Коррекция лексико - грамматической стороны речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений

ГРИЩЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

В данной статье предложены рекомендации по коррекции речевых недостатков в паралели с формированием математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_leksiko-_grammaticheskoy_storony_rechi.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Е. Н. Грищенко, учитель – логопед,

МДОУ д/с № 1 «Земляничка» компенсирующего вида г. Кумертау

Максимально эффективное коррекционное воздействие по преодолению общего недоразвития речи у детей возможно лишь при многоаспектном, комплексном подходе к нему.

Одним из немаловажных направлений в работе с детьми с ОНР является формирование математических представлений. Математическое развитие является мощным инструментом

для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов; группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
·  для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);

· развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);

·  подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.);

Одним из типичных проявлений ОНР является резкое расхождение объема экспрессивного и импрессивного словаря. Несмотря на некоторые ограничения в понимании обращенной речи, импрессивная речь детей приближается к норме. Экспрессивная же речь характеризуется ограничением словарного запаса, неточным употреблением слов, многочисленными вербальными парафазиями, трудностью актуализации слов. Отсутствует правильная группировка слов при их усвоении, наблюдается недочеты при усвоении абстрактной лексики. Дети с ОНР обнаруживают отставания в формировании зрительно - пространственного гнозиса и праксиса, в осознании временных представлений, чувства ритма, Кроме того, наблюдается сниженное внимание, ограничение возможностей памяти, обедненный сенсорный опыт. Отстают в развитии мыслительные операции и речь.

Дети с нарушениями речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и нормально развивающиеся сверстники, поэтому у них необходимо сформировать представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду. Но, в то же время, важно осуществлять мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей, прежде всего их речевой деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширения пассивного и активного словаря, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие словесно-логического мышления. В результате ребенок не только совершенствует счетную и измерительную деятельность, получает элементарное представление, но и становится сообразительнее, увереннее в рассуждениях, сам строит догадки, фантазирует.

При планировании коррекционно-воспитательных задач по развитию элементарных математических представлений следует учитывать специфику коррекционной работы. Считаем необходимым исходить из следующих положений: организация, формы работы и привлекаемый педагогом материал должны соответствовать возрастным особенностям детей, возможностям их речевого и общего психического развития. Изучение лексико-грамматических конструкций на логопедических занятиях должно предшествовать проведению занятий по математике, на которых предполагается закрепление данных конструкций. Коррекционные задачи подчиняются программным, не заслоняют их, а гармонично сочетаются с ними. При этом есть необходимость значительно увеличить контроль со стороны педагога за речевыми высказываниями детей, в процессе которых они применяют полученные навыки и умения.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ОНР строится на основе практической деятельности с предметным, иллюстративным материалом, позволяющей раскрыть количественные, пространственные, временные отношения, определить свойства предметов, геометрических фигур. Основными приемами работы являются анализ, сравнение и осуществляющиеся на их основе сопоставление и противопоставление математического материала. В работе учитывается постепенное повышение уровня абстрактности наглядно - дидактического материала: сначала в качестве наглядности используем реальные предметы, их изображения, а затем геометрический и символический материал (цифры). По мере усвоения математических понятий детьми усложняем способы оперирования дидактическим материалом: от предметных действий к действиям в вербальном и умственном планах, что позволяет развивать способности детей к обобщению и абстрагированию. Для развития интереса к математике используем игровую форму подачи материала, учитываем индивидуальные возможности ребенка в выполнении заданий. Занятия носят комплексный характер, т.е. помимо традиционных видов работ включаем элементы занятий по изобразительной, игровой деятельности, ручному труду.

Коррекция речевых недостатков и формирование у детей с ОНР первых математических навыков проводим параллельно. Так,  для усвоения  представления о множестве,  подводим детей к пониманию того, что множество, состоящее из однородных предметов, называется одним обобщающим понятием (фрукты, мебель, игрушки). Формированию понятия множества способствует и решение обратной задачи, когда задается понятие, а детям предстоит определить, из каких предметов оно состоит. Например, при слове «посуда» дошкольники подбирают однородные предметы, относящиеся к данной группе.

В ходе выполнения заданий, формируем умение составлять отчет о выполненном действии: дети учатся рассказывать о том, как выполнялось действие, сначала по вопросам педагога, а затем самостоятельно.

Особое внимание придаем закреплению предложно - падежных конструкций, употреблению относительных прилагательных, т.к. эти формы особенно часто вызывают затруднения у детей с ОНР. Применяя в качестве счетного материала предметы из разных материалов,  стимулируем детей к включению в речь относительных прилагательных.

В ситуациях, возникающих при знакомстве с математическими представлениями, закрепляем навыки употребления простых предложений с однородными членами. Ведем работу по совершенствованию умений согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, существительные с числительными, в том числе  и с порядковыми, наречия с другими частями речи. Дети учатся понимать значение пространственных предлогов, ориентироваться на плоскости, что позволяет проводить работу по развитию связной речи.

В ходе проведения занятий ведется постоянный контроль за правильным произнесением детьми фраз, включающих слова с автоматизируемыми звуками.

Большое значение, на занятиях по развитию элементарных математических представлений придаем использованию художественного слова. Оно не только обогащает математическое образование детей с ОНР, но и способствует обогащению словаря, усвоению грамматического строя и совершенствованию связной речи.

Таким образом, полноценность усвоения математического материала детьми с нарушениями речевого развития определяется взаимодействием и степенью развития деятельностного, речевого и когнитивного компонентов математической готовности. У детей с ОНР без специальной системы коррекционной работы математические представления формируются неполноценно и не могут являться основой для усвоения школьного курса математики при дальнейшем обучении. Считаем, что при организации учебного процесса по формированию элементарных математических представлений  у детей с ОНР необходимо  использование специальной   коррекционной программы, способствующей не только усвоению знаний по математике, но и развитию грамматически правильной речи.