Окружающий мир
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закоомерности о явлениях окружающей жизни. ВВести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект образовательной деятельности | 879.35 КБ |
конспект образовательной деятельности | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по теме
« Сбережем удивительный мир растений
и животных лес »
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа: Воспитанники подготовительной группы ( 6-7 лет )
Тема: Сбережем удивительный мир растений и животных леса
Цель: Формировать представления детей о предметах и явлениях природы , растительном и животном мире , взаимосвязи природы и человека .
Программное содержание
Образовательные задачи:
- расширить кругозор детей об обитателях леса , о правилах поведения в лесу .
- выявить и обогатить представления о значении леса в жизни человека .
Развивающие:
- развивать познавательные процессы : предпосылки словесно-логического мышления , наглядно-образного мышления , воображение; память , внимание и все компоненты устной речи .
- развивать художественное восприятие и эстетический вкус при ознакомление с художественным произведением .
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности к природе .
Предварительная работа :
Чтение рассказов «Деревья в лесу » (Верзилина), « В лесу » ( Дмитриева ) и т.д. ; стихотворений « Липка » (П.Воронько) , « Дятел » (Г.Ладонщиков), « Воробьишко » (В.Стоянов) и т.д.; отгадывание загадок о деревьях , птицах , беседы «Дары леса» , «Животные леса », рассматривания гербария, экскурсия по территории детского сада и т.д.
Словарная работа: способствовать практическому овладению воспитанниками нормами речи : познакомить с образованием новых слов при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов : - очк , - онок , - ёнок , активизировать в речи слова , обозначающие диких животных – обитателей леса .
Материалы и оборудование: презентация « Природа леса », интерактивная доска , слайд – шоу , поезд ,полянка с деревом , белкой , грибами , правила поведение в лесу .
Ход деятельности
Дети заходят в группу. Звучит запись песни « Голубой вагон »
Воспитатель: Внимание ! Внимание ! Желающие совершить увлекательное путешествие в мир растений и животных ! Просим вас занять свои места ! Поезд отправляется ! Куда ? Догадайтесь . Отгадайте загадку и узнаете , куда нас сегодня умчит веселый поезд .
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешками ,
Петю – сыроежками ,
Катеньку – малиной ,
Хулигана – хворостиной . ( Лес )
Дети сели в поезд и под запись песни « Голубой вагон » поехали в лес .
На интерактивной доске появляются картинки леса .
Воспитатель : Да , мы подъезжаем к лесу . Посмотрите (картинка «Лес»), какие вековые деревья в нем растут . Как они называются ?
На доске появляются изображения деревьев ( осины , рябины , дуба , березы , липы , клена , сосны) , дети называют дерево и описывают его .
Дети читают стихотворение П.Воронько « Липка »
Выросла я , липка ,
Тоненькой и гибкой ,
Не ломай меня !
Медоносным цветом
Зацвету я летом .
Береги меня !
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя .
Вырасти меня !
Я тебя листвою
От дождя укрою.
Поливай меня !
Включается запись разных птичьих голосов .
Воспитатель : Много голосов разных птиц раздается в лесу . Слышите?
- Синь, Синь , Синь – это песенка синицы .
- Ча – ча – ча – а это сорока .
- Чив – чив – чик – чирик – это воробей .
Какие птицы живут в нашем лесу ? Отгадайте загадку :
Черный жилет ,
Красный берет .
Нос как топор ,
Хвост как упор .
Не дровосек , не плотник ,
А первый в лесу работник ( Дятел )
На интерактивной доске появляется изображение дятла .
Дятел – лесной санитар .
Дети читают стихотворение Г.Ладонщиков « Дятел »
- Что ты , дятел , так стучишь ?
Целый час в дупле осины ,
Как привязанный , торчишь !
- Я не даром тут стучу ,
Червяков достать хочу .
Пообедаю на славу
И осину полечу .
Воспитатель : Слушайте еще одну загадки :
Непоседа пестрая ,
Птица длиннохвостая ,
Птица говорливая ,
Самая болтливая . ( Сорока )
Маленький певец лесной ,
Лучше всех поет весной . ( Соловей )
Всю ночь летает –
Мышей добывает .
А станет светло –
Спать летит в дупло . ( Сова )
Кто , усевшись на суку ,
Двадцать раз кричит « ку – ку ? »
На доске появляются картинки сороки , соловья , совы , кукушки , воробья .
Дети могут прочитать стихотворение В. Стоянова « Воробьишка »
Я - веселый воробьишка ,
Серый маленький воришка .
Я беспечен и болтлив
И пуглив . Чив - чив !
Мне едою служат мошки ,
Мне едою служат крошки .
Я болтлив и суетлив ,
И пуглив . Чив – чив !
На интерактивной доске куст орешника , а внутри него гнездо .
Воспитатель : Вот изба без углов .
Строилась без топоров . ( Гнездо )
В конце мая – начале июня в птичьих гнездах появляются птенцы . Заботливые родители кормят их , обогревают и , конечно же , охраняют .
Чуть посторонний звук , шум – мамы начинают покидать свое гнездо . Уводят врагов от птичьего домика . Об этом должны помнить люди ! Поэтому они не должны шуметь в лесу , включать громко музыку , чтобы не спугнуть маму с гнезда , не оставить малышей без родителей .
Конечно же , надо соблюдать и другие правила поведения в лесу . Кто из вас знает ? Расскажите .
- Не разорять птичьи гнезда !
- Не брать птенцов из гнезда !
- Не ломать ветки , не рвать цветы !
На доске появляется дерево с дуплом .
Воспитатель : Ребята , посмотрите какое дерево . А что это за дыра, в нем? ( Дупло )
А кто же мог в нем поселиться ? ( Белка и бельчата )
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам :
Он в шубке серенькой зимой ,
А в рыжей шубке - летом .
Эти зверьки живут в лесу круглый год . Ведь у них есть жилище и много – много корма в лесу . Чем питается белочка ? ( Ответы детей )
Шишки да орехи , ягоды да желуди , и , конечно же , грибы – любимое лакомство белочек .
Какие грибы растут в лесу ? (Отвечают дети)
А что делать с мухоморами ? Может растоптать этот ядовитый гриб ? Сбить его палкой ? ( Нет )
Для некоторых животных мухоморы пригодны в пищу . Вот , например , лесной красавец лось не только щиплет траву , ест папоротники и лакомится молодыми побегами ив , осин , липок , но и ест грибы . А мухоморы для лося – лекарство . Кого из зверей , жителей леса , вы знаете ? ( Ответы детей )
Физкультминутка
Предлагаю сейчас немного отдохнуть и выполнить движения в соответствии с текстом : По дорожке , по дорожке , скачем мы на правой ножке , и по этой же дорожке , скачем мы на левой ножке . По тропинке побежим , до лужайке добежим . На лужайке , на лужайке мы попрыгаем , как зайки . Стоп , немного отдохнем и домой пешком пойдем . По команде : « 1,2,3» - превратитесь в любого другого животного , я попробую угадать , в кого вы превратились .
Воспитатель : Сейчас мы поиграем в игру « Отгадай маму и ее детеныша » На доске изображены части тела разных животных . Вам необходимо выбрать одну из картинок , определить , какому зверю принадлежит эта часть тела , и назвать животное . ( Дети четко проговаривают название детеныша , акцентируя внимание на словообразовательных уменьшительно-ласкательных суффиксах)
Воспитатель : А как вы думаете , хорошо ли живется всем живым существам в лесу ? ( Лес чистый , хорошо дышится в нем , лес – дом для животных , в лесу животные находят себе корм )
Как вы надо вести себя в лесу , чтобы не причинить вреда лесу и его обитателям ? ( Ответы детей )
Чтение стихотворения Я.Акима « Земля »:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном .
Только здесь леса шумят ,
Птиц скликая перелетных .
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой ,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой похожей нету !
Воспитатель : Внимание ! Внимание ! Веселый поезд возвратился на станцию Детский сад . Наше путешествие завершается .
Звучит музыка .
