Взаимодействие с семьей

Глушакова Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум для родителей. Пальчиковый игротренинг (нетрадиционные игровые приемы) Подготовила: учитель-логопед 1 квалификационной категории МБОУ Зайцевореченская ОСШ (дошкольное образование) Глушакова Елена Анатольевна 2015 год

Слайд 2

Цели: Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук. Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми. Метод проведения : имитационная игра. Детям (и родителям) предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, - страну пальчиковых игр.

Слайд 3

1. Самомассаж кистей и пальцев рук зубной щеткой. Массаж пальцев, начиная с большого пальчика и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию .

Слайд 4

Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами 2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет. Взад-вперед его качу, Вправо-влево – как хочу. Сверху – левой, снизу - правой Я его катаю, браво.

Слайд 5

3. Массаж шестигранными карандашами. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке. Карандаш в руке катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу

Слайд 6

Научился два ореха, Между пальцами катать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. 4. Массаж грецкими орехами (каштанами). Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами

Слайд 7

Пальчиковый тренинг «Волшебные превращения веревочки» - из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных. «Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена, (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны). Рисование – рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок. «Кус-кус» - бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Слайд 9

Итог практикума: В ходе дискуссии с родителями выясняются: 1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые : - развивают мелкую моторику рук; - стимулируют речевое развитие; - повышают работоспособность головного мозга; - оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм. 2. Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, но и дома.



Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ»

(нетрадиционные игровые приемы)

Цели:

. Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

. Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.

. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Метод проведения: имитационная игра.

        Детям и родителям предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам - страну пальчиковых игр.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками, стихами.

  1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно

опускаться к его основанию.

        Я возьму зубную щетку,

        Чтоб погладить пальчики.

        Станьте ловкими скорей,

        Пальчики-удальчики.

        

  1. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.

Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

        Мячик мой не отдыхает,

        На ладошке он гуляет.

        Взад-вперед его качу,

        Вправо-влево – как хочу.

        Сверху – левой, снизу – правой

        Я его катаю, браво.

        

  1. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко

«укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

        Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

          Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

  1. Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между

двумя пальцами.

Научился два ореха,

        Между пальцами катать.

        Это в школе мне поможет

        Буквы ровные писать.

  1. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы,

успокаивает нервы.

        Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала,

        Бусы мамины достала.

        Бусы я перебираю,

        Свои пальцы развиваю.

Пальчиковый тренинг

        «Щелчки» - каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

        «Кус-кус» - бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

                 Котенок.

        Если кто-то с места

                                     сдвинется,

        на него котенок

                                      кинется.

        Если что-нибудь

                                    покатится,

        За него котенок

                                   схватится.

        Прыг-скок! Цап-царап!

        Не уйдешь из наших лап!

                                В.Берестов

«Узелки» - перебирать пальцами веревочки с узлами, называя по порядку дни недели, месяцы, гласные звуки.

        «Прогулка» - с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

На прогулку мы пойдем,

        И в футбол играть начнем.

        И с хорошей тренировкой,

        Каждый станет сильным, ловким.

        «Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Ног от радости не чуя,

        С горки снежной вниз лечу я!

        Стал мне спорт родней и ближе,

        Кто помог мне в этом?..

                                (Лыжи)

Две новые кленовые

        Подошвы двухметровые:

        На них поставил две ноги,

        И по большим снегам беги.

                                (Лыжи)

        

«Волшебные превращения веревочки» - из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.

        

«Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена, (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

        «Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

Слоги:

        ша-шо-шу-ши-ше;

        шко-шка-шку-шки-шке;

аш-ош-уш-иш-еш;

шта-што-шту-шти-ште.

Чистоговорки:

ша-ша-ша – в доме у нас Маша;

шо-шо-шо – Маша ведет себя хорошо;

шу-шу-шу – на руках её ношу;

ши-ши-ши – калоши у Маши очень хороши.

Стихотворение:

Кто потерял много игрушек.

