ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КРУЖОК "УМЕЛЫЕ РУЧКИ"

Хробостова Оксана Михайловна

Приглашаю познакомиться с результатами работы кружка!

1. Программа

2. Технологические карты

3. Нетрадиционные техники ручного труда

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба»

        

Программа

«Умелые ручки»

(дополнительное образование для детей 3 -7 лет)

художественно – эстетической направленности с использованием

нетрадиционных техник ручного труда

Срок реализации 4 года

(2017 – 2020 учебный год)

                                                                                                Разработчик:

                                                                                                         Хробостова .О . М

                                                                                                           Воспитатель первой

                                                                                                         квалификационной

                                                                                            категории

г. Качканар

Пояснительная записка

                                                 

                                                      «Истоки творческих способностей и

                                                            дарования детей на кончиках их пальцев.

                                                                  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

                                                                        ручейки, которые питают источник творческой

                                                                                  мысли. Чем больше уверенности и изобретательности

                                                                                    в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие

                                                                                  с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое

                                                                   для этого взаимодействия, тем глубже входит

                                                                    взаимодействие руки с общественным трудом

                                                                     в духовную жизнь ребенка. Другими словами:

                                                        чем больше мастерства в детской руке,

                        тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А

           

          Сегодня одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества,человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, яркими творческими проявлениями, знакомого с основами общечеловеческой культуры, обладающими широкими и разнообразными представлениями об искусстве, об окружающем мире. Поэтому родители и педагоги должны постоянно поддерживать и развивать в ребёнке его собственное стремление к познанию окружающего.

             Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

         Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

          В процессе создания поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

          Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

          Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.

          Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Постепенно вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский отметил, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении  готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий.

          А.А.Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие  ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими». Дети очень любят рассматривать свои поделки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.

          И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое. Как обычно учат знаниям и умениям.

           Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, аппликации.

          Художественная деятельность ребенка приобретает художественно - творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов - представлений и овладений способами изображения.

Продуктом художественно - творческой деятельности является выразительный образ.

               С самого начала ребенка надо учить правильно, пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. учить разной технике.

       Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги.Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручения. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

          Работа с нетрадиционными техниками бумаги позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования  клеем и т.д., приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

        Работа  нетрадиционной техники из бумаги направлена на решение задач развития творческих способностей и познавательно- личностной сферы.

В процессе работы развивается:

  1. Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  2. Сенсорное восприятие, глазомер;
  3. Логическое воображение;
  4. Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);

     5. Художественные способности и эстетический   вкус. Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

6. Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Работая по данной теме поставила следующую цель:

          Создание педагогических условий для развития детского художественного творчества у детей младшего и старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник ручного труда .

Исходя из цели выдвинула следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать литературу по развитию творческих способностей младших и старших дошкольников с использованием нетрадиционных приемов и методов;
  2. выявить уровни развития творческих способностей детей дошкольного возраста в бумажной пластике;

    3. организовать и провести работу  разнообразными методами и приемами   обучения из бумаги для развития детского творчества.

 Конкретные задачи: выявить у детей дошкольного возраста уровень развития навыков в художественной деятельности, а именно умении использовать нетрадиционные приемы работы с бумагой.

        Я предлагаю  детям различные сорта бумаги и даю задание: рассказать о них, их особенностях и что можно сделать из нее. С самого начала, детям предоставили самостоятельно выбрать бумагу, возможность посмотреть и потрогать каждый выставленный материал, подумать и выбрать, какую бумагу использовать в изготовлении поделки. Детям предлагаю посмотреть несколько поделок выполненных с помощью нетрадиционных приемов (оригами, обрывание, бумагокручение, разные виды аппликации и т.д).

        Во время наблюдения за работой ребенка отмечались следующие навыки и умения:

  • навыки держания ножниц при вырезании;
  • подбор нетрадиционных приемов и техники;
  • подбор цветов.
  • самостоятельность в выполнении поделки с помощью нетрадиционных приемов, умение их сочетать и комбинировать.

Наряду с полученными результатами выявила качественную характеристику уровней выполнения задания:

1.низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.

2. средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.

3.высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Проанализировав данные пришла к выводу: для развития художественного творчества художественных навыков детей дошкольного возраста необходим системный подход и условия формирования навыков через организацию кружковой работы по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с бумагой, как нового нетрадиционного приема.

           Начиная работу по обучению созданию поделок, основное внимание обратила  на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

        При обучении различным способам преобразования бумаги наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать показ способов работы. Изобразительная деятельность детей каждой группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети с каждым годом крепнут физически, начинается процесс окостенения кисти рук, укрепляются мелкие и крупные мышцы рук.

Цикл образовательных задач направлен на знакомство и обучение детей к данной технике, умение передавать особенности форм и строения предметов, использование сочетание цветовых оттенков, на формирование и закрепление технических умений и навыков.

Цикл развивающих задач направлен на развитие таких технических процессов, как восприятие, внимания, память, обзорное мышление и творческое воображения

Цикл воспитательных задач направлен преимущественно на воспитания интереса, чувства коллективизма и эстетического вкуса. На воспитание самостоятельности и инициативы, а так же желание творить и радоваться от полученного результата.

Работа ведётся в кружке 4 раза в месяц, преимущественно во второй половине дня. Индивидуально и по подгруппам. 

Длительность занятия:

Младшая  группа: 15 мин

Средняя группа: 20 мин

Старшая группа: 25 мин

Подготовительная группа: 30 минут.

