Инновационная деятельность на базе КФУ

Пирогова Наталья Николаевна

В современном мире вопросы валеологического воспитания тебуют особого внимания. Со школьного возраста наблюдается снижение здоровья у учащихся, поэтому ФГОС ООО в качестве личностных результатов выделены пункты: "формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природы и социальной среды; приобретение опыта эколого- направленной деятельности". Поэтому в моей инновационной деятельности я представляю материал, который можно применить для формирования данных личностных результатов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тетюшская кадетская школа-интернат имени генерал - майора Хапаева Владимира Аверкиевича»

Рабочая программа элективного курса

«Химия элементов»

для учащихся 11 классов

Составитель: учитель химии, высшей квалификационной категории ГБОУ «Тетюшская кадетская школа - интернат» Пирогова Наталья Николаевна

2017-2018 учебный год

Рабочая программа.

  1. Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса.

Элективный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и разработан для учащихся 11 класса. В настоящее время вопросы валеологического воспитания требуют особого внимания. Со школьного возраста наблюдается снижение здоровья у учащихся, поэтому необходимо формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни, формирование представлений о лекарственных средствах и витаминах применяемых в повседневной жизни человека. Источники массовой информации представляют огромный материал по данной теме, в котором необходимо уметь ориентироваться. Данная программа призвана помочь учащимся применить основополагающие химические понятия, теории и законы в повседневной жизни для формирования валеологического воспитания, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который направлен на саморазвитие и активную учебно-познавательную деятельность.

В рамках работы элективного курса предусмотрена организация таких видов деятельности, как самостоятельная работа с текстами, составление обобщающих таблиц, описание свойств веществ и химических процессов, написание творческих работ и проектов.

Химический эксперимент направлен на развитие у учащихся умение работать с лабораторным оборудованием, анализировать химические явления.

Курс содержит самые реальные с точки зрения ресурсов практические работы (5 практических работ), защита проектов по отдельным разделам (3 защиты проектов), предусмотрены четыре занятия в виде диспутов и деловой игры, а также выделено много времени на тренин по решению химических задач валеологического характера.

  1. Цели элективного курса:
  • сформировать представлений об огромном многообразии веществ, которые являются неотъемлемой части жизни человека, о значимости знаний  о способах получения и свойствах веществ  в повседневном быту и на производстве.
  • развить умения логически и критически мыслить, применять химический язык, возможности к умственному и практическому эксперименту;
  • воспитать свойства личности, способствующие обеспечить  мобильность в быстроменяющемся социальном мире, решительность в принятии решений;
  • развить интереса к своему здоровью и пониманию важности собственного образа жизни на дальнейшее развитие способностей.
  1. Задачи:
  • развитие представлений о предмете химия как  об одном из течений естествознания, позволяющего понять окружающий мир и приобрести условия для формирования первоначального опыта практической деятельности;
  • формирование способности к интеллектуальной и творческой деятельности, являющихся основой познавательной интереса, предназначенных для развития во всех сферах человеческой деятельности;
  • формирование основы для валеологического  воспитания, умения использовать полученные знания в формирования здорового образа жизни;
  • формирование умения характеризовать химические процессы, давая количественные и качественные обоснования, рассчитывая величины по химическим формулам и уравнениям;
  • формирование умения проводить качественный анализ неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;
  • владение методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; формирование умений самостоятельного описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
  • формирование умений самостоятельно прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
  • формирование собственного мнения по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
  1. Требования к уровню подготовки учащихся:

По окончанию курса учащийся должен знать:

1) свойства некоторых веществ, значимых в жизни человека, умение применять данные сведения в повседневной жизни и на производстве;

2) взаимосвязь между химическими элементами и их значение, функции в нашем организме.

3) понятия, методы решения задач методом пропорции и через формулу практического характера.

Уметь:

1) логически и критически мыслить, применять химический язык, возможности к умственному и практическому эксперименту обосновано отстаивать свое мнение, используя химический язык;

2) критически оценивать полученную информацию, распознавать  некорректные данные, отличать предположения от действительности;

3) решать типовые задачи валеологического характера.

4) работать с различными источниками информации, выделяя основные моменты необходимые для решения  проблем, представляя ее в понятной форме; проявляя самостоятельность в принятии  решения выбора информации;

5) владеть навыками учебно-исследовательской, проектной деятельности: умение выдвигать гипотезы требующие проверки; ставить цели и задачи; умение планировать и создавать алгоритм решения, применяя различные методы рассуждений; проводить анализ полученных результатов;

6) аргументированно отстаивать свое мнение и выслушивать доводы собеседника.

