Делюсь опытом работы


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 19 имени Героя Социалистического Труда А.С. Федотовой города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск  Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Золотой ключик»

 «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»

 (реализация ООП ДО «Мозаика»)        

(мастер-класс)

Воспитатель:

 Дубровина Марина Вячеславовна

 «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А.Сухомлинский.

  В нашем детском саду имеются все условия для занятий изобразительной деятельностью с детьми. Большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования. Однако, на мой взгляд, недостаточно места отводится нетрадиционной технике рисования. Мой опыт работы с детьми в детском саду показал: нужно рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, это вызывает у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, которые, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе. Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

   В своей педагогической деятельности я ориентируюсь на ООП ДО «Мозаика» и проведу мастер-класс.

 Цель: создание педагогических условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства участников мастер – класса на основе организации пространства по обмену опыта. 

Задачи:

Передать педагогам свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности, используя ООП ДО «Мозаика»

Создать благоприятную творческую обстановку;

 Повысить уровень мастерства педагогов в рисовании нетрадиционными способами.

Участники: воспитатели ТУМО для детей раннего возраста.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: гуашь, краски, баночка с водой, салфетки.

 Ход:

 Ведущий: "Добрый день. Мы очень рады вас видеть. Сегодня мы хотим показать вам мастер-класс, ориентированный именно на возраст наших детишек. Сегодня вы будете не воспитателями, а превратитесь в  детей. И мы с вами будем рисовать и использовать материал так, чтоб вы посмотрели и взяли что-то себе на вооружение; как вы сможете, играя рисовать с детьми, как заинтересовать и вызвать эмоциональный отклик, и как следствие - отличное настроение.

   Изобразительная деятельность даёт детям широкие возможности для экспериментирования с материалом. В их распоряжении есть карандаши, краски, разноцветные мелки, кисти разных размеров, мольберты, бумага, альбомы, пластические материалы. Материал, предлагаемый мною  детям, обеспечивает  свободу и разнообразие действий, находится в доступном месте и быть удобным для использования. В ООП ДО «Мозаика» вы найдете множество идей, по данной теме, а используя ПМК «Мозаичный ПАРК» вы обогатите свой профессиональный опыт.

   Мои малыши рисуют не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками губки, щёточками, «печатками». Рисуем на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах. Листы бумаги, ватман большого размера раскладываем не только на столе, но и на полу, дети имеют возможность свободно действовать и не мешать друг другу при совместном рисовании. Один малыш выбирает для рисования карандаш, другой хочет черкать мелком, третий — делать отпечатки губкой, пропитанной краской. Таким образом, мною создаются благоприятные условия для налаживания общения, подражания действиям друг друга, освоения новых изобразительных материалов.

   Давайте тоже приступим к рисованию (предлагаю педагогам потренироваться в рисовании солнышка разными способами).

    Во время деятельности напоминаю, что способы рисования  Предлагаю использовать использую заготовки, например, даю фигурку тигра, кошки, жирафа – надо нарисовать на ней полоски и пятна; изображаю  на ватмане большую змею – разрисовывают  так, как им захочется.

  Напоминаю приём примакивание к бумаге губки, пропитанной краской, или специальной печатки (предварительно вырезала из губки различные геометрические формы, фигурки).  Предлагаю макать их в блюдечки с краской и делать отпечатки. Используя печатки, можно украсить  нарисованную ёлку разноцветными шарами, яблоню — яблоками или птичками. Печатками могут служить катушки, пробки и любые подходящие для этого предметы.

   После того как коллективный рисунок создан, я спрашиваю у малышей, что они нарисовали, помогая им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы (солнышко, цветок, дождик).

   Можно  дорисовать некоторые детали к рисункам детей так, чтобы получился новый образ, например соединить линиями цветные пятна, чтобы получилась мышка, домик, человече, но и предлагаю самим дорисовать к рисунку взрослого какие-либо детали, пофантазировать, что же получилось.

    В ходе занятий и игр комплексно использую различные виды художественной деятельности. Например, рисуем под музыку или чтение стихотворений, с вылепленными из пластилина персонажами сказок разыграем сказочный сюжет.

   Хорошим приёмом для стимуляции детского воображения является «кляксография». Показываю ,что картинки-кляксы получаются, если брызнуть на лист бумаги краску и сложить его пополам кляксой внутрь. Прошу  угадать, что получилось, или дорисовать картинку так, как подсказывает фантазия.

