Планы 2018-2019

Николаева Надежда Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_fgos.doc124 КБ
Microsoft Office document icon 6_klass_fgos_6.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Тухватова Р.А.

Протокол № 1   от   « 28 ». 08. 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора МАОУ

«Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани

Минуллина Е.В.

 « 28 ».  08  . 2018 г.

«Утверждено»

Директор  МАОУ

«Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани

                     /В.А.Афонская/

 Приказ № 380    от «28».  08  . 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

 «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова»

Советского района г.Казани

Николаевой  Надежды  Анатольевны,

учителя    высшей  квалификационной  категории

по  биологии

5  класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от «28» 08  . 2018 г.

2018 — 2019 учебный год

Пояснительная записка

Нормативная основа программы

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2013 №273-ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

-Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 №1577  “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования 2018-2019 учебный год;

-Образовательная программа основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта МАОУ «Лицей №121  имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани;

- Устав  МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани на  2018-2019 учебный год;

- «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения)

- Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.

Учебник Биология. Бактерии,грибы, растения. 5 кл: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. -М.: Дрофа, 2012.-141 с.

Согласно образовательной программе ОУ на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Целью изучения биологии в 5 классе является осознание  единства  и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости      на основе      достижений науки для формирования   осознанного отношения к  сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.

Задачами курса является:

- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;

- формирование общих представлений о структуре   биологической   науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

-получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов

- углубление знаний об условиях жизни    и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

        В рабочей программе  заложены возможности предусмотренного стандартом формированияу обучающихся  общенаучных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых  компетенций.  В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию  современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение  биологических знаний. Отбор содержания проведѐн с учѐтом культуросообразного подхода, в соответствии с  которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,  нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.  Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к  частному с учѐтом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено  взаимодействие  научного, гуманистического,  аксиологического,  культурологического,  личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

        Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,   обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся  включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие  учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,  проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать  определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную  учебную деятельность, где преобладают такие еѐ виды, как умение полно и точно выражать свои  мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать  информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

         В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие  представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах  живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к  природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов,  углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий,  грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма,  популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения  биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном иисторическом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их  изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные  решения в области природопользования. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических  наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности  биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации  опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на  личность учащегося: тренировать память, развивать  наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности,  способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Планируемые  результаты освоения курса «Биология 5 класс»

        Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие  умения:

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

7. Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

 Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

6. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой .

6. Вычитывать все уровни текстовой информации.

7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

8. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться ).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

 - осознание роли жизни:– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

 – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

        Выпускник научится:

-пользоваться научными методами для распознавания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. -Выпускник овладеет системой биологических знаний: понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

 -Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

-Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной  литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-ориентироваться в системе познавательных ценностей — воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию,анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

-создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

 Содержание  программы

Введение (6 ч)

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Многообразие организмов.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточныеорганизмы. Основные царства живой природы.

Среды жизни.

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

Клетка–основа строения ижизнедеятельности организмов. История изучения клетки.Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Демонстрация. Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы.

Устройство светового микроскопа. Правила работы с ним.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)

Бактерии,их строение и жизнедеятельность.Рольбактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Демонстрация.  Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Плесневый  гриб мукор.

Строение дрожжей.

Раздел 4. Царство Растения (10 ч)

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Многообразие растений. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Демонстрация.   Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зелёных водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего папоротника, (хвоща).

Строение хвои и шишек и семян голосеменных растений (на примере местных видов).

Критерии   и  нормы  оценки  знаний  и  умений учащихся

    Контрольно-измерительные материалы.

Критерии оценки учебной деятельности по биологии: Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка уровня знаний учащихся.

Оценка устного ответа:

«5» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.

«4» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

«3» -  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая  последовательность.

«2» -  при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.  

Оценка лабораторной работы.

«5»  - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.

«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.

«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.

«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены 2 и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления

Не все лабораторные работы  подлежат оцениванию, многие носят обучающий характер.

Диагностические работы к учебнику В.В.Пасечника Биология.

