Для родителей

Звуко-буквенный анализ. Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuko.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ слов. Памятка для родителей.

 

   При выполнении  анализа слов важно помнить, чем различаются звуки и буквы. звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

   В русском языке 43 основных звука ( 6 гласных и 36 согласных), а число букв 33. разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

буквы русского алфавита:  
аа – «а», бб – «бэ», вв – «вэ», гг – «гэ», дд – «дэ», ее – «е», ЁЁ – «Ё», жж – «жэ», зз – «зэ», ии – «и», ЙЙ – «Й», кк – «ка», лл – «эль», мм – «эм», нн – «эн», оо – «о», пп – «пэ», рр – «эр», сс – «эс», тт – «тэ», уу – «у», фф – «эф», хх – «ха», цц – «цэ», чч – «че», шш – «ша», щщ – «ща», ъ – «твердый знак», ыы – «ы», ь – «мягкиЙ знак», ээ – «э», юю – «ю», яя – «я». 
   Русский алфавит называют кириллицей или кириллическим.в русском языке существуют гласные и согласные буквы. их название зависит от Произношения тех звуков, которые они обозначают.

  чтобы отличить При изучении фонетики звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки. например, буква а обозначает звук [а], буква л обозначает звук [л] , [л] и т.д

  гласные звуки — это звуки, которые образуются При участии голоса. При их Произношении воздух Проходит свободно и не встречает Преграды. в русском языке  шесть гласных звуков: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] ( букв 10).

  буквы а, о ,у ,и ,ы, э – обозначают 1 звук.

  буквы я, е, ё, ю – йотированные, они  могут обозначать  2 звука: я – [Й`а], е – [Й`э], Ё – [Й`о], ю – [Й`у]. эти буквы выполняют две функции:

1)  После согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук: мяч  [м`ач`], люк [л`ук];

2) обозначают два звука, например:
1. После гласных: жуёт [жу й`от]
2. После разделительных ъ и ь: колья [кол`й`а]
3. в начале слова: ель [й`эл`].
Буква э пишется в начале слова и После гласных (эта, аэродром). в звуковой схеме мы обозначаем гласные буквы красным цветом.

  Гласные звуки могут быть ударными и безударными. важно помнить правило: «сколько в слове гласных- столько и слогов». в словах, где только один гласный звук, мы не обозначаем ударение в   звуко - слоговая схеме, так как ударение всегда Падает только на гласный.

  Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума . При их произношении воздух встречает преграду, которая образуется нижней губой или языком При их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом. звуков -34, букв- 21. это объясняется тем, что в русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой

ср.: сэр [сэ?р] и сер [с’э?р].

  Согласные звуки могут быть парными по твёрдости-мягкости и глухости -звонкости, но не все имеют Пару.

 Твёрдыми и мягкие звуки: [б]- [б`], [в]- [в`], [г]- [г`], [з]- [з`],  [к]- [к`], [л]- [л`], [м]- [м`], [н]- [н`], [П]- [П`], [р]- [р`],  [с]- [с`], [т]- [т`], [ф]- [ф`], [х]- [х`].

 Звуки [ж, ш, ц ]- всегда твёрдые.  звуки [ч`, Щ`, Й` ]- всегда мягкие.

 твёрдые согласные мы обозначаем синим цветом, а мягкие - зелёным.

 Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б]- [П], [в]- [ф], [г]- [к], [ж]- [ш],  [д]- [т], [з]- [с].

звуки [н, м, р, л, Й]- непарные звонкие.

звуки [ч, Щ, ц, х]- непарные глухие.

 такие звуки, как [н, м, р, л], мы ещё называем сонорными , а звуки   [ж, ч, ш, щ]- шипящими (из-за особенностей их произношения).

 Важно помнить, что если ребёнок не знает ещё всех букв русского алфавита, он должен уметь составлять звуко – слоговую схему. как это сделать? вот пример.

Звуко - слоговой разбор слова Анюта.

 ребёнок Произносит слово Анюта, определяя количество слогов в слове и место ударения.

-сколько слогов в слове? (два)

- какой слог ударный?  какой по счёту?

- какой первый слог ? (а)

- из скольких звуков он состоит? (1)

- Произнеси слово так, чтоб был слышен первый звук.

 ребёнок  Произносит слово  Анюта выделяя первый звук:

Ааанюта. Первый звук [а]

 - он гласный или согласный? Почему?

(этот звук не встречает никаких преград во рту. легко и свободно произносится — [ааа]).

какой фишкой (цветом) его обозначим?(красной).

- какой второй слог? (ню). что из себя Представляет слог ню? (слияние).

- Произнеси слово так, чтоб был слышен второй звук.

а[н’н’]юта. второй звук — [н’].

 какой это звук?( мягкий согласный)

 каким цветом мы его обозначим? (зелёным)

- какой третий звук.

- ан[ууу]та, третий звук [у], это гласный, обозначаем его красным цветом.

(ученик рисует нужную схему слога-слияния)

- какой третий слог? (та)?

- является ли он слиянием? Почему?

 какой ПервыЙ звук в слоге??

(аню[т. четвертый звук [т] — это твердый согласный, обозначим синим цветом).

учитель. какая у него мягкая пара?

ученик. звук [т’].

Ребенок Произносит имя Анют[аа], выделяет голосом последний звук в слове, называет его — [а], доказывает, что это гласный звук и обозначает его красным цветом.

 - Прочитай все слово. если ребёнок уже знаком с некоторыми буквами, то можно проговаривать, какой буквой он обозначит произносимый звук.