаимоотношений детей.

Предлагая ребёнку роль, программирую в нём те или иные положительные качества. Ребёнок, вступая в роль, не только сам соблюдает правила поведения, но и требует их выполнения от товарищей. Для детей важен сам процесс, а не результат. В этом и заключается ценность творческих способностей игры. Систематическое проведение театрализованных игр повышает уровень развития творческих способностей   детей.

Таким образом, театрализация является средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. В детском саду жизнь дошкольников обогащается за счёт интеграции игры и разных видов искусства, которые находят своё воплощение в театрально – игровой деятельности.

Внешняя результативность практической работы в данном направлении:

- районный конкурс театральных коллективов /1 место/;

- районный конкурс театральных коллективов /3 место/;

Первые промежуточные итоги показали, что театрализованная деятельность повышает эмоциональную активность детей, развивает самовыражение, основы театральной культуры и коллективной творческой деятельности, что подтверждается диагностическими данными.

Для изучения уровня основ театральной культуры используем методику Т. С. Комаровой «Основы театральной деятельности», по которой проводим наблюдения за детьми. Данные записываем и анализируем. Из обследованных детей 33% имеют высокий уровень,  54% - средний уровень, 13% - низкий уровень.

Для изучения эмоциональной активности детей проводим наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращаем внимание на характер общения, инициативность, любознательность, умение вступать в диалог.  Из обследованных детей: 54% имеют высокий уровень эмоциональной  активности, 40% - средний уровень, 6% - низкий.

Некоторые промежуточные результаты становятся новой отправной точкой педагогического поиска, а представленные ниже показатели творческого развития  детей по средствам театрализованной деятельности (по Т. С. Комаровой) [6], отражают исходное состояние вопроса, с которым впоследствии будут сравниваться результаты работы по заявленной теме.

Список литературы

1. Сластенин В.А. Педагогика (текст)/ В.А. Сластенин – М., 1998

2. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду (текст) / А.В. Щеткин – М., Мозаика – Синтез, 2007

3. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр (текст)/ Р. Сигуткина// Дошкольное воспитание.- 2000.- №8, с. 55-58

4. Куревина О.А. Синтез искусств (текст)/ О.А. Куревина – М., Линка – Пресс,2003

5. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети (текст)/ Т.Н. Доронова- М., Линка – Пресс, 2006

6. Комарова Т. С. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности

Приложение 1

Приложение 2

Методика уровня эмоциональной активности

(А. О. Прохорова)

Методические указания

Проводим наблюдения за детьми, за их эмоциональной активностью. Затем данные фиксируем в таблице.

Уровень эмоциональной активности

Состояние эмоциональной активности

Состояния пониженной эмоциональной активности

Грустный, подавленный, печальный, тоскливый, скучный, рассеянный, утомленный и т. д.

Состояния повышенной эмоциональной активности

Счастливый, восторженный, тревожный, проявляет и т. д.

Состояния оптимальной эмоциональной активности

Спокойный, проявляет симпатию, сострадание, сосредоточенность, удивление, размышление, занимательность

и т. д.


Обработка результатов: состояния пониженной эмоциональной активности - низкий уровень, состояния повышенной эмоциональной активности  - средний уровень, состояние оптимальной эмоциональной активности - высокий уровень.

В группе  оборудован театральный уголок, где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности размещены разные виды кукольного театра, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляется материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.

Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности размещён разный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, формы и методы стремлюсь к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, организовала театрализованную деятельность детей так, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Методы и приёмы используемые для развития творческих способностей посредствам театрализованной деятельности:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?».

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: « Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам ». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности; это игра, и пожить и порадоваться в ней каждый ребёнок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. « В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые ». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М.Теплов. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.            

Результат проделанной работы:

1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3. Расширились представления детей об окружающей действительности.

4. Обогатился и активизировался словарь детей.

5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё

Рекомендации родителям:

1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.

2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.

3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.

4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.

5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.

6. Посещение театров.

7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.

В д\саду имеются следующие виды театров:

      Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

      Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

      Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

      Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

      Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

      Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С.А.Козлова, Е.Е.Кравцова).

По мнению Л.С.Фурминой, «… творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно, творчество детей просматривается в трех аспектах – создание драматургического материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной, импровизационность – характерное свойство всей детской деятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая деятельность является активным творческим процессом».

Кукольный театр - это волшебный мир - одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители - короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты - и сто, и двести, и четыреста лет назад.

Первые промежуточные итоги показали, что театрализованная деятельность повышает речевую культуру и эмоциональную активность детей, развивает самовыражение, основы театральной культуры и коллективной творческой деятельности, что подтверждается диагностическими данными.

Для изучения уровня самооценки используем педагогическую диагностику театрализованной деятельности

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности

(Т.С. Комарова)

                     Основы театральной культуры: 
Высокий уровень- (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;
средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;
низкий уровень (I балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра. 
              Речевая культура:
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;
средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);
низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога. 
        Основы коллективной творческой деятельности:
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;
средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности;
низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Федотова Е. Л.