  Поощряю любые попытки творчества , хвалю, отношусь  с уважением к тому, что получилось.

   Рисунки и поделки без его разрешения не беру- прошу  создать рисунок, поделку специально для выставки, в подарок маме, сестре, другому ребёнку.          

  По окончании работы прошу всех полюбоваться своим творчеством, рассказать о том, что рисовали.

  В группе экспонирую все детские работы, а не только самые лучшие. Предварительно я договариваюсь с каждым малышом: «Ты хочешь, чтобы твой рисунок был на выставке?», или «Давай поставим твоего пластилинового ёжика на выставку, чтобы все видели, как ты хорошо его слепил».

   Привлекаю внимание родителей к продуктам детского творчества: «Посмотрите, как наши дети рисуют. Вот Петя нарисовал красивую рыбку, а Катя — замечательный цветок». Такое отношение взрослого способствует развитию у ребёнка положительного самоощущения, стимулирует его творческие проявления, рождает чувство гордости за собственные достижения.

Итог мастер-класса-

  Методические материалы  «Художественно-эстетическое развитие детей» к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Мозаика» содержат описание игр и занятий, направленных на приобщение детей к изобразительным видам деятельности, музыке, театрализованной деятельности, развитие у них эстетического отношения к окружающему миру. Предложенные в пособии рекомендации помогли мне по реализации задач в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми раннего возраста.

Литература:

Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/авт.-сост В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.В.Кильдышева-М.: ООО «Русское слово-учебник,2017(ФГОС ДО . (Прогр аммно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»).

Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика».: группа раннего возраста /.авт.-сост В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.В.Кильдышева-М.: ООО «Русское слово-учебник,2017 (Мозаичный ПАРК)



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 19 имени Героя Социалистического Труда А.С. Федотовой города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Золотой ключик»

Педагогический мониторинг развития детей раннего возраста в ходе реализации ООП ДО «Первые шаги»

(методические рекомендации)

26100_Dsh_SmiGa_P_Pervie_Shagi_Obl-2

Дубровина М.В.

воспитатель,

 ГБОУ ООШ № 19  г. Новокуйбышевска

сп «Детский сад «Золотой ключик»

Новокуйбышекск,2019 г.

Возрастная группа: группа раннего возраста (2-3 года)

Пояснительная записка

   С целью оценки эффективности работы по образовательной программе дошкольного образования «Первые шаги» педагогами систематически проводится мониторинг образовательного процесса, т. е. осуществляется сбор данных о степени реализации образовательных целей, поставленных в Программе, в том числе, об индивидуальных особенностях развития каждого ребенка. Важнейшим способом педагогического мониторинга является систематическое наблюдение за изменениями в разных сферах развития детей, получение информации об индивидуальных особенностях каждого ребенка и   динамике его продвижения в развитии.

    Умение наблюдать является одним из важных условий успешной работы педагога с детьми. Оно позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы с группой. Наблюдение должно быть целенаправленным и систематическим, не превращаясь при этом в самоцель.    Информация, полученная в результате наблюдения, необходима для фиксации качественных изменений в развитии ребенка – новых умений ,интересов и предпочтений и создания условий для их дальнейшего развития.

Тематические карты-схемы наблюдения

     Тематические     карты-схемы     используются     для     наблюдения     за     ходом развития ребенка.

    Эти карты содержат информацию, отражающую существенные изменения в разных сферах развития малыша. Поскольку структурированное наблюдение начинается с первого дня поступления ребенка в детское учреждение, в первую очередь использоваться карта наблюдения за ребенком в период адаптации.

 Карта наблюдения за ребенком в период адаптации:

     Наблюдение      ведется      в      течение      всего      периода      адаптации,      чтобы проследить,   как   быстро   ребенок   привыкает   к   яслям,   по   каким   направлениям отмечаются более благоприятные, а по каким - менее благоприятные изменения.

Для фиксации используются критерии:

• «+» (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);

• «v» (когда качество проявляется время от времени);

• «-» (когда качество не проявляется никогда).

   В случае необходимости, в графе «Примечания» делаются короткие записи, дополняющие предложенную схему.

   Анализируя данные наблюдений, воспитатель выявляет зону особого внимания, решает, с какой проблемой ребенка ему нужно работать, прежде всего, составляет план такой работы. С опорой на данные наблюдений проводятся беседы с родителями, выработка общей стратегии поведения взрослых.

    После завершения периода адаптации задачей наблюдения становятся особенности продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, как в адаптационном периоде, а с большим временным интервалом, например, один раз в месяц. Частота заполнения схем зависит от состояния и поведения ребенка. Если возникают какие-то проблемы, следует вернуться к более частым записям.

   Работа с картой развития.

   Воспитатель должен выделить время для работы с картой, встроив его в распорядок дня и недельное расписание. Если в группе работают несколько педагогов, они распределяют между собой детей, за которыми ведут наблюдение и заполняют соответствующие карты.

   Чтобы отслеживать все области развития каждого ребенка, следует использовать разные ситуации в течение дня.

   При заполнении карты воспитатель суммирует свои впечатления за период наблюдения в течение дня или недели. В карту не следует заносить наблюдения, накопленные за один -два дня, так как достоверный вывод о развитии ребенка можно сделать лишь на основании повторяющихся особенностей поведения малыша в разных ситуациях

Карта знаблюдения за развитием ребенка:

  Для фиксации используются критерии:

• «+» (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);

• «v» (когда качество проявляется время от времени);

• «-» (когда качество не проявляется никогда).

   Заполнив        карту        наблюдения,        воспитатель        получает        целостное

представление о развитии ребенка на данном возрастном этапе, о его достижениях и проблемных зонах. На основании этой карты он может строить педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей малыша.

Планирование педагогической работы на основе наблюдений.

    Карта развития – не тест. Работа с ней не требует подсчета баллов и строгой оценки. С ее помощью можно составить представление о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях и в случае необходимости определить направление коррекционной работы. Результатом наблюдений должно стать определение конкретных целей педагогической работы с ребенком, реализация этих целей и последующая фиксация изменений в соответствующей сфере развития ребенка.

   С целью получения общей характеристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка внутри группы можно составить индивидуально-групповую карту развития.

   Эта карта по содержанию аналогична предыдущей, но отличается по форме. Для того чтобы карта не была слишком громоздкой, ее можно представить в виде отдельных карт по каждому направлению развития.

   Пример одной заполненной карты для наблюдения за детьми третьего года жизни.

Индивидуально-групповая карта развития общения со сверстниками:

    Для фиксации используются критерии:

• «+» (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);

• «v» (когда качество проявляется время от времени);

• «-» (когда качество не проявляется никогда).

  На основании записей в данной карте можно сделать вывод о том, что в целом    в    группе    преобладают    доброжелательные    отношения,    но    при    этом интерес к сверстникам развит недостаточно. Благополучнее всего общение со сверстниками развивается у Кати и Маши. Особого внимания требует Денис, который не только сам игнорирует сверстников, но и отвергается ими.

  Задачей воспитателя становится создание условий для пробуждения интереса мальчика к другим детям и стимулирования эмоциональных контактов с ними.

   А по отношению ко всей группе необходимо чаще организовывать и разнообразить совместные игры и занятия с малышами, поддерживать и поощрять их доброжелательность,        умение        откликаться        на инициативу        ровесника, согласованность в действиях.

   Аналогичным образом можно составлять карты по другим направлениям развития детей.

    Сравнение карт, заполненных в разные периоды времени, позволит выявить динамику развития группы в целом и отдельных детей, а также оценить качество работы педагогов.

   Общее значение наблюдений состоит в том, что они помогают взрослым лучше узнать каждого ребенка, осуществлять индивидуальный подход, приобрести        собственный        опыт        понимания        детей,       дают        возможность конструктивно взаимодействовать с родителями, планировать жизнь группы.

Литература:

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»/ авт-сост. Е.О.Смирнова ,Л.Н .Галигузова ,С.Ю.Мещерякова -М.: ООО «Русское слово-учебник,2015 (ФГОС дошкольного образования)



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

 А.С. ФЕДОТОВОЙ ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Выступление на территориальном учебно- методическом объединении для воспитателей, работающих с детьми раннего дошкольного возраста

Тема: «Организация экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста через реализацию ООП ДО «Первые шаги»          

                                 

                           Воспитатель:

                                                              Дубровина Марина Вячеславовна

г.о. Новокуйбышевск

2020 г.

  Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» охватывает пять направлений развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО, одно из них – познавательное развитие, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей.

 Для реализации данного мероприятия воспитатели организуют развивающую предметную среду, налаживая совместную деятельность с каждым ребенком, создают условия для самостоятельной деятельности ребенка с предметами.