        Маша шла, шла, шла

        И игрушки нашла:

        Кошку, матрешку, шишку, мартышку,

Мишку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, катушку, лягушку.

«Мой веселый мяч-прыгун» - прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке –

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

Рисование – рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой.

Итог практикума:

        В ходе практикума с родителями выясняются:

1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:

- развивают мелкую моторику рук;

- стимулируют речевое развитие;

- повышают работоспособность головного мозга;

- оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.

2. Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, но и дома.

        В детском саду родители могут получить:

- варианты самомассажа кистей и пальцев рук;

- консультации «Значение пальчиковых игр и упражнений», «Формы работы для развития мелкой моторики рук»;

- разнообразный нетрадиционный материал для самомассажа рук:

«шалуны» - воздушные шары с наполнителем (песок, крупа, соль, камушки); перчатки с нашитыми пуговицами, мячики с шипами, резинки для волос, карандаши шестигранные, орехи грецкие, каштаны, мочалки, зубные щетки.

Кроме того, родители могут ознакомиться:

- с выставкой авторских пособий: «Панно «Времена года», «Полянка цветов», «Ширма –  Наши пальцы-удальцы»;

- выставкой дидактического материала: «Пальчиковая азбука», «Народные игры с пальцами».

- фотовыставками: «Тренируем пальчики»; «Рисуем картинки».

Использованная литература:

  1.  Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2005
  2. Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. М.,2013


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Роль папы в развитии речи ребенка

Все навыки ребенка приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки старших сестер, братьев.

Вмешательство в процесс формирования речи, почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Заинтересованная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

С каждым годом растет число школьников, страдающих бедностью словарного запаса, несформированностью  речи, неумением выразить свою мысль, нарушением письменной речи и с возрастом (8-10 лет) недостатки речевого развития приводят к стойким нарушениям письменной речи (дисграфия) и устной речи (дислексия).

В основном, все хозяйственные и родительские заботы в семье ложатся на плечи матери. Исследования показали, что у детей, чьи отцы принимали активное участие в их воспитании, выше интеллектуальные способности, они лучше владеют собой и легче адаптируются в обществе.

В отношениях между папой и ребенком очень важно взаимное доверие. Многих речевых проблем можно было бы избежать, если бы родители и дети со вниманием относились друг к другу, обсуждая свои дела, поступки. Вечером всем хочется отдохнуть после тяжелого трудового дня, а вникать в кажущиеся такими мелкими и не интересными проблемы ребенка, отвечать на его бесконечные вопросы. Но родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых. Говорите с ребенком обо всем: о своей работе, о планах на выходной день, о хоккейном матче. Не думайте, что он мал и ничего не понимает. Расспрашивайте его о прошедшем дне, играх, друзьях. Вспомните себя в детстве, что для Вас было интересным.

Произнесите новый для ребенка звук в слове, использовать его в повседневной речи - дело не простое. А соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его грамматического строения, места во фразе - задача очень сложная. Этим Ваш ребенок занимается с логопедом. При закреплении полученных умений и навыков в домашних условиях, игры и упражнения сделают Ваше занятие интересным, веселым и даже азартным.

При закреплении навыков речи дома, ребенку необходимо чувствовать, что домашние занятия - это не скучная неизбежная повинность, а интересное увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Взрослый же включается в игру ребенка как партнер.

1. Развитие речевого дыхания.

Многие из детей используют верхнегрудное (ключичное) дыхание, характеризующееся укороченными поверхностными дыхательными движениями. Нужно научить детей правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные звуки требуют энергичного сильного выдоха.

Простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы:

-  “хомячок” - пошмыгать носом (рот закрыт),

-  “собаке жарко” - часто дышать с высунутым языком.

При этих упражнениях надо чувствовать движение стенок живота. Удлинить выдох: подуть на ватку, полоски бумаги, на лодочку с парусом, сделанную из пенопласта.

