Урочная и внеурочная деятельность на уроках литературного чтения «СКАЗКИ»

Зубкова Людмила Александровна

Учебный проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный проект: Урочная и внеурочная деятельность на уроках

литературного чтения «СКАЗКИ»

Учебный проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Что лежит в основе метода проектов?

  • развитие познавательных, творческих навыков учащихся;
  • умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • умений ориентироваться в информационном пространстве;
  • развитие критического мышления

Я предлагаю в рамках предмета "Литературное чтение" организацию творческих проектов, которые требуют и предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально-проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Деятельность развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результаты такого проекта могут быть представлены в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна, альманаха, газеты, альбома и пр.

Форма проведения проекта: урочная деятельность на уроках литературного чтении, ИЗО и художественного труд и внеурочная деятельность (самостоятельная работа школьников по сбору материалов).

Сроки проведения: 3 недели 2 полугодия

Место проведения: ГБОУ СОШ№ 4 Кусто, Василеостровского района города Санкт-Петербурга, библиотека №4 Василеостровского района, Русский музей.

Общее количество участников: учащиеся 2 "Б" класса.

В результате "мозгового штурма" учащимися было предложено собрать и придумать вопросы, загадки, нарисовать рисунки, составить кроссворды с целью систематизации знаний по теме "Сказки".

Итогом работы над проектом стала выставка с детскими работами по теме «Сказки» и открытый урок на тему «Моя любимая сказка», с показом иллюстраций к этой сказке, представления книги со сказками, пересказ сказки и итог: выставка с детскими работами и выбор книги для чтения дома, понравившейся сказки.

При выполнении данной работы решались учебные задачи:

  • воспитывать любовь и доброе отношение к животным;
  • формировать понятия "доброта", "красота", "уважение", "милосердие";

- развитие творческого мышления, опираясь на базу знаний, полученных на уроках.

На занятиях также формировались учебные умения:

  • различать народные песни (песенки, загадки, сказки);
  • различать народные и авторские сказки;
  • сочинять сказки;
  • отбирать в библиотеке книги по тематике;
  • работа с дополнительной литературой.

Работа предполагала несколько этапов:

На 1 этапе на уроке литературного чтения обратились к схеме по теме "Сказки", где отразили существенные признаки. Встал вопрос, а как можно использовать изученный материал. Ребята предложили провести КВН в последующие годы и какие задания могут входить в конкурсы?

  • Загадки.
  • Кроссворды.
  • Шарады.
  • Иллюстрации, рисунки.
  • Сбор книг (литературы).

На 2 этапе проходил непосредственный сбор материала, который ребята приносили в школу, на урок. При этом решались цели: составление конкурсных заданий по теме "Сказки", научить ребят пользоваться дополнительными источниками. Полученные знания использовались для составления заданий по проекту:

-        составлять кроссворды, загадки, вопросы, иллюстрации.*

Была организована работа в группах. Работа предполагалась по различным видам и заданиям: сказки - бытовые, волшебные, о животных.

Предварительно, и на родительском собрании был поднят вопрос о занятости школьников после уроков, поэтому в данном проекте участвовали и родители, помогая ребенку в выборе материала.

На уроках ИЗО ребята рисовали иллюстрации к сказкам.

Результатами работы над проектом явились:

  • собран и систематизирован материал по теме "Сказки";
  • созданы условия для развития творческих способностей учащихся 2 "б" класса с учетом индивидуальных способностей.

Литература

  1. М.Б. Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова "Метод проектов в технологическом образовании школьников". Пособие для учителя под ред. И.А. Сасовой М, "Вентана- Граф", 2008.
  2. Начальное образование № 2,2010 "Метод проектов в современной школе"// И. Миронова с.7-10.
  3. Методист № 1,2011 "Проектное обучение - что это?" // Н.Ю. Пахомова с.39-47
  4. Методист № 3,2010 "Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы" // Н.Ю. Пахомова с.44-49.

Руководитель проекта: учитель Зубкова Л.А. Предмет, класс: чтение 2 класс.

Год разработки учебного проекта 2013-2014 учебный год.



Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность

«Слово и мысль»

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Из опыта работы

учителя начальных классов

ЗУБКОВОЙ Людмилы Александровны

Методические рекомендации по разработке и реализации программы

дополнительного образования.

«Внеурочная деятельность «Слово и мысль»

Объектом изучения факультатива является  язык и речь, слово и мысль.

Основной акцент сделан  на развитии у младших школьников способности к анализу языковых  фактов с учетом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет  ученику  глубже проникать  в область мысли, выраженной  с помощью языка, слова,  научит выбирать адекватные языковые средства для успешного  решения  коммуникативных задач.

