Инновационная деятельность на базе КФУ

Гарафутдинова Ляля Абдуллазяновна

"Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО"

Внеурочная деятельность по теме «Моделирование геометрических тел»

Одной из наиболее сложных дисциплин в старших классах общеобразовательной школы является курс геометрия - стереометрия. Основная причина, по которой у многих школьников возникают трудности в его изучении в 10-11 классах, связана с резким переходом от работы с плоскостными объектами (7-9 классы) к работе с объектами пространственными. Несмотря на цели и задачи, сформулированные в учебных программах по математике 5-6 классов и геометрии 7-9 классов, согласно которым у учеников на протяжении пяти лет обучения должны быть сформированы пространственное мышление и воображение, умения выделять плоскостные объекты в составе пространственных, знания об элементарных объектах (шар, куб, параллелепипед), на практике дело обстоит иначе. Анализ современных учебников математики и геометрии показывает, что в них недостаточно как теоретического, так и практического материала, связанного с оперированием пространственными объектами. В итоге в старшие классы ученики попадают неподготовленными к восприятию материала раздела стереометрии.
Программа «Моделирование геометрических тел» отвечает современному подходу к развитию мышления учащихся и позволяет подготовить их к изучению систематического курса геометрии, осуществляя тем самым преемственность обучения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_sayta.docx7.67 КБ
Файл otchet_v_rip_2016.docx677.93 КБ

Предварительный просмотр:

Геометрия дает учителю уникальную возможность развить ребенка на любой стадии его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика, практическая применимость позволяют гармонично развить образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитать у него навыки познавательной, творческой, практической деятельности.

В качестве одного из главных критериев математического развития личности многие психологи рассматривают уровень развития пространственного мышления, который характеризуется умением оперировать пространственным образом. Говоря о развитии наглядных представлений и пространственного мышления можно выделить два ключевых момента:

  • мысленные преобразования рассматриваемых объектов или их элементов;
  • моделирование выхода из плоскости в пространство.

Практика подсказывает, что ученики старших классов затрудняются в изображении даже самых простейших окружающих предметов, не всегда адекватно воспринимают эти предметы, из-за чего неверно оценивают их форму и размеры, поэтому необходимо выделять практическую составляющую геометрии. В ее реализации можно двигаться в следующих направлениях:

  • применение геометрических сведений;
  • формирование геометрических понятий и методов на основе практики;
  • изготовление моделей, чертежей и т. д.

Один из эффективных путей формирования и развития пространственного мышления связан с систематическим привлечением учащихся к выполнению чертежей фигур, в том числе проекционных, изготовлению их разверток и моделей. Основными мыслительными операциями над образами являются операции преобразования формы, величины и пространственных соотношений между элементами объектов геометрического пространства, которые являются общими для геометрии и черчения. Наличие общих («сквозных») операций создает психологические предпосылки для развития пространственного мышления на межпредметной основе. Одним из решений задачи создания условий для развития пространственного мышления учащихся, обеспечения преемственности в обучении геометрии является работа программы «Моделирование геометрических тел»

Учебные цели и задачи программы

  • Обеспечение преемственности изучения геометрического материала в основной и средней школе;
  • Реализация межпредметных связей геометрии с черчением и графикой;
  • Привитие интереса к геометрии.

Важнейшими задачами программы являются:

  • развитие пространственного мышления учащихся;
  • выработка (отработка) навыков оперирования плоскостными и пространственными объектами;
  • знакомство с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики;
  • организация разнообразной геометрической деятельности: моделирования, наблюдения, экспериментирования, конструирования, в результате которой учащиеся самостоятельно добывают знание и развивают специальные качества и умения: интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

Структура курса

Чтение и выполнение чертежей. Многогранники.

Предметы и их формы. Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида.

Фигуры на плоскости и тела в пространстве.

Построение треугольников. Правильные многоугольники. Изображение различных вариантов геометрических построений. Параллелепипед. Призма. Конус. Цилиндр. Тетраэдр. Окатаэдр. Икосаэдр. Додекаэдр.

На работу кружка «Моделирование геометрических тел» отводится 144 часа.