Сложнее: носом вдох - живот при этом одновременно выпячивается вперед (надуть животик), ртом выдох - живот вбирается в себя. Это упражнение лучше проводить в положении “лежа”. Чтобы было увлекательнее, папа может положить на животик ребенка небольшую мягкую игрушку и сказать: “Давай покачаем мишку”. Это нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать! Если нужно отработать до автоматизации.

2. Развитие общей мелкой моторики.

Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: рук, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие точных движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Чтобы научить развивать мелкую моторику у детей, можно взять папам игру с карточками, на которых изображены разные предметы (машина, кораблик, ракета, солнышко и т.д.) и счетные палочки. Палочка за палочкой папы со своими детьми выкладывали изображения по образцу. Затем, выкладывать фигурки по представлению.  После чего усложнить задание,  и выкладывать фигурки на скорость, соревнуясь семьями.

3. Развитие фонематического  слуховосприятия.

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не только суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Научить ребенка вслушиваться в слова и звуки, интонационно выделять звуки в словах, определять место звука в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирать слова на заданный звук - все это обеспечивает правильную и эффективную подготовку к обучению языку.

Для проведения  “Звуковой мозаики”, игры на развитие фонематического слуховосприятия,  необходимы листы с начерченными сетками (3х3) и жетоны двух цветов. Квадраты на листах того же размера, что и жетоны. Предложенная игра направлена на дифференциацию гласных и согласных звуков.  Называются разные слова, если слово начинается гласным звуком, играющие выкладывают жетон красного цвета, если согласным - синего цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если правильно подбирать жетоны нужного цвета, получится красивый узор.

Наибольшую трудность для ребенка представляет выделение в слове гласных звуков. Для “узнавания” гласных звуков предлагаются поиграть в следующие игры:

- “Пуговицы”. Прозрачная бутылочка с завинчивающейся пробкой, 10 пуговиц. Придумывать слова, которые начинаются со звука “А”. На каждое слово бросать пуговицу в бутылочку. Если собраны все пуговицы, закрыть бутылочку крышкой (в этой игре одновременно развиваются речь и мелкая моторика).

- “Пирамидка”. Перед ребенком и папой разбирается пирамидка. Собирая ее, произнести слова, которые начинаются звуком “А”. Одно кольцо - одно слово.

Совместная работа родителей и педагогов является одним из важнейших компонентов всей коррекционной работы и во многом определяет ее успешность. Хочется привести слова И.М. Карамзина “Без хороших отцов нет хорошего воспитания, не смотря на все школы, институты и пансионы”.

Игра - основное и любимое занятие детей. Папы, не отказывайте ребенку в просьбе поиграть с ним. Играя с ребенком, в не только способствуете, коррекции его речи, но и сами получите огромное удовольствие. Вспомните свое детство, почувствуйте себя моложе, и вы станете лучше понимать своих детей.



Предварительный просмотр:

  
www.logozavr.ru
 — развивающие он-лайн игры для детей.

  www.kindereducation.com — в помощь родителям. Интересные статьи, развивающие игры для детей.

  www.adalin.mospsy.ru — в помощь родителям. Полезные пракические советы для занятий с детьми.

  www.pedlib.ru — он-лайн библиотека. Научная и популярная литература для специалистов и родителей.

  www.danilova.ru — портал для будущих родителей. Полезные советы для развития детей раннего и дошкольного возраста.

  www.logopediya.com — полезная информация для родителей дошкольников и школьников. Информация для тех, чьи родные перенесли инсульты или травмы, прриведшие к распаду речи — Афазии. Полезная информация для специалистов.

  www.lychik.ru — сайт образовательного центра Лучик Москва. Центр раннего развития, детские сады, школа, центр развития личности.

  www.maminsite.ru — клуб мам. Семейный сайт — полезные советы, рекомендации по отдыху, советы для мам по вопросам красоты.

  www.prognozmed.ru — сайт неврологического центра Прогноз. Информация о распространенных детских неврологических заболеваниях и их симптомах.

  www.defectolog.ru — полезные статьи для родителей и специалистов. Развивающие игры для детей. Нормативно-правовые документы — в помощь родителям.

