Оюн Нина Донгаковна

            Эссе – «Я-учитель.Осознание профессии.»

    image                                                                                                          

                                  Педагог - он вечно созидатель, он жизни учит и любви к труду.

                                 Я педагог, наставник,  воспитатель, за что благодарю свою судьбу

                     Меня зовут Оюн Нина Донгаковна. Я могу  уверенно сказать, что я очень счастливый человек. Мое счастье состоит в том, что я нашла свое призвание в жизни и утвердилась в нем. Призвание – это стать учителем начальных классов.   Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.

  Многие дети мечтают стать руководителями, бизнесменами, экономистами, а может и моделями, но только немногие хотят снова вернуться в школу, оказаться на месте своего любимого учителя, встать у доски и зажечь огонь в сердцах других. Моя детская мечта реализовалась. Вот теперь я стою у доски на месте своей любимой первой учительницы, смотрю в класс, в глаза детей, и понимаю, что другой профессии мне вовсе и не надо.

  Я окончила Кызылское педагогическое училище в 1974г и Красноярский педагогический университет «Знак Почёта»  в 1985 году.

          Вспоминаю, как начиналась моя карьера в роли учителя. Как же я волновалась и ждала 1 сентября. Было очень страшно начинать. Первый свой классный час, посвященный 1 сентября, проводила  перед  пустым  классом,  проговаривала  сценарий. Но стоило только  переступить порог  моему  первому  классу, и  волнение  исчезло. Работа с  маленькими детьми  приносит  мне  заряд  энергии. Дети не дают скучать. Каждый день они становятся старше  и умней. Успехи детей делают нас, учителей, счастливыми. Успех педагогической деятельности во многом  зависит от его умения наладить  правильные отношения  с детьми.

                Собираясь на урок, я стараюсь подготовить все так, чтобы  было понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха».

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Необходимо просто найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «искру», вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы. Вместе со своими учениками я огорчаюсь, когда у них что-то не получается, и радуюсь их маленьким и большим победам. Я безгранично верю в утверждение «Успешный учитель – успешный ученик». Современный учитель должен развивать ученика не обучая, а обучать – развивая. Развивать мышление учащихся, формировать умения самостоятельно открывать новые знания, ориентироваться в потоке информации – к этому стремлюсь я на каждом уроке.  Для того чтобы ребенок не потерял интерес к учебе, большую роль должны также сыграть и родители. Они не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье. Необходимо иметь связь  друг с другом, то есть родителя и классного руководителя, чтобы совместно способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми.  Для меня, как и для любого учителя, отношения с детьми – это взаимодействие и с родителями. Это очень деликатная работа. Родители – это взрослые люди, состоявшиеся личности, которые имеют свой жизненный опыт, поэтому педагогу нужно владеть техникой общения, убеждения, разъяснения, уметь держать одновременно партнерскую и педагогическую позицию. Надо так выстроить отношения, чтобы учитель  и семья имели одинаковую точку зрения на обучение и воспитание ребенка.       В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. В школах используют новые информационные технологии: компьютеры, интерактивные доски, проекторы. Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. А сколько же длится рабочий день педагога?  Не ошибусь, если скажу, что эта работа круглосуточная. Она продолжается и во время обеда и во время совещания, во время прогулки и по дороге в школу и из школы. Даже во сне меня посещают образы, замыслы, а то и почти готовые уроки. Значит, и во сне продолжается мой рабочий день. Современный учитель - это не профессия, это - образ жизни.                  

            Смысл моей профессии в словах Л.Н Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

У меня есть девиз, с которым я иду по нелегкому пути профессии Учитель, - «Гордиться нужно не принадлежностью к профессии, а мастерством в этой профессии». И я стремлюсь к этому.

"Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,

 будь благодатной почвой для развития  человеческих чувств

и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников,

 но и в первую очередь, в их душах и сердцах…".

Амонашвили

            Каждый день, идя на работу, в моей голове роятся мысли о предстоящих делах. Как их много! Но самая главная из никак пройдет очередная встреча с детьми, какое у них будет настроение, как провести день так, чтобы детям было интересно и нескучно в школе.