Предполагается активное освоение курса в разнообразной, индивидуальной и групповой работе(Учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, Экскурсии).

Включение учащихся в разнообразную деятельность  является  условием  приобретения прочных  знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования  основ  личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход  к разработке  содержания курса позволит   решать в ходе его изучения  ряд взаимосвязанных задач:

  • Обеспечить восприятие и усвоение знаний;
  • Создавать условия для высказывания младшими школьниками  суждений художественного,  эстетического, духовно-нравственного характера
  • Уделять внимание  ситуациям, где ребенок должен учиться различать  универсальные (всеобщие) ценности;
  • Использовать возможности для  становления навыков следования  научным, духовно-нравственным  и эстетическим принципам и нормам  общения и деятельности.

Тем самым создаются  условия для формирования научных знаний об языке, осознания  значения и необходимости бережного его пользования.

Подобное содержание курса несет в себе большой воспитательный  потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших  школьников потребности в познании и изучении русского языка, в понимании  значения  языка как  явления национальной  культуры.

В  2014 году 3 декабря  по постановлению  правительства  дети  писали сочинение в 11  выпускном классе.

Поэтому готовить детей  надо с раннего возраста (начальной школы) овладевать письменной и устной  разговорной речью.

Развитие связной письменной речи  является  одной  из важнейших задач в формировании личности  младшего школьника, в воспитании  его мировоззрения  и культуры.  Овладение письменной речью – это по выражению Л.С. Высотского «Критический поворотный  момент во всем культурном  развитии ребенка»  поскольку она представляет  собой «особую, чрезвычайно сложную символическую систему знаков  и требует сложных процессов развития».

Речевое развитие младшего школьника, начинающего  обучаться  в школе, характеризуется  владением  устной  разговорной речью, от которой письменная речь отличается  целым рядом  особенностей, в частности, таких, как сугубо монологический характер, отсутствие  непосредственного  контакта и общей ситуации, тем, что она адресуется чаще всего неизвестному, обобщенному читателю, исключает зрительное воздействие мимики  и  жестов говорящего, требует  тщательной заботы о форме выражения и является строго  организованной и планируемой. Соответственно  овладение письменной речью предполагает раскрытие  перед  учащимися уже на начальном этапе обучения  её специфики, ознакомление  на доступном  для них уровне с её функциями и отличием от устной формы.

Одной  их важных задач, стоящих перед учителем, является обучение  детей полноценно общаться  на занятиях дополнительного  образования , точно выражать свои  мысли. У учащихся  младших классов ограниченный объем слов, однообразные  синтаксические  конструкции.  Речь их состоит  из однообразных коротких однотипных предложений    со слабо выраженной связью  между ними.  Текст, который они составляют часто распадается на отдельные фразы однообразной структуры. Поэтому задачей занятий дополнительного образования  является  научить детей  чувствовать слово, овладеть  синонимией, правильно  использовать морфологические формы и синтаксические конструкции.

Обучить детей  правильно строить предложение,  понимать текст, тему, идею, структуру, языковые средства в соответствии с целью, содержанием, типом  и стилем речи.

Важнейшим достоинством современного этапа обучения русскому языку является повышенное внимание к речевой подготовке школьников. Обучение по некоторым программам уже в начальной школе начинается с усвоения понятий "язык", "речь", "предложение", что в дальнейшем становится базой для обучения грамоте как основе письменной речи, для обогащения лексического и грамматического строя речи, для ее стилистической дифференциации.

Между тем проблемы речевого развития младших школьников возникают и сейчас, но уже на новом качественном уровне. Это отчетливо сознают учителя-практики, что, в свою очередь, обусловило возникновение целого ряда коммуникативно-ориентированных программ к урокам развития речи "Слово и мысль".

Такие программы к урокам развития речи создала учитель Зубкова Л.А. (пояснительная записка, в которой дается обоснование этих программ, значение этих программ в обучении, сами программы прилагаются).

Во втором классе "б" проводился цикл занятий по развитию речи по темам "Осень", "Творчество русского художника И.Е. Репина".

Экскурсия в октябре месяце в Пушкин, где дети описывали с помощью учителя осенние деревья, небо, осеннюю природу, искали слова-синонимы, в устной форме готовились к письменному сочинению и к изображению осенней природы красками.

Перед нами - островок тишины и спокойствия. Замерла водная гладь прудов, приоделись в пышные осенние наряды деревья, а приветливые тропинки приглашают вглубь Екатерининского парка, где осенняя природа выступила во всей своей красе. Сразу захотелось запечатлеть эту сказку и словами и сохранить не только в памяти, но и на листе.

