ШМО предметов гуманитарного цикла МОУ СОШ № 4

Дерепасова Ольга Викторовна

Материалы, отражающие работу ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное взаимодействие учителя с учащимися на уроках гуманитарного цикла.

       Руководитель ШМО гуманитарного цикла Дерепасова О.В.

 «Учить и воспитывать - это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли».
                                                                                                       
Е.Н.Ильин.

     Творческая мысль является двигателем прогресса. С ее помощью мы познаем самих себя, окружающий мир, получаем знания и передаем их другим. Человеческие отношения также зависят от того, в какой степени человек образован и воспитан. Творческая мысль полностью реализуется в искусстве общения, которому мы учимся на протяжении всей своей жизни.

Именно предметы гуманитарного цикла позволяют учителю общаться с ребятами не только на уровне «учитель – ученик», но и на духовном уровне. Гуманитарное образование играет ведущую роль в формировании и воспитании личности, развитии её морально-нравственных качеств, творческих способностей в приобщении к отечественной  культуре, а также в сохранении национальных традиций и исторической преемственности человека в любой профессиональной области, так как формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности и взаимодействия людей. 
     
Целевая установка предметов гуманитарного цикла - приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся. Особое значение на занятиях по данным  предметам придается личному психологическому фактору, позиции самого учащегося, который должен осознавать себя и найти свое место в общей картине мира, в окружающей духовно-нравственной социокультурной среде. 

        В нашем МО работают учителя с высоким уровнем компетентности, творческие и  преданные своему делу.
        Учителя русского языка и литературы Колодина Н.Н. и Герасимова Э.А. на своих уроках успешно решают задачи литературного образования в гармоническом сочетании с воспитательными задачами. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера (ориентированные  на принципы гуманности) и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся (формирование читательского вкуса, умение анализировать и оценивать художественное произведение, развитие творческого потенциала учащихся, их речи и т.п.)          На уроках литературы Герасимовой Э.А., активно использующей технологию критического мышления, создаются личностно ориентированные ситуации, связанные прежде всего с переносом акцентов на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей. Через осмысление и понимание внутреннего мира литературных героев учащиеся стремятся к самопознанию и осмыслению своего внутреннего мира. 
      Интересные, методически грамотно выстроенные уроки русского языка Колодиной Н.Н. открывают перед учащимися все богатство и красоту родного языка,
 подводят детей к пониманию важнейших идеалов отечественной духовности и культуры. На своих уроках Наталья Николаевна учит  грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).

Большую роль в работе учителей русского языка и литературы играет внеклассная работа. Они отчетливо понимают насколько важно создать соответствующую обстановку, при которой у ученика могут возникнуть те или иные переживания.  Можно, например, много говорить о творчестве Лермонтова в стенах школы и не вызвать у детей чувства восхищения его поэзией.. А вот ряд экскурсий по лермонтовским местам, постановка перед детьми задачи найти в Пятигорске места, описанные в его произведениях, сфотографировать их, приводят к возникновению у детей чувства сопричастности к творчеству поэта.
       Прочное место в практической педагогической деятельности Перепелица Ю.А. занимают инновационные технологии, а также коллективные формы работы на уроках истории как один из способов повышения эффективности урока. Такая работа повышает интерес к предмету, учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска решений проблем, творческого подхода при реализации полученных знаний.

        А нравственные диалоги с учащимися, которые Юлия Александровна ведет на уроках обществознания, раздвигают рамки их этического кругозора, у них выкристаллизовывается собственное отношение к проблеме, проявляется видение нравственной сущности своего Я. И как результат этих уроков – успешное участие учеников в НПК «Юность, наука, культура» в г.Обнинске, участие в конкурсе «Моя законотворческая инициатива» в г.Москва. 

      В рамках предмета истории И.И.Табала проводит большую работу по возрождению школьного музея. Реализация такой работы, на мой взгляд, не только вызывает у учащихся патриотические чувства, но и способствует их закреплению, является основой для формирования высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства долга перед предками. 
       
Важным в процессе формирования нравственного самосознания является отработка навыков и привычек поведения. Действенность воспитания во многом зависит от того, насколько школа и семья заботятся о формировании полезных навыков и привычек. Эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка. На уроках ОБЖ, целесообразно организованных Табала И.И., многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих воспитанников. Сочетание организации жизни детей с глубоким усвоением теории нравственности — основной путь нравственной закалки молодого поколения.

   Основной задачей учителей иностранного языка является формирова

ние ключевых коммуникативных компетенций как  средства

развития духовно-нравственного потенциала личности в контексте «вечных

ценностей»

       На уроках английского языка учащиеся обсуждают такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения.

         И, конечно, не последнюю роль играют проектная методика, обучения иностранным языкам. После изучения каждого раздела ребятам предлагается выполнить проект. Работа над проектом развивает не только творческие способности, но и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность; развивает волю, мышление, внимательность,воображение,память.
       С педагогическим интересом проводит свои уроки Глушкова О.Г. На её уроках сложилась своя система  выработки прочных знаний, где особое место отведено развитию устной речи и пониманию английского языка на слух. Используя различные приёмы и методы работы, учитель использует технологии, помогающие развивать навыки общения, приближающие речь к естественным нормам. Уроки проходят интересно, виден опыт работы учителя. Особое место в педагогической деятельности Ольги Геннадьевны занимает технология личностно-ориентированного подхода к ребенку, что позволяет создать на уроке атмосферу сотрудничества, вовлечь всех учащихся в совместный труд с учителем. Учителем апробированы различные виды уроков- игр: урок-путешествие, урок-конкурс, интегрированные уроки  и игровые ситуации.

        Подводя итоги, хочется отметить, что учителя МО гуманитарного цикла продолжают использовать нестандартные и нетрадиционные формы работы, различные педагогические технологии и их элементы. Хочется отметить мотивационную готовность к оценке индивидуальных достижений участников образовательного сообщества, уроки всех учителей гуманитарного цикла содержательны, логически стройны, отработаны и перепроверены многолетней практикой. Им есть, что показать и чем поделиться.