Международные исследования

Жуков Павел Анатольевич

Роль международных исследований в практике воспитателя нахимовского военно-морского училища.

Прежде чем приступать к  рассказу   о роли международных исследований в практике воспитателя Нахимовского военно-морского училища, нужно определить о каких  именно исследованиях  идёт речь.  Результаты международных исследований по математике и естественным наукам, или сокращенно ТИМСС.  Исследование уровня грамотности при чтении, или сокращенно ПИРЛС. В рамках этой программы, проводимой также Международной ассоциацией по изучению достижений в образовании, проведена оценка уровня грамотности в четвертом классе. В отличие от предыдущего обследования уровня грамотности, которое опиралось на несколько более узкое понятие грамотности, ПИРЛС опирается на определение грамотности, разработанное международной программой по оценке учебных результатов учащихся, предназначенной для 15-летних детей. Международная программа по оценке учебных результатов учащихся  PISA . Эта программа запланирована как постоянный вид деятельности ОЭСР по мониторингу учебных результатов учащихся из разных стран в трех областях: чтении, математике и естественных науках. Программа охватывает всех 15-летних детей, включая тех, которые обучаются на работе.  Участие в подобных исследованиях позволяет проанализировать успех стран-лидеров и внедрить положительный опыт в отечественную систему среднего образования. Поэтому очень важно понять, что объединяет лучшие школьные системы образования, какие механизмы в них используются для постоянного улучшения результатов учащихся. Здесь большую роль играет международный мониторинг и международная оценка эффективности образовательных реформ. Считаю нужным сказать о том,  что  исследования  по-моему  мнению, больше касаются преподавателей-предметников. Поэтому в будущем очень хотелось бы узнать об исследованиях касающихся воспитательного процесса. Мне в моей работе ближе и понятнее международные исследования, касающиеся учеников старших классов 9-11. Почему? Прежде всего, по причине отсутствия необходимого опыта при работе с детьми 4-8 классов. Этот опыт только  начал появляться, так как в Нахимовское военно-морское училище детей в 5 класс начали набирать 3 года назад. Впервые я узнал, что такие исследования существуют только в РГПУ им. Герцена в 2013 году.  Раньше мне приходили мысли о чём-то подобном, но в силу специфики военного заведения данные этих исследований до нас не доходили. Остановлюсь на небольшом кусочке из исследования ПИРЛС. В нём есть небольшая часть про детей с высокими умственными способностями. И говорится о времени, которое преподаватели тратят на работу с ними в разных странах. В 1999 году мы в училище провели небольшой эксперимент. Суть его была достаточна проста. Детей с повышенными умственными способностями определили в отдельный класс.  Итак, у нас было 3 класса обычных и один с вундеркиндами.  В процессе обучения в училище выяснилось следующее: из набранных 33 человек в лучшем классе осталось к выпуску31. В остальных  по 25 и меньше. Успеваемость в 31 классе была высокая в отличие от других классов. Класс был очень дружный.  И, теперь самое главное - программа была одинаковая для всех. А если бы в то время мы  знали, что с одарёнными детьми нужно заниматься отдельно, по другим программам, какие бы были результаты на выходе. Конечно, если бы разрешили высокие начальники. Кроме того одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и сферами интересов, следовательно, программы для них должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности этих детей определяют требования к психологической атмосфере на занятиях и к методам обучения. Любопытно, что российский опыт работы с одаренными детьми широко распространяется в странах Востока: в Южной Корее, Сингапуре, Китае, Таиланде. Китайские школьники добиваются больших успехов на международных олимпиадах во многом благодаря тому, что они использовали опыт Советского Союза в работе с одаренными детьми. В государственную школу-интернат, созданную по образцу школы им. Колмогорова при МГУ им. М.В. Ломоносова в 2002 году в Южной Корее, огромный конкурс в несколько десятков человек на место.  Страны-призеры, учащиеся  которых стабильно показывают самые высокие образовательные достижения - Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Южная Корея, Япония, Тайвань, Канада,  Новая Зеландия, Китайский Тайбэй и Шанхай (Китай). Проведенный анализ системы школьного образования этих стран позволил  выявить основные причины, обеспечивающие успех. Во-первых, политика государств азиатского региона направлена на сохранение национальных приоритетов, традиционной культуры, ценностей и ориентиров Востока.  Образованию отдается постоянный приоритет в государственной политике, поскольку просвещенность нации является залогом динамичного развития общества.   В-третьих, огромную роль в построении эффективной системы образования играет воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности. В-четвертых, успешность системы школьного образования обеспечена высоким социальным статусом учителя и жесткими требованиями к профессиональной деятельности педагога. В азиатских странах понятия философии образования, воспитания, формирования человека самым тесным образом связаны между собой. Традиционно цель обучения в школе больше воспитательная, чем образовательная. При желании многое из этого можно реализовать и в нашей стране. Разве уважение старших, почитание учителя не были в традиции русского народа. На мой взгляд, все  негативные черты присущие нашему обществу будут искоренены  только в том случае, если мы сможем воспитать детей с чувством справедливости, любящих свой народ, свою страну, желающих развивать национальную культуру и традиции с верой в будущее своего народа.