5. Учебно-тематическое планирование курса.

Название раздела

Количество часов

Всего

Теоретические занятия с элементами исследовательской работы

Лабораторные, практические занятия, экскурсии и др.

Контрольные занятия, защита проектных работ

1

Введение.

2

2

2

Макроэлементы.

20

14

4

2

Биогенные элементы

10

6

3

1

Биоэлементы

10

8

1

1

3

Микроэлементы.

9

7

1

1

4

Мой образ жизни и мое здоровье

4

4

Итого

35

27

5

3

6. Содержание программы учебного курса

I.Введение. (2 часа)

Здоровый образ жизни, как я это понимаю. Биологически значимые элементы.

Исследовательская часть. Расчет расхода энергии в сутки и составление рациона питания

II.Макроэлементы. (20 часов)

  1. Биогенные элементы.

Кислород. Углерод, азот, водород, кислород - элементы-органогены. Кислородосодержащие органические вещества -  спирты. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения.

Практическая работа №1 «Определение содержания витамина С».

Практическая работа №2 «Определение содержания глюкозы во фруктах и мёде».

Практическая работа №3 «Изучение растительных масел».

Исследовательская часть. Посчитать (приблизительно) свою жизненную емкость легких. Исследование состава различных круп по справочным материалам. Выявить положительные и отрицательные аспекты применения спиртов в жизни человека.

Работа над проектом.

  1. Биоэлементы.

1.        Биоэлементы. (10 часов)

Кальций. Фосфор. Натрий. Калий. Сера. Хлор. Магний. Железо.

Практическая работа №4 «Устранение карбонатной жесткости воды».

Исследовательская часть. Содержание ортофосфорной кислоты в газированных напитках. Обнаружение ионов натрия в поваренной соли. Поваренная соль и глутамат натрия – усилитель вкуса. Содержание серы в белках. Хлор – как необходимый элемент для организма человека и элемент химического оружия. Магний в лекарственных средствах его применение. Качественное определение ионов железа (III) методом хроматографии.

Работа над проектом.

III. Микроэлементы. (9 часов)

Бром, Йод, Фтор – галогены. Элементы побочных подгрупп: кобальт, марганец, молибден. Медь. Селен. Цинк. Решение задач на расчет массовой доли вещества в растворе.

Практическая работа №5 «Определение содержания ионов меди в воде».

Исследовательская часть. Йодированная соль - инструкция и противопоказания. Фторсодержащая паста. Калий бромистый - как успокаивающее средство. Качественные реакции на галогениды. Составление игры – лабиринта по теме урока. Исследовать водопроводную воду на содержание ионов меди. Изучить инструкции БАД с добавление селена. Рассмотрение амфотерных свойств цинка.

Работа над проектом.

IV. Мой образ жизни и мое здоровье. (4 часа)

Правильное питание и здоровая пища. Спорт и применение протеина и стероидов. Экологические проблемы моего края. Мой образ жизни и мое здоровье.

Исследовательская часть. Изучение состава пищевых продуктов по этикетке. Исследование пищевых добавок для спортсменов на белки. Исследование почвы на кислотность среды; биондикаторы; промышленные загрязнения. Составление режима дня.

7. Календарно-тематическое планирование.

Тема

Дата

1

I.Введение. (2 часа)

Здоровый образ жизни, как я это понимаю.

2

Биологически значимые элементы.

3

II. Макроэлементы. (20 часов)

  1. Биогенные элементы. (10 часов) 

 Кислород- жизненно важный элемент и вещество.

4

Углерод, азот, водород, кислород - элементы-органогены.

5

Кислородосодержащие органические вещества -  спирты.

6

Практическая работа №1 «Определение содержания витамина С».

7

Практическая работа №2 «Определение содержания глюкозы во фруктах и мёде».

8

Практическая работа №3 «Изучение растительных масел».

9

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения.

10

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения.

11

Работа над проектом.

12

Защита проектов.

13

  1. Биоэлементы. (10 часов)

Кальций как важнейший элемент структурного материала организма.

14

Практическая работа №4 «Устранение карбонатной жесткости воды».

15

Фосфор - элемент жизни и мысли.