Критерии выставления оценок за диагностические работы.

На выполнение тематической проверочной работы отводится 30-35 минут, на выполнение итоговой работы 40-45 минут.

Оценка «5» - 80—100 % правильных ответов, «4» - 60-80 % правильных ответов, «3» - 40-60 % правильных ответов «2» - менее 40  % правильных ответов.

Учебно - методическое обеспечение предмета

Учебник – Автор: Пасечник В.В.Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2012 – 144 с.: ил.

Программно-методические материалы –

1.Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.

2.«Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).

3.В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» - М.: Дрофа, 2013.

4.Диагностические работы к учебнику В.В.Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс:  М.: Дрофа, 2015 – 67 с.: ил.

5.Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru)

6. http://school-collection.edu.ru/

Календарно-тематическое планирование согласно Федеральному государственному образовательному стандарту

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Вид контроля

План

Факт

Введение (6 часов)

5

5

1

Биология - наука о живой природе

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

Взаимоконтроль

Сент.

2

Методы исследования в биологии

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Взаимоконтроль, терминологический диктант.

Сент.

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Определяют понятия Царства живых организмов. Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план по тексту учебника

Фронтальная беседа. Проверка планов  по тексту учебника

Сент.

4

Среды обитания живых организмов

1

Урок открытия нового знания

Фронтальная беседа. Работа  с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Проверка тетрадей, взаимоконтроль

Сент.

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

Урок открытия нового знания

Фронтальная беседа. Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Отчёты об экскурсии,  сообщения.

Окт.

6

Обобщающий урок по теме

«Введение»

1

Урок развивающего контроля

Работа  в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе

Беседа, взаимоконтроль, тест, составление схемы на ИД.

Окт

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

7

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа. «Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений».

«Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов,  сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Знакомством с увеличительными приборами, рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы.

Самоконтроль. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР

Окт

8

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли).

1

Урок открытия нового знания

Работа в парах. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах  части и органоиды клетки

Взаимоконтроль, составление схемы на ИД.

Окт

9

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов,  сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

нояб

10

Особенности строения клеток. Пластиды. Лабораторная работа «Пластиды в клетках листа элодеи»

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов,  сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

нояб

11

Химический состав клетки: неорганические и органические   вещества

1

Урок открытия нового знания

Фронтальная беседа с использованием таблиц. Знакомство  с химическим составом клетки, наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и обсуждение их результатов;  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

 Фронтальный опрос.

нояб

12

Процессы жизнедеятельности

клетки: поступление веществ в клетку. Лабораторная работа «Наблюдение движения цитоплазмы»

1

Урок открытия нового знания

Проведение биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке и объяснение их результатов, наблюдение за движением цитоплазмы в клетке, фиксация, анализ и обсуждение результатов

наблюдений.

Ответы учащихся у доски с использованием таблиц. Фронтальный опрос.

декаб

13

Деление  и рост клетки

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Сам.раб. учащихся в парах с текстом и рис. 25 учебника

декаб

14

Ткани

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Индивидуальная работа учащихся с дидактическими карточками

декаб

15

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

1

Урок развивающего контроля

Работают с учебником,  дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Проверочная работа.

декаб

Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)

16

Строение многообразие бактерий

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Фронтальная беседа . Взаимоконтроль  в группах.

январь

17

Роль бактерий в природе

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Составление схемы , биологический диктант.

январь

18

Роль бактерий в  жизни человека

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Беседа, тест.

январь

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

19

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Фронтальная беседа. Взаимоконтроль  в группах.

февр

20

Шляпочные грибы.

Лабораторная  работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и иллюстрациями учебника. Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Составление схемы на ИД. Проверка  оформления ЛР.

февр

21

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная  работа «Плесневый гриб мукор».

«Строение  дрожжей»

1

Урок открытия нового знания

Работа   с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

февр

22

Грибы-паразиты

1

Урок открытия нового знания

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Самоконтроль.

