Научное общество "Исследователь - филолог". Руководитель: учитель русского языка и литературы Долгова Елена Владимировна

План работы научного общества "Исследователь - филолог"."Карта успеха" учащихся. Творческие работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka_issledovatel.docx27.95 КБ
Файл puteshestvie_po_karte_uspeha_v_kruzhke.pptx234.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 6

г. Вольска Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/__________/

ФИО

Протокол № ___________

от «__»_________20___г.

«Согласовано»

Заседание педагогического совета школы

Протокол №___________ от «__»________20___г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ

№ 6»

_____________/_________/

Приказ № ________

от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный исследователь-филолог»

 ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Долговой Елены Владимировны, высшей категории

Ф.И.О., категория

                          по русскому языку и литературе в 6-7 классах

предмет, класс

2015 – 2016  учебный год

Пояснительная записка

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Направленность программы «Юный исследователь-филолог» по содержанию является научно-предметной, в данном случае - гуманитарная область дополнительного образования; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся средних классов, включает школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

         Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность школьника среднего звена  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в среднем  звене школы сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В среднем звене закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

   Программа направлена на:

• создание условий для развития ребенка;

• развитие мотивации к познанию и творчеству;

• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

• профилактику ассоциативного поведения;

• интеллектуальное, ценностное и творческое развитие личности ребенка;

• укрепление психического здоровья.

   

   Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка.

     Программа отражает:

  • принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
  • дифференцированное обучение;
  • владение методами контроля;
  • принцип совместной деятельности детей и взрослых;
  • принцип обратной связи: каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, а что - нет, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
  • Принцип успешности: оценка успешности ученика должна быть искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение;
  • Принцип стимулирования: включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения

.Эффективным для развития ученика является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, найти информацию ее обработать и оценить, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

   

Целью образовательной программы является формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях.

Цели программы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

• обучение проведению учебных исследований школьников;

• развитие творческой исследовательской активности детей;

• стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

• ознакомление с научной картиной мира;

• вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Отличительные особенности программы «Юный исследователь-филолог»  в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

     

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11-12 лет. Дети 11 лет способны на среднем уровне выполнять предлагаемые задания.

   

Сроки реализации образовательной программы 1 год.

   Программой предусмотрены методы исследовательский и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.

    Формы организации обучения по коллективу детей – коллективная, групповая и индивидуальная  в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия -  игра, конкурсы, презентации.

      Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

Практическая значимость

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Ожидаемые результаты освоения программ:.

◊ включение всех учащихся класса в исследовательскую работу,

◊ выполнение мини-исследований,

◊ участие школьников в мини-конференциях (в конце каждого года проводится презентация проектов с приглашением родителей),

◊ умение использовать при подготовке к другим предметам вновь приобретённые знания и навыки;

◊ умение работать с различными источниками информации, что положительно сказывается на результатах техники чтении

       

     Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ учащихся, где отражается деятельность воспитанников. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» (защита исследовательских работ с ИКТ). Работы победителей и призеров публикуются в электронном СМИ в проекте одаренных детей «Алые паруса» социальной сети работников образования nsportal.ru или на сайте infourok.ru

Планирование и содержание изучаемого курса

Дата

Содержание разделов темы

Количество часов

Краткое описание темы

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Лингвистика - наука о языке. Спектр для наблюдений.

Формирование микрогрупп. Выявление лидеров «Что я думаю о своих способностях?»

Знакомство со словариком исследователя.

Составление индивидуального словарика исследователя.

Что такое «карта успеха»?

Оформление «карты успеха» каждой микрогруппой.

Постановка проблемы. Определение целей и задач исследования.

Составление плана работы микрогрупп.

Выбор методов.

Изучение литературы.

Работа в интернете.

Практикум «Моя электронная почта». Как принять приглашение на проект одаренных детей «Алые паруса»?

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

Анализ результатов исследования. Формулировка выводов.

Оформление работы. Подготовка доклада.

Как правильно сделать презентацию для защиты исследования.

Знакомство с Microsoft Power Point.

Мастерская «Подводим итоги»

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку». Защита исследовательских работ с ИКТ.

Учебно-методическое обеспечение

а) литература и пособия:

  1. Ильиных Л.М. «Развитие исследовательских способностей школьников», Начальная школа,  2007, №7
  2. Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы»
  3. Савенков А.И. «Методика организации игр-исследований с младшими школьниками»
  4. Савенков А.И. «Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности»
  5. Савенков А.И. «Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы» Одаренный ребенок. 2003, №2
  6. Шереметьева М.А. «Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников»
  7. Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
  8. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др . Волгоград: Учитель, 2008.
  9. Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников», Издательство «Аркти», Москва, 2002.
  10. А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров», Самара, 2007.
  11. Распечатка с обучающих семинаров.

б) Оборудование и приборы:

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы предполагают наличие кабинета, компьютера и экрана. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: выход в Интернет, ручка шариковая, простой карандаш, линейка, угольник, блокнот, энциклопедии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Путешествие по «карте успеха» в кружке «Юный исследователь-филолог» учитель высшей категории Долгова Елена Владимировна МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Вольска Саратовской области»

Слайд 2

Цель кружковой деятельности: - частичное ознакомление с технологией проектной и исследовательской деятельности в области филологии; - формирование умения поставить цель и организовать её достижение; - развитие креативных качеств: гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, умения формулировать и высказать своё мнение, презентовать собственные результаты.

Слайд 3

«Карта успеха» микрогруппы

Слайд 4

Щедра талантами Россия, Что бьют ключом, как родники, Чисты их россыпи святые, Любви земной проводники. Публицистическая статья в газету «Любим ли мы тебя, Малыковка ?» Фоторепортаж «Очищаем берег реки Волга» Фоторепортаж «Встречи вольских писателей, членов литературного центра им.Ф.И.Панферова » Дневниковые записи в эпистолярном жанре «Сигаретам – нет! Спорту – да!» Очерк «Душа вольского поэта»

Слайд 5

Щедра талантами Россия, Что бьют ключом, как родники, Чисты их россыпи святые, Любви земной проводники. Фоторепортаж «Память об Алексее, погибшем в Чечне» Статья в школьную газету публицистического стиля «Мы – за жизнь без сигарет!» Научно-исследовательская работа «Обогащение словарного запаса путем изучения фразеологизмов». Презентация для защиты исследования.

Слайд 6

Результаты кружковой деятельности Каждый ученик, путешествуя по «карте успеха» своей микрогруппы , получил свидетельство о публикации в электронном СМИ в проекте одаренных детей «Алые паруса» социальной сети работников образования nsportal.ru

Слайд 7

Спасибо за внимание!!