16

Соли натрия и калий в нашей жизни.

17

Сера как элемент белка.

18

Хлор наш «враг» и «друг».

19

Магний.

20

Железо – элемент крови.

21

Работа над проектом.

22

Защита проекта.

23

III. Микроэлементы.(9часов)

Бром, Йод, Фтор – галогены.

24

Элементы побочных подгрупп: кобальт, марганец, молибден.

25

Медь. Практическая работа №5 «Определение содержания ионов меди в воде».

26

Селен.

27

Цинк.

28

Решение задач на расчет массовой доли вещества в растворе.

29

Решение задач на расчет массовой доли вещества в растворе.

30

Работа над проектом.

31

Защита проектов.

32

IV. Мой образ жизни и мое здоровье. (4 часа) 

Правильное питание и здоровая пища.

33

Спорт и применение протеина и стероидов.

34

Экологические проблемы моего края.

35

Мой образ жизни и мое здоровье.

Литература и источники:

1.          Валеологисеское воспитание в химии элементов. Пособие для учителя. / Под ред. Н.Н. Пироговой. Тетюши: ООО «Тетюшская типография», 2008 г. – 28 с.

2.        Использование органических соединений в военном деле и медицине/ Э. А. Соболева. – М. : Чистые пруды, 2009. – 31 с.

3.        Каверина. ЕГЭ-2018. Химия. 30 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ.- М.: Национальное образование, 352 с. – (ЕГЭ. ФИПИ- школе).

4.        Научно-методический журнал «Химия в школе»

5.        Рудзитис Г. Е.,  Фельдман Ф.Г. Учебник. Химия. 11 класс. М.: Просвещение, 2017.

6.  Пигугина Г.В. Ситуационные задания по химии.8-11 классы. – М.:ВАКО, 2014. – 144 с.-(Мастерская учителя химии).

7.        Формирование валеологических знаний в процессе изучения химии. Пособие для учителя. / Под ред. Р.М. Мухаметшина. – Казань, 2002. -84 с.

7. http://ru.wikipedia.org



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тетюшская кадетская школа-интернат имени генерал - майора Хапаева Владимира Аверкиевича»

XXIII Поволжская научная экологическая конференция школьников им. А.М. Терентьева

Секция: «Экология урбанизированных территорий»

 

Тема: Комплексное исследование экологической среды пришкольной территории

Работу выполнила  ученица 9 класса Кострина София Валентиновна

Руководитель работы: Пирогова Наталья Николаевна, учитель химии

Г. Тетюши

2017 год

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………2

Актуальность темы…………………………………………………..2

Цель и задачи работы ………………………………………………..2

  1. Основная часть ……………………………………………….3
  1. Теоретическая часть…………………………………………3
  2.  Практическая часть………………………………………….7
  1. Заключение………………………..…………………………14
  2. Список использованной литературы…………….………..15

Введение.

Актуальность темы: Человек проживая свою жизнь, пользуется дарами природы. Каждый из нас должен с уважением относиться к Земле, на которой живет, так как мы являемся частью этой системы  и без нее обречены на гибель. Но не все осознают это. Поэтому необходимо взглянуть на окружающий мир не только как потребитель, но и попытаться внести посильный вклад в защиту природы.

Цель: Исследовать экологическую обстановку пришкольной территории.

Задачи:  

1. Изучить соответствующую литературу по теме проекта.

2.Провести соответствующие эксперименты.

2.1. Исследование загрязнения воздуха городским транспортом

2.2. Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков ели.

2.3. Исследование почвы:

Изучение кислотности почвы.

3. Заключение.

3.1. Провести анализ практических результатов и сделать вывод.

3.2. Предложить рекомендации решения проблем.

Объект исследования: Пришкольная территория.

Теоретическое обоснование проблемы: Территория школы находится около  автодороги  Тетюши - Ульяновск, поэтому перед нами возник вопрос о влиянии расположения школы на экологическое состояние пришкольной территории.  Двигатели внутреннего сгорания автомобилей являются основным источником загрязнения атмосферы.

2. Основная часть.

2.1.Теоретическая часть.

Проектная работа проводится на территории учебного корпуса ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат», который расположен в южной части города Тетюши в микрорайоне «Садовод». Город расположен в юго-западной части Республики Татарстан, в пределах Приволжской возвышенности, являющейся частью Восточно-Европейской равнины, на западном, высоком, берегу Куйбышевского водохранилища. Рельеф местности холмисто-равнинный, осложнён глубокими балками и оврагами, ведущими к Волге. Высота центра населённого пункта — 186 метров над уровнем моря. Почвенный покров представлен серыми лесными почвами. Почвообразующие породы — глины и суглинки. C:\Users\Пользователь\Desktop\проект экология\IMG_20161129_115220.jpg

Здание школы находится около  автодороги  Тетюши - Ульяновск, поэтому перед нами возник вопрос о влиянии автотранспорта на экологическое состояние пришкольной территории.  Нам известно, что ДВС являются основным источником загрязнения атмосферы в городах и густонаселённых регионах. В частности, в масштабах нашей страны доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников достигает 45%, в выбросах парниковых газов - примерно 10%, в сбросах вредных веществ со сточными водами - около 3%.

Основными вредными примесями, содержащимися в выхлопных газах двигателей, являются: оксид углерода, оксиды азота, различные углеводороды, включая и канцерогенный 3,4-бенз(а)пирен, альдегиды, сернистые газы. Бензиновые двигатели, кроме того, выделяют продукты, содержащие свинец, хлор, бром, а иногда и фосфор, а дизельные – значительные количества сажи и частичек копоти ультрамикроскопических размеров. Каждая машина с бензиновым двигателем, прошедшая 15 тыс. км, потребляет 4350 кг кислорода и выбрасывает 530 кг СО, 93 кг углеводородов, 27 кг оксида азота. 75% свинца, содержащегося в высокооктановом бензине, переходит в атмосферу, то есть каждый автомобиль ежегодно выбрасывает в воздух до 1 кг свинца.  В целом, отработанные газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 вредных веществ и наименований.

Среди них только четыре в небольших концентрациях не отравляют организм. Это кислород, азот, углекислый газ и вода. Остальные являются токсинами и канцерогенами.

Состав выхлопных газов

Согласно исследованиям экологов, в крупных городах практически 90% загрязнения атмосферы приходится на выхлопы транспорта. Сильнейшими загрязнителями являются автомобили, работающие на дизельном топливе. Также большую роль играет разновидность сжигаемого бензина. Например, сернистый бензин выделяет в атмосферу окиси серы, а этилированный – хлор, бром и свинец. Состав выхлопных газов выглядит в среднем следующим образом:

Таблица 1. 

Средний состав выхлопных газов.

Бензиновые

Дизельные

N2, об. %

74-77

76-78

O2, об. %

0,3-8,0

2,0-18,0

H2O (пары), об. %

3,0-5,5

0,5-4,0

CO2, об. %

0,0-16,0

1,0-10,0

СО, об. %

0,1-5,0

0,01-0,5

Оксиды азота, об. %

0,0-0,8

0,0002-0,5

Углеводороды, об. %

0,2-3,0

0,09-0,5

Альдегиды, об. %

0,0-0,2

0,001-0,009

Сажа, г/см3

0,0-0,04

0,01-1,10

Бензпирен – 3,4, г/см3

10-20·10-6

10-10-6

- сажа – до 0,04%;

- бензпирен – 0,0005%.

Угарный газ

Продукт неполного сгорания бензина или дизельного топлива. Этот газ не имеет цвета и запаха, поэтому его присутствие в атмосфере человек ощутить не может. В этом и состоит его основная опасность. Угарный газ связывает гемоглобин и вызывает кислородное голодание тканей и органов тела. Это приводит к головной боли, головокружению, тошноте, потере сознания и даже к смерти.

Диоксид азота

Желтовато-бурый газ с резким запахом. Ухудшает видимость, придает воздуху коричневатый оттенок. Очень токсичен, может вызывать бронхиты, существенно снижает сопротивляемость организма к простудам. Особенно негативно диоксид азота влияет на людей, страдающих хроническими заболеваниями дыхательных путей.

Углеводороды

В присутствии оксидов азота и под воздействием ультрафиолета солнца, углеводороды окисляются, после чего образуют кислородсодержащие ядовитые вещества с резким запахом, так званый фотохимический смог. Циклические ароматические углеводороды также содержатся в смолах и саже, они являются сильнейшими канцерогенами. Некоторые из них способны вызывать мутации.

