музыкальный руководительВОС

Стеблева Светлана Николаевна

ГОСТИ МОЕЙ СТРАНИЦЫ СМОГУТ ОЗНАКОМИТЬСЯ:

- С НОВИНКАМИ МОЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 

-ВИДИОРОЛИКАМИ С ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕННИКОВ

- НОВИНКАМИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКО-

С СОВЕТАМИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПРИЯТИЮ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

- НОВЫМИ КРИТЕРИЯМИ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЦЕНРОВ МУЗЫКИ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНАЩЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ТЕАТРАЛЬНЫХ

УГОЛКОВ В ГРУППАХ.

Музыкальное развитие ребёнка не ограничивается только рамками занятий с педагогом. Дети должны иметь возможность самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками,  свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Поэтому очень большое значение для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).

Музыкальный уголок, это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьёт воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать самостоятельно, учитывая возможности группы, придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещённом, легко доступном для детей месте. Кроме того, он должен быть, по-возможности, изолирован, т.к. с одной стороны, музыкальные занятия и игры для детей требуют слухового внимания, с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать занятиям других детей.

Инструкция по оформлению:

  1. При оформлении музыкального уголка важно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так,  для детей 3 – 5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, для более старших – на дидактической.
  2. Музыкально предметная среда должна соответствовать глазу и действиям рук ребёнка.
  3. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пара столов и стулья для дидактических игр. Пособия должны быть яркими, эстетичными, привлекательными и простыми в обращении, вызывать у детей желание играть с ними. На полу должны лежать коврики, мягкие пуфики. Это создаёт уют и способствует концентрации внимания.
  4. В уголке необходимо поставить DVD плеер, с помощью которого дети прослушивают музыку, просматривают мультфильмы, а также мелодии, способствующие релаксации и психическому расслаблению.
  5. На стенах муз.уголка вывешивают стенды, на которых закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии выступлений детей, портреты композиторов, красочные плакаты и картинки  с изображением музыкальных инструментов.
  6. Должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудочки, миниатюрное пианино, металлофон, а также музыкальные игрушки. Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Играя на них, дети развивают свои творческие способности, воображение, музыкальную память. Это вызывает интерес к музыке, развивает музыкальный, ритмический и фонематический слух, мелкую моторику рук. Инструменты должны располагаться очень удобно, чтобы дети могли их свободно брать. Чтобы у детей поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование. Оборудование разделяют на 2-а уровня: для воспитателей и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозировано (например, металлофон) и те, с которыми дети занимаются только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения (дудочки, губные гармошки и т.д.)

На нижней полке размещают барабаны, ложки, муз. треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Некачественный звук калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка. При подборе оборудования в музыкальный уголок учитывается возраст детей.

В музыкальных уголках должны находиться:

1.Материал для сюжетно-ролевых игр:

-мягкие игрушки

-куклы-невалящки

-образные музыкальные «поющие» игрушки (собачки, котик, петушок, заяц и т.д.)

2.Образные пособия:

а) Портреты композиторов

б)Музыкально-дидактические игры: настольно-печатные музыкальные игры на развитие звуко-высотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала

«  Птицы и птенчики»

« Кукла шагает и бегает»

« Угадай, на чём играю»

« Где мои детки»

« Что делают дети»

«Догадайся, кто поёт»

«Сложи песню по ритмическому рисунку»

« Тише-громче в бубен бей»

« Назови песню по картинке»

« Чудесный мешочек»

3.Пособия типа « Лото»; карточки с нарисованными и наклеенными картинками (изображение музыкальных инструментов: барабан, колокольчик, дудочка, металлофон).

-картинки

-книжки-малютки « Мы поём»

-музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, альбоме, отдельные красочные иллюстрации.

-иллюстрации по теме « Времена года»

-иллюстрации « Музыкальный букварь»

-иллюстрации музыкальных инструментов, ноты.

-картинки с изображением поющих и танцующих детей и животных или играющих на музыкальных инструментах

-альбомы « Мы рисуем песенку», «Мы рисуем и поём» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушенных музыкальных произведениях, песнях.

-альбомы для рассматривания « Симфонический оркестр», « Народные инструменты», « Танцы народов мира».

-графическое пособие « Эмоции» (карточки с изображении ем лиц с различными эмоциями) для определения характера мелодии при слушании произведений.

3.Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты

-неозвученные плоскостные инструменты из плотного картона, для создания игровых ситуаций, при которых дети фантазируя, представляют  себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах (домра, пианино, гармошка, балалайка)

- альбом с иллюстрациями песен из репертуара группы. Каждая картинка должна отражать содержание определённой песни.

4.Озвученные игрушки, которые делятся на 4е группы, в зависимости от их звучания:

а) Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты ( бубны, погремушки, колокольчики большие и маленькие, бубенчики, маракасы).