  www.slovopedia.com — подборка русских толковых словарей: словарь Даля, словарь Ожегова, энцеклопедический словарь и другие.

  www.raskraska.com — коллекция раскрасок для детей дошкольного возраста. Тематические раскраски, раскраски по мотивам российских и зарубежных мультфильмов.

  www.logopedspb.ru — сайт по логопедии. Полезные публикации для специалистов и родителей. Развивающие игры для детей. Форум для родителей.

  www.logopunkt.ru — в помощь родителям и специалистам. Статьи и публикации по логопедии. Рекомендации родителям.

  www.pochemu4ka.ru — портал для родителей. Полезные статьи, сборники упражнений и игр для развития детей. Форум для родителей.

  www.detisite.ru — онлайн электронная лекотека. Иллюстрированные книги для детей.

  www.razumniki.ru — сайт для будущих родителей. Полезная информация по развитию детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста.

  •  http://www.detiam.com – Творчество – Детский сайт Пчелка. Растем и развиваемся вместе. 
  • http://podelkino.com/ - Поделкино
  • Barabook.ru - сервис для заучивания информации на смартфоне и планшете.
  • Арт-проект  Google виртуальные экскурсии по 17 лучшим музеям мира, в том числе по питерскому Эрмитажу и московской Третьяковской галерее. https://artsandculture.google.com
  • http://www.zaykinsait.ru/ – Зайкин сайт для детей, сайт о детях
  • http://www.solnet.ee/ – Детский портал “Солнышко”
  • http://zakraski.ru/ - Сайт для онлайн-раскрашивания картинок. Большая база изображений, простой интерфейс, яркий дизайн
  • http://www.playlandia.ru/ - Развивающие игры для детсадовского и младшего школьного возраста. Сайт содержит кучу обучающих игр, но немного излишне ярок
  • http://игрыдлядетей24.рф/ - Коллекция игр разных жанров — от «убийц времени» до развивающих игр для дошколят
  • http://345-games.ru/ - Развлекательный портал для детсадовцев. Здесь можно найти игры для малышей от 3 лет, а также посмотреть мультфильмы и видео
  • http://ladushki.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт для малышей. Содержит простые обучающие игры и мультфильмы, позволяющие изучить счет и чтение и немного порисовать



Предварительный просмотр:

                ИЗ ЧЕГО СТРОЯТСЯ СЛОВА.

Ребёнка окружают люди, вещи, явления природы. Он наблюдает действия и состояния других, сам совершает различные поступки. И всё это как-то называется, имеет своё имя. Мир людей, действий, предметов и мир человеческой речи пронизывают и часто заменяют друг друга: то, чего малыш не видит сам, он узнаёт из рассказов взрослых. Да и собственная речь ребёнка служит ему не только для описания того, что происходит в действительности.

Она помогает ему фантазировать, преображать действительность. Вот он возит по столу деревянный кубик и утверждает: «Это - пожарная машина. Она едет тушить пожар...». Мы, взрослые, конечно, знаем, что слова и действительность, которую они описывают, - вещи разные. Слово «хлеб» нельзя съесть, и состоит оно не из муки, а из четырёх звуков. Однако это совсем не так ясно ребёнку. Спросите у него, чем отличается слово «дом» от слова «дым», и он вероятнее всего, ответит: «Дом - это где живут, а дым - лёгкий, он из трубы идёт».

Вы должны открыть ребёнку, что есть особый мир - мир слов. Строятся они из отдельных звуков. И слово «дым» отличается от слова «дом» тем, что в середине его находится звук «ы» а не звук «о». Ребёнок должен научиться выделять в словах звуки, из которых они построены, определять, какой звук стоит в начале слова, какой - в конце, а какой - посередине, потом считать звуки и определять их порядковые номера. Всё это послужит подготовкой к обучению грамоте, когда звуки начнут обозначаться буквами.

Как знакомить ребёнка со звуками? 