И вот в руках планшеты, карандаши. Делаем наброски. Возвратившись в школу, долго вспоминаем осеннюю красоту Екатерининского парка. На уроках рисования завершили пейзажи, на уроках развития речи писали сочинения на эту тему, писали свои стихи. И вот произошло открытие выставки "Мы рисуем и пишем об осени" (рисунки и сочинения, фотографии, прилагаются).

На уроках труда дети выполняли из разных материалов, в том числе, используя и природный материал, осенний натюрморт.

К празднику "Осени" подобрали стихи русских поэтов и выучили понравившиеся стихотворения.

И вот, наконец, после долгой подготовки, наступил праздник учащихся начальных классов в эстетическом центре школы "Золотая осень".

Была открыта выставка работ учащихся по этой теме. Дети читали стихи собственного сочинения, пели песни на тему "Осень", ученики 2-б класса (учитель Зубкова Л.А.) читали свои сочинения, написанные после осенней прогулки по Екатерининскому парку города Пушкин.

В заключении праздника дети, активно принимавшие участие в празднике, получили грамоты.

Все - и взрослые, и дети - остались довольны этим праздником.

Второй цикл мероприятий, связанных со специальными уроками дополнительного образования "Слово и мысль" проходил по теме "Русские художники".

Ученики 3-б класса (учитель Зубкова Л.А.) познакомились с творчеством русского художника И.Е.Репина.

Знакомство с творчеством художника началось с посещения усадьбы художника "Пенаты", которая находится в поселке Репино. После экскурсии в школе дети под руководством учителя написали сочинение "В гостях у И.Е.Репина". Без предварительной беседы учителя о творчестве этого художника детям было бы трудно воспринимать картины этого художника во время экскурсии по дому Репина.

В Русском музее, во время посещения детьми экскурсии по теме "Художники исторического жанра", учащиеся выступали уже не пассивными слушателями, а активными собеседниками лектора. Особое внимание было уделено творчеству И.Е.Репина.

Вот еще один из видов развития речи, когда дети слушали, понимали и отвечали на вопросы, делали выводы.

После посещения музея в классе дети учились на уроке развития речи словами описывать понравившуюся картину этого художника. Далее последовало письменное сочинение "В Русском музее" (фотографии, сочинения на эту тему прилагаются).

Проведение таких видов работ на уроках "Слово и мысль" помогает сути основных закономерностей усвоения речи. Их шесть. Усвоение речи ребенком зависит:

  • от натренированности мускулатуры органов речи ребенка,
  • от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц,
  • от развития у ребенка восприимчивости к выразительной речи,
  • от развития чувства языка (языкового чутья) как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи,
  • усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной,
  • темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.

Планирование уроков "Слово и мысль"

2 класс

  1. Сочинение на тему "Если бы я был учителем"
  2. Восстановление деформированного текста "Осень в лесу."
  3. Восстановление деформированного текста с элементами сочинения "Осенний букет"
  4. Изложение по самостоятельно составленным вопросам и опорным словам "Осенняя елочка"
  5. Изложение по вопросам "Синичка"
  6. Слова-синонимы.
  7. Фразеологизмы.
  8. Сочинение с заданной структурой "Поездка в Петербург"
  9. Редактирование текста сочинения.

10.Выборочное изложение (требуется передача одного эпизода)

  1. Сравнение текстов (повествование, описание, рассуждение)
  2. Сочинение по серии картинок с использованием иллюстраций Радлова. 13.Редактирование текста сочинения.

14.Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

15.Новогоднее поздравление. Открытка. 16.Изложение по коллективно составленному плану.

  1. Описание домашнего животного. Составление журнала "Сами с усами"
  2. Слова-антонимы.

19.Восстановление деформированного текста "Птицы в снегу"

  1. Сочинение-рассуждение "Моя любимая книга"
  2. Редактирование текста сочинения.

22.Сочинение по наблюдениям с элементами описания "Снег теперь уже не тот"

23.Редактирование текста сочинения.

24.Подробное изложение по самостоятельно составленному плану

"Длиннохвостые разбойницы"

25.Сравнительное описание "Уж и гадюка"

26.Деловой стиль. Сочинение "Март в нашем городе" 27.Деформированный текст "Мать-и-мачеха"

28.        Выборочное изложение (требуется отбор материала из разных частей
текста)

29.        Сочинение-рассуждение "Мой любимый урок"
30.Сочинение "Письмо другу"

31 .Итоговое изложение.

Слово и мысль

3 класс.

1        четверть.

