Консультации в ДОУ

Титаренко Елена Владимировна
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Ваш малыш подрос, и вы привели его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с близкими, с домом. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад — сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен для его психики и здоровья. В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи. Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми людьми — дело привычное, часто привлекательное. Иное дело — ребенок первых лет жизни. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любое изменение требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача. Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям — причины, тормозящие у малыша умение контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к педагогам, что усложнит уход за ним. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с педагогами. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношения, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду. Общая задача педагогов и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего необходимо приблизить домашний режим к распорядку дня в детском учреждении. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Следует заметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни. Советы родителям --- В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду. --- Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания. --- Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома. --- Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать - держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и "передать" в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). --- Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени - гулять, играть, разговаривать. --- Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово».Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку. Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                 "Правовое воспитание дошкольников - миф или реальность"

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Успешность этой работы во многом зависит от подготовки  родителей. Кроме того, сейчас наблюдается несоответствие между реальным уровнем готовности родителей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем.

Это делает необходимым планирование специальной методической работы  с родителями для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также повысить правовую культуру родителей, их  квалификацию в этой области.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, симпатии, коммуникативных навыков и умений.

Как организовать эту работу?

•  Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).

•  Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

•  Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)

Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Какие задачи мы должны  ставить  перед родителями?

•  Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

•  Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

•  Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

•  Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

•  Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

С родителями рекомендую провести работу по данному вопросу на Родительских собраниях, встречах. Например, с родителями можно провести разминку, которая прозвучит под рубрикой:

1."Правовая академия"

•  До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)

•  Как вы понимаете выражение: "Мой дом - моя крепость"?

•  Как оно связано с правами человека?

•  Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)

•  Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?

2. При следующей встрече с родителями можно провести работу с карточками по мотивам сказок:

"Лиса и заяц", «Серая шейка», «Гуси-лебеди», «Дед Мазай и зайцы»,

"Сестрица  Аленушка и братец Иванушка", "Кот, петух, лиса".

3. Можно рекомендовать родителям:

•  Чтение произведений: "Дедушка и внучек" К.Д.Ушинский; "Цветик-семицветик"; "Скажи человеку, здравствуй" В. А. Сухомлинский; «Синие листья», «Волшебное слово», В.Осеевой.

•   Составление генеалогического дерева.

•  Рисование "Моя семья" и составление альбома из рисунков.

•  Поделки из природного материала с участием взрослых и детей.

Консультация представлена для рассмотрения на Педагогическом Совете ДОУ, воспитателем  Титаренко Е.В.

 



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СВЯТКИ»

Святки – это большой праздник Начала нового года. В древности, когда наши предки связывали свою жизнь с СолнцемСвятки праздновались во время зимнего солнцеворота – с 25 декабря. С этого дня Солнце начинало прибавлять свой ход «на куриный шаг» и поворачивало на лето

Само название «Святки» - одного корня по происхождению со словами «святой», что означает «чистый, непорочный», и «светлый». 

До введения нового летоисчисления на  день зимнего коловорота  приходилось празднование рождения  Христа, установленное византийской церковью. И время Святок стали исчислять от Рождества до Крещения – с 25 декабря (7 января по новому стилю) по 6 января (19 января – по новому стилю). С введением по указу Петра I  от 19 декабря 1699 года  празднования нового года 1 января, в Святочное празднование вошел и этот праздник, разделив Святки на две условные части: «Святые» и «Страшные» вечера.

 «Новый год, перенесенный указом Петра I в 1699 году с 1 сентября на 1 января (день, когда церковь чествовала святого Василия), разделил Святки на «Святые вечера» - с 25 декабря (7 января) по 1 января (14 января) – и «Страшные вечера» - с 1 (14) января по 6 (19) января. Святые вечера в народном сознании были связаны с Рождеством Христовым. Вторая неделя (Страшные вечера) шла под знаком разбушевавшейся нечистой силы, активность которой прекращалась в Крещение, когда освящалась в церквях и прорубях вода, на дверях и окнах в домах ставили мелом или углем кресты и окропляли их принесенной из церкви «святой водой»...»

 Святочные обычаи своими корнями уходят в мифологическое видение народом того времени, которое они переживали. Что это за время? Время перехода в Новый год, Новое время для многих народов мира означал переход в Новое состояние мира, в Новый мир.