Формальдегид

Бесцветный газ, обладает неприятным и резким запахом. В большом количестве раздражает дыхательные пути и глаза. Токсичен, вызывает поражение нервной системы, обладает мутагенным, аллергенным и канцерогенным действием.

Пыль и сажа

Взвешенные частицы, размером не более 10 мкм. Могут вызывать заболевания органов дыхания и слизистых оболочек. Сажа является канцерогеном и может вызывать раковые заболевания.

    Во время работы двигателя на стенках выхлопной системы накапливаются несгоревшие частички. Под влиянием давления газов они выбрасываются в атмосферу, загрязняя ее.

Бензпирен 3,4

Одно из самых опасных веществ, которое содержит выхлопные газы. Является сильным канцерогеном, повышает вероятность возникновения раковых заболеваний.

Загрязнение литосферы

Вещества, попадающие с выхлопными газами в атмосферный воздух, а затем, оседают на почву. Почвы обладают способностью удерживать и сохранять как атмосферные, так и грунтовые воды, обогащающие почву химическими соединениями и тем самым оказывающие влияние на формирование того или иного типа почв.

Почва – составная часть почти всех биосферных круговоротов веществ. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения. Массовый и опасный характер носит загрязнение почв свинцом. Соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, поэтому автотранспорт является серьезным источником свинцового загрязнения. Особенно много свинца в почвах вдоль крупных автострад.

До тех пор, пока тяжелые металлы прочно связаны с составными частями почвы и труднодоступны, их отрицательное влияние на почву и окружающую среду будет незначительным. Однако если почвенные условия позволяют перейти тяжелым металлам в почвенный раствор, появляется прямая опасность загрязнения почв, возникает вероятность проникновения их в растения, а также в организм человека и животных, потребляющих эти растения.

Самоочищение почв, как правило, медленный процесс. Токсичные вещества накапливаются, что способствует постепенному изменению химического состава почв, нарушению единства геохимической среды и живых организмов. Из почвы токсические вещества могут попасть в организмы животных, людей и вызвать тяжелейшие болезни и смертельные исходы.

Опасность загрязнения тем больше, чем меньше буферная способность почвы, которая зависит от механического состава, содержание органического вещества, кислотности почвы. Чем ниже содержание гумуса, pH почвы и легче механический состав, тем опаснее ее загрязнение химическими веществами.

2.2. Практическая часть.

Наблюдая за движением транспорта мимо нашей школы в различное время суток с прошлого года, мы получили результаты:

Утро 8.00-8.30

Легковых автомобилей: 20

Грузовые автомобили: 3

Автобусы: 8

Дизельные грузовые автомобили: 2

Обед 12.00-12.30

Легковых автомобилей: 48

Грузовые автомобили: 8

Автобусы: 7

Дизельные грузовые автомобили: 2

Вечер 17.00-17.30

Легковых автомобилей: 42

Грузовые автомобили: 4

Автобусы: 6

Дизельные грузовые автомобили: 1

Ночь 20.00-20.30

Легковых автомобилей: 12

Грузовые автомобили: 5

Автобусы: 0

Дизельные грузовые автомобили: 1

В ночное время транспорта очень мало.

Легковых автомобилей: 3

Грузовые автомобили: 1

Автобусы: 0

Дизельные грузовые автомобили: 0

2.2.1.  Исследование загрязнения воздуха городским транспортом.

Таблица 2

Среднее число учтенных автомобилей на улице.

Тип автотранспорта

Всего за 30 мин

Всего за 1 час

Легковые автомобили

20

40

Грузовые автомобили

4

8

Автобусы

4

8

Дизельные грузовые автомобили

1

2

Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, можно оценить расчетным методом. Исходными данными для расчета количества выбросов являются:

– число единиц автотранспорта, проезжающего по выделенному участку дороги в единицу времени;

– нормы расхода топлива автотранспортом.

Средние нормы расхода топлива при движении в условиях города приведены в таблице 3.

Таблица 3

Средние нормы расхода топлива

Тип автотранспорта

Средние нормы расхода топлива (л на 100 км)

Удельный расход топлива Ya (л на 1 км)

Легковые автомобили

11-13

0,11-0,13

Грузовые автомобили

29-33

0,29-0,33

Автобусы

41-44

0,41-0,44

Дизельные грузовые автомобили

31-34

0,31-0,34

Значения эмпирических коэффициентов (К), определяющих выброс загрязняющих веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего, приведены в таблице 4.