  Для развития познавательной активности обогащается жизнь детей новыми впечатлениями, создаются условия для детского экспериментирования.

  Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» содержат описание игр и занятий для познавательного развития детей.

  Поэтому воспитатель,  планируя экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста, использует картотеку игр по познавательному развитию в образовательной и совместной деятельности с детьми (о планировании мы расскажем в апреле на нашем методическом семинаре)

  В подразделе «Игры и занятия на развитие познавательной активности» рекомендуются картотека - «секреты и сюрпризы»:

 В совместной деятельности ребёнок открывает для себя новые связи, учится управлять выявленными ранее свойствами предметов. Роль взрослого - предоставить возможность действовать с разными «загадочными» предметами, удивлять, показывать неожиданные эффекты.

  Хорошим материалом для экспериментирования для детей второго года жизни являются коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные ребёнку, способы открывания. Это могут быть:

  • коробочки, открывающиеся по принципу спичечного коробка (с выдвигающимся коробом);
  • коробочки-пеналы;
  • шкатулки с разными запорами;
  • коробочки из-под духов (желательно с прозрачной крышкой, сквозь которую ребёнок может видеть спрятанную внутри игрушку);
  • футляры с застёжками «молния» или с крышкой на кнопочках;
  • прозрачные коробочки для дискет или аудиокассет.

Предлагаю вам игру «Коробочка с секретом».

 В непрозрачную коробочку или футляр можно положить маленькую игрушку, бусины. Чтобы привлечь внимание малыша к коробочке, вызвать желание её открыть, потрясите её, скажите: «Слышишь, там что-то гремит? Попробуй открыть коробочку, посмотрим, что там внутри». Поощряйте интерес ребёнка, поддерживайте его самостоятельные действия. Если ребёнок после нескольких безуспешных попыток теряет интерес к задаче или обращается к вам за помощью, помогите ему, но не выполняйте действия вместо него. Например, можно задать наводящие вопросы: «Может быть, нужно нажать на кнопочку?», «Как ты думаешь, может быть, коробочка откроется, если потянуть за петельку?». Или дать совет: «Попробуй отодвинуть крючочек». В некоторых случаях воспитатель может показать правильное действие, предложить ребёнку повторить его, и они как бы вместе совершают «открытие».

Когда ребёнок откроет коробочку и достанет спрятанный предмет, похвалите его, вместе рассмотрите находку. Если малыш захочет продолжить игру, предложите ему спрятать игрушку обратно и снова открыть коробочку.

Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаёт хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают различные свойства красок и новые возможности в экспериментировании с цветом. Для этих игр, помимо красок и кисточек, необходимы клеёнчатые фартучки для детей, стаканчики с водой, настольные клеёнки.

Предлагаю вам возможную игру с красками «Таинственные отпечатки»

Предложите детям изготовить загадочные картинки. Сложите листы белой бумаги пополам, раздайте их детям и предложите разрисовать одну половину листа краской. Потом снова сложите листы по сгибу и прогладьте их рукой. Скажите малышам: «Теперь давайте посмотрим, какие у нас получились картинки». Предложите детям развернуть свои листы и рассмотреть отпечатки. Вместе с детьми постарайтесь придумать, на что похоже каждое получившееся изображение.

В соответствии с данной программой, детское экспериментирование, направлено прежде всего на установление скрытых связей и свойств окружающих ребёнка предметов и вносит огромный вклад в познавательное развитие ребёнка. В процессе экспериментирования ребёнок может опробовать разнообразные способы действия с предметами и добиться сразу нескольких новых открытий.

 

Планирование образовательной  деятельности , в нашем детском саду, включает в себя расписание занятий в группе:

Воспитателями разрабатывается план-конспект, например:

 Экспериментальная деятельность может также осуществляться и  во время предметной деятельности с воспитанниками , как часть занятия.

 Рекомендуемая литература:

   Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»/ авт-сост.Е.О.Смирнова ,Л.Н.Галигузова ,С.Ю.Мещерякова -М.: ООО «Русское слово-учебник,2015 (ФГОС дошкольного образования)

   Познавательное детей: методические рекомендации к  комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О.Смирнов, С.Ю.Мещерякова, Т.В.Ермолова -М.: ООО «Русское слово-учебник,2019 (ФГОС дошкольного образования)