Мирча Элиаде, посвятивший свою жизнь исследованиям поведения человека традиционной культуры, «человека обычая» в своем труде «Священное и мирское» дает несколько примеров единства у разных народов понятий «год» и «мир» и обобщает суть празднований Нового года:

 «… во многих языках аборигенов Северной Америки слово «Мир» («Космос») используется также в значении «Год». Якуты говорят «Мир прошел», понимая под этим, что прошел год. Для юки понятие «Год» обозначается теми же словами, что и понятие «Земля» и «Мир». Они говорят подобно якутам «Земля прошла», когда хотят сказать ,что истек год…  Космос понимает как живое  единство, которое рождается, развивается и умирает в последний день года, чтобы вновь возродиться в первый день Нового годаэто возрождение есть некое рождение, что Космос возрождается каждый Год, потому что каждый раз с наступлением Нового Года Время начинается.

Еще более яркий пример мы находим в Индии. Мы видели уже, что сооружение алтаря равноценно повторению космогонии. Но тексты добавляют, что «алтарь огня есть год»…Иначе говоря, каждой постройкой алтаря огня не только вновь создается Мир, но и строится Год, регенерируется время в его новом сотворении

для религиозного человека всех цивилизаций Мир обновляется ежегодно. Иначе говоря, с наступлением каждого нового года он вновь обретает исходную « святость», которая была сходна, когда вышел он из рук Создателя.

 Наш народ совершал переход в Новый мир, проходя те шаги, которыми проходили его предки, проживая в своих обрядах и играх Миф о творении Нового Мира и создавая каждый год заново Мир, в котором  ему предстоит прожить еще год. Шагами этими стали многочисленные обряды, которыми наполнены Святки: гадание, ряжение, обходы дворов с пением колядок, приготовление обрядовой пищи, возжигание костров и вождение вокруг них хороводов, игры с битьем, обряды очищения от болезней…  

 Но не стоит обманываться, что народ, отыгрывая Святки, осознавал, что он совершает переход, отыгрывает свою древнюю мифологию творения Мира. Нет. Народ сохраняет лишь обычай, - то, что обычно принято делать в то или иное время. Как делали родители, так делали и дети. Как услышали мы в одной из наших этнографических экспедиций на Урале: «Не нами заведено – не нам и отменять». В этом, на мой взгляд, суть передачи народного обычая.  

Описания же этих обычаев дают возможность нам попробовать вглядеться сквозь них  - туда, в глубину, где произошло рождение обычая. Вглядеться и увидеть, как и для чего он был созданКак сейчас мы можем понять обычаи нашего народа? Этнографические описания – это лишь часть дела, которые помогают узнать об обычаях своего народа. 

 Миф о творении мира, который проживается в Святочных обрядах, в двух словах можно передать так: Мати-Тьма (в шумеро-аккадской мифологии –  Тиамат, олицетворение первозданной стихии) создает Свет. Понятие света имеет два значения у народа: свет как состояние без темноты, без тьмы и свет как мир – «весь белый свет».  Народ говорит: «Мир стоит до тьмы, а тьма – до свету». Народ видел - с появлением Света появляется, или снуетсяМир.

В святочных величаниях – колядках передается образ создания мира, когда из Ничего появляется в доме хозяина и Солнце, и Месяц, и Частый Дождичек

 -Ой, дома ль дома ль, пан-господарь?

- Ён дома-дома, пан-господарь.

- Нам не кажется – примечается,

Ой, вставай с печи,

Застилай столы,

Ставляй пироги,

Ставь наливочки.

А мы будем пировать – тебе сказывать:

Будет у тебя троечка гостей:

Первый гостичок –

Ясный месячок,

Другий гостичок –

Красно солнышко,

Третий гостичок –

Частый дождичок.

Ой, пройди, пройди, тучина в ночи,

Ой, полей, полей, жито-пшаницу.

Жито-пшаницу у сю землицу

 Так разворачивается мир в доме того, кто принимает гостей.

 Большинство святочных действий происходили в темное время суток – вечерами или ночью. Ночь или тьма – это время предрождения мираТьма – состояние без света, состояние, из которой должен родиться мир.   Именно в ночь, во тьму – чаши с водой, темной воды в проруби, темноты зеркала вглядываются девушки, пытаясь разглядеть свою судьбу. Именно во тьме можно увидеть то, что послужит началом Нового мираВечером возжигаются костры, вокруг которых водятся «вьюны» и «змеи» - олицетворяя миф Рождения нового мира из чрева Змея, или ДраконаВечерами молодежь собирается в избе или бане, куда приходят ряженые и чинят свои порядки… 

   «В связи с поверьями о приходе мифических гостей существовал обычай принимать на Святки любого пришедшего в дом как особу священную и одаривать его обрядовой пищей, предназначенной для духовПриход персонажей загробного мира  инсценировали и святочные ряженые, среди которых наиболее популярными были «старики», «дед и баба», «кудесники», «буки», «кикиморы».