Наши советы будут строиться на обучении ребёнка действиям со словами и звуками. Но какие это могут быть действия? Ведь слово - не вещь, его нельзя разобрать руками на части или, наоборот, построить из частей. Конечно, действия со словами и звуками должны быть и сами звуковыми - они состоят в произнесении этих слов и звуков. Но в произнесении специально организованном, направленном на то, чтобы разобраться в слове, услышать его звуковой состав. Позже на помощь придут и пространственные модели - изображения слов, построенные из фишек, обозначающих составляющие их звуки.

Прежде чем начать заниматься с малышом, поучитесь сами протяжно произносить согласные звуки, которые легко «тянутся», - «в, ж, з, л, м, н, с, ф, х, ч, ш» и раскатисто - «р». другие согласные - «б, г, д, к, п, т, ц, щ» -- попробуйте произносить резко и отчётливо.

А потом потренируйтесь в произношении слов, выделяя интонацией каждый звук, но при этом, не изменяя ударения: м-м-м-ама, м-а-а-ама, мама-а-а. Если получится, можно переходить к обучению малыша.

Прежде всего, выясните, различает ли ребёнок близкие по звучанию согласные звуки, и, если нужно, потренируйте его в этом. Подберите пары картинок, на которых изображены знакомые малышу предметы, растения, животные, названия которых различаются одним звуком: коза - коса, кошка - кочка, мишка - миска, рак - лак, крыша - крыса. Положив перед ребёнком пару картинок, поочерёдно просите найти и дать вам каждую картинку. Если обнаружите затруднения в различении какой-либо пары звуков, произносите названия предметов выделяя соответствующий звук. Теперь полезно «опредметить» для ребёнка некоторые звуки, дать им игровые названия. Для этого используйте простые стишки:

               Ж-ж-ж - запел рогатый жук: вот как громко я жужжу!

Тут же пчёлка зажужжала, на жука направив жало:

Ты, смотри, меня нетрожь, уколю больней, чем ёж.

                 Я жужжать умею тоже, на жука чуть-чуть похоже: ж-ж-ж-ж...

Предложите ребёнку вместе с вами пропеть песенку жука - ж-ж-ж (можно при этом поиграть в жуков - поползать, пожужжать).

Потом пусть ребёнок пропоёт «песенку» самостоятельно. Возможно, потребуется многократное повторение, чтобы «песенка» получилась хорошо. Когда, наконец, получится, выучите с ним стишок и загадайте загадку: попросите угадать, в каких словах прячется песенка жука, т.е. встречается звук «ж».

Читайте стишок медленно, по две строчки, и выделяйте протяжной интонацией звук «ж», пока ребёнок не научится угадывать правильно. Теперь попросите самого ребёнка рассказать стишок так, чтобы было слышно, где прячется песенка жука.

Следующая песенка - песенка водички:

Есть у дождика сестричка, это - быстрая водичка.

С-с-с-с - она свистит, поёт и струёй из крана льёт.

Эту песенку послушай: «Мойте чисто с мылом уши».

Работа с песенкой воды та же, как с песенкой жука. Такой же остаётся она и со всеми другими песенками.

Песенка комара:        

Зазудел комарик тонко: з-з-з - поёт он звонко - звонко.

                    Повторяет много раз резвым мошкам свой рассказ.

Песенка гуся:   

Ш-ш-ш - шипит сердитый гусь.

                                        Я мальчишек не боюсь,

                  Догоню вас, шалуны, ухвачу вас за штаны.

Песенка мотора:     

Р-р-р - догонишь нас не скоро!

                                        Это – песенка мотора.

 Р-р-р - Барбос рычит нам вслед:

                                        Догонять вас проку нет.

Последней мы приведём песенку паровоза. Её отличие от всех предыдущих состоит в том, что составляющий её звук «ч» произносится не протяжно, а отрывисто, повторяясь несколько раз:

                                Ч-ч-ч - спешу, спешу, чёрным дымом я дышу.

                               Дел не счесть у паровоза: день и ночь кручу колёса,

                               Отдыхать я не хочу, через чащи вдаль качу.