             Перед тем как приступить к занятиям с бумагой, нужно подготовить рабочее место. Занимаясь с подгруппой (8 человек), каждый ребенок сидит за отдельным столом. Столы располагаются так, чтобы я могла  видеть всех детей, а дети могли видеть друг друга и свободно друг с другом общаться.

              Таким образом, с помощью комплексного подхода и системы использования интегрированных занятий нетрадиционных приемов работы с бумагой  я проводила  работу по развитию детского художественного творчества. В ходе работы отмечала положительное влияние интегрированных занятий в кружке на развитие художественных навыков у детей.

            Специальные методы и приемы, способствующих развитию творческих способностей у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста  нетрадиционных приемов работы с бумагой усваивается дошкольниками. Полученные знания, умения и навыки сумели применить в нетрадиционных приемах работы с бумагой. У детей под воздействием впечатлений от новых находок  с интегрированием нетрадиционными техниками с бумаги проявляются новые оригинальные способы преобразования, похождение соответствующих выразительно-художественных средств, для воплощения доступных и различных художественных поделок.

        Таким образом, проведение интегрированных занятий в кружке по нетрадиционными приемами работы с бумагой положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и мотивации в достижении успеха.

Материалы и оборудование

  • Краски и кисти
  • Альбомы для рисования
  • Бумага для ксерокса цветная офисная
  • Картон белый, цветной, декоративный
  • Цветная бумага и гофрированная
  • Бумажные салфетки
  • Салфетки мастер блеск
  • Пластилин восковой, шариковый
  • Шприцы
  • Помпоны
  • Пушистая проволока
  • Декоративные глазки
  • Пайетки
  • Бусины разных размеров
  • Пуговицы
  • Ватные диски и палочки
  • Кофейные зёрна
  • Макароны
  • Крупа разная
  • Мулине и тесьма
  • Трафареты
  • Шишки, ракушки, камушки
  • Прищепки
  • Шпажки, зубочистки
  • Палочки из под мороженого
  • Поролоновые губки
  • Пластик: ложки, вилки, тарелки, фужеры
  • Декоративная пенка
  • Семечки, скорлупа
  • Пёрышки
  • Цветной песок
  • Ячейки из под яиц
  • Бумажные стаканчики
  • Гипс
  • Скотч цветной для отделки
  • Трубочки бумажные и пластиковые для коктедя
  • Аудио диски

Работа с родителями

              Связь между семьёй и воспитателем группы строится на доверии. Информацию родители получают на собраниях, на мастер - классах, в индивидуальных беседах, во время консультаций, на информационных листах – памятках, в папках передвижках. На родительском собрании с повесткой дня «Развитие творческих способностей детей» я рассказываю родителям о том, чему собираюсь научить детей, объясняю для какой цели и что, в процессе  этого развивается. С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, привлекаю их к изготовлению разных поделок, выставок в группе и ДОУ. Принимаем участия в разных конкурсах. Итогом работы кружка служат выставки детского творчества в ДОУ, на собраниях, дети изготавливают поздравительные открытки для родителей.

Библиография

  1. Анистратова А.А «Поделки из ниток и пряжи», ООО, Издательство Оникс,М.:2010г
  2. Анистратова А.А «Поделки из бисера», ООО, Издательство Оникс,М.:2010г
  3. Афонькин С.Ю «Оригами в аппликации», М.: Педагогика, 2006г
  4. Белошистая А.В, Жукова А.В « Волшебный поролон», М.:АРКТИ, 2009г
  5. Белошистая А.В, Жукова А.В « Волшебные комочки», М.:АРКТИ, 2009г
  6. Белошистая А.В, Жукова А.В « Волшебные горошины», М.:АРКТИ, 2009г
  7. Быстрицкая А « Бумажная филигрань», М.:Айрис - пресс, 2010г
  8. Выготский Л.С «Воображение и творчество в детском возрасте» 3-е издание, М.: Педагогика, 1998г
  9. Давыдова Г.Н «Бумагопластика», М, 2009г
  10. Казакова Т.Г «Развивайте у дошкольников творчество», М.: Орбита, 1985г
  11. Комарова Т.С «Дети в мире творчества», М.: Наука, 1995г
  12. Комарова Т.С «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию», М.: Просвещение, 1991г
  13. Корчикова О.В «Декоративно – прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», (серия «Мир вашего ребёнка», Ростов Феникс,2002г
  14. Левин В.А «Воспитание творчества», Томск: Пеленг, 1993г
  15. Лыкова И «Художественный труд в детском саду», М.: Творческий центр СФЕРА, 2008г
  16. Лыкова И «Поделки из природного материала», М.: Творческий центр СФЕРА, 2008г
  17. Лыкова И «Аппликация для детей», М.: Творческий центр СФЕРА, 2008г
  18. Новикова И.В «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», Издательство: АСТ, 2012г
  19. Петрова И.М «Волшебные полоски», М.: Детство – пресс, 2007г
  20. Румянцева Е.А «Поделки торцеванием на пластилине», М.: 2009г
  21. Рябко Н.Б «Бумажная пластика», М.:, 2009г
  22. Черкасова И.А «От салфеток до квиллинга», Нетрадиционные техники работы с бумагой, Издательство: Скрипторий, 2014г
  23. Серия журналов « Мамино солнышко»,2013г, 2014г
  24. Серия журналов Самоделкин»,2015г
  25. http://www.maam.ru/
  26. https://yandex.ru/images/поделки для творчества
  27. yandex.ru/imagesсайт страна мастеров поделки своими руками
  28. yandex.ru/images›сайт королевство мастеров
  29. yandex.ru/imagesсайт миллион подарков
  30. mastera-podelok.ru
  31. http://tutmama.ru/tvorchestvo/



Предварительный просмотр: