Комолова Ольга Николаевна

Совместная образовательная деятельность «Откуда берется питьевая вода»
 
Цель: формировать предпосылки эколого-экономического сознания де-тей: понимать необходимость экономного расходования чистой воды.
Программные задачи: уточнить представления детей о важности воды в жизни всего живого; познакомить детей с добычей и очисткой пресной воды; развивать познавательную активность, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности экологической направленности; воспитывать потребность осознанного экономного использования воды в быту.
Оборудование и материалы: таблица на каждого ребенка «Как человек использует воду», игрушка Лунтик, глобус, мультимедийное оборудование (проектор, экран), слайды «Антарктида», лист ватмана, маркер, кувшин с филь-тром для очистки воды, одноразовые стаканчики по 3 шт. на каждого ребенка, небольшие подносы для каждого ребенка, воронки, ватные диски, марлевые салфетки, кусочки ваты, бумажные салфетки, магнитофон.
Содержание
Дети, послушайте мою загадку и попробуйте отгадать:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
Ледяной я быть могу!
Верно, это вода. Сегодня, 22 марта, во всем мире отмечают праздник, по-священный воде. Кто знает, как он называется? (День воды).
(Слышится стук в дверь – появляется Лунтик).
Лунтик: - Здравствуйте, ребята! Я так спешил к вам в гости, поскользнул-ся и упал в лужу. Теперь я весь мокрый и во всем виновата вода!
- Не торопись, Лунтик, обвинять воду, проходи к нам в гости, мы тебе поможем – высушим полотенцем и расскажем тебе много интересного о воде.
- Дети, зачем человеку и всему живому на Земле нужна вода?(ответы детей).
- А чтобы проверить, обо всем ли вы мне сказали, посмотрите на таблицу (показываю таблицу на листе ватмана или слайд с таблицей, по которой дети проверяют свои ответы: вода нужна человеку для питья и приготовления пи-щи; животным - для питья; для полива растений; нужна человеку для под-держания своего тела, одежды, жилища в чистоте; некоторые животные и растения живут в воде).
- Как вы думаете, о какой воде говорится в пословице: «Кругом вода, а пить нечего?» (о морской, соленой).
- В каких водоемах есть соленая вода? (В морях и океанах).
29
- А какая вода нужна человеку для жизни? (В случае затруднения уточ-няю: для питья, приготовления пищи нужна вода соленая или пресная?)
- В каких водоемах есть пресная вода? (В реках, озерах, прудах, родни-ках).
- Кто из вас был на реке, у пруда или озера?
- Какая в них вода? (Закрепляю в речи детей: пресная вода).
- Кроме этого, пресная вода есть глубоко под землей. Как же достать пресную воду из-под земли? (Чтобы достать пресную питьевую воду, люди бурят скважины, роют глубокие колодцы).
- Как вы думаете, на каком материке самый большой запас пресной воды?
- Самый большой запас пресной воды находится в Антарктиде. Вы знаете, где находится Антарктида? Можете показать ее на глобусе? (Показ Антаркти-ды на глобусе).
- Сколько же воды находится в Антарктиде? Посмотрите, вода Антаркти-ды на модели обозначена белым цветом (демонстрация модели). Девять частей из десяти всего мирового запаса пресной воды находится в Антарктиде. И толь-ко одна часть пресной воды, обозначенная синим цветом, находится во всех ре-ках, озерах и родниках.
- Хотите посмотреть фотографии Антарктиды? (показ слайдов). Здесь ра-ботают наши ученые-полярники.
- Как вы думаете, легко ли работать там, где вечная мерзлота, крепкий мороз и все покрыто снегом? (Ответы детей).
- Недавно наши ученые – полярники пробурили на Антарктиде очень глубокую ледяную скважину и впервые проникли сквозь толщу льда в подлед-никовое озеро Восток. Оттуда они впервые достали чистую питьевую воду. Как вы думаете, почему для ученых это стало важным событием? (Рассужде-ния детей).
- По-важности, это событие сравнивают с полетом человека на Луну.
- Дети, Лунтик нас внимательно слушал и хотел бы с нами поиграть. Он принес с собой звуки воды, но не знает, какая вода издает какие звуки. У него на Луне таких звуков нет. Давайте ему поможем. Вставайте, выходите на ковер.
Физкультминутка.
- Дети, как же в наших домах появляется вода? (Рассуждения детей)
- В наших городах и селах делают водопроводы.
- У вас дома есть водопровод?
- Произнесите это слово: из каких двух слов оно состоит? («Вода» и «провод»).
-Верно, проводит воду по трубам, вот что оно значит.
- Водопроводы очень сложные сооружения. Воду в них берут глубоко под землей, очищают ее от грязи и бактерий, а потом мощными насосами качают ее и она поднимается по трубам в дома и квартиры.
- Дети, мы с вами каждый день пьем воду. Перед вами в стеклянном кув-шине вода. Давайте расскажем Лунтику все, что знаем о питьевой воде. По цве-ту вода какая? (прозрачная, бесцветная).
30
- По вкусу? (Без вкуса).
- Имеет ли запах? (Без запаха).
Опыт с водой
- Какая вода в ваших стаканчиках? (Вода загрязненная).
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вода стала чистой? (очи-стить).
- С помощью чего? (ответы).
- Воду очистим с помощью фильтра. У многих из вас дома есть бытовой фильтр (демонстрация). Фильтр – это барьер для грязи. Но сегодня мы попро-буем очистить воду другими способами: пропуская ее через ватный диск, вату, марлевую салфетку, сложенную в несколько раз, или через бумажную салфет-ку.
- Хотите сами сделать фильтр?
- Выберите, из какого материала будет ваш фильтр.
- Затем воронку опустите в пустой стакан, в воронку вставьте выбранный фильтр, аккуратно переливайте воду (фильтруем).
- Какая стала вода? (Вода стала чище).
- Что видим на фильтре? (на фильтре остался мусор).
- Давайте еще раз профильтруем воду. Переставьте воронку в чистый ста-кан и поменяйте в воронке фильтр. Смогли мы очистить воду от грязи?
- Но пить ее пока нельзя. Как думаете, почему? (В ней могут быть вред-ные бактерии и пить такую воду можно только после кипячения).
- Добывать, очищать и качать воду по трубам в дома - это большая и трудная работа. А ведь каждой семье нужно много воды. В некоторых странах питьевой воды жителям уже не хватает. Что же нужно делать, чтобы пресной воды хватало всем? (Подвожу к выводу: бережно относиться, беречь, зря не расходовать).
- Как вы думаете, как мы с вами можем сберечь воду? (Закрывать кран; обратить внимание взрослых, если вода постоянно капает из крана; экономно расходовать, когда моем руки и купаемся; экономно расходовать во время мытья посуды и т.д.).
- Послушайте стихотворение о воде:
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан!
- А сейчас давайте покажем Лунтику изготовленные вами дома с родите-лями плакаты на тему: «Берегите воду». И расскажем о них. (Рассматривание плакатов).
Лунтик: - Спасибо, дети, я так много узнал о воде. Не зря в честь воды во всем мире сегодня отмечают праздник! Я теперь тоже буду беречь воду.
- Дети, что было самым интересным на занятии?
- Дети, что было самым важным для вас?
- Почему это самое важное?

Добавить запись

Защита от спам-роботов