 И, наконец, пыхтелка ёжика. Её уже не назовёшь песенкой, так как она состоит из повторяющегося отрывистого звука «п»:

П-п-п - проснулся ёжик и пыхтелку запыхтел.

        Ёжик петь совсем не может, хоть и очень бы хотел.

Помните, что разучивание стихов, содержащих песенки и пыхтелку, должно приучить ребёнка к выделению согласных звуков, но ни в коем случае не слогов. Нельзя превращать песенку жука в пропевание слога «жу» или пыхтелку в повторение слога «пы». Как раз наоборот: задача состоит в том, чтобы ребёнок научился слышать в слогах каждый составляющий их звук отдельно, например, слышать, что слог «пы» состоит из двух звуков: «п», и «ы». А это не так - то просто - в разговорной речи мы членим слова именно на слоги. Поэтому и приходится прибегать к специальным упражнениям, которые окупятся многократно позднее, при обучении грамоте.

Ещё одно замечание. Далеко не все дети четырёх лет достаточно чисто и правильно произносят те звуки, которые составляют песенки. В частности, немало детей ещё не произносят звук «р», подменяют его звуком «л». Работа над стихами в известной степени может помочь улучшению звукопроизношения. Но главная её цель не в этом. 

Если вы убедитесь, что какие - то звуки (не только те, которые есть в песенках, а любые) у ребёнка упорно «не идут», не стоит настаивать. Лучше их просто «обходить», а позднее обратиться к специалисту - логопеду (обычно логопеды начинают ставить звуки с 5 лет).

Что же касается детей с серьёзными нарушениями речи, то с ними работу по звуковому анализу лучше вообще не проводить, пока эти нарушения не будут преодолены на занятиях с логопедом.

Но вот ваш ребёнок выучил все приведённые выше стихи. Он умеет определять, в каких словах слышны звуки «ж», «с», «з», «щ». «р», «ч», «п», когда вы произносите слова, выделяя эти звуки. Он умеет и сам выделять их голосом в тех словах, которые встречаются в заученных специально стихотворениях. Теперь задача усложняется. Нужно научить ребёнка слышать все звуки в любых словах, прежде всего все согласные звуки, потому что гласные и выделять голосом, и слышать в слове легче, этому долго учиться не надо. Объясните ребёнку, что такое звук.

 - Ты уже знаешь песенки жука, водички, комара, гуся, мотора, паровоза, пыхтелку ёжика. Это всё - звуки, они прячутся в разных словах. Есть не только эти, но и другие звуки - в-в-в, л-л-л, б, г, д, ... много разных звуков. Они тоже прячутся в разных словах. И мы с тобой будем учиться их искать.

 Вот слушай: «Резиновую Зину купили в магазине. Резиновую Зину в корзине принесли». Какой звук в этом стихе слышен всё время. Подбирайте детские стихи, считалки, потешки с частым употреблением разных согласных звуков, произносите каждую из них, выделяя этот звук, и задавайте тот же вопрос.

На этом этапе обучения не следует задерживаться на каком - либо одном звуке, лучше их менять, используя поочерёдно все звуки.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком

1. Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.


2. Для того чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они сами должны хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться.


3. Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.


4. Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5-2 часов в сутки.


5. Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.


6. Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.


7. Контролируйте,  какие именно Интернет - сайты посещает ваш ребенок.

8. Обучите ребенка зарядке для глаз.

9. Помните, что увлечение компьютером может привести к прогрессированию уже имеющихся заболеваний, например, близорукости.

10. Регулярно наблюдаться у окулиста.

11. В комнате, где стоит ПК, должно быть светло, желательно применять люминесцентные лампы.

12. Естественный свет из окон должен падать сбоку, в лучшем случае слева.

13. Расстояние от глаз пользователя до монитора должно быть не менее 50 сантиметров.

14. Продолжительность непрерывной работы за компьютером взрослого человека не должна превышать 2 часа, ребенка - от 10 до 20 минут. Для старшеклассников – не более 30 минут, после чего необходим 15-минутный перерыв, в течение которого нужно выключить монитор и покинуть рабочее место.