Таблица 4

Значения эмпирических коэффициентов

Виды топлива

Значение коэффициента (К)

угарный газ

углеводороды

диоксид азота

Бензин

0,6

0,1

0,04

Дизельное топливо

0,1

0,03

0,04

Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента при сгорании в двигателе автомашины количества топлива, равного удельному расходу (л/км).

Обработка результатов

Рассчитаем общий путь, пройденный установленным числом автомобилей каждого типа за 1 час (La, км) по формуле:

La= Na x L,

где Na – число автомобилей каждого типа; L – длина участка, км; а - обозначение типа автомобиля.

Lлег. авт.= 40 x 0,1 = 4 км,

Lгруз. авт.= 8 x 0,1 = 0,8 км,

Laвтоб.= 8 x 0,1 = 0,8 км,

Lдиз груз. авт.= 2 x 0,1 = 0,2 км.

Рассчитаем количество топлива разного вида (Qa), сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле:

Qa = Ya x Lа ,

где Y – удельный расход топлива (л/км); L – длина участка, км; а - обозначение типа автомобиля.

Qлег. авт = 0,12 x 4 = 0,48 л,

Qгруз. авт. = 0,3 x 0,8 = 0,24 л,

Qавтоб. = 0,42 x 0,8 = 0,336 л,

Qдиз. груз. авт. = 0,32 x 0,2 = 0,064 л.

Определите общее количество сожженного топлива каждого вида и занесите результат в таблицу 5.

Таблица 5

Общее количество сожженного топлива

Тип автотранспорта

Qa

Бензин

Дизельное топливо

легковые автомобили

0,48

-

грузовые автомобили

0,24

-

автобусы

0,336

-

дизельные грузовые

автомобили

-

0,064

Всего (ΣQ)

1,056

0,064

Рассчитаем объем выделившихся загрязняющих веществ (угарный газ, углеводороды, диоксид азота) в литрах по каждому виду топлива, перемножая соответствующие значения ΣQ и эмпирических коэффициентов К. Занесите результат в таблицу 6.

Таблица 6

Объем выделившихся загрязняющих веществ

Виды топлива

Количество вредных веществ, л

угарный газ

углеводороды

диоксид азота

Бензин

0,6336

0,1056

0,04224

Дизельное топливо

0,0064

0,00192

0,00256

Всего (V)

0,64

0,10752

0,0448

Рассчитаем  массу выделившихся вредных веществ (m, г) по формуле:

m = V x M/22,4,

где М – молекулярная масса (для СО – 28, для NO2 – 46, средняя молекулярная масса для углеводородов  - 43).

m(СО) = 0,64 x 28/22,4 = 0,8 г,

m(NO2) = 0,10752 x 46/22,4 = 0,2208 г,

m(СхНy) = 0,0448 x 43/22,4 = 0,086 г.

Определим среднесуточную концентрацию вредных веществ (СCC, мг/ м3)* в атмосферном воздухе участков, с учетом того, что объем используемого воздуха вблизи участка дороги длиной 100 метров составляет примерно 20 000 м3.

СCC (СО) = 0,8 x 24/20000 = 0,00096 г/м3 = 0,96 мг/м3,

СCC(NO2) = 0,2208 x 24/20000 = 0,00026496 г/м3 = 0,26496 мг/м3,

СCCхНy) = 0,086 x 24/20000 = 0,0001032 г/м3 = 0,1032 мг/м3,

Сопоставьте полученные результаты с ПДКСС для каждого из вредных веществ. ПДКCC для веществ приведены в таблице 7.

*ПДКСС – предельно допустимая среднесуточная концентрация химического вещества в воздухе населенных мест, мг/м3. Эта концентрация не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неопределенно долгом (годы) вдыхании.

Таблица 7

Предельно допустимые концентрации среднесуточные (ПДКCC) загрязняющих веществ

Вещество

ПДК, мг/м3

угарный газ

3,0

углеводороды

0,005

диоксид азота

0,04

Сопоставив данные наших расчетов и предельно допустимые концентрации

мы пришли к выводу, что нормы содержания оксида азота (IV) и углеводородов превышены.

2.2.2. Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков ели.

