Окружающий мир

Лесникова Оксана Ильинична

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закоомерности о явлениях окружающей жизни. ВВести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить  и беречь природу - задача и долг педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной  деятельности  по  теме

 « Сбережем  удивительный  мир  растений

                                                           и  животных  лес »

Образовательная область:  Познавательное развитие

Возрастная группа: Воспитанники подготовительной группы ( 6-7 лет )

Тема: Сбережем удивительный мир растений и животных леса

Цель: Формировать представления детей о предметах и явлениях природы , растительном и животном мире , взаимосвязи природы и человека .

Программное содержание

Образовательные задачи:

  • расширить кругозор детей об обитателях леса , о правилах поведения в лесу .
  • выявить и обогатить представления  о значении леса в жизни человека .

Развивающие:

  •  развивать познавательные процессы : предпосылки словесно-логического мышления , наглядно-образного мышления , воображение; память , внимание и все компоненты устной речи .
  • развивать художественное восприятие и эстетический вкус при ознакомление с художественным произведением .

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности к природе .

Предварительная работа :

Чтение рассказов  «Деревья в лесу » (Верзилина), « В лесу » ( Дмитриева ) и т.д. ; стихотворений  « Липка » (П.Воронько) , « Дятел » (Г.Ладонщиков), « Воробьишко » (В.Стоянов) и т.д.; отгадывание загадок о деревьях , птицах , беседы «Дары леса» , «Животные леса », рассматривания гербария, экскурсия по территории детского сада и т.д.

                                         

                         

Словарная работа: способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи : познакомить с образованием новых слов при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов : - очк , - онок , - ёнок , активизировать в речи слова , обозначающие диких животных – обитателей леса .

Материалы и оборудование: презентация « Природа леса », интерактивная доска , слайд – шоу , поезд ,полянка с деревом , белкой , грибами , правила поведение в лесу .

Ход деятельности

Дети заходят в группу. Звучит запись песни « Голубой вагон »

        Воспитатель: Внимание ! Внимание ! Желающие совершить увлекательное путешествие в мир растений и животных ! Просим вас занять свои места ! Поезд отправляется ! Куда ? Догадайтесь . Отгадайте загадку и узнаете , куда нас сегодня умчит веселый поезд .

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Богатырь стоит богат

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешками ,

Петю – сыроежками ,

Катеньку – малиной ,

Хулигана – хворостиной . ( Лес )

Дети сели в поезд и под запись песни «  Голубой вагон » поехали в лес .

На интерактивной доске появляются картинки леса .

   

             Воспитатель : Да , мы подъезжаем к лесу . Посмотрите (картинка «Лес»), какие вековые деревья в нем растут . Как они называются ?

На доске появляются изображения деревьев ( осины , рябины , дуба , березы , липы , клена , сосны) , дети называют дерево и описывают его .

Дети читают стихотворение П.Воронько « Липка »

Выросла я , липка ,

Тоненькой и гибкой ,

Не ломай меня !

Медоносным цветом

Зацвету я летом .

Береги меня !

В полдень подо мною

Спрячешься от зноя .

Вырасти меня !

Я тебя листвою

От дождя укрою.

Поливай меня !

 Включается запись разных птичьих  голосов .

           Воспитатель : Много голосов разных птиц раздается в лесу . Слышите?

- Синь, Синь , Синь – это песенка синицы .

- Ча – ча – ча – а это сорока .

- Чив – чив – чик – чирик – это воробей .

 Какие птицы живут в нашем лесу ? Отгадайте загадку :

Черный жилет ,

Красный берет .

Нос как топор ,

Хвост как упор .

Не дровосек , не плотник ,

А первый в лесу работник ( Дятел )

На интерактивной доске появляется изображение дятла .

Дятел – лесной санитар .

Дети читают стихотворение Г.Ладонщиков « Дятел »

 - Что ты , дятел , так стучишь ?

Целый час в дупле осины ,

Как привязанный , торчишь !

- Я не даром тут стучу ,

Червяков достать хочу .

Пообедаю на славу

И осину полечу .

         Воспитатель : Слушайте еще одну загадки :

Непоседа пестрая ,

Птица длиннохвостая ,

Птица говорливая ,

Самая болтливая .  ( Сорока )

Маленький певец лесной ,

Лучше всех поет весной . ( Соловей )

Всю ночь летает –

Мышей добывает .

А станет светло –

Спать летит в дупло . ( Сова )

Кто , усевшись на суку ,

Двадцать раз кричит « ку – ку ? »

На доске появляются картинки сороки , соловья , совы , кукушки , воробья .

Дети могут прочитать стихотворение  В. Стоянова « Воробьишка »

Я  - веселый воробьишка ,

Серый маленький воришка .

Я беспечен и болтлив

И пуглив . Чив - чив !

Мне едою служат мошки ,

Мне едою служат крошки .

Я болтлив и суетлив ,

И пуглив . Чив – чив !

На интерактивной доске   куст орешника , а внутри него гнездо .

           Воспитатель : Вот изба без углов .

                                      Строилась без топоров . ( Гнездо )

В конце мая – начале июня в птичьих гнездах появляются птенцы . Заботливые родители кормят их , обогревают и , конечно же , охраняют .

Чуть посторонний звук , шум – мамы начинают покидать свое гнездо . Уводят врагов от птичьего домика . Об этом должны помнить люди ! Поэтому они не должны шуметь в лесу , включать громко музыку , чтобы не спугнуть маму с гнезда , не оставить малышей без родителей .

Конечно же , надо соблюдать и другие правила поведения в лесу . Кто из вас знает ? Расскажите .

  • Не разорять птичьи гнезда !
  • Не брать птенцов из гнезда !
  • Не ломать ветки , не рвать цветы !

На доске появляется дерево с дуплом .

      Воспитатель :  Ребята , посмотрите какое дерево . А что это за дыра, в нем? ( Дупло )

А кто же мог в нем поселиться ? ( Белка и бельчата )

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам :

Он в шубке серенькой зимой ,

А в рыжей шубке  - летом .

Эти зверьки живут в лесу круглый год . Ведь у них есть жилище и много – много корма в лесу . Чем питается белочка ? ( Ответы детей )

Шишки да орехи , ягоды да желуди , и , конечно же , грибы – любимое лакомство белочек .

Какие грибы растут в лесу ? (Отвечают дети)

А что делать с мухоморами ? Может растоптать этот ядовитый гриб ? Сбить его палкой ?  ( Нет )

Для некоторых животных мухоморы пригодны в пищу . Вот , например , лесной красавец лось  не только щиплет траву , ест папоротники и лакомится молодыми побегами ив , осин , липок , но и ест грибы . А мухоморы для лося – лекарство . Кого из зверей , жителей леса , вы знаете ? ( Ответы детей )

                                  Физкультминутка

Предлагаю сейчас  немного отдохнуть и выполнить движения в соответствии с текстом : По дорожке , по дорожке , скачем мы на правой ножке , и по этой же дорожке , скачем мы на левой ножке . По тропинке побежим , до лужайке добежим . На лужайке , на лужайке мы попрыгаем , как зайки . Стоп , немного отдохнем и домой пешком пойдем . По команде : « 1,2,3» - превратитесь в любого другого животного , я попробую угадать , в кого вы превратились .

       Воспитатель : Сейчас мы поиграем в игру « Отгадай маму и ее детеныша » На доске изображены части тела разных животных . Вам необходимо выбрать одну из картинок , определить , какому зверю принадлежит эта часть тела , и назвать животное . ( Дети четко проговаривают название детеныша , акцентируя внимание на словообразовательных уменьшительно-ласкательных суффиксах)

     Воспитатель : А как вы думаете , хорошо ли живется всем живым существам в лесу ? ( Лес чистый , хорошо дышится в нем , лес – дом для животных , в лесу животные находят себе корм )

Как вы надо вести себя в лесу , чтобы не причинить вреда лесу и его обитателям ? ( Ответы детей )

Чтение стихотворения Я.Акима « Земля »:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном .

Только здесь леса шумят ,

Птиц скликая перелетных .

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой ,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой похожей нету !

         Воспитатель : Внимание ! Внимание ! Веселый поезд возвратился на станцию Детский сад . Наше путешествие завершается .

Звучит музыка .