15. Работа ПК приводит к ухудшению аэроионного состава воздуха, вследствие чего может возникнуть головная боль. Поэтому необходимо чаще проветривать помещение, увеличить влажность воздуха, например, путем установки аквариума.

16. Длительное сидение за столом может привести к искривлению позвоночника, поэтому желательно приобрести специальный кресло-стул, чтобы его спинка поддерживала спину ребенка.

17. Родителям важно знать, что у детей даже семилетнего возраста виртуальный и реальный миры тождественны. Дети просто не умеют отличать то, что показывают, от того, что происходит за пределами экрана. Так, ребенок, попавший в теле - или компьютерную зависимость, может никогда из нее не выйти без посторонней помощи. Запретительные меры вызывают в нем ярость.

Многие дети, увидев ужасы и сцены насилия на экране, пытаются защититься от них, что не всегда получается. Следовательно, психика не в состоянии адекватно ответить на сильные раздражители, «выставляет» блок - перестает реагировать на страх. Ребенок не только перестает ужасаться при виде кошмаров, но и теряет возможность сопереживать чужим страданиям.

18. Особое внимание взрослым необходимо уделять при выборе компьютерных игр.

 

19. Все игры должны иметь специальную маркировку в соответствии со стандартом ЕSRB:

ЕС - игры для самых маленьких;

Е - игры для детей от 6-ти лет;

Т – игры для подростков;

Так, в играх для детей до 16-ти лет должны отсутствовать сцены жестокости и агрессии. Поэтому родителям важно знать, что оставлять своего ребенка один на один с ПК и всячески контролировать его игровую деятельность необходимо.

При этом необходимо понимать, что при правильном подходе к занятиям на ПК, можно извлечь максимум пользы для развития ребенка.

Современные игры – «стратегии», которые развивают сообразительность ребенка, умение мыслить логически, способность быстро перебирать варианты.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ

Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно проводить работу по развитию мелкой моторики рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга,  «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка.

Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, с использованием небольших мячиков или разноцветных каучуковых шариков, в которые входят элементы массажа. Каучуковые шарики легко помещаются в ладошки детей, не выскальзывают из рук. Этот комплекс целесообразно проводить в начале занятий.

КОМПЛЕКС «РА3МИНКА»

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

                                                                             

« Здравствуй, мой любимый мячик! »

Скажет утром каждый пальчик.

                                       

         

                                           

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

                                                                                                                                                                                                                                   

                                    

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево - как хочу

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец

   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

         

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

                                                 

Мячик мой не отдыхает

Между пальцами гуляет

                                                                                 

Пои граю я в футбол

И забью в ладошку гол.

                                                         

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю - браво.

                                                     

Поверну; а ты проверь

Сверху правая теперь!

Над рукою мяч кружит, От нее теперь бежит.

                                                             

КОМПЛЕКС «ФОКУСНИК»

  Рекомендуем проводить после комплекса «Разминка».

  Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов.

  Мы предлагаем в веселой, непринужденной игре помочь им научиться правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.

Между пальцев подержу И в ладошку положу.

Ловко с мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти - на покой.

   

                                           

Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

                             

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Из руки его достану, Справа, слева ставить стану.

                                                                       

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Мяч снаружи, мяч внутри. По руке качу - смотри!

 

Мяч снаружи, мяч внутри. По руке качу - смотри!

                                                                                  

Из-за спинки выну мячик, Возле ног моих поскачет.



Предварительный просмотр:

РЕЧЬ РЕБЕНКА ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ (4-5 лет)

Каковы возрастные показатели
развития речи ребенка
пятого года жизни?

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребёнок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные — голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние ребенок употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все, же еще редко.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), допускают нарушения в структуре предложений.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша — каша, Миша — Гриша. Некоторые дети, фиксируя неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточно развитом самоконтроле.