Как священные гости и посланники с неба воспринимались и участники святочных колядных обходовКолядующие ходили по домам в вечернее время и ночью специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им соответствующие благопожелания в форме колядных песен и приговоров.

 Другое отражение первосостояния мира  – это создание Беспорядка или Хаоса, которые надо привести в Порядок. Беспорядок являют ряженые во всевозможных своих личинах и харях, обходящие каждый дом, совершая всевозможные бесчинства, устраивая игрища, необъяснимые с точки зрения обычной жизни.

 «…в поведении ряженых …непрерывное перекувыркивание, характерное для таких персонажей ряжения, как «петушок» или «курица», «медведь», «бес»… Для ряжения характерен и особый вид движения: постоянное подпрыгивание, скакание и построенная на этих движениях пляска, а так же бег, ходьба – в том смысле, в котором говорят о «ходячих покойниках»»

 Беспорядок создается во время Святок и через обрядовое поведение  молодежи - святочное воровство и бесчинства, которые в обычное время служат разрушительными действиями. Во время же Святок эти действия – необходимы. Для чего? Пока, без определенного психологического исследования святочных обрядов, которое позволит нам исследовать, что происходит с человеком и его душой внутри обряда, говорить о необходимости обрядовых бесчинств и воровства будет голословным. Но то, что эти странные моим современникам действия были необходимы, говорят те описания некоторых святочных игр, где насильно заставляли делать то или иное действие.

 Святочные обряды – это шаги перехода в Новый мир. Таким шагом становятся обряды, связанные с устройством мира. Прежде всего, это обряды гадания. В основном, святочные гадания – это гадания о будущей жизни. Для молодых это были гадания о замужестве и женитьбе, а для хозяев, чья забота  была в сохранении жизни в семье и общине, прежде всего – основными гаданиями были гадания об урожае и здоровье.

 Загадывание загадок и сказывание сказок также служили напоминанием об истинном устроении мира.

 

«С идеей формирования в Святки миропорядка связано озвучивание в это время фольклорных текстов, содержащих представление об устройстве мира. Так, у русских в святочный период вечерами было принято загадывать загадки и рассказывать сказки, что, при свойственной традиционному сознанию вере в магическую силу произнесенного слова и в возможность его материализации, должно было способствовать акту «рождения» мира»

Так описывают праздник ученые своим языком, уверенные в том, что они разгадали загадку празднований святочных обрядов. Но, если все так просто – почему же Святки не играются сейчас так же, как игрались раньше? Может быть, мы что-то не поняли? 

                                                 Подготовила:  воспитатель Титаренко Е.В.                                                  



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИЯ  

ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ

«Прощеное воскресенье»

Праздник 22 февраля 2015 года - Прощеное воскресенье
Последний день Масленицы

На 22 февраля в 2015 году приходится последний день Масленицы - Прощеное воскресенье.

Последний день Масленицы - Прощеное (прощенное) воскресенье, красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста очистите душу, повинитесь, попросите у всего народа честного, как сказала Господь: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14-15).

А главное - простите всех сами: "Всех грешных прощаю, простите и меня, грешного!" С той же целью в Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.

Был и сейчас есть в России обычай, когда в последний день Масленицы просят прощения друг у друга.

Ходят просить отпущения грехов у своих священников и потом отправляются к могилам родных и знакомых. В семьях не ложились спать не помирившись друг с другом: дети испрашивали прощения у родителей, в слуги - у господ. Сами господа не только не считали за стыд в Прощенное воскресенье испросить прощения у своих слуг, но даже вменяли это в священный долг. Такой обычай был повсеместен в России.

Пословица "Не все коту Масленица" произошла оттого, что после Масленицы наступает пост, а с ним вместе строго воздержная жизнь. С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанье без постного масла.

Кончилась Масленица, впереди - Великий пост и Пасха.

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом.
В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить
Пасху - день Воскресения Христова.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

"В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир - это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.

Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним" Архим. Иоанн Крестьянкин

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения.

В конце службы во многих храмах поются песнопения Пасхи («Воскресения день», оканчивающееся словами «простим вся воскресением»), напоминая о том, что пост – это путь к Пасхе, которая уже близко.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска (с XVIII века - расположения расквартированных в столице полков), просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели, – напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин) – Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.

Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему.

В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории - изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая. Юдоль плача и печали - земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному. Плакал Адам по изгнании своем, седе "прямо рая", плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.

Но мы - изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам - Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.

И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов: "Христос Воскресе!" и в них - изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния".

Подготовил: воспитатель Титаренко Е.В.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;

- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

- знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

- уменьшение заболеваемости;

- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

- снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

Подготовил: воспитатель Титаренко Е.В.