Моё увлечение-духовное развитие детей

Головко Мария Модестовна



.

Уже около пяти лет я занимаюсь театрализованными постановками к православным праздникам с детьми. В постановках заняты дети разных возрастных групп из воскресной школы, а также в  небольших православных постановках были заняты дошкольники-дети старшей и подготовительной группы дет.сада. Такая работа с детьми, во взаимосвязи с ОПК-необходима. Она помогает приобщить детей к культуре предков и их вере,формировать духовно-нравственные качества детей.Почему нужно как можно раньше учить детей добру?Детская душа изначально чиста и до 7 лет открыта ко всему.И нам необходимо сделать так, чтобы этой души коснулось добро. Ведь, к сожалению, и в некоторых семьях, и образовательных учреждениях сейчас недопонимают, какую огромную роль играет правильное дошкольное воспитание, и сколь непоправимы могут быть в дальнейшей судьбе детей педагогические "промахи" взрослых! Сколько негатива сваливается на ребёнка с экрана телевизора от современных детских программ и мультфильмов! Поэтому, противостоять негативному воздействию мы пытаемся на наших православных занятиях. Дети узнают суть православных праздников, и особенно глубоко понимают и усваивают эту суть через участие в спектаклях. В предыдущие века существовала традиция семейных спектаклей, семейного музицирования. Теперь практика этого бесценного духовного обогащения детей почти утрачена... Мы с детьми стараемся подготовить постановки к большим праздникам:Рождество, Пасха, Троица, Покров, к престольному празднику обители. В работе учитываются личностные особенности детей-некоторые дети застенчивы,другие-любят быть в центре внимания. Даём возможность всем почувствовать свою значимость и нужность.Нужно отметить, что церковные праздники более строги и сдержанны по сравнению со светскими. Дети получают радость от своего творчества в празднике, от подготовки своими руками каких-либо атрибутов спектакля, в завершение нередко бывает совместная трапеза-чаепитие. При работе над постановкой дети получают задание узнать о традициях своей семьи-как отмечали этот праздник их мамы, бабушки...Нужно внимательно подходить к выбору сценария будущего спектакля-сейчас в интернете их великое множество. Нежелательно, чтобы в спектакле требовалось играть роль Богородицы или святых, чтоб не смешивались в сценарии православные и языческие традиции. Например, святки имеют дохристианское происхождение, изначально посвящены встрече и началу солнечного года, нам навязывают такую народную традицию как гадание, и проч.

     К православным праздникам используем как музыкально-литературные композиции, так и сценарии небольших спектаклей. Я всегда стараюсь использовать в них музыку. Это музыка, которую исполняют непосредственно дети(колядки, песни на церковную тему, настоящие духовные песнопения, например тропарь Рождества).Также применяю инструментальную классическую музыку, музыку церковного звона. Взаимодействие музыки с театральным действом отмечено ещё Аристотелем.Музыка в спектакле помогает развитию сюжетной линии, способствует более глубокому воздействию на душу и участников спектакля, и зрителей. Язык музыки очень понятен и взрослым и детям, способен говорить без слов, передавая порой самые сильные чувства(например, в спектакле мы рассказываем о распятии Христа,где музыка повествует о действии за сценой. В самый кульминационный момент инструментальная музыка рисует обезумевшую толпу(К.Орф часть из кантаты "Кармина Бурана"). Роль музыки в спектакле подчинённая,хотя и достаточно важная. В постановках, как правило, у нас бывает музыкальная увертюра(песня, где раскрывается содержание праздника) и музыкальный финал. Музыкальный материал стараюсь выбирать доступный по музыке, исполнению и содержанию.(Песня должна нравиться детям). Если идёт работа с духовным песнопением(тропарь, кондак, стихира праздника...)-необходимо дать детям адаптированный перевод, чтобы они знали смысл исполняемых ими слов. Поём одноголосно, бывает-с фортепианным сопровождением и a capella. Основные певческие задачи-это вокальное(глубокое) дыхание, хорошая дикция, чтобы петь было удобно и доносить текст до зрителя.(Используем ряд вспомогательных упражнений).
   Главная смысловая цель всех наших спектаклей-осознать великую жертву , принесённую Богом человечеству, ощутить причастность себя к этому и получить желание стать лучше!
    Свои спектакли в ДОУ представляли в виде утренников для родителей, а с детьми воскресной школы- выступаем в обители "Веры Надежды Любви и матери их Софии", в библиотеке-для учащихся младших классов. Сейчас готовим к Рождеству совместный спектакль силами детей воскресной школы и подготовительной группы дет.сада. Иллюстрации к спектаклю предоставила наш Колосовский художник-Ирина Бочанцева.


В апреле 2015 года наша театральная труппа воскресной школы выступила в Колосовском детском саду со спектаклем к Пасхе. По инициативе моих молодых артистов они выступили с краткими пояснениями для детей - постарались им разъяснить непонятные моменты. Зрители были довольны спектаклем и общением.

 

В 2020 году к юбилейной дате памяти св.блгв. князя Александра Невского мы со старшим врспитателем Машинской Т.А. и ребятами подготовительной группы поставили музыкально-литературную композицию "Не в силе Бог, а в правде!", которая была представлена на Рождественских чтениях в г.Омске.