Первая главная задача учителя -обеспечить психологический комфорт каждому ребёнку. Среди важнейших средств воспитания на первом месте - личный пример педагога и его слово.

О том какая серьёзная и ответственная профессия-учитель можно говорить бесконечно. От одного человека зависит будущее несколько десятков людей, зависит какими они  вырастут, что им будет интересно, насколько они преуспевают в жизни. Будучи студенткой я уже полюбила свою профессию. Ребёнок , не «пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь».А чтобы зажечь этот факел, нужно самому педагогу гореть.

                         Учительство- не труд ,а отречение,

                                                Умение всего отдать,                                     Умение на долгий подвиг и мучения,

                                                                  И в этом видеть свет и благодать

             Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма невозможно испытать радость открытия.

      Школа – это  вечная молодость, постоянное   движение вперёд. Профессии учителя можно позавидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и  духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог.   Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.

                    Мир стремительно изменяется, одни государства перестают существовать, образуются новые. Так и с профессиями. Одни безвозвратно теряются, заменяются новыми, которые постепенно становятся привычными, но есть профессии вечные, неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство. Одна из таких профессий – учитель. Как сказал философ  И.  Ильин: «Учитель  в тебе, во мне, в нас». И, наверное, более ёмко и точно сказать невозможно! У человека любой профессии  обязательно были учителя, с их помощью он становился тем, кто есть сегодня.   

              Учителем я работаю сорок четыре года. Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Как измерить работу учителя? Ведь он соприкасается с тонкой материей, которая называется человек, которая наиболее хрупкая и ранимая, особенно в детстве. Учитель – это духовный наставник. Каждый день, заходя в класс, я забочусь о своих маленьких «алмазах» и делаю это с улыбкой на лице. А где же черпать вдохновение?  В самой себе, в детских глазах, смотрящих на тебя и  выражающих целую гамму чувств.

                   С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен приятными событиями, интересными встречами, полезными советами, разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, совещаниями, родительскими собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю… Поэтому часто на уроках мы идём с опережением, как говорят педагоги "ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка". А потом, когда при изучении новой темы выясняется, что это мы уже «проходили», вздыхаю облегченно: успела, уже понимают, осталось только закрепить.

           У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.

           На уроках я доброжелательна, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение форм, методов и приёмов разных педагогических технологий. 

            Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

                Наверное, нет  родителей, которые не мечтали бы о  том, что их дети станут успешнее, чем они. Дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален, у кого-то способности  проявляются раньше, у кого- то позже.

           В связи с этим, ещё одним важным аспектом своей работы считаю дифференцированный подход  в обучении . Учебный процесс строю с учётом реальных учебных возможностей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

               С целью эффективности образовательного процесса я использую различные формы учебной работы: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.

         Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

           В наше время для педагога вопрос чему учить и как учить является одновременно  сложным и простым. Сложным, т.к. в наше  время  профессия  учителя  сродни  профессии  врача  своим главным принципом: «Не  навреди!» Есть тенденция  сведения  нашей  профессии  только  к технической стороне – не просто  в современном обществе дать ученику четкие критерии добра и зла, достучаться до души ребенка, отвлечь от отрицательного влияния. Дети часто задают учителю «трудные» вопросы. Иногда не сразу находишь нужные слова, чтобы объяснить, почему так произошло, кто герой, а кто  - антигерой.

Мне нравиться процесс подготовки к каждому уроку. В работе стараюсь применять разные методы, приемы стимулирования  и мотивации учения, использую разнообразные формы организации личностно – ориентированного урока.

Для меня ребенок – это увлекательная книга, которую нужно познать. В своей работе  опираюсь на уникальность личности каждого ученика. Многие учебные и воспитательные задачи  легко решить, если понимаешь, что каждый ребенок  - индивидуум, талантливый и неповторимый.

Мы живем в век компьютерных технологий. Современные дети – это дети «экранной информации». Использование в работе учителя разнообразных электронных приложений к учебникам, тренажеров, цифровых образовательных ресурсов, помогает сделать урок более информативным, ярким, разнообразным. Я использую  мультимедиа -  технологии в своей работе, они позволяют моделировать различные ситуации, формировать необходимые личностные и образовательные компетенции.

На данном этапе главными задачами в свете ФГОС являются задачи овладения межпредметными понятиями, универсальными учебными действиями и способами их применения на практике; формирование у учащихся навыков сотрудничества, развитие умений в  исследовательской деятельности, в различных видах проектных работ. Дети должны уметь контактировать в парах, группах. Эти задачи стараюсь реализовывать в своей работе.

Помочь ученику раскрыть свои личностные возможности – залог решения поставленных задач. Необходимо научить детей конструктивно мыслить, применять нестандартный подход к осуществлению личной и общественной  цели, находить способы взаимодействия с окружающими  и природной средой, быть чуткими людьми, иметь ясную гражданскую  позицию, быть патриотами своей страны.

Много это или мало? Наверное, -  много.   Отношусь к своей работе с глубоким уважением, а к себе в профессии – с требовательностью. Так же ответственно относится к своей деятельности моя мама - педагог с пятидесятилетним стажем. Мне есть с кого брать пример! Мама – чуткий, умный человек и учитель, моя помощница и советчица в работе. Это важно, ведь два педагогических опыта больше, чем один!

Каждый учитель выбирает ориентиры в своей профессии. Своим профессиональным становлением я обязана  многим. Важным  нравственным ориентиром для меня стал выдающийся педагог - Василий Александрович Сухомлинский.

Я всегда беспокоюсь о том, смогу ли вовремя заметить  и исправить негативные проявления в привычках своих воспитанников, направить в нужное русло формирующуюся личность? Хватит ли мне знаний, умений, любви  и такта, чтобы мои ученики стали успешными, самодостаточными, а главное -  добрыми и человечными людьми?

Любовь к ребенку, как считал В.А. Сухомлинский – суть учительской профессии. Как любить ребенка? Любить ребенка, по Сухомлинскому, – уметь смотреть на мир его глазами, входить в его положение, сострадать. А воспитывать – значит привить способность быть воспитываемым, т.е. быть чутким к слову, взгляду, улыбке не только воспитателя, но и другого человека.

Главная цель моей педагогической деятельности -  «пробудить к труду душу ребенка» (В.А.Сухомлинский). Воспитание человечности, любви к родине в каждом ребенке - об этом говорил выдающийся педагог, считаю для себя самыми важными задачами. Научить детей учиться, самостоятельно добывать знания, помочь им стать успешными людьми – вот то, что сделает меня счастливой в моей профессии – профессии Учитель! 

           Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…

Закончить своё эссе я бы хотела стихотворением:

 

Я сижу за столом, хоть уж стало темно,

Лишь снежинки тихонько стучатся в окно,

Спит семья мирным сном уж давно за стеной,

Ровной стопкой тетрадки лежат предо мной.

В них ошибки любимых моих сорванцов -

Непосед, шалунов, хитрецов, мудрецов.

Важно, чтоб человеком хорошим мог стать.

Я учу их не только писать и читать,

Я хочу, чтоб могли они в жизни мечтать,

И добро чтоб дарили с открытой душой,

И, чтоб, Родиной нашей гордились большой.

Я учитель, и, видно, так дано мне судьбой

Малышей в мир открытий вести за собой,

Понимать, что в руках твоих зреет, растет

Жизни будущей нашей прекрасный народ.

Я читаю в глазах своих милых детей

Удивленье, восторг, сотню разных идей!

Завтра снова привычной тропинкой с утра

В класс придет дорогая моя детвора,

Снова буду я самой счастливой на свете,

Улыбнувшись, скажу я им: Здравствуйте, дети!

       Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею и не хочу.    А когда не остается сил, вспомню горящие глаза своих учеников и с новыми силами  начинаю следующий учебный день.

           image

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов