Мы вместе! Страница классного руководителя

Козлова Татьяна Александровна

Не потресенья и перевороты для новой жизни открывают путь,

А откровенья, бури и щедроты души воспломененной чьей-нибудь!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я и школьные знания. Анкета отношения к предмету.

 

 

Инструкция. Прочитай внимательно каждое предложение и отметь свое отношение к школьным знаниям по указанному предмету, зачеркнув одну из цифр.

1 – Совсем не похоже на меня

2 – Пожалуй, не похоже на меня

3 – Иногда похоже, иногда нет

4 – Похоже на меня

5 – Точно про меня

 

1. Я стараюсь найти ответы на вопросы учителя и вопросы в конце параграфа                        1 2 3 4 5

2. Если в объяснении учителя или в учебнике мне что-то непонятно, я выясняю это               1 2 3 4 5

3. Читая параграф учебника, я выделяю главную мысль                                                                  1 2 3 4 5

4. При подготовке уроков для меня важнее запомнить, чем понять                                              1 2 3 4 5

5. Я выясняю значение незнакомых слов                                                                                              1 2 3 4 5

6. Обычно я не пытаюсь найти связь новых знаний с прежними                                                   1 2 3 4 5

7. Мне интересно многое, что изучается в школе                                                                               1 2 3 4 5

8. При объяснении учителя я не могу выделить главную мысль в его рассказе                         1 2 3 4 5

9. Я люблю следить за рассуждениями учителя и / или одноклассников                                      1 2 3 4 5

10. Мне кажется. что многое из того, что изучается в школе,не имеет отношения к жизни    1 2 3 4 5

11 Для меня важно понять причину события, явления                                                                     1 2 3 4 5

12. Я не всегда могу точно определить, что я знаю, а чего – не знаю                                           1 2 3 4 5

Обработка результатов

Интерпретация

Подсчитывается общая сумма баллов, которая затем сопоставляется с показателями оценки

 

12-28 баллов – низкий уровень познавательного отношения к учению.

Велика вероятность формализма в усвоении знаний, трудностей в учении.

Педагогам следует ориентировать школьника не на заучивание, а на понимание содержания, сути учебного материала.

Нередко причиной плохого понимания является незнание или неправильное толкование терминов.

Неумение понять логику изложения материала, представить событие или явление по описанию.

Кроме того, необходимо специально раскрывать связь между школьными знаниями и действительностью

29-45 баллов – средний уровень познавательного отношения к учению, отражающий несистематичность усвоения материала.

Могут возникать пробелы в знаниях, которые могут привести к непониманию и трудностям.

Следует обратить внимание на последовательность в усвоении знаний.

Более 45 баллов – высокий уровень познавательного отношения к учению.

1

2

3

4

5

1

1

2

3

4

5

2

1

2

3

4

5

3

1

2

3

4

5

4

5

4

3

2

1

5

1

2

3

4

5

6

5

4

3

2

1

7

1

2

3

4

5

8

5

4

3

2

1

9

1

2

3

4

5

10

5

4

3

2

1

11

1

2

3

4

5

12

5

4

3

2

1

 

ОЦЕНКА

12—28 баллов — низкий уровень познавательного отношения к учению, велика вероятность формализма в усвоении знаний, трудностей в учении. Поэтому родителям и педагогам следует уделять особое внимание профилактике формализма в усвоении знаний. Для этого необходимо прежде всего ориентировать школьника не на заучивание, а на понимание содержания, сути учебного материала. Важно помнить, что нередко причиной плохого понимания является незнание или неправильное толкование необходимых слов, терминов, неумение понять логику изложения материала, представить событие или явление по описанию.

Наряду с формированием абстрактного мышления и развития познавательных процессов, необходимо специально раскрывать подросткам связь между школьными знаниями и действительностью. Особое внимание следует обратить на формирование умения сравнительно легко переходить от абстрактных знаний к конкретным и видеть в конкретном факте действительности проявление той или иной теоретической закономерности.

 29—45 баллов — средний уровень познавательного отношения к учению, отражающий несистематичность усвоения материала. Опасность — в возникновении пробелов в знаниях, которые могут привести к непониманию и трудностям. Следует обратить внимание на последовательность в усвоении знаний, установление связи между новым и старым учебным материалом. Необходимо проанализировать причины непонимания учебного материала.

 Более 45 баллов — высокий уровень познавательного отношения к учению.

Полезно также проанализировать ответы на каждый из пунктов (с учетом пунктов-«перевертышей»), для того чтобы выявить, какими навыками содержательного усвоения знаний школьник владеет, а какими — нет.

«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, — писал Л.С. Выготский. — Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами» (Выготский Л.С., Сочинения, т. 4, с. 6).

ФОРМАЛИЗМ В УЧЕБЕ

Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.

Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально. Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.