 (4час в неделю).

Литература

  • Якиманская И. С. Знание и мышление школьника. М., 1985.
  • Трухан Т.Л. Изготовление и применение наглядных пособий по планиметрии.- Минск: Народная асвета, 1970 г.
  • Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. – С.-Пб.: Издательство СОЮЗ, 2000г.
  • Ткачева М.В. Вращающиеся кубики. – М.: Дрофа, 2002г.
  • Степакова В.В. «Черчение», Просвещение, 2004г.
  • Зубрилин А.А., Пауткина О.И. некоторые пути формирования пространственных представлений 

               

Учебно-тематический план

п/п

   Наименование разделов

Всего часов

     Дата проведения

1

 Предметы и их формы. Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразование.

4

2

Построение правильных многоугольников из бумаги методом оригами

Правильный треугольник

Правильный четырехугольник

Правильный пятиугольник

Правильный шестиугольник

4

3

Виды призм.

Выполнение разверток призмы.

4

4

Творческие работы.

4

5

Виды пирамид.

Выполнение разверток пирамиды

4

6

Творческие работы.

4

7.

Тела вращения.

Цилиндр. Развертка цилиндра.

4

8.

Тетраэдр.

Развертка тетраэдра.

4

9.

Творческая работа.

4

10.

Окатаэдр.

Развертка окатаэдра.

4

11.

Творческая работа.

4

12

Икосаэдр.

Развертка икосаэдра.

4

13

Творческая работа

4

14

Додекаэд.

Развертка додекаэдра.

4

15

Складывание пирамиды из бумаги без ножниц

4

16

Подарочная упаковка в виде тетраэдра

4

17

Подарочная упаковка в виде призмы

4

18

Подарочная упаковка в виде цилиндра

4

19

Подарочная упаковка в виде цилиндра

4

20

Изготовление учебных пособий по математике

4

21

Изготовление учебных пособий по геометрии

4

22-23

Вогнутые геометрические тела.

Изготовление разверток

8

24-25

Изготовление макетов зданий .Башня Сююмбике. Казанский Кремль.

8

26-27

Дом моей мечты.

8

28-29

Ожерелье для мамы

8

30

Творческая работа

4

31-32

Изготовление буклетов

8

34

Итоги работ.

всего

144ч

     



Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан”

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

422330, РТ, Кайбицкий район, с.Большие Кайбицы, ул Ш.Галиева, д. 9.

Тел.дом. 8(843)70 21483

         Сот. 89276719631

Е-mail: 2101000194@edu.tatar.ru

http://nsportal.ru/garafutdinova-lyalya-abdullazyanovna

Тема инновационной разработки

Проектно-исследовательская деятельность с учащимися

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Гарафутдинова Ляля Абдуллазяновна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты, либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

Актуальность  выбранной темы заключается в переходе на ФГОС ООО, в основу которого положен системно-деятельностный подход, ориентированный  на личность ученика, развитие его личностных качеств .    Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена на практическое применение предметных знаний. В исследовательских и проектных работах востребованы практически любые способности подростков, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность побуждает подростка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному; способствует их предварительной профессиональной ориентации.   

Являясь руководителем районного методического объединения учителей математики координирую работу  учителей РМО.

С февраля 2015 года    осуществляю разработку и  руковожу внедрением Программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Математика» в Кайбицком муниципальном районе Республики Татарстан. (Сертификат выдан на срок до31 декабря 2020 года) С целью распространения своего опыта создала и поддерживаю  в актуальном состоянии виртуальные сообщества учащихся и педагогов.

Виртуальные факультативы:

https://edu.tatar.ru/facultative/index/3950

https://edu.tatar.ru/community/index/14924

Почетная грамота

За активное участие в мероприятиях,проведенных кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования КФУ .(Казань-2016,прот. №58  от 29.04.2016г)

Благодарственное письмо КФУ

(Пр.№96/к от26.11.2015г)

Сведения о распространении инновационного опыта:

  • Участие в научно-практических конференциях
  • Открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального  района и республики
  • Участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельноси
  • Печатные работы за отчетный период и др.