Биоиндикация – это оценка состояния окружающей среды по реакции живых организмов.C:\Users\Пользователь\Desktop\проект экология\IMG_20161202_103120.jpg

В качестве биоиндикатора в своей работе мы использовали ель, так как она растет на границе между дорогой и зданием школы. Древесные насаждения очищают воздух от пыли, вредных газов копоти, защищают жителей от шума. Многие хвойные деревья выделяют особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы. Один гектар еловых насаждений может задерживать в кронах до 32 т пыли в год.

Выявили степень повреждения хвои. С ветвей 5 деревьев отобрали побеги одинаковой длины. С них собрали всю хвою и визуально проанализировали ее состояние. Степень повреждения хвои определяли по наличию хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов и т. д.

Степень повреждения хвоинок собранных со стороны дороги незначительная, но наблюдаются повреждения с небольшим числом мелких пятнышек.

2.2.3. Исследование почвы:

Изучение кислотности почвы.C:\Users\Пользователь\Desktop\проект экология\IMG_20161202_104638.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\проект экология\IMG_20161202_105939.jpg 

Для проведения эксперимента мы взять 2 экземпляра почвы с участка около школы и у дороги, добавили в них дистиллированную воду. Раствором, который у вас получился, пропустили через фильтр и пропитали индикатор. Бумажка стала местами синеватого цвета, то это говорит об уровне слабощелочной среде.

3.Заключение

3.1. Анализ практических результатов и вывод.

Одним из источников антропогенного загрязнения городской среды является автотранспорт, отработавшие газы которого выбрасываются в воздух и содержат оксид углерода, оксиды азота, различные углеводороды. Бензиновые двигатели, кроме того, выделяют соединения свинца, хлора, брома, а дизельные - значительные количества сажи и частичек копоти. Свинец и нефтепродукты оседают в непосредственной близости от дороги и загрязняют придорожную почву, поверхностные воды и растительность.

При нынешнем развитии автомобильной промышленности и постоянном росте числа автомобилей отрицательное воздействие автотранспорта на окружающую среду и человека ощущается все более остро, что приводит к необходимости детального изучения всех аспектов этого вопроса, разработки системы мониторинга и поиска решений по минимизации вредного влияния.

Исследование пришкольной территорий ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат» позволило нам сделать выводы о экологическом состоянии:

-расчеты количества выброса вредных веществ показали, что есть превышение нормы ПДК для углеводородов и оксида азота.

- рН среды почвенного покрова показала, что выделение кислотных оксидов не вызвало изменений кислотности почвы;

- по показаниям биоиндикаторов видно, что влияние антропогенного загрязнения есть, но не значительны.

Из нашего исследования можно сделать вывод о том, что ежедневный выброс выхлопных газов автотранспортом оказывает вредное воздействие на окружающую среду, но благодаря тому, что школа расположена вблизи лесополосы, ежедневно происходит естественная очистка воздуха.

3.2. Предложим рекомендации по решению проблем.

Бережное отношение к зеленым насаждениям, которые формируют щит, защищающий нашу школу от вредного воздействия выхлопных газов.

Список использованной литературы.

  1. Выхлопные газы [Электронный ресурс]. – режим доступа http://www.vredno-vsyo.ru/index.php?newsid=23- Заглавие с экрана. – (Дата обращения 10.11.2016)
  2. Диплом: Фитотоксичность почв придорожных территорий г. Томска [Электронный ресурс]. – режим доступа http://privetstudent.com/diplomnyye/ekologiya-diplomnyye-raboty/1556-diplom-fitotoksichnost-pochv-pridorozhnyh-territoriy-g-tomska.html- Заглавие с экрана. – (Дата обращения 10.11.2016)
  3. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы.  [Электронный ресурс]. – режим доступа http://files.stroyinf.ru/data1/6/6862/- Заглавие с экрана. – (Дата обращения 10.11.2016)
  4. Тетюши. [Электронный ресурс]. – режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Тетюши- Заглавие с экрана. – (Дата обращения 10.11.2016)
  5. Химическое воздействие автотранспорта на окружающую среду. [Электронный ресурс]. – режим доступа http://biofile.ru/bio/22608.html- Заглавие с экрана. – (Дата обращения 10.11.2016)
  6. Чем опасны для здоровья человека выхлопные газы.  [Электронный ресурс]. – режим доступа http://www.kakprosto.ru/kak-829313-chem-opasny-dlya-zdorovya-cheloveka-vyhlopnye-gazy#ixzz4RhvbLxaF - Заглавие с экрана. – (Дата обращения 10.11.2016).