                   

C:\Users\Андрей\Desktop\Фото\IMG_1470.JPG

C:\Users\Андрей\Desktop\Фото\IMG_1508.JPG



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЗДУХ ВИДИМЫЙ И НЕВИДИМЫЙ»

Программное содержание

  • Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Расширять знания о воздухе. Упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего рисунка.
  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, активизировать речь и обогащать словарь.
  • Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, внимательность, наблюдательность, самостоятельность.

Оборудование и материалы: воздушные шары, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, тонированные листы бумаги, печатки, кисточки, пропитанные гуашью штемпельные подушки, краски, игрушечная собака.

Ход деятельности

Звенит колокольчик.

Воспитатель. Кто-то пришел к нам в гости? Пойду погляжу!

Воспитатель уходит и тут же возвращается.

Воспитатель. Ребята, наши гости не хотят показываться, пока мы сами не отгадаем, кто они. А вот и подсказка:

Сегодня все ликуют!

В руках у детворы

От радости танцуют Воздушные... (шары).

Правильно, к нам в гости прилетели воздушные шарики. Вот они!

Вносит в группу шары, разные по форме и цвету.

Воспитатель. Дети, поглядите на шарики. Как вы думаете, что находится у них внутри?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Мы можем его увидеть? Почему не можем?

Дети. Воздух невидимый, прозрачный.

Пока дети думали и называли, какой воздух, в группу потихоньку зашла собака по кличке Тишка.

Т и ш к а. Раз воздух невидимый, значит, никакого воздуха и нет! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тишка! Я услышал ваши разговоры и потихоньку зашел, чтобы не мешать вам. А теперь послушал, о чем вы тут говорили, и решил, что никакого воздуха нет!

Воспитатель. А вот и есть, Тишка! Его даже можно почувствовать и увидеть.

Тишка. Ха-ха-ха! Если вы утверждаете, что воздух все- таки существует, тогда докажите. Покажите мне его.

Воспитатель. Ребята, давайте докажем Тишке, что воздух существует. И я даже знаю как!

Раздаются трубочки, дети их рассматривают.

Воспитатель. Для чего нужны отверстия в трубочках?

Дети. Сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают.

Опыт №1. Воспитатель предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха.

Воспитатель. Что вы почувствовали, когда дули?

Дети. Ветерок.

Воспитатель. Откуда он появился?

Дети. Мы выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.

Воспитатель. Воздух нужен человеку и животным для дыхания. Он попадает внутрь при вдохе через рот или нос и так же выходит при выдохе.

Ребята, поглядите, как разыгрались наши шары! А может, научим их нашей игре? И Тишка с нами поиграет.

Игра «Надуй шарик»

Дети, взявшись за руки, приседают. Под музыку поднимаются (со звуком «ф-ф-ф»), расширяют круг — «надувают шар», затем «сдувают» его («ш-ш-ш»). Игра проводится 2 раза.

Воспитатель. Ну вот, Тишка, теперь-то ты видел, что воздух существует?

Тишка. Нет, нет и нет! Это просто все твои фокусы!

Воспитатель. Ты не прав! Вовсе это не мои фокусы. Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. И ты, и каждый из ребят могут сами провести такой опыт. Хотите попробовать?

Тишка. Хочу, хочу, хочу! Конечно же, хочу сам провести этот ваш, как его... опыт!

Воспитатель. Хорошо!

Опыт № 2: Взять стаканы, наполовину наполненные водой, и соломинку. Подуть через соломинку в стакан с водой.

Воспитатель. Что происходит, когда вы дуете в воду через соломинку?

Дети. Выходят пузыри.

Воспитатель. Конечно, и в этих пузырьках находится воздух.

Тишка. А куда теперь они делись?

Дети. Они исчезли.

Воспитатель. Воздух легкий, он поднимается вверх. Ну теперь-то ты, Тишка, убедился, что воздух все-таки существует?

Тишка. Да! Теперь я действительно верю, что воздух есть! Спасибо вам! Можно я своим друзьям расскажу о воздухе?

Воспитатель. Конечно! Даже нужно! И не забудь провести с ними такие же опыты, чтобы и они смогли все увидеть своими глазами.

Тишка. Обязательно! Ну ладно, я побежал! До свидания!

Тишка убегает.

Итог

Воспитатель. Ребята, с чем мы сегодня играли? Что мы узнали о воздухе? (Ответы детей.)