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЗДУХ ВИДИМЫЙ И НЕВИДИМЫЙ»
Программное содержание
- Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Расширять знания о воздухе. Упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего рисунка.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, активизировать речь и обогащать словарь.
- Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, внимательность, наблюдательность, самостоятельность.
Оборудование и материалы: воздушные шары, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, тонированные листы бумаги, печатки, кисточки, пропитанные гуашью штемпельные подушки, краски, игрушечная собака.
Ход деятельности
Звенит колокольчик.
Воспитатель. Кто-то пришел к нам в гости? Пойду погляжу!
Воспитатель уходит и тут же возвращается.
Воспитатель. Ребята, наши гости не хотят показываться, пока мы сами не отгадаем, кто они. А вот и подсказка:
Сегодня все ликуют!
В руках у детворы
От радости танцуют Воздушные... (шары).
Правильно, к нам в гости прилетели воздушные шарики. Вот они!
Вносит в группу шары, разные по форме и цвету.
Воспитатель. Дети, поглядите на шарики. Как вы думаете, что находится у них внутри?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Мы можем его увидеть? Почему не можем?
Дети. Воздух невидимый, прозрачный.
Пока дети думали и называли, какой воздух, в группу потихоньку зашла собака по кличке Тишка.
Т и ш к а. Раз воздух невидимый, значит, никакого воздуха и нет! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тишка! Я услышал ваши разговоры и потихоньку зашел, чтобы не мешать вам. А теперь послушал, о чем вы тут говорили, и решил, что никакого воздуха нет!
Воспитатель. А вот и есть, Тишка! Его даже можно почувствовать и увидеть.
Тишка. Ха-ха-ха! Если вы утверждаете, что воздух все- таки существует, тогда докажите. Покажите мне его.
Воспитатель. Ребята, давайте докажем Тишке, что воздух существует. И я даже знаю как!
Раздаются трубочки, дети их рассматривают.
Воспитатель. Для чего нужны отверстия в трубочках?
Дети. Сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают.
Опыт №1. Воспитатель предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха.
Воспитатель. Что вы почувствовали, когда дули?
Дети. Ветерок.
Воспитатель. Откуда он появился?
Дети. Мы выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.
Воспитатель. Воздух нужен человеку и животным для дыхания. Он попадает внутрь при вдохе через рот или нос и так же выходит при выдохе.
Ребята, поглядите, как разыгрались наши шары! А может, научим их нашей игре? И Тишка с нами поиграет.
Игра «Надуй шарик»
Дети, взявшись за руки, приседают. Под музыку поднимаются (со звуком «ф-ф-ф»), расширяют круг — «надувают шар», затем «сдувают» его («ш-ш-ш»). Игра проводится 2 раза.
Воспитатель. Ну вот, Тишка, теперь-то ты видел, что воздух существует?
Тишка. Нет, нет и нет! Это просто все твои фокусы!
Воспитатель. Ты не прав! Вовсе это не мои фокусы. Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. И ты, и каждый из ребят могут сами провести такой опыт. Хотите попробовать?
Тишка. Хочу, хочу, хочу! Конечно же, хочу сам провести этот ваш, как его... опыт!
Воспитатель. Хорошо!
Опыт № 2: Взять стаканы, наполовину наполненные водой, и соломинку. Подуть через соломинку в стакан с водой.
Воспитатель. Что происходит, когда вы дуете в воду через соломинку?
Дети. Выходят пузыри.
Воспитатель. Конечно, и в этих пузырьках находится воздух.
Тишка. А куда теперь они делись?
Дети. Они исчезли.
Воспитатель. Воздух легкий, он поднимается вверх. Ну теперь-то ты, Тишка, убедился, что воздух все-таки существует?
Тишка. Да! Теперь я действительно верю, что воздух есть! Спасибо вам! Можно я своим друзьям расскажу о воздухе?
Воспитатель. Конечно! Даже нужно! И не забудь провести с ними такие же опыты, чтобы и они смогли все увидеть своими глазами.
Тишка. Обязательно! Ну ладно, я побежал! До свидания!
Тишка убегает.
Итог
Воспитатель. Ребята, с чем мы сегодня играли? Что мы узнали о воздухе? (Ответы детей.)