Заполнение  таблицы

февр

23

Обобщающий урок

1

Урок развивающего контроля

Обсуждение  сообщений учащихся «Многообразие грибов и их значение  в природе и жизни человека»,сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов

Составление схемы на ИД

март

Раздел 4. Царство Растения (10 ч)

24

Разнообразие, распространение, значение растений

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и  иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Самоконтроль, взаимоконтроль в группах.

март

25

Водоросли. Многообразие

водорослей. Среда обитания водорослей. Лабораторная  работа «Строение зеленых водорослей».

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками  при обсуждении результатов лабораторной работы.

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

март

26

Строение многоклеточных  водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Самостоятельная работа учащихся с текстом  и рис. 64

апрель

27

Лишайники

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и иллюстрациями учебника, изучение лишайников в природе.

Биологический диктант, игра «Найди ошибки».

апрель

28

Мхи.

Лабораторная  работа «Строение мха».

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими.

Проверка  ЛР, беседа по итогам работы.

апрель

29

Папоротники, хвощи, плауны.

Лабораторные работы «Строение    спороносящего хвоща» и «Строение спороносящего папоротника».

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, беседа по итогам работы.

апрель

30

Голосеменные растения.

Лабораторная работа «Строение хвои и шишек  хвойных»

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении семенных растений по сравнению с высшими споровыми растениями.

Проверка   ЛР, беседа по итогам работы

май

31

Покрытосеменные растения

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и иллюстрациями учебника. Сообщения учащихся о практическом и эсте-тическом значении цветковых растений, о редких и исчезающих видах, занесенных в Красную книгу.

Проверка  ЛР, беседа по итогам работы.

май

32

Происхождение растений. Основные  этапы развития растительного мира

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и иллюстрациями учебника. Сотрудничество  с одноклассниками при обсуждении  вопроса об усложнении в строении покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными растениями.

Самоконтроль, взаимоконтроль в группах.

май

33

Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации

1

Урок развивающего контроля

Выполнение итоговой работы в форме теста

Проверка учителем тестов

май

34

Заключительный урок по курсу

«Биология. 5 класс». Летние задания

1

Урок развивающего контроля

Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

Самоконтроль, взаимоконтроль в группах.

май



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Тухватова Р.А.

Протокол № 1   от   « 28 ». 08. 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора МАОУ

«Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани

Минуллина Е.В.

 « 28 ».  08  . 2018 г.

«Утверждено»

Директор  МАОУ

«Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани

                     /В.А.Афонская/

 Приказ № 380    от «28».  08  . 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

 «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова»

Советского района г.Казани

Николаевой  Надежды  Анатольевны,

учителя    высшей  квалификационной  категории

по  биологии

6 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от « 28»  08  . 2018 г.

2018 — 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативная основа программы

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2013 №273-ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

-Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 №1577  “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования 2018-2019 учебный год;

-Образовательная программа основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта МАОУ «Лицей №121» Советского района г.Казани;

- Устав  МАОУ «Лицей №121» Советского района г.Казани на  2018-2019 учебный год;

- «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения)

- Программа курса «Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений. Учебник», автор: В. В. Пасечник. Из сборника «Биология.5—9 классы: рабочая  программа к линииУМК В.В.Пасечника: учебно-методическое пособие» / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М. :

Дрофа, 2017. .

Учебник Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. -М.: Дрофа, 2014.-207 с.

Согласно образовательной программе ОУ на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю,  34 часа.

         Цель предмета - обеспечить учащимся понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царства растений, в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о строении растительных организмов; об растительном организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом (растительном) разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития. Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений. Учебник

        Задачи

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

        В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени общего  образования, изложенного в пояснительной записке к рабочей программе по биологии. В ней  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся  общенаучных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых  компетенций.  В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию  современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение  биологических знаний. Отбор содержания проведѐн с учѐтом культуросообразного подхода, в соответствии с  которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,  нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.  Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к  частному с учѐтом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено  взаимодействие  научного, гуманистического,  аксиологического,  культурологического,  личностно деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

        Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на  формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для  формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных  способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание  уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке

 проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

        Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,   обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся  включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие  учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать,  проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать  определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную  учебную деятельность, где преобладают такие еѐ виды, как умение полно и точно выражать свои  мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать  информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

          В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Планируемые  результаты освоения курса «Биология 6 класс»

        Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие  умения:

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

7. Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

 Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

6. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой .

6. Вычитывать все уровни текстовой информации.

7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

8. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться ).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

 - осознание роли жизни:– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

 – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

        Выпускник научится:

-пользоваться научными методами для распознавания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. -Выпускник овладеет системой биологических знаний: понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

 -Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

-Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной  литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-ориентироваться в системе познавательных ценностей — воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию,анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

-создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Содержание  программы

Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

Органы цветкового растения. Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Демонстрация: Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

1. Строения семян двудольных и однодольных растений.

2. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

3. Корневой чехлик и корневые волоски.

4. Строение почек. Расположение почек на стебле.

5. Внутреннее строение ветки дерева.

6. Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).

7. Строение цветка. Различные виды соцветий.

8. Многообразие сухих и сочных плодов.

 Раздел 2. Жизнь растений (11 ч)

Жизнедеятельность цветковых растений. Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Демонстрация. Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

1. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

2. Вегетативное размножение комнатных растений.

3. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии. Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (5 ч)

Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Демонстрация. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы.1. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии. Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (4 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии. Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Критерии   и  нормы  оценки  знаний  и  умений учащихся

    Контрольно-измерительные материалы.

Критерии оценки учебной деятельности по биологии. Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка уровня знаний учащихся.

Оценка устного ответа:

«5» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.

«4» -  ответ полный, правильный на основании изученных теорий.  Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

«3» -  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая  последовательность.

«2» -  при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.  

Оценка лабораторной работы.

«5»  - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.

«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.

«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.

«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены 2 и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления

Диагностические работы к учебнику В.В.Пасечника. Биология. Многообразие покрытосеменных.

Критерии выставления оценок за диагностические работы.

На выполнение тематической проверочной работы отводится 30-35 минут, на выполнение итоговой работы 40-45 минут.

Оценка «5» - 80—100 % правильных ответов, «4» - 60-80 % правильных ответов, «3» - 40-60 % правильных ответов «2» - менее 40  % правильных ответов.

Не все лабораторные работы  подлежат оцениванию, многие носят обучающий характер.

Учебно - методическое обеспечение предмета

Учебник: Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для  общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2013.

Диагностические работы к учебнику В.В.Пасечника Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл./Пасечник В.В.-2-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2016.

Уроки биологии. 5—6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.

Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Линия жизни».  Пасечник  В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.

MULTIMEDIA-поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

Электронное приложение к учебнику. Биология. 5-6 классы.,

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс.(электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский  центр «Вентана- Граф», 2007.

http://school-collection.edu.ru/

Календарно-тематическое планирование согласно Федеральному государственному образовательному стандарту

Биология. Многообразие покрытосеменных

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды   деятельности учащихся

Вид контроля

 План

Факт

РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

1

Строение семян двудольных растений

Л.Р №1 «Изучение строения семян двудольных растений». ТБ

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Фронтальная бесе да. Самостоятельная работа с учебником(стр. 4-5), отв. на вопр.1-2. Заполнение схемы

сентябрь

2

Строение семян однодольных растений

Л.Р №2 «Изучение строения семян однодольных растений»

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Фронтальная беседа.

сентябрь

3

Виды корней. Типы корневых систем. 

Л. Р. №3 «Стержневая и мочковатая корневые системы».

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся. Проверка выполнения и оформления ЛР.

сентябрь

4

Строение корней

Л.р. №4 «Корневой чехлик и корневые волоски».

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Индивидуальный опрос с использованием натуральных объектов. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

сентябрь

5

Условия произрастания и видоизменения корней

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о причинно-следственных связях между условиями существования растений и видоизменения ми их корней.

Самостоятельная работа учащихся

с  текстом и рисунками 13—16 учебника

октябрь

6

Побег. Почки.