Для развития звуко-высотного слуха, колокольчики различного звучания по высоте. Дети узнают,какой поёт выше, какой ниже. Металлофон поставленный наклонно, может служить музыкальной лесенкой.

Для развития ритмического слуха полезно сравнивать «представителей» различных групп – струнной, духовой или ударной и предлагают детям отметить сходные по тембру звучания инструменты (бубенчики, металлофоны, музыкальные треугольники, музыкальные молоточки, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки).

Пытаются рассмотреть их, извлекают отдельные звуки или мелодию.

б) Игрушки-инструменты, издающие только один звук( свистульки, дудочки, пищалки, свистки, рожки, свирель)

в) Игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (шарманки, музыкальные шкатулки)

4. Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом для музицирования ( металлофон, ксилофон, гармошка, детские пианино).

5. Самодельные шумовые  и ударные музыкальные инструменты из природного материала (концепция Карла Орфа)

а) всякого рода шуршунчики (целлофан, пергамент)

б)шелестящие инструменты ( скорлупки.жёлуди, фасоль, песок насыпанные в маленькие баночки и коробочки)

в) металлические баночки разных размеров ( барабаны)

г)Браслеты с нанизанными на них пуговицами, скорлупками; рогатки с ниткой и нанизанными на неё пробками от бутылок.

6. Технические средства.

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и фонотеку с дисками музыкального репертуара (детские песни, народная и классическая музыка, голоса птиц и животных, плясовые мелодии и музыкальные сказки).

7.Атрибуты к подвижным играм и детскому танцевальному творчеству:   шапочки, музыкальные рули, лошадки, разноцветные ленточки на колечках, флажки, платочки, клубочки, осени листочки, снежинки и т.д. Наряду с музыкальной зоной  в группе также необходимо организовать театральный уголок. При оснащении предметно-развивающей среды обеспечивающей театральную деятельность, учитываются:

     -особенности эмоциональной личности ребёнка

     -его индивидуальные социально-психологические особенности

     -любознательность, исследовательский интерес и творческие способности

    - гендерные особенности

    -возрастные особенности детей

   Так в группе детей 2-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и    игрушки  для театрализации знакомых сказок.

  В группе для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также эта зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

В театральном уголке находятся:

- театр настольный

- ширма

- наборы кукол ( пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток для разыгрывания сказок)

- театры, сделанные руками детей и взрослых ( театр ложек, тарелок и т.д)

- материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, ножницы, бросовый материал, краски, карандаши и т.д.)

- готовые костюмы для проигрывания сказок, самодельные костюмы

- атрибуты-заместители ( круги разных цветов и размеров, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства.

В 1 младшей группе необходимо иметь:

-Маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы

« Пальчиковый» театр, тростевые куклы, куклы бибабо, театр картинок « Теремок», « Репка», « Курочка Ряба», « Волк и 7 козлят»

- куклы бибабо

- настольный театр плоскостных игрушек

Для создания музыкального фона в процессе театрализованной деятельности  используются записи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки: погремушки, бубен, барабан.

2 младшая группа:

Фланелеграф

Театр картинок: «3 медведя», « Колобок», « Ёж и медведь», « Заяц и гусь».

Театр петрушек: «Кто  сказал мяу?», « Курочка Ряба».

Теневой театр « Лиса и Заяц»

Театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания малых фольклорных форм

Костюмы. Маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», « Курочка Ряба», « Теремок».

Ширма для настольного театра

Атрибуты для ряженья (шляпы, косынки, шарфы, платки, юбки, сумки, зонты и т.д.)

Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: записи музыкальных произведений, записи шумовых эффектов, музыкальные игрушки: барабан, погремушки, бубен.

Средняя группа

Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр:

- маски диких и домашних животных (взрослых и детёнышей)

- маски театральных персонажей

- большая складная ширма

- маленькая складная ширма

- стойка-вешалка для костюмов

- куклы и атрибуты для обыгрывания сказок в различных видах театров (плоскостной на фланелеграфе, тростевой кукольный, настольный, перчаточный)

Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: записи музыкальных произведений, записи шумовых эффектов, музыкальные игрушки: барабан, погремушки, бубен.

Старшая группа

-большая и маленькая ширма

- ограждения

-простейшие декорации

- стойка-вешалка для костюмов

- костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5сказок, театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, марионеток, теневой театр, театры, изготовленные руками детей и взрослых, куклы с живой рукой.

-технические средства обучения: записи музыкальных произведений, записи шумовых эффектов, видео и фонотеки музыкальных и литературных произведений.

Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность детей является одним из показателей уровня развития детей, даёт представление о том объёме навыков, умений и знаний, которые дети получили в результате работы с ними. Ребёнок действует по собственной инициативе, в соответствии со своими желаниями и потребностями.

-