  1. Сочинение на основе личного опыта «Лучший день лета»
  2. Работа с деформированным текстом. Роль прилагательных для точной и выразительной речи.
  3. Сочинение по впечатлениям. Прогулка по осеннему парку.
  4. Изложение «Жук на ниточке»
  5. Составление сокращённого рассказа. «Утренние лучи».
  6. Зрительное изложение «В походе»
  7. Сочинение на тему «Осень».
  8. Сочинение по картине Васнецова «Три богатыря»

2        четверть

  1. Подробное изложение с языковым разбором текста «Беличий гостинец».
  2. Занимательно о русском языке. Игра «Русский медвежонок»
  3. Зрительное изложение «Митины друзья».
  4. Синонимы и антонимы.
  5. Изложение «Редкая гостья».
  6. Работа над деформированным текстом.
  7. Сочинение по серии картин.

3        четверть.

  1. Сочинение по наблюдениям с элементами описания «Январь - середина зимы».
  2. Изложение по коллективно составленному плану.
  3. Сочинение по картине «Зима».
  4. Работа с деформированным текстом. Сочинение «Моя мама».
  5. Краткое изложение.
  6. Сочинение «Грачи прилетели» Саврасова.
  7. Лексическое значение слова, слова омонимы.

4        четверть

  1. Контрольное изложение.
  2. Сочинение «Моя семья»
  3. Сочинение по картине «Утро»
  4. Творческое изложение «В лесу»
  5. Работа с деформированным текстом
  6. Работа со словарями.
  7. Составление сокращённого рассказа.

Детские работы

Моя рука

Мои руки сильные. На каждой руке по пять пальцев. Иногда мои руки умелые, а иногда и нет.

Золотые руки - это когда человек своими руками все делает хорошо.

У моей мамы "золотые" руки. Моя мама все делает прекрасно.

У моей бабушки тоже "золотые" руки.

Моя бабушка очень хорошо готовит пельмени,  манты, чебуреки, беляши, печет пироги.

Например, когда был на даче мы нашли в лесу старый сарай, но там было убрано. Мы с ребятами занавесили окна, а один мальчик  сделал  дверь  и его прозвали  «мастер на все руки»

Воронин Алексей, 3б класс

«Мамины руки»

Мамины руки для меня самые нежные, работящие. Мама очень хорошо вяжет. Однажды она связала мне костюмчик на лето: юбочку до колена, кофточку с открытой спинкой и сумочку. Этот костюмчик сиреневого цвета. Мамуля очень искусно, красиво вяжет. Так же она связала себе три свитера и две шапочки. Мамочка хорошо готовит. Она пекла на мои дни рождения очень, очень вкусные торты. Поэтому я не признаю покупные торты. У мамы в комнате очень чисто. Все положено на свои места.  

Я мамочку очень сильно люблю. Когда я ложусь спать, мамочка меня гладит и целует на ночь. Я считаю, что она самая лучшая мама!

Жарникова  Алена       3 «б» класс

отзыв

по рассказу В.В.Бианки

«Мышонок Пик»

Я прочитала несколько рассказов Виталия Валентиновича Бианки: «Сова», «Приспособился», «Хитрый Лис и умная Уточка». Но больше всех мне понравился рассказ «Мышонок Пик».

В этом рассказе говорится о маленьком мышонке, которого звали Пик. Пику было всего две недели от роду. Он не умел ни пищи себе разыскивать, ни прятаться от врагов. Ребята сыграли с ним злую шутку: пустили одного, маленького и беззащитного, в опасное путешествие. Весь мир был против него. Каждый не прочь был поживиться глупым, беззащитным мышонком: звери, птицы, рыбы.

Весь рассказ поделен на семнадцать глав. Все они имеют свое название. В каждой главе рассказывается отдельная история о приключениях Пика. Все, что происходило с мышонком, было злым, страшным и жестоким. Но все испытания Пика закончились хорошо. Поэтому последняя глава называется «Хороший конец».

Мне нравятся рассказы В.В.Бианки тем, что в них говорится о жизни разных животных. Где они живут, чем питаются, что с ними происходит. Его  рассказы учат любить животных, быть добрыми и внимательными к своим «младшим братьям». 

Литература

  1. Н.Ф. Виноградова

Сборник программ внеурочной деятельности

Начальная школа  ХХI века      Москва изд. «Вента-Граф» 2013

  1. Г.С. Щёголева

«Система обучения связной письменной речи в начальной школе»

СПб изд. «Первый класс» 2014  

  1. П.Я.Гальперин  Управление процессом чтения. Новые исследования  в педагогических науках.
  2. А.Р. Арская  Самостоятельная поисково-познавательная деятельность  учащихся и её роль в повышении практической  направленности  на занятиях внеурочной деятельности.

С.В. Иванов Методическое пособие «Русский язык в 3 классе» Москва изд. «Вента-Граф» 2013