Л. Р.№5 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов,  сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

октябрь

7

Внешнее строение листа

Л. Р.№6«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов,  сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

октябрь

8

Клеточное строение листа.

Л.р.№7 «Строение кожицы листа

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся. Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

октябрь

9

Видоизменение листьев

1

Урок открытия нового знания

Работа  с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся.

ноябрь

10

Строение стебля. Многообразие стеблей

Л.Р.№8 «Внутреннее строение ветки дерева».

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Беседа с использованием таблиц и комнатных растений. Лабораторная работа.

ноябрь

11

Видоизменение побегов

Л. Р.№9 «Строение клубня,  луковицы»

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Беседа с использованием таблиц. Лабораторная работа.

ноябрь

12

Цветок и его строение

Л. Р.№10 «Строение цветка».

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов, работа с текстом и иллюстрация ми учебника, сотрудничество с учащимися класса

Беседа с использованием таблиц. Лабораторная работа.

декабрь

13

Соцветия

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении

Беседа с использованием таблиц. Лабораторная работа.

декабрь

14

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян

Л. Р.№11 «Классификация плодов».

1

Урок открытия нового знания

Выполнение  лабораторной работы по инструктивной карточке и оформление ее результатов,  сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Беседа с использованием таблиц. Лабораторная работа.

декабрь

Раздел 2 «Жизнь растений» (11ч)

15

Минеральное питание растений

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и выполнение задания

декабрь

16

Фотосинтез

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении. Наблюдения за демонстрируемыми учителем опытами.

Беседа с использованием таблиц.

январь

17

Дыхание растений

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о взаимосвязи  процессов дыхания и фотосинтеза.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и выполнение задания

январь

18

Испарение воды растениями. Листопад

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса о взаимосвязи  процессов дыхания и фотосинтеза.

Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся.

январь

19

Передвижение  веществ в растении

Л.р. №12 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса  при обсуждении результатов опытов.

Проверка выполнения и оформлене лабораторной работы

февраль

20

Прорастание семян

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса  при обсуждении результатов опытов.

Фронтальная беседа с использованием таблиц.

февраль

21

Способы размножения растений

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса  при обсуждении результатов

Фронтальный оп рос.

февраль

22

Размножение споровых растений

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса  при обсуждении результатов

Индивидуальный опрос, терминологический диктант

февраль

23

Размножение голосеменных растений

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса  при обсуждении результатов

Ответы учащихся на вопросы

в конце §  23

март

24

Размножение покрытосеменных растений

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса  при обсуждении результатов

Опрос учащихся с использованием таблиц

март

25

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса  при обсуждении результатов опытов черенкование растений.

Выполнение заданий в тетради

март

  Раздел 3 Классификация растений (6ч.)

26

Систематика растений

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса  при обсуждении результатов

Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся.

апрель

27

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса  при обсуждении результатов

Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся

апрель

28

Семейства Пасленовые и Бобовые Сложноцветные

1

Урок открытия нового знания

Самостоятельная работа учащихся в группах. Работа с текстом и  ил люстрациями учебника,  

составление морфологического описания растений, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов.

Индивидуальный и фронтальный опросы учащихся.

апрель

29

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  ил люстрациями учебника,  составление морфологического описания растений, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении результатов.

Индивидуальный и фронтальный опросы, биологи ческий диктант

апрель

30

Культурные растения

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении  подготовленных сообщений.

Индивидуальный и фронтальный опросы

май

31

Итоговое тестирование в рамках промежуточной аттестации

1

Урок развивающего контроля

Выполнение итоговой работы в форме теста

Проверка учителем тестов

май

Раздел 4. Природные сообщества ()

32

Растительные сообщества

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопроса  результатов самостоятельной работы.

Индивидуальный и фронтальный опросы.

май

33

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

1

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и  ил люстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении вопросов.

Фронтальная беседа.

май

34

Заключительный урок по курсу

1

Урок открытия нового знания

Работа  в группах, выступления с отчетами по результатам экскурсии, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении подготовленных сообщений.

Заслушиваются отчеты групп, и проводится обсуждение результатов     экскурсии.

май