В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки л, рь, р, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру; правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков, например свистящих и шипящих,— в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками лир (старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах уделялось достаточное внимание развитию фонематического восприятия.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи (конечно, если это дается в сравнении), улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому. Дети уже умеют не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержания высказывания. Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.

У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3 — 7 с, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5 с).

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р. У ряда детей отмечается искаженное произнесение звуков с, з (при высунутом между зубами кончике языка), звука р (не за счет колебания кончика языка, а в результате дрожания мягкого нёба или язычка). Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяжелых случаях оказывает логопед.

Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ (5-6 лет)

Каковы возрастные
показатели развития речи ребенка
шестого года жизни?

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех  сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания.

Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать свое эмоциональное отношение.

Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк — это дикие звери, а корова, лошадь, кошка — домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) — существительные (вход — выход), прилагательные (хороший — плохой), наречия (быстро — медленно), глаголы (говорит — молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? — Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный), наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? — Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т. д.); близкие по смыслу слова — синонимы (ходить — идти, шагать, топать, вышагивать и др.).

Предлагая детям такие задания, нетрудно убедиться, что их словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между используются слова в середине).

Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.

В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует, существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей — учитель, читает книги — читатель, строит дома — строитель), прилагательные из существительных (ключ из железа — железный, банка из стекла — стеклянная). Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»).

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и пр.).

В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить различной сложности слова.

В общении со сверстниками и взрослыми дети пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише, т. е. могут соизмерять громкость речи с учетом расстояния до слушателя, характера высказывания. В повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает, замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.

Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности; они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Более продолжительным становится выдох. Так, на одном выдохе дети могут произносить гласные звуки а, у, и в течение 4— 8 с (при свободном выдохе — в течение 4— 6 с).

Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование: р — горловое, одноударное, звуки ш, ж — боковые, с, з — межзубные. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.

Ясность, внятность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребенок. У детей, говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность могут быть причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи.

Смена молочных зубов в 5 — 6 л. на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи: ухудшаются звукопроизношение, дикция.

Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определенные звуки, выполнять другие, более сложные задания. Однако некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух. Не смешивая звуки к и р, ш и л, акустически и артикуляционно контрастные, они недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например при выделении слога или слова со звуком с из группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш).

Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ и ч, ц и ч.

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые он еще недостаточно четко дифференцирует, например звуки с и ш («Шла Саша по шоссе», «Саша любит сушки, а Соня ватрушки», «Шесть мышат в шалаше шуршат»). Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями.

Итак, к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями; его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

(6-7 лет)

Каковы возрастные

показатели развития речи ребенка
седьмого года жизни?

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается с взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое.

Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).

У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы (близкие по смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.

Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Ребенок, если он посещал детский сад, имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов: умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие тонкой дифференцировки (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие), устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т. д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе.

Однако и в этом возрасте дети еще не всегда точно могут употреблять слова, нередко вместо точного названия предмета дают описание его, используют родовые понятия вместо видовых («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления ребенка в школу его речь еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить.

Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков, чаще всего это относится к различению таких звуков, как с и ц, звонких и глухих, мягких и твердых звуков, а также лир, свистящих и шипящих: с — ш, сь — щ, з — ж, ц — ч.

У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков (чаще свистящих, шипящих, звуков лир), нечеткое или невнятное произнесение слов (особенно часто это наблюдается при ускоренной речи), неточное употребление в слове ударения («звОнит», вместо звонИт), неправильное использование интонационных средств выразительности.

Так как между восприятием речи и формированием звукопроизношения существует тесная взаимосвязь, дети с дефектами произношения звуков нередко имеют и недоразвитое фонематическое восприятие, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте.

Детей с дефектами речи (заикание, сложная дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, нарушение голоса и др.) надо как можно раньше направлять в специальные группы при дошкольных учреждениях или в специальные детские сады, где специалисты окажут им соответствующую помощь. В дальнейшем большинство из этих детей поступает в массовые школы и успешно усваивает программный материал.

Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.