Организую проведение научно-практических семинаров; показываю открытые уроки и мастер-классы, выступаю с докладами по инновационной деятельности.

  1. Диплом участника в Республиканской научно-методической конференции “Взаимодействие вуза и школы в реализации приоритетных направлений развития образования : опыт, проблемы, перспективы”,2016 год,г.Казань
  2. Сертификат о принятии участия в ХIV Международной молодежной научно-практической конференции имени Каюма Насыри
  3. Сертификат о принятии участии в III Международной научно-образовательной конференции “Актуальные проблемы современной педагогической науки”(Сертификат ,серия КБ 081) 27-28 ноября 2015г.
  4. Открытый урок в 5 классе “Объемы.” для молодых учителей района
  5. Выступления  на районных семинарах учителей математики
  6. Сертификат  о принятии активного участия в V Международной научно-практической конференции «Математическое образование в школе и вузе :теория и практика» (27-28 ноября 2015 года)
  7. Сертификат о принятии участия в работе республиканского семинара «Система эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по математике» 14.04.2016 год
  8. Сертификат ,подтверждающий ,что являюсь ответственным лицом по тьюторскому сопровождению преподавания предмета ФГОС ООО “Математика” в соответствии с требованиями  в Кайбицком муниципальном районе.(11.02.2015г)
  9. Диплом за подготовку призеров Международного “Молодежного чемпионата по математике” ,февраль 2016г
  10. Сертификат о прохождении обучения в республиканском обучающем семинаре по теме “Модернизация содержания и технологий работы с одаренными детьми .Совершенствование системы подготовки обучающихся к олимпиадам по математике” с 31 октября по 2 ноября  2016 года.
  11. Призер конкурса “Классный руководитель года”(2 место) 2016 год, муниципальный уровень.

2016 года.Сведения подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика):

Конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень)

  • Качество образования (высокобалльники)
  • др
  1. Сафина Алсу ,8класс,диплом 3 степени XIV Международной молодежной научно-практической конференции имени Каюма Насыри
  2. Канашова Юлия,8 класс, диплом  Международного Молодежного чемпионата по математике за лучший результат в районе,(февраль,2016год)
  3. Макарова Анастасия ,5 класс, диплом  Международного Молодежного чемпионата по математике за лучший результат в районе,(февраль,2016год)
  4. Абдуллин Ильназ,8 класс,участник XIV Международной молодежной научно-практической конференции имени Каюма Насыри,участник Рождественских чтений. 2016 год, участник  Научно-практическая конференция школьников «Поиск», приуроченная к 25-й годовщине со дня образования Кайбицкого района

  1. Научно-практическая конференция школьников «Поиск», приуроченная к 25-й годовщине со дня образования Кайбицкого района

Гайнуллин Аяз, Григорьев Максим, 5 класс, (апрель,2016 год)

Форма представления инновационной деятельности ( указать одну из предложенных)

“Мастер-класс” учителя по инновационной деятельности врамках программы ПК)

-семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе ОО)

-элективный курс в рамках заявленной темы;

Открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики

-печатные работы

-разработки и др.)

“Мастер-класс” в рамках республиканской научно-методической конференции“Взаимодействие вуза и школы в реализации приоритетных направлений развития образования : опыт, проблемы, перспективы”,2016 год,г.Казань

Открытый урок в конкурсе “Учитель года” 2015 год

“Мастер-класс” в конкурсе “Классный руководитель года“2016 год

Конкурсное внеклассное мероприятие “Этилэр сузе...”

Печатные работы

Сборник научных трудов III Международной научно-образовательной конференции , «Нестандартные подходы в преподавании геометрии» стр.259-261

C:\Users\Ляля Абдулловна\Desktop\для сайта\20151203_145053.jpg

РМО учителей математики Кайбицкого муниципального района

C:\Users\Ляля Абдулловна\Desktop\для сайта\20161201_143658.jpg

Учащиеся 6 класса .Защита своих проектных работ.

C:\Users\Ляля Абдулловна\Desktop\для